Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќп€ть мы видим символику —вета в вечерней службе 3 страница




Ќа ¬еликопостной службе —угуба€ ектени€ вообще отмен€етс€. “.е. положение —угубой ектении характеризует тип службы:

Ј —угуба€ ектени€ сразу, в середине Ч это празднична€ служба

Ј —угуба€ ектени€ в конце Ч буднична€ служба

Ј если ее нет вообще, то это постова€ служба.

ѕричем на ѕраздничной ¬ечерне —угуба€ ектени€ дополн€етс€ двум€ прошени€ми:

Ј У–цем вси от все€ душиЕФ и

Ј У√осподи ¬седержителю Ѕоже ќтец нашихЕФ

» только потом уже прошение: Уѕомилуй нас ЅожеФ, Ч первое прошение этой ектении на будничной службе.

«атем У—подоби, √осподиФ. ѕо московской практике на праздничной службе оно поетс€, хот€ должно читатьс€.

«атем, как и на будничной ¬ечерне:

Ј ѕросительна€ ектени€

Ј Ућир всемФ

Ј ћолитва главопреклонени€.

ј потом на наших ¬сенощных по€вл€етс€ вставка: Ћити€.

—лово Улити€Ф значит УмолениеФ. ќднако, в ¬изантийской литургической терминологии термин Улити€Ф обозначает вообще Улюбое шествиеФ:

Ј крестный ход в престольный праздник, по “ипикону, называетс€ литией;

Ј заупокойна€ молитва перед выходом из храма (в конце ¬ечерни Ѕудничной) называетс€ тоже литией заупокойной;

Ј шествие на ¬сенощной тоже называетс€ литией.

ѕроисхождение литии св€зано с особенност€ми устройства монастыр€ —аввы ќсв€щенного в ѕалестине, откуда происходит сама служба ¬сенощна€ (» вообще наш „асослов оттуда происходит, в том числе, и ¬сенощна€).

¬ этом монастыре был главный монастырь Ч основной Ч и было множество келий, где монахи жили Ч УспасалисьФ, некоторые достаточно далеко от монастыр€, на рассто€нии нескольких часов пути, по горам, причем.

ћонахи жили в кели€х, читали этот „асослов, т.е. вечерние и утренние часы прочитывали у себ€ в кели€х всю неделю, во врем€ »зобразительных причащались запасными ƒарами. ј 1 раз в неделю, в субботу, они отправл€лись в монастырь. ѕриходили в субботу на Ћитургию, причащались. «атем оставались в монастыре целый день, затем всю ночь оставались и утром, в ¬оскресение, еще раз причастившись, брали с собой запасные ƒары, необходимые продукты и отправл€лись к себе обратно в келии Ч до следующей —убботы.

¬ Ћавре —аввы ќсв€щенного монахи причащались каждый день: 2 раза в церкви и 5 раз Ч у себ€ в келии. “ак была устроена монашеска€ жизнь в Ћавре св€того —аввы в древности.

—ейчас от этой Ћавры осталс€ только центральный монастырь, келии сейчас не существуют. ѕоэтому не очень легко догадатьс€, что там раньше было.

Ётот монастырь был очень попул€рен. “ам спасалось очень много монахов: не только греков, но и сирийцев, арм€н, грузин и даже латиноговор€щих христиан Ч большое количество христиан со всего света там спасалось.

¬ субботу очень большое количество монахов собиралось в монастыре: и в самом монастыре, и из этих келий приходили. »х негде было разместить, и поэтому они служили ночью ¬сенощную: спасть все равно не получалось, и чтобы не тер€ть врем€, они молились. “ак возникла ¬сенощна€.

ј лити€ на ¬сенощной возникла вот почему. ќп€ть-таки такое большое число монахов не могло уместитьс€ в одном храме, поэтому служба совершалась сразу в нескольких храмах. Ќо чтобы €вить единство, во врем€ службы монахи из одного храма в другой перемещались: в середине службы монахи ходили всей толпой по разным храмам как бы приветствовали друг друга. “ак возник обычай устраивать литию.

¬о врем€ этого шестви€, естественно, пелись песнопени€, произносились разные прошени€.

Ўествие заканчивалось на гробнице самого св€того —аввы. «десь брати€ помазывалась елеем от лампады св€того и возвращалась обратно по своим храмам.

“ак возник обычай устраивать литию.

ќ ¬сенощной можно читать работу Ќ. ƒ. ”спенского в УЅогословских трудахФ єє 18-19.

ќ жизни в древности в Ћавре св€того —аввы смотрите статью Уќ завещании св€того —аввыФ в УЅогословском сборникеФ, выпущенном ѕ—“Ѕ» (в позапрошлом номере):

¬ современном “ипиконе лити€ Ч это шествие не вообще из храма, а шествие в притвор. Ќаш “ипикон рассчитан на архитектуру јфонских храмов, где притвор по площади не меньше, чем сам храм. » все, кто сто€т в храме, могут безболезненно переместитьс€ в притвор. ѕосле этого задергиваетс€ завеса арки, котора€ ведет из притвора в храм, Ч и получаетс€, что все оказываютс€ как бы в другом храме: в замкнутом помещении, задернута завеса, и не видно, что там еще есть помещение какое-то. » там, в притворе, совершаетс€ лити€. ѕолучаетс€:

Ј шествие в притвор и

Ј там служба небольша€.

¬о врем€ шестви€ поютс€ стихиры храма. ѕоскольку шествие идет по храму, все вспоминают св€того, кому храм посв€щен: св€того или Ѕожию ћатерь или праздник √осподский, которому этот храм посв€щен. »так,

Ј стихиры храма, а потом

Ј какие-то другие стихиры (по ”ставу).

—тихиры на литии Ч это единственные стихиры, которые не имеют стихов: поютс€ без стихов, подр€д, что св€зано с некоторой поспешностью в их исполнении: идет шествие, поэтому там не до стихов.

 огда все останов€тс€, стихиры допоют, тогда произнос€т прошени€ (в притворе).

” нас в –осси не очень получаетс€ совершать литию: у нас притворы маленькие или их вообще нет, поэтому только духовенство уходит в конец храма Ч символически это шествие в притвор.

ѕо идее, весь народ должен перейти в притвор, и должны после этого закрытьс€ двери или завеса.

ѕрошени€ диакона:

Ј на 1-е хор отвечает 40 раз У√осподи, помилуйФ

Ј на 2-е (которое сейчас исключено из богослужебных книг) хор отвечает 30 раз У√осподи, помилуйФ

Ј на 3-е Ч 50 раз.

¬торое прошение исключено, потому что в нем говоритс€ о царе. ѕоэтому в советское врем€ его исключили.

  У√осподи, помилуйФ
было: 40; 30; 50 раз
сейчас осталось: 40 и 50 раз.

«атем еще 2 прошени€, и по 3 раза У√осподи, помилуйФ на каждое из них. ƒалее св€щенник говорит краткую молитву: У”слыши м€, Ѕоже, —пасителю нашЕФ. ј затем читаетс€ молитва главопреклонна€ и не просто главопреклонна€, а во врем€ нее нужно Улежать ницФ на земле, по ”ставу. » по ”ставу, св€щенник читает ее и лицом обращен к мол€щимс€. Ёто молитва с перечислением большого количества имен св€тых. ѕо идее, св€щенник должен читать эту молитву лицом к мол€щимс€, а мол€щиес€ должны лежать УницФ на земле.

Ёта молитва вз€та из чина ѕрощени€. Ќам знаком чин ѕрощени€ по службе в ѕрощеное ¬оскресение Ч 1 раз в году.

Ќо на самом деле чин ѕрощени€ совершаетс€, по ”ставу, каждый день после ѕовечери€, т.е. после вечерних молитв; включает в себ€ прощени€ братии друг другу:

Ј сначала прощение они спрашивают у Ѕога; в это врем€ как раз читаетс€ эта молитва, она немного получаетс€ как разрешительна€, поэтому св€щенник читает ее лицом к мол€щимс€, а мол€щиес€ лежат на земле;

Ј потом просит прощение друг у друга;

Ј а потом еще читают молитву УЌенавид€щих и обид€щих нас простиЕФ Ч из вечернего ѕравила; это заключительна€ молитва чина ѕрощени€Е ежедневного.

ѕоскольку ѕовечерие при ¬сенощной не служитс€, то и чин ѕрощени€ этот исчезает из службы.

„тобы совсем он не исчез, эта молитва ѕрощальна€ вставлена в чин литии, и поэтому она таким образом читаетс€.

ѕосле того, как лити€ закончитс€, все возвращаютс€ в храм, и ¬ечерн€ продолжаетс€. —ледуют:

Ј стихиры на стиховне;

Ј УЌыне отпущаешиЕФ, которое тоже не читаетс€, а поетс€, по московской практике, хот€ по ”ставу читаетс€;

Ј “рисв€тое;

Ј Уѕресв€та€ “роицеФ;

Ј Уќтче нашФ.

ј затем совершаетс€ благословение хлебов:

Ј хлеба,

Ј пшеницы,

Ј вина и

Ј еле€.

— чем св€зан этот обр€д?

¬о врем€ ¬сенощной, котора€ длитс€ много времени, монахам предлагалась некотора€ еда, чтобы они перекусили, как-то подкрепились (ћы помним, что многие монахи приходили в монастырь св. —аввы издалека).

’леб и вино Ч это пон€тно: их ед€т. ј из пшеницы и еле€ тут же варили кашу Ч вот зачем им пшеница и елей.

—ейчас возникает некоторое недоумение: куда эту пшеницу употребить? »з-за этого ее немного кладут, а раньше благословл€ли ее ведрами, чтобы накормить всех монахов (—ейчас эту пшеницу кладут в кашу, суп; кто-то сеет).

„ин этот никак не св€зан с литией! ’от€ часто говор€т, что это литийные хлебы. »ли спрашивают: будет ли лити€? ѕри этом имеют в виду благословение хлебов.

Ќа самом деле это 2 чина, друг с другом не св€занные.

¬ церковном ”ставе ест день Ч ¬елика€ —уббота, когда благословение хлебов бывает без литии.

¬ ¬еликую —убботу:

Ј благословение хлебов есть,

Ј литии нет.

¬ греческой практике Ч то же:

Ј благословение хлебов бывает по праздникам на ¬ечерни,

Ј а лити€, если и бывает, то на ”трени, например, хот€ может быть и на ¬ечерни.

Ёти 2 чина на самом деле не св€занные. ’от€ часто они св€зываютс€:

Ј если опускаетс€ лити€, то как правило, опускаетс€ и благословение хлебов;

Ј и наоборот, если совершаетс€ лити€, то совершаетс€ и благословение хлебов.

’от€ они не св€заны:

Ј можно совершить и литию без (благословени€) выноса хлебов

Ј и вынос (благословение) хлебов без литии.

[¬ознесение хлебов Ч это такой обр€д. ѕри литии вынос€т хлебы просто так, дл€ красоты].

» тогда конец ¬ечерни измен€етс€.

Ѕуднична€ ¬ечерн€ после Уќтче нашФ заканчиваетс€ так:

Ј тропарь мы пели и

Ј —угуба€ ектени€.

Ќа ѕраздничной ¬ечерне —угубую ектению мы уже сказали; ее уже не нужно повтор€ть. ќсталось спеть только тропарь.

¬место обычного Ч ќтпустительного Ч тропар€ поетс€ тропарь на благословение хлебов. ќн поетс€ не единожды, а трижды и к нему не прибавл€етс€ У—лаваФ: » ныне:Ф

“.е. тропарь Ч 3 раза без прибавлени€ У—лава: » нынеФ:

Ј на праздник Ч это тропарь праздника;

Ј на воскресной службе Ч это тропарь УЅогородице ƒево, радуйс€ЕФ.

¬о врем€ пени€ тропар€ совершаетс€ каждение стола с хлебами.

ѕосле тропар€ св€щенник читает молитву на благословение хлебов. «атем хор поет УЅуди им€ √осподнеФ и 33- псалом Ч псалом на разда€ние хлеба:

Ј на Ћитургии во врем€ пени€ этого псалма раздаетс€ антидор;

Ј на ¬сенощной Ч литийный хлеб Ч благословенный хлеб.

ѕоскольку антидор важнее, чем хлеб на ¬сенощной, на Ћитургии псалом поетс€ целиком, на ¬сенощной Ч только до середины, т.е. псалом 33 Ч до середины.

¬ конце псалма св€щенник говорит: УЅлагословение √осподне на васЕФ.

Ќа этом 1-€ часть ¬сенощной заканчиваетс€. ƒальше начинаетс€ ¬еликое чтение:

Ј из јпостола Ч на воскресной службе;

Ј или из каких-то других книг, не об€зательно Ѕиблейских, Ч на ¬сенощной в другие дни;

в частности, здесь может читатьс€ даже јпокалипсис ¬еликим ѕостом и в праздники »оанна Ѕогослова в качестве ¬еликого чтени€ читаетс€ јпокалипсис. јпокалипсис может читатьс€ за богослужением, но не на Ћитургии, а на ¬сенощной.

“еперь несколько слов о сокращени€х.

ќ сокращении стихир € не говорю: пон€тно, что можно немножко меньше стихир спеть, немножко больше. ћы говорим о сокращении в существенных част€х (службы). “.к. у нас, в отличие от греков. ¬сенощна€ служитс€ часто греки редко ¬сенощную служат; они предпочитают служить отдельно ¬ечерню и ”треню; а ¬сенощную, если уж служить, то по-насто€щему, по полной программе, т.е. у нас ¬сенощна€ Ч обычна€ служба, то ее, как правило, сокращают.

„асто при совершении ¬сенощной:

Ј опускают литию;

Ј опускают молитву на благословение хлебов и

Ј опускают ¬еликое чтение, т.е. сразу после возгласа начинаетс€ ”трен€: ≈сли лити€ и ¬еликое чтение опускаютс€ достаточно безболезненно, то опущение молитвы на благословение хлебов немного нарушает логику службы Ч получаетс€, что мы 3 раза поем тропарь дл€ того, чтобы 3 раза покадить хлеб, а если хлеба нет, то дл€ чего тогда петь тропарь 3 раза?

Ј и затем поетс€ 33-й псалом Ч то же самое: мы поем псалом на раздавание хлеба, а хлеб при этом не раздаем Ч это немного не логично.

Ќо, тем не менее, это уже общеприн€та€ традици€, с которой никто боротьс€, конечно, не собираетс€.

¬от пор€док ¬ечерни в составе ¬сенощной.

“еперь отдельно напишем, чем отличаетс€ ¬елика€ ¬ечерн€ от Ѕудничной ¬ечерни.

—ейчас мы говорим о любой ¬еликой ¬ечерне Ч как в составе ¬сенощной, так и вне ее.

ќтличи€ ¬еликой (т.е. ѕраздничной) ¬ечерни от Ѕудничной (т.е. ¬седневной):

1) вместо р€довой кафизмы поетс€ УЅлажен мужФ;

2) есть об€зательно ¬ход;

3) паремии (но не всегда): только если св€той или праздник имеет паремию; на воскресной службе паремии нет, если св€той не случитс€ с паремией;

4) пор€док ектений:

Ј сначала —угуба€,

Ј потом ѕросительна€.

[Ќа ¬еликой ¬ечерни, если она не в составе ¬сенощной, ÷арские врата открываютс€ на ќтпуст: ќтпуст совершаетс€ при открытых ÷арских вратах.

Ќо у нас, в московской практике, ¬еликую ¬ечерню отдельно от ¬сенощной редко когда служат. ≈сли и служат, то сразу после ¬ечерни служат ”треню Ч тогда отпуст не говор€т, значит, ÷арские врата не открываютс€. ÷арские врата открываютс€, естественно, на ¬ход].

“еперь, чем отличаетс€ ¬ечерн€ в составе ¬сенощной от ¬ечерни вне ¬сенощной.

ќтличи€ ¬ечерни внутри ¬сенощной от ¬ечерни вне ¬сенощной:

1) ¬ечерн€ начинаетс€ с возгласа ”трени, т.е. вместо возгласа ¬ечерни произноситс€ возглас ”трени;

2) 103-й псалом не читаетс€, а поетс€ и сопровождаетс€ каждением;

3) добавл€етс€ чин литии;

4) добавл€етс€ благословение хлебов во ¬сенощной, и из-за этого измен€етс€ окончание ¬сенощной: поетс€ тропарь трижды и добавл€етс€ 33-й псалом (т.е. тропарь утраиваетс€ и по€вл€етс€ еще 33-й псалом).

ѕон€тно, что ¬седневна€ ¬ечерн€ от ¬ечерни в составе ¬сенощной отличаетс€ уже восемью отличи€ми (4+4=8).

¬опрос:  ак устроено освещение в јфонских храмах.

–исунок.

¬от храм (условно), притвор пока не берем. ¬ храме висит паникадило, а здесь висит хорос (паникадило Ч как у нас). ’орос Ч это круг со свечами многочисленными, иконамиЕ

«десь вис€т обычно паникадильца Ч с двух сторон. Ќад клиросом висит свечка-лампочка.

¬о всех монастыр€х, кроме русского, здесь Ч свечи.

«атем вис€т еще кресты дл€ свечей: серебр€ный крест и 2 свечи. “ам не прин€то, чтобы мол€щиес€ сами зажигали свечи, это делает специальный монах.

ѕодсвечников там мало. «десь всегда вис€т иконы: икона храма и чудотворна€ икона Ѕожией ћатери. ¬ каждом монастыре есть чудотворна€ икона Ѕожией ћатери, и, соответственно, она здесь висит. «десь сто€т подсвечники; их очень мало, почти их нет. «десь еще есть маленька€ свечка, чтобы читать св€щеннику молитву. Ћампады перед иконами. ” монаха есть запал-свеча, чтобы зажигать, и приспособление дл€ тушени€ свечей (палка с колпаком на конце).

» в разные моменты службы эти свечи зажигаютс€ в разном количестве и в разных комбинаци€х.

¬ храмах электричества нет Ч они специально его не провод€т туда: гораздо красивее смотр€тс€ свечи, чем лампочки. Ќа ѕраздничной службе как они освещают храм?

¬озьмем ¬сенощную. —начала зажигают, по-моему, паникадило (€ не помню, что сначала зажигают).

Ќа У√осподи воззвахФ зажигают хорос (паникадило к этому времени тушат) и раскручивают его.

«атем после ¬хода его тушат постепенно “ам все постепенно зажигают и тушат: по одной свечке. ќстаетс€ после ¬хода минимальное освещение.

”ход€т в притвор на литию. ¬озвращаютс€, еще гор€т несколько свечей в паникадиле, потом и их тушат.

„итают шестопсалмие в темноте. ѕотом кафизмы в темноте.

«атем на седальнах по 2-й кафизме начинают зажигать и на полиелее зажигают паникадило без хороса.

Ќа полиелее раскручивают паникадило.

ѕотом после полиелей, 1-й и 3-й песни канона все гас€т. ¬есь канон дальше, 4-€, 5-€, 6-€, 8-€ песни) Ч в темноте.

Ќа ’валитные стихи оп€ть зажигают хорос и оп€ть его раскручивают. “ам всегда горит несколько свечей.

 огда зажигают все свечи, то раскручивают хорос, а когда не все Ч не раскручивают. –аскручивают вообще только на праздники.

ќни, например, никогда не зажигают все свечи. ƒаже в самый большой праздник у них несколько свечей не горит, и все равно очень светло.

 ресты опускают вниз только чтобы зажечь свечи, а потом поднимают их вверх.

Ќа стихиры оп€ть гас€т хорос, и славословие поетс€ оп€ть в темноте.

Ќа Ћитургии постепенно зажигают, к ≈вангелию не так много свечей горит.

Ќа ’ерувимскую песнь зажигают и то, и другое; и раскручивают одно в одну сторону, другое Ч в другую сторону. ѕотом оп€ть тушат.

» к ѕричащению вообще гас€т все свечи. “акой принцип: на ѕричащении ничего не должно гореть.

» только монах стоит специально со свечой в руке у чаши, и этим изображаетс€, что подлинный свет Ч это —ам ’ристос: —в€тые ƒары Ч это и есть —вет, а все остальное как бы фальшивое. ѕри ѕричащении только один монах стоит со свечой у —в€тых ƒаров.

ѕотом они идут в трапезную. ј после трапезной возвращаютс€ в храм и поют многолетие Ч епископу, если епископ приезжал в храм, или Ч игумену.

» при этом горит и то, и другое; тоже раскручивают, но это длитс€ не долго. ѕо ”ставу в храме свечи должен зажигать кандиловжигатель. ”став Ч монастырский. ¬ монастыре нет прихожан, в монастыре все свои, монахи. ќдин монах зажигает и тушит свечи.

¬ монастыре не хор, а несколько монахов поющих. ¬ каждом монастыре есть несколько монахов, которые умеют петь, остальные петь не умеют.

Ќа будничной службе став€т тех, кто не умеет петь (как и у нас), а на праздничной службе тех, кто умеет петь. ѕоют они греческим ¬изантийским пением, Ч как и во всей √реции. “олько в русском монастыре обычно такое  иевское многоголосие.

“олько в —ербском и Ѕолгарском монастыр€х (они служат по-слав€нски)Е ” них проблемы с певчими.

ј еще у них есть скиты; не монастыри, а скиты, где живут несколько монахов, Ч меньше, чем в монастыре. » некоторые скиты специально занимаютс€ пением. “ам есть один скит, в котором монахи став€т своей целью учить петь.  огда бывает очень-очень большой праздник, из этого скита приход€т монахи петь.

“ам вообще монахи ход€т на праздники в другие монастыри. “ам прин€то, чтобы от каждого монастыр€ был об€зательно представитель на празднике. Ќо кроме этого, и другие монахи, если хот€т, могут прийти на праздник в другой монастырь.

Ќа јфоне монахи должны присутствовать на всех службах в своем монастыре, но если у них важное послушание, то их освобождают от службы.

 акой распор€док дн€ монаха на јфоне? (я уже рассказывал об этом).

¬ обычный день монах встает в 2-3 ч утра. „итает какое-то келейное правило. ” русских оно есть, а у греков, между прочим, может и нет правила, а если и есть, то не такое большое. «атем идут в храм на ѕолунощницу. ¬ храме читаетс€ ѕолунощница Ч в притворе. «атем ”трен€, они идет 2-3 ч. ¬ монастыр€х с более м€гким (легким) ”ставом после ”трени идет сразу Ћитурги€.

¬ монастыр€х с более жестким ”ставом после ”трени Ч пауза несколько часов и затем Ћитурги€ (так положено по ”ставу), тогда получаетс€, что обед откладываетс€ на несколько часов.

¬ некоторых монастыр€х бывает ”трен€, потом сразу Ћитурги€, потом несколько часов пауза (без обеда) и потом ћолебен, и после ћолебна Ч Ћитурги€.

[¬ паузу монахи должны молитьс€, читать ≈вангелие, делать какие-то послушани€, но не сп€т. ѕаломники в паузу сп€т. я спал в это врем€, поэтому не знаю, что они делали].

ѕотом идет у них обед, потом послушание: 7-8 часов утра у них послушание.

«атем в 2-3 ч дн€ начинаетс€ 9-й час, ¬ечерн€. ѕосле этого ужин. ѕотом ѕовечерие. “ак что часов в 6 все заканчиваетс€. » часов в 7-8 (вечера) они ложатс€ спать.

“ам врем€ ”става по-¬изантийски: закат солнца Ч 0 часов. ”трен€ начинаетс€ в 7-8 часов. “аким образом, они как раз сп€т 7-8 часов.

“ам монастыри есть разные: есть побогаче, где нет такой духовности. ¬ некоторых монастыр€х монахи и днем сп€т тоже. ¬ некоторых, наоборот, очень много работы.

Ќачинаетс€ ночь с заката, и врем€ начинает свой отсчет. «акат мен€етс€ в течение года, поэтому и врем€ тоже мен€етс€.

“ам 20 монастырей и у всех есть свои владени€.  роме монастырей там есть скиты, келии и коливы.

—киты Ч это фактически такие же монастыри, только не обладающие автономией. ћонастырь обладает автономией: он сам посылает своего представител€ в —в€щенный  инод, и от других монастырей не зависит.

ј скит зависит от какого-то монастыр€, т.е. это монастырь при монастыре. ¬ скиту может жить и 20, и 30, и 100 человек. ¬ бывшем русском јнглийском скиту вообще жило несколько сотен человек. » вообще самый большой храм на јфоне Ч храм јнглийского скита.

 ели€ рассчитана на 5-10-20 монахов.

 елии, коливы и скиты принадлежат монастыр€м: соответственно, монахи этих помещений плат€т монастыр€м аренду. ћонастыри распор€жаютс€ этими помещени€ми: какому-нибудь монаху монастырь может разрешить жить бесплатноЕ

Ёто считаетс€ нормальным, если богатый грек под конец своей жизни принимает монашество, покупает какую-нибудь келию.

“ам живут и в пещерах, где только не живут! “ам ход€т албанцы и их граб€т, ход€т через лесЕ

ј когда ¬сенощна€ бывает, там другой распор€док. Ќа јфоне 3 вида ¬сенощных:

Ј ¬сенощна€ в панигири, т.е. в престольный праздник Ч 1 раз в году;

Ј ¬сенощна€ в очень большие праздники и

Ј просто ¬сенощна€.

ќни имеют разную продолжительность:

¬сенощна€ в панигири длитс€ 14 ч, а просто ¬сенощна€ Ч часов 5.

¬сенощна€ в панигири имеет такую последовательность служб:

Ј ћолебен Ѕожией ћатери и

Ј ћала€ ¬ечерн€.

Ёто длитс€ 1 ч Ч 1,5 ч.

ѕотом ужин, небольшой отдых. ѕотом ¬сенощна€, котора€ длитс€ часов 12 без перерыва. ¬ середине ¬сенощной они пьют кофе всегда Ч во врем€ чтени€ кафизм.

ѕо ”ставу, после того как раздают хлеб и вино на ¬сенощной. после этого вкушать уже ничего нельз€, Ч чтобы поститьс€ перед ѕричастием. Ќо греки считают, что и так очень длинна€ ¬сенощна€, и поэтому пьют кофе.

ќчень длинные распевы: один псалом длитс€ 2 ч; полиелей (один псалом) длитс€ 45 минут.

УЅогородице ƒевоФ длитс€ очень долго: € заснул в середине где-то, проспал сколько-то, проснулс€ Ч а они только 3-й раз пели. ѕосле окончани€ ¬сенощной сразу служат водосв€тный молебен.

ѕотом совершаетс€ архиерейска€ Ћитурги€ (јрхиерей стоит на ¬ечерне до литии, а с литии уходит, и приходит только к Ћитургии. ѕричем, это так положено; даже если он захочет остатьс€ в храме, ему не дадут это сделать, потому что по ”ставу нельз€. ” них очень строго соблюдаетс€ ”став: и то, что пьют кофе во врем€ ¬сенощной, так повелевает ”став јфонский Ч его нельз€ преступить).

ѕотом в трапезной чинопанагии совершаетс€ Ч всегда по праздникам. ≈сли это праздник не √осподский, то совершают благословение колива.

ќбычно у них так:

Ј каждый день коливо благословл€ют;

Ј по праздникам Ч чинопанагии;

Ј в престольный праздник Ч и то, и другое делают (если только праздник не √осподский; потому что коливо можно благословл€ть или в честь св€того, или в честь Ѕожией матери).

ѕотом после трапезы Ч многолетие епископу (в храме).

¬от и получаетс€ 14 часов, а с обедом Ч и все 15 ч.

ј потом в этот же день вечером совершают заупокойную службу о всех ктиторах (если это престольный праздник), т.е. всех, кто этот монастырь построил.

≈сть така€ книжечка, в которой вкратце описываетс€ особенность афонской службы Ч не ”став, а особенность: как зажигать свечи, как делать трапезу.

≈е перевели на русский €зык и хот€т издать. Ќаверное, она скоро будет издана.

Ћекци€ є 10.

–ождественский пост. ѕредпразднство –ождества и Ѕого€влени€. –ождественский и  рещенский сочельники.

ћы переходим к изучению годовых кругов неподвижного и подвижного. ÷ентром праздников неподвижного круга €вл€етс€ праздник –ождества ’ристова. Ётому празднику и подготовке к нему посв€щена сегодн€шн€€ лекци€, что мне кажетс€ достаточно уместным, поскольку завтра начинаетс€ –ождественский пост.

Ј »так, –ождество ’ристово подготавливаетс€ продолжительным постом. ѕраздник –ождества установлен в конце IV в. »стори€ установлени€ така€: в середине III в., по сообщению  лиента јлександрийского, гностики, вли€ни€ которых было особенно сильно в јлександрии, ввели у себ€ праздник Ѕого€влени€ 6 €нвар€. какой смысл придавали гностики этому празднику? ќни учили (василидиане, последование ¬асилида), что ’ристос был простым человеком, а Ѕог €вл€етс€ во ’ристе в момент ≈го  рещени€. ћомент  рещени€ особенно подчеркиваетс€ у гностиков. ¬ этом заключалс€ гностический, еретический праздник Ѕого€влени€ Ч  рещение »исуса, когда в нем €вл€етс€ Ѕог. ѕраздник стал очень попул€рным Ч православные должны были ему что-то противопоставить. ќни тогда ввод€т свой праздник Ѕого€влени€ в тот же самый день 6 €нвар€, но уже добавл€ют к празднованию  рещени€ празднование –ождества, подчеркива€, что Ѕог €вл€етс€ сразу с самого начала, что ’ристос с самого начала и Ѕог и человек, а не только в момент  рещени€. ¬от как был установлен православный праздник Ѕого€влени€. »так, Ѕого€вление во всех его формах: €вление Ѕога во плоти Ч –ождество; €вление “роицы Ч в  рещении и, вообще, сам факт €влени€ Ѕога на земле в этом празднике. »так, Ѕого€вление по€вл€етс€ в III в. и празднуетс€ 6 €нвар€ в IV в. в 1-й половине в –име стали праздновать отдельно –ождество; дата дл€ –ождества 25 декабр€ выбрана, веро€тно, так: »пполит –имский, известный церковный писатель, св€щенномученик (жил в III в.) в своих известных толковани€х на книгу пророка ƒаниила говоритс€, что ѕасха случилась в тот же самый день, когда произошло Ѕлаговещение, в этот же самый календарный день, и затем указывает, что поскольку не совпадают солнечный и лунный календари. –асп€тие ’риста попало, согласно »пполиту, на 25 марта, стало быть Ѕлаговещение Ч 25 марта и –ождество Ч 25 декабр€, через 9 мес€цев после Ѕлаговещени€. ¬озможно так, возможно как-нибудь иначе, во вс€ком случае была выбрана дата 25 декабр€. ». в IV веке римска€ практика праздновани€ отдельно Ѕого€влени€, отдельно –ождества постепенно распространилась по всему христианскому миру. ¬ конце IV в. ее ввод€т в јнтиохии сначала, затем в  онстантинополе »оанн «латоуст, при этом проповедь »оанна «латоуста на –ождество наполнена таким оправданием, что вот, дескать, новый праздник, зато он неплохой. Ётот праздник был совсем новый дл€ ¬остока в этом день. ѕозже всего он был введен в »ерусалим Ч только в V в. ¬ »ерусалиме отдел€ет –ождество от Ѕого€влени€. ƒо сих пор в нехалкидонских церквах, которые сохран€ют практику V в., например, арм€нска€ церковь в некоторых моментах сохран€ет практику V в., например, арм€нска€ церковь в некоторых моментах, сохран€ет практику V в.: не отделено –ождество от Ѕого€влени€, Ч арм€не празднуют в один день 6 €нвар€ –ождество вместе с Ѕого€влением Ч в православной церкви с конца IV в. повсеместно уже эти праздники уже разделены. ѕроцесс происходил постепенно в течение несколько дес€тков лет. ќ посте перед –ождеством сообщает »оанн «латоуст, напоминает, чтобы перед –ождеством какое-то врем€ люди постились. ¬еро€тно, первоначально пост был недолгим, около недели продолжалс€, а затем он был увеличен до размеров ¬еликого ѕоста, это происходило постепенно в течение нескольких столетий. ¬от эта книга —кабаллановича сама€ лучша€ на рус. €зы. книга о празднике –ождества, о посте, называетс€ У–ождество ’ристовоФ.

≈ще в IX в. один из византийских авторов говорит о –ождественском посте, что одни воздерживаютс€ в течение 18 дней от м€са, сыра и €иц, а другие Ч только от м€са, а другие Ч 1? дней, а какие-то Ч только 4 дн€, но јпостолы установили дл€ всех верных 40 дней, поста, т.е. такой продолжительный –ождественский пост установлен только в IX в. в ¬изантии, но и сейчас в современном уставе в этом посте можно выделить 2 части Ч последние 5 дней поста начинаетс€ с 20 декабр€ старого стил€ или 2 €нвар€ нового стил€, отметим, что 1 €нвар€ не входит в эти строгие дни. Ёто особо строгий пост, Ч то самое древнее €дро –ождественского поста, последние 5 дней Ч в эти дни запрещаетс€ рыба, елей, кроме воскресень€, а последний день перед –ождеством вообще сочельник Ч очень строгий пост, и, с другой стороны, относительно нестрогие остальные дни –ождественского составл€ют до 1 €нвар€ включительно. ¬ –ождественский пост специально подобраны пам€ти пророков, очень много пам€тей ¬етхозаветных пророков, тем самым указано на то, что пророки указывали на –ождение ’риста. ѕостепенно в –ождественский пост начинают по€вл€тьс€ –ождественские песнопени€, с ¬ведени€ во храм ѕресв€той Ѕогородице начинает петьс€ катаваси€ рождественска€ на праздничных утрен€х Ч ’ристос рождаетс€ Ч “олько один раз в –ождественский пост вместо рождественской катавасии, поетс€ друга€ катаваси€, тоже рождественска€, но не из 1 рождественского канона Ч ’ристос рождаетс€, а из второго рождественского канона Ч —паси люди Ч и это в день —аввы осв€щенного. ¬ середине –ождественского поста празднуетс€ пам€ть —аввы ќсв€щенного, человеку, который положил основу палестинским богослужебным пор€дкам, фактически положил основу нашему »ерусалимскому уставу, поэтому к нему такое внимание, —авве осв€щенному положено бдени€ по “ипикону, в этот день 5 декабр€ Ч 18 декабр€ нового стил€ поетс€ катаваси€ не из 1-го, а из 2-го канона Ч —паси люди, а все остальные праздничные дни мы поем катавасию 1 канона –ождества ’ристова.

“акже начинают по€вл€ютс€ отдельные песнопени€, например, служба св€тител€ Ќикола€ 6 декабр€ старого стил€ нескольких стихир на » ныне:, которые должны были быть Ѕогородичными, а здесь эти несколько стихир –ождества; на » ныне на √осподи воззвах Ч ¬ вертепе благоукрасис€, например, стихира –ождества. Ќо это нельз€ назвать предпразнством.  огда отдельные песнопени€ по€вл€ютс€, нас как бы готов€т к празднику, но ѕредпразнство собственно начинаетс€ с 20 декабр€ старого стил€, т.е. ѕредпразнство занимает вот эти строгие постные дни.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 407 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

497 - | 517 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.08 с.