Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема: Ћитургическое врем€.




ƒл€ богослужени€ характерна оппозици€ между вневременным и временным: с одной стороны, ’ристос уже пострадал один раз, и вс€кие “аинства (напр.  рещение в —мерть √осподню или участие в “айной ¬ечери Ч ≈вхаристии) €вл€ютс€ возобновлением этого спасительного де€ни€. “. о. “аинства наход€тс€ как бы вне времени: в каждом “аинстве мы реально участвуем, например, в ≈вхаристии мы реально участвуем все в той же “айной ¬ечери.

Ќо, с другой стороны, человек существует во времени. » поэтому в ÷еркви устроен целый р€д разных временных циклов богослужебных, который осв€щает врем€ в его разных аспектах.

— одной стороны, это цикл суточных служб, осв€щающих каждое врем€ суток.

— другой стороны, это несколько циклов праздников, которые позвол€ют человеку отличать одни дни как праздничные, другие дни как будничные и, даже наоборот, как постные.

—оответственно, существуют богослужебные циклы.

 ак относитс€ литурги€ Ч сама€ главна€ служба Ч ко времени?

— одной стороны, нам знакома практика совершени€ литургии по утрам, т.е. литурги€ как бы утренн€€ служба.

Ќо если мы обратимс€ к “ипикону, то узнаем, что в разное врем€ года в разные праздники литурги€ начинаетс€ в разное врем€ суток.

Ќапример, в ¬еликую —убботу литурги€ начинаетс€ (по ”ставу) около 10-го часа дн€, т.е. спуст€ 10 часов после рассвета, т.е. примерно в 4-5 часов вечера.

Ќаоборот, на ѕасху и на –ождество литурги€ начинаетс€ Упо рануФ, т.е. до рассвета даже, еще ночью.

Ёто самое раннее и самое позднее врем€ начала литургии.

»так, мы видим, что литурги€ может начинатьс€, как и совсем рано, так и совсем поздно, т.е. она не прив€зана к какому-то определенному времени дн€.

¬ 8-й главе “ипикона содержитс€ подробна€ регламентаци€: когда совершать литургию в зависимости от степени праздничности дн€.

»з этой главы вы€сн€етс€, что чем больше праздник, тем раньше должна совершатьс€ литурги€. — чем это св€зано? Ёто св€зано с ≈вхаристическим ѕостом.

«десь мы вплотную подошли к еще одной теме, котора€ €вл€етс€ под темой данной темы:

—истема постов.

¬ христианской церкви есть 2 понимани€ ѕоста: с одной стороны, это пост, назовем его, эсхатологический Ч пост, соблюдаемый ради ожидани€ пришестви€ ’риста, как сказано в ≈вангелии: воздержание полное от пищи и воды и от всего воздержание, когда человек ждет жениха Ч ’риста.  огда-то в древней церкви так постились ¬еликим ѕостом: 40 часов перед ѕасхой (не 40 дней) ничего не ели и не пили.

—ейчас таким постом €вл€етс€ ≈вхаристический пост Ч перед ѕричащением: человек ничего не ест и не пьет с полуночи, ожида€ встретить ’риста в —в€тых “аинствах.

¬ те дни, когда литурги€ бывает утром, этот ≈вхаристический ѕост не очень-то продолжителен Ч больша€ его часть попадает на врем€ сна.

¬ такие дни “ипикон называет, поста нет. Ётот день может быть постным во 2-м смысле (о нем мы узнаем позднее).

¬ те дни, когда литургии нет совсем, и в те дни, когда литурги€ должна совершатьс€ вечером, “ипикон говорит, что пост есть, т.е. есть это ничегоне€дение в течение дн€. Ёто пост Ч мы его назвали эсхатологическим Ч пост ожидани€ ’риста: дл€ него характерно полное воздержание от вс€кой еды и пити€.

— другой стороны, есть пост аскетический. √лавное назначение такого поста уже не ожидание √оспода, а аскетический подвиг Ч борьба со страст€ми: человек смир€ет свою плоть, чтобы побороть страсти.

“акой аскетический пост Ч это пост в обыденном его понимании: например, говор€т: У—егодн€ постный деньФ, т.е. сегодн€ день, когда воздерживаютс€, скажем, от м€сного и молочного. “.е. постные дни во 2-м смысле.

” нас на практике часто постные дни отличаютс€ от непостных разве что скоромным: в непостные дни можно есть скоромное, а в непостные Ч нельз€.

Ќа самом деле градаци€ в “ипиконе дана более сложна€.

√радаци€ продуктов по степени постности:

самое непостное Ч м€со,

далее следуют Ч молоко, €йца, сыр (УсырФ Ч по церковно-слав€нски УтворогФ)

Ј рыба

Ј икра

Ј елей

Ј вино

Ј варена€ пища

Ј неварена€ пища (при сухоедении (не гор€ча€ еда)). Ќекоторые думают, что при сухоедении нельз€ пить воду, Ч это неверно.

Ј хлеб, вода.

Ј ничего нельз€ есть.

Ќаконец, есть такие дни в году, когда по ”ставу вообще ничего есть, не положено. Ёто как раз те дни, когда нет литургии.

¬ эти дни аскетический пост превращаетс€ в эсхатологический.

Ћитурги€ не совершаетс€ 6 раз в году:

Ј в сырную среду и п€тницу (т.к. в среду и п€тницу на ћасленицу);

Ј в ѕонедельник, ¬торник, „етверг на 1-й седмице ¬еликого ѕоста;

Ј ¬ ¬еликую ѕ€тницу.

¬ прочие будние дни ¬еликого ѕоста совершаетс€ Ћитурги€ ѕреждеосв€щенна€: в среду и п€тницу Ч об€зательно. ¬ будние дни, если случитс€ праздник полиелейного св€того или насто€тель изволит.

»так, литурги€ не может совершатьс€ в названные 6 дней. Ќапример, если на „етверг 1-й седмицы ¬еликого ѕоста попадет пам€ть »оанна ѕредтечи, то она переноситс€ на субботу.

ќднако, если в ¬еликую ѕ€тницу случитс€ Ѕлаговещение, будет совершатьс€ Ћитурги€ »оанна «латоуста.

“очно также, если в среду или п€тницу —ырной седмицы случитс€ —ретение √осподне, то также будет совершатьс€ литурги€ »оанна «латоуста.

ќказываетс€, наиболее постными дн€ми в году €вл€ютс€:

Ј ѕонедельник, ¬торник, „етверг 1-й седмицы ¬еликого ѕоста, в эти дни никакой праздник случитьс€ не может, и литурги€ не служитс€ никогда.

ƒалее (по постности) следуют: —реда и ѕ€тницы —ырной седмицы и ¬елика€ ѕ€тница, на них могут иногда (очень редко) попадать двунадес€тые праздники.

ƒалее Ч дни будние ¬еликого ѕоста.

—истема постов (в аскетическом смысле).

¬ ѕравославной ÷еркви существуют 4 многодневных поста и несколько однодневных.

ƒревнейшими постами €вл€ютс€:

Ј —реда и ѕ€тница

Ј ¬еликий ѕост.

—реда и ѕ€тница восход€т еще к дохристианскому Ч иудейскому Ч обычаю поститьс€ (во ¬торник и „етверг) (или в ѕонедельник и четверг Ч € не помню точно). Ёто фарисейский обычай.

ћногие христиане первые, перешедшие из иудейства, не хотели упразднить этот благочестивый обычай, но и с фарисе€ми они не хотели вместе поститьс€.

» тогда пост был перенесен на среду и п€тницу, как дни, когда ’риста предали и расп€ли.

ѕост —реды и ѕ€тницы отмечаетс€ уже в стол раннем христианском пам€тнике Ч УƒидахиФ (конец I века). ”же в УƒидахиФ присутствует указание об об€зательности поста в среду и п€тницу.

¬еликий ѕост.

ƒревнейшим христианским установлением €вл€етс€ ѕост перед  рещением. ќно упоминаетс€ в УƒидахиФ: перед крещением необходимо попоститьс€ самому человеку, которые хочет креститьс€, а также крестным и крещающему.

—о временем крестить стали на ѕасху, и ѕост перед  рещением превратилс€ в ¬еликий ѕост, тем более, что перед ѕасхой вспоминаютс€ —трасти ’ристовы, и очень уместно в эти дни тоже попоститьс€.

» уже к IV веку мы имеем ¬еликий ѕост практически в его современном виде: в виде его —трастной седмицы и еще 40-€ дней перед ней: 40 дней ѕоста и —трастна€ седмица.

—ледующим постом, по времени установлени€, €вл€етс€ јпостольский ѕост. ќн встречаетс€ впервые в јпостольских постановлени€х (в 380 году). “ам отмечаетс€, что после ѕ€тидес€тницы одна недел€ Ч сплошна€ бывает, а следующа€ за ней недел€ (седмица) Ч постна€.

Ётот пост после ѕ€тидес€тницы с течением времени превратилс€ в ѕост перед праздником ѕетра и ѕавла Ч в наш апостольский пост.

¬ начале V-го века уже существует ѕост перед –ождеством ’ристовым: сначала в течение 5 дней, затем он увеличилс€ почти до размеров ¬еликого ѕоста.

Ќо и до сих пор –ождественский ѕост Ч нестрогий, кроме последних п€ти дней: последние 5 дней –ождественского ѕоста Ч строгие Ч это более древн€€ его часть. ќстальные 40 дней Ч нестрогие.

Ќаиболее поздние посты, по времени их по€влени€, Ч это ”спенский ѕост и ѕост на ”секновение √лавы »оанна ѕредтечи.

≈сть еще 1 однодневный пост, кроме ”секновени€ √лавы »оанна ѕредтечи, Ч это пост на ¬оздвижение  реста √осподн€. Ќо врем€ его установлени€ неизвестно: этот вопрос не исследован. »так, существуют многодневные посты и однодневные. ќднодневные Ч это:

Ј —реда, ѕ€тница весь год,

Ј ”секновение √лавы »оанна ѕредтечи,

Ј ¬оздвижение  реста.

ћногодневные:

Ј ¬еликий,

Ј јпостольский,

Ј ”спенский

Ј –ождественский.

ƒомашнее задание: читайте 8-ю главу “ипикона о том, когда начинать литургию, в зависимости от праздника: например, в воскресенье положено начинать литургию в 7 часов утра, а в будний день Ч около 9 часов. ” нас сейчас ровно кверху ногами: в воскресенье Ч к 9 (позже приход€т, чтобы отоспатьс€), а в будние дни Ч наоборот.

„итайте также 32, 33, 34, 35, 36 главы “ипикона: о ѕостах и продуктах.

ћы возвращаемс€ к теме:

“ема: литургическое врем€ (продолжение).

»так, у нас есть: суточный круг богослужени€ и несколько кругов праздников.

„то такое суточный круг богослужени€?

ѕо ”ставу существуют такие службы, как:

Ј вечерн€

Ј утрен€

Ј часы и др.

“.е. службы разных времен дн€.

ѕосто€нное чередование этих служб называетс€ —уточным кругом богослужени€: вечером Ч вечерн€ и т.д.; на следующий день вечером оп€ть ¬ечерн€ Ч и так круг замыкаетс€. »так,

—уточный круг богослужени€.

— другой стороны, круги праздников.

— одной стороны, круг праздников седмичных Ч седмичный круг: каждые 7 дней нос€т имена ¬оскресени€ —пасител€. ѕоэтому мы говорим: 7 лица (недел€ Ч это ¬оскресение).

—едмичный круг.

— другой стороны, 2 годовых круга: дл€ подвижных праздников, св€занных с ѕасхой.

ѕоскольку ¬оскресение св€зано с ѕасхой, то между ними есть некотора€ св€зь.

» годовой круг неподвижных праздников Ч праздников, которые имеют четкую фиксированную дату, например, –ождество ’ристово 25 декабр€ (ст. ст.).

¬от у нас 4 богослужебных круга.

–исунок.

»деологию всех этих кругов Ч попытку придать им какое-то богословское осмысление Ч можно найти в книге Ўмемана У¬ведение в литургическое богослужениеФ. Ёто единственна€ книга такого плана на русском €зыке.

ѕолучаетс€ 4 круга (лектор обозначил круги в греческой систему нумерации).

“ема:  орпус богослужебных книг ѕравославной ÷еркви.

ћы вы€снили 4 компонента, из которых складываетс€ богослужебна€ система того или иного обр€да.

ќбр€ды могут отличатьс€ одним из этих 4-х компонентов. ≈сли все 4 компонента совпадают, то речь идет не о разных обр€дах, а о вариаци€х внутри одного обр€да.

4 основных компонента богослужебной системы христианской:

1) формул€р ≈вхологи€, т.е. пор€док литургии и “аинств и других св€щеннодействий в “ребниках и —лужебниках.

Ќапример, мы пользуемс€ Ћитургией »оанна «латоуста, а в древнем јлександрийском обр€де встречаемс€ с Ћитургией апостола ћарка.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 431 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

677 - | 680 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.