Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬озникновение методологических




ѕодходов в XVIIIЧXIX вв.

ѕозитивизм

Ќемецка€ классическа€ философи€ оказала зна≠чительное вли€ние и на развитие методологии науки. Ќачина€ с 30 Ч 40-х гг. XIX в. наступил новый этап в развитии методологической мысли. ƒо этого време≠ни методологические принципы, формулируемые учеными, выдвигались в основном применительно к философскому познанию. ѕосле этого ученые стали формулировать методологические и принципы и нормы как имеющие отношение к любой области на≠учного познани€, универсально применимые к лю≠бой науке. — середины XIX в. по€вл€ютс€ методоло≠гические подходы. ћетодологическим подходом мож≠но назвать совокупность представлений о пут€х научного познани€ и развити€ науки, имеющих об≠щие наиболее принципиальные моменты, несмотр€ на всю разницу между взгл€дами отдельных ученых.

ѕервым в истории методологическим подходом стал

ѕќ«»“»¬»«ћ.

ќдним из непосредственных предшественников раннего позитивизма можно считать французского философа и социалиста-утописта јнри —ен-—имона, сформулировавшего впервые идею трех стадий ин≠теллектуальной эволюции человечества Ч религиоз≠ной, метафизической и позитивной. Ќа религиозной стадии человек объ€сн€ет все сущее божественными силами, на метафизической (по —ен-—имону, она на≠ступила после XV в.) возникает научное мировоззре≠ние с его носител€ми Ч светскими учеными.

ћетафизическа€ стади€ характеризуетс€ попыт≠ками дать рациональное объ€снение природе и про≠следить в ней причинно-следственные св€зи. ќднако позитивна€ стади€ возможна в обществе, последова≠тельно построенном на рациональной научной осно≠ве.

ќсновоположником позитивизма обычно назы≠вают французского философа и социолога ќгюста  онта (1798Ч1857).  онт восприн€л идеи —ен-—и≠мона о трех стади€х интеллектуальной эволюции че≠ловечества. Ќа позитивной стадии, по его мысли, возникает наука об обществе, содействующа€ его ра≠циональной организации. —ама же наука, по  онту, не может ставить вопрос о причине €влений, а лишь о том, как они происход€т. ƒругими словами, наука по≠знает не сущности, а только феномены.

ƒальнейшее развитие позитивизм получил благо≠дар€ ƒж. —т. ћиллю и √. —пенсеру. ћилль совместил позитивистские идеи ќ.  онта с традицией англий≠ского эмпиризма, утвержда€, что все знани€, а также нравственные чувства и этические принципы челове≠ка проистекают из опыта. √. —пенсер развил некото≠рые положени€ классификации наук, предложенной  онтом, на основании того, насколько обобщенным и абстрактным €вл€етс€ научное знание. “ак, философию √. —пенсер считал максимально обобщенным знанием законов €влений, отличающимс€ от частных наук только степенью обобщенности. Ќаука, по его представлени€м, может познавать лишь сходства, раз≠личи€ и другие соотношени€ между чувственно вос≠принимаемыми €влени€ми, но не в состо€нии про≠никнуть в их сущность.

¬ конце XIX в. позитивизм пережил кризис, вы≠званный бурным развитием естественных наук. ¬ них формулировались обобщени€, выход€щие далеко за пределы первоначальных позитивистских идеалов научности. Ќовый этап в развитии позитивизма на≠ступил на рубеже XIX и XX вв. благодар€ работам Ё. ћаха (1838-1916) и –. јвенариуса (1843-1897). —формулированный ими независимо друг от друга методологический подход в философской литературе советского времени обычно называли махизмом.

‘илософский поиск ћаха-физика был его естест≠венной реакцией на кризис в физике на рубеже XIX и XX столетий, вслед за которым, уже после публика≠ции его философских трудов, совершилась револю≠ци€ в естествознании. —леду€ традиции эмпиризма, ћах считал ощущени€ единственным источником познани€, а главной задачей науки Ч описание этих ощущений. »звестный тезис ћаха о том, что Ђматери€ исчезлаї, был, очевидно, в значительной мере его эмо≠циональной реакцией на крушение базовых принци≠пов ньютоновской физики и ситуацию в науке, когда чувственный опыт перестает быть единственным ис≠точником познани€ материи. ¬спомним, что еще за несколько дес€тилетий до публикации работ ћаха в физике начинает использоватьс€ мысленный экспе≠римент (например, Ђдемонї ћаксвелла, предшество≠вавший рел€тивистской теории материи и простран≠ства). –. јвенариус, ставший основоположником эмпириокритицизма, пыталс€ сн€ть традиционную дл€ классических представлений о научной рациональности противоположность субъекта и объекта познани€. ѕоложение о принципиальной координа≠ции субъекта и объекта познани€ Ч Ђбез субъекта нет объекта, и без объекта нет субъектаї Ч было субъек≠тивно-идеалистическим. ¬ его работах было сформу≠лировано положение о биологической ценности по≠знани€, согласно которому познание происходит по принципу наименьшей траты сил, или Ђэконо≠мии мышлени€ї, что было впоследствии особенно резко раскритиковано Ћениным.

ѕримерно в конце XIX в. предметом рефлексии становитс€ ценность науки в жизни общества. ¬ на≠учной среде и в общественном сознании формируют≠с€ два подхода к проблеме Ч сциентизм и антисциен≠тизм.

—циентизмом называют мировоззрение, в основе которого Ч представление о научном знании как высшей ценности и достаточном условии ориента≠ции человека в мире. »деалом дл€ сциентизма €вл€≠ютс€ методы и результаты естественно - научного по≠знани€. —циентизм возник в конце XIX в. одновре≠менно с антисциентизмом. ѕоследний подчеркивает ограниченные возможности науки, в крайних фор≠мах трактует ее как силу, враждебную человеку. —ци≠ентизм трактует науку как абсолютный эталон куль≠туры, антисциентизм в своих крайних формах трети≠рует научное знание как антигуманное, возлага€ на него ответственность за социальные потр€сени€. » сциентизм и антисциентизм станов€тс€ более вы≠раженными в зависимости от исторического и социо≠культурного контекста. “ак, сциентистские настрое≠ни€ были более €рко выражены на рубеже XIX и XX вв. под вли€нием успехов естественных наук. ѕриме≠нение —Ўј €дерных бомб против японии в 1945 г. способствовало всплеску антисциентистских настро≠ений среди западной интеллигенции.

¬ знаменитой дискуссии о физиках и лириках, развернувшейс€ в нашей стране в 60-х гг., одним из важнейших содержательных аспектов было противо≠сто€ние сциентистского и антисциентистского взгл€да на науку. ћногие люди прониклись сциентистскими настроени€ми под вли€нием успехов физики, бурно развивавшейс€ кибернетики, впечатл€ющего старта отечественной космонавтики. Ђ„то-то физики в по≠чете, что-то лирики в загонеї, Ч печально констати≠ровал поэт Ѕ. —луцкий. —циентизм про€вл€етс€ в не≠которых направлени€х методологии науки, о которых ниже будет сказано, в технократических тенденци€х современного общества, в попытках представителей гуманитарных наук строить свою область знани€ по образу и подобию естественно - научного познани€. јнтисциентистские тенденции про€вл€ютс€ в фило≠софии экзистенциализма, в конкретно-научной ме≠тодологии тех психологических подходов, мировоз≠зренческой основой дл€ которых стала экзистен≠циальна€ философи€. Ќекоторые методологические концепции, которые мы рассмотрим, также проник≠нуты антисциентистскими настроени€ми.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 408 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

761 - | 609 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.