Когда я впервые обратил внимание на Томми, он выглядел совершенно потерянным на огромном белом катке. Я привез свою дочь на уроки фигурного катания и заметил, что среди девочек было лишь несколько пятилетних учеников-мальчиков. Одетый в костюм для хоккея, Томми выглядел так, как будто это было последнее место на земле, где он хотел бы оказаться. И тем не менее, под ободряющие комментарии отца, сидящего на скамейке болельщиков, Томми храбро сражался с коньками, пытаясь удержаться на ногах, но его дрожащие коленки предательски подводили его.
После четвертого падения, когда на и без того побитых коленях показалась кровь, Томми взмолился о пощаде: "Хватит на сегодня, папа. Коленка очень болит".
"Да ладно, не так уж и больно,- ответил его отец. - Давай, постарайся еще, ты же не хочешь сдаться этим девчонкам без борьбы, не так ли?"
Стыд на лице Томми было больно видеть, он не хотел, что бы все сочли его "слабаком", слабее даже, чем девочки. Он с трудом сдерживал слезы, но заскользил прочь от отца, обратно на лед.
И тут случались авария. Прежде чем Томми обрел равновесие, на него одновременно с двух противоположных сторон налетели две девушки-подростка. Томми упал на лед, и окончательно сдался эмоционально и физически.
Отец помог ему подняться и спросил: "Ты в порядке, малыш?" Поверженный маленький мальчик, который выглядел как Мохаммед Али после сотни раундов сотой игры, промямлил: "Я думаю, да".
"Ты в порядке. Все хорошо,- сказал его отец. - Не сдавайся! Я знаю, что тебе поможет: продолжай кататься, и тебе станет легче". Маленький мальчик покорно повернулся и продолжил кататься, падать, кататься, падать.
Примерно год спустя я приехал на каток и заметил группу из приблизительно двадцати мальчишек, которые тренировались перед предстоящей игрой в хоккей. Трех футов роста, в ярко-красном шлеме и форме, которая явно была ему велика, Томми Де Сантис был на катке и вместе с другими мальчиками гонялся за шайбой.
Прошло всего несколько минут, как я увидел неизбежность повторения ситуации, которая произошла много месяцев назад. Когда Томми вел шайбу к воротам противника, трое мальчиков, гораздо крупнее его, устремились к нему с разных сторон. Когда Томми потерял равновесие, один из мальчиков помог ему довершить падение, толкнув малыша Томми на лед.
И если год назад это совершенно деморализовало его и вызвало слезы, то сейчас Томми вскочил на ноги, поправил шлем и помчался за мальчиками. Он стал значительно лучше кататься и сейчас с азартом гнался за своими противниками. Когда Томми приблизился к мальчику, который толкнул его, он ускорился. И когда они столкнулись нос к носу, его противник отлетел к ограждению и громко ударился об него.
"Во дает! - выкрикнул мужчина с трибуны болельщиков в нескольких футах от меня. Мистер Де Сантис вскочил на ноги, громко ухнул и поднял в воздух кулаки, чтобы поприветствовать своего сына. Как будто не слыша отца, Томми смотрел только на лед и следовал за ребятами из своей команды.
Во многих родительских группах я рассказывал историю Томми и много размышлял над услышанными комментариями. Некоторые люди считали, что нет ничего плохого в таком поведении отца и в ситуации с Томми. Томми, по их мнению, надо учиться "суровой игре с большими мальчиками". Они считают спорт элементом, и положительным элементом, обучения мальчика тому, как действовать жестко, молча терпеть боль, быть напористым, немногословным, неунывающим, быть "мужчиной" в стереотипном значении этого слова. Они боятся того, что будет, если их сыновья не захотят подчиняться этим законам, страшатся унижений, которые будут преследовать их и их сыновей. И хотя им не очень приятно видеть Томми падающим на лед или слышать слова его тренера, в данном случае - его отца, призывающего его быть смелым и отомстить другим мальчикам, многие родители считают это необходимой частью "взросления", "жизни мальчика".
Другие родители не так благосклонно относятся к "закаляющему" аспекту спорта. Они считают, что Томми учат безжалостности, заставляют делать то, что противно его натуре. Поведение его отца вызывает у них неприязнь. Почему, спрашивают они, отец принуждает ребенка терпеть боль и одобряет его, когда он травмирует других? Как сказала одна мама, "я горжусь своим сыном, его успехами в спорте, но эта гордость ничего не стоит, если бы ему пришлось проходить через всю эту жестокость". Или, как выразился другой родитель: "Я могу понять, почему мальчики поступают так друг с другом. Но родители! Я терпеть не могу родителей, которые выкрикивают эти бессмысленные, "соревновательные" речевки с трибун. Неужели они не понимают, что только мешают нашим детям?"
Я вижу, что большинство родителей разрывают противоречия: они хотят, чтобы их мальчики преуспели в спорте, были готовы к жестким моментам игры и делали все, что необходимо, чтобы остаться в команде, и в тоже время хотят защитить своих сыновей от ненужной мелочности, беспощадности, эмоциональной выхолощенности многих спортивных занятий. Многие родители сожалеют о том, что спорт приводит мальчиков к эмоциональному отчуждению, и хотели бы, чтобы спорт был более позитивным, возвышающим, вдохновляющим.
Как выразился один отец, "когда мой сын Кейс вывел команду в аут, я видел, как ему было плохо. Другие мальчики почти не разговаривали с ним, а тренер не то что не разговаривал, а даже не смотрел на него. Кейс пытался успокоиться, но я видел, как он был несчастен. Я хотел бы подбежать к нему и сказать, что он хороший парень и что он очень хорошо играл, и что это питчер другой команды оказался чертовски хорош. Но я подумал, что это может только все ухудшить. Я хотел подскочить к нему и крепко обнять его. Но я знал, что, если я так поступлю, это его только смутит".
Как и отец Кейса, многие родители боятся, что если они что то сделают или скажут, это только обострит чувство стыда у их сына. Но, по-моему, именно так родители упускают возможность изменить ситуацию к лучшему. И хотя вполне естественно стремление "не раскачивать лодку", чтобы не ухудшить ситуацию, я считаю, что родители, не унижая сыновей, могут изменить ситуацию со спортом, если будут постоянно в курсе дел и будут знать, какие отношения преобладают на корте или на поле.
Действительно, я знаю группу родителей, которые посещали судейские школы, мастер-классы для тренеров, семинары по разрешению конфликтов и затем излагали свои знания в методических пособиях по организации спортивных команд. Если их участие регулярно и не вызывает подозрения, и если здоровые отношения начинают преобладать в игре, то родители могут оказать колоссальное влияние на то, как идет и ощущается спортивная игра, могут помочь снизить количество случаев, когда тренер и другие члены команды пристыжают игрока, и сделать спорт источником положительных изменений, каким он, как мы видели, может стать.