Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕричины сакрализации знани€




Ёффективность поведени€ живых существ зависит от их умени€ различать объекты окружающей среды и происход€щие в ней событи€. ƒл€ того чтобы выжить, они должны использовать извлекаемую с помощью органов чувств информацию и соответствующим образом ее перерабатывать. —тепень генетической запрограммированности поведени€ различных живых существ варьируетс€ в весьма широких пределах, и нар€ду с генетическими факторами существенно большее или меньшее вли€ние на их поведение оказывает опыт, т.е. приобретенна€ посредством обучени€ или иным внесоматическим путем адаптивно ценна€ информаци€. ∆ивотные (причем не только высшие приматы) могут получить нужное им знание и научитьс€ следовать какому-то поведенческому сценарию, который соответствует той или иной ситуации, от своих родителей или от других представителей данного вида (таковы, например, знани€, касающиес€ территориальных границ колонии, различные вариации основного образца песни птиц и т.д.). ’от€ приобретенное опытное знание не может генетически наследоватьс€, существует отбор генетических признаков, определ€ющих способность особей к обучению, к извлечению необходимой дл€ выживани€ когнитивной информации.

Ћюди, безусловно, €вл€ютс€ наиболее эффективными живыми системами, производ€щими знание. ќни не только извлекают информацию из наблюдаемого мира, но и создают картины сверхъестественных сущностей, которые выход€т за пределы рациональных представлений, а также пытаютс€ с помощью гипотез, теорий и т.д. проникнуть в мир ненаблюдаемых €влений. — позиций когнитивно-эволюционного подхода вера в сверхъестественное и религиозное миропонимание оказываютс€ имманентно св€занными с естественными состо€ни€ми психики древних гоминид и в силу этого выступают как непременные атрибуты архаического менталитета[137]. Ётот подход, разумеетс€, может быть последовательно распространен и на исследование когнитивных предпосылок возникновени€ научных знаний.  ак показывают соответствующие историко-научные данные, не только по€вление каких-то зачаточных форм научных представлений, но и весьма значительный период развити€ теоретической науки можно смело, без каких-либо искусственных нат€жек отнести к эволюционной истории архаического мышлени€.

— когнитивно-эволюционной точки зрени€ жизненный опыт €вл€етс€ основой знаний, а извлечение из опыта важной дл€ жизнеде€тельности информации отвечает потребности человека в развитии информационного контрол€ окружающей среды, в развитии увеличивающих приспособленность защитных форм поведени€. ѕоэтому, например, сообщества людей, живущих в пустыне, всегда стремились приобрести какие-то новые знани€ о том, где и как добыть воду, а люди, обитающие за ѕол€рным кругом, про€вл€ли чудеса изобретательности, чтобы выжить при экстремальном холоде и т.д. ѕо мере осознани€ коррел€тивных св€зей между выживанием и адаптивно ценной информацией накопление и передача опытного знани€ становитс€ стратегией поведени€, стимулирующей эволюционное развитие попул€ций Homo sapiens. √енетическа€ и культурна€ эволюци€ совместно отбирали и закрепл€ли те формы поведени€ и те изменени€, которые помогали человечеству выжить и развить свои способности, включа€, естественно, и способности к познанию. ¬озникновение веры в сверхъестественное и религиозное миропонимание повлекло за собой сакрализацию необходимых дл€ выживани€ знаний (и иной культурной информации), а также по€вление дополнительных эмоциональных стимулов, способствующих их поиску и обнаружению. ѕоэтому сакрализаци€ знаний скорее всего значительно ускорила культурную эволюцию древнего человечества, благопри€тству€ творчеству, накоплению и закреплению в коллективной пам€ти племен и народов адаптивно ценной информации.

‘ормирование зачаточных форм прикладных научных знаний в период расцвета древневосточных цивилизаций, видимо, не внесло каких-либо существенных коррективов в когнитивные особенности архаического, преимущественно образного мышлени€[138]. ¬ силу этих особенностей люба€ более или менее значима€ дл€ общества человеческа€ де€тельность (в том числе, разумеетс€, извлечение и накопление необходимой дл€ выживани€ культурной информации) могла систематически воспроизводитьс€ только с санкции высшего божественного существа как имитаци€ его парадигматических, УобразцовыхФ действий. –елигиозные системы древневосточных цивилизаций в гораздо большей степени расширили и усилили такого рода информационный контроль за жизнеде€тельностью людей, за их повседневным поведением. ѕостепенно они превратились в тотальные мировоззренческие схемы, посто€нно пополн€емые все новыми и новыми сакральными образцами, детально регламентирующими, что и как нужно делать, соответствующими предписани€ми, правилами и т.д. ѕоэтому вр€д ли есть серьезные основани€ относить древневосточную науку к УпрофаннойФ сфере жизнеде€тельности людей и искусственно разрывать ее св€зь с соответствующими религиозными культами и сакрально-мифологическими представлени€ми.

 онечно, учитыва€ возросшие материальные возможности централизованных государств ƒревнего ¬остока, их способность к серьезной мобилизации ресурсов, стремление древних религий к тотальному мировоззренческому контролю и возвеличиванию верховного божества могло действительно способствовать быстрому развитию инженерного искусства, по€влению зачатков технических знаний и прикладной науки. Ќе исключено, что истоки многих элементарных пон€тий геометрии Ц пр€мого угла, пр€мой линии, площади и объема геометрических фигур и др. Ц корен€тс€ в соответствующих прототипных образах (их смысловое содержание получило затем закрепление в сакральной символике), которые сформировались в ходе многочисленных и скорее всего далеко не всегда успешных попыток строительства больших культовых сооружений (храмов и т.д.). —оставление календар€, которое требовало проведени€ длительных и систематических наблюдений за движени€ми —олнца и звезд, также нельз€ рассматривать как следствие, автоматически вытекающее из по€влени€ аграрных цивилизаций, игнориру€ при этом сам факт непосредственного участи€ древних религий в широкомасштабном УпланированииФ сельскохоз€йственных работ.

ѕо-видимому, календарь был необходим прежде всего дл€ сакральной регламентации этих работ и других значимых сторон жизни людей, дл€ фиксации начала все увеличивающегос€ числа религиозных церемоний, праздников, ритуалов, соблюдение которых представл€лось исключительно важным дл€ сохранени€ космического пор€дка, пор€дка в природе и обществе. –азумеетс€, дл€ определени€ продолжительности астрономического года и составлени€ более или менее точного календар€ требовались не только данные систематических наблюдений движений небесных светил, которые должны были проводитьс€ на прот€жении многих поколений (такие наблюдени€ древнеегипетскими жрецами проводились по крайней мере уже в III тыс€челетии до –.’.), но и изобретение довольно точных вычислительных методов, использующих обширные математические таблицы. ќсобенно значительных успехов здесь достигли древние шумерийцы и их наследники в ћесопотамии: в эпоху цар€ ’аммурапи, в XVIII в. до –.’. вавилонским математикам удалось даже разработать алгоритмы дл€ решени€ квадратных и кубических уравнений, а несколько позднее Ц в начале I тыс€челети€ Ц математические методы, позвол€ющие вычисл€ть положени€ Ћуны и п€ти известных тогда планет в любой момент времени.

—екрет этих удивительных достижений в астрономии в какой-то мере становитс€ пон€тным, если учесть, что согласно весьма древним индийским, иранским и месопотамским веровани€м небо Ц это и местообитание высших божественных существ и сакральных архетипов[139], здесь расположены астральные сферы, инфернальный мир, куда попадают УдухиФ умерших и куда могут путешествовать при жизни УдухиФ некоторых избранных, посв€щенных. ѕоэтому движени€ небесных светил, их взаиморасположени€ рассматривались древневосточными религи€ми как божественные предначертани€ судеб городов, империй и царственных особ, как знамени€ земных катаклизмов Ц наводнений, землетр€сений, извержений вулканов, грандиозных пожаров, эпидемий и т.д. —тремление обнаружить такого рода коррел€ции, подогреваемое мистическими ожидани€ми, инициировало проведение систематических астрономических наблюдений в течение весьма длительного исторического периода, а также потребность в сложных математических расчетах, породив тем самым своего рода исследовательскую программу дл€ многих поколений вавилонских халдеев и египетских жрецов Ц касты избранных, посв€щавших себ€ религиозным медитаци€м и оккультным наукам (прежде всего астрологии). », надо сказать, эта программа Ц познать движени€ небесных светил и вы€вить их св€зь с земными катаклизмами, с судьбой стран, народов и отдельных личностей и вообще с круговоротом жизни на земле Ц в самых общих чертах сохран€ла свою значимость и определ€ла развитие науки вплоть до XVIII в.

 онечно, после своего относительно кратковременного расцвета наука древневосточных земледельческих цивилизаций довольно быстро оказалась в состо€нии стагнации и упадка Ц сказалось отсутствие достаточно развитого естественного €зыка, хот€ это и способствовало эволюции архаического мышлени€ в направлении все более сложного и более утонченного символизма, доступного дл€ понимани€ лишь узкого круга посв€щенных[140]. Ќо такой путь не позволил древневосточной математике (так же как и древнегреческой математике в ранний период ее развити€) даже выработать абстрактное пон€тие числа, которое в принципе можно было бы использовать в прикладных вычислени€х, обслуживающих сугубо практические нужды землемеров, купцов, строителей и т.д.  акие бы вычислительные задачи не ставились, будь то определение местоположени€ небесного светила в данный момент времени или площадь участка земли, число здесь всегда выступало в качестве символа, обозначающего смысл сложного многозначного сакрального образа (архетипа) Ц элемента целостной религиозно-мистической картины  осмоса. “ак, например, согласно древним веровани€м многих народов число три обозначало три космические зоны ћира Ц Ќебо, «емлю и ѕреисподнюю, Ц которые соединены центральной осью[141]. „исло семь скорее всего было св€зано с мифическим образом ќси или ÷ентра ћира, который делает возможным св€зь между «емлей и Ќебом Ц с образом ћирового ƒрева с семью ветв€ми. ¬ древневавилонских сакрально-мифологических представлени€х семь ветвей ћирового ƒрева отождествл€лись с семью планетными небесами, с семью област€ми подземного мира, с семью духами бури и т.д. » наконец, число дев€ть в древности, видимо, также обладало глубоким сакрально-мифологическим смыслом (дев€ть богов, дев€ть небес и т.д.), его по€вление можно объ€снить как 3 ´ 3, либо св€зывать с древнеиранской доктриной дев€ти планет[142].

ќсновыва€сь на археологических данных (древние погребени€, наскальные рисунки и т.д.), можно предположить, что маги€ символа возникла задолго до по€влени€ магии слова Ц по крайней мере уже в древнекаменном веке люди использовали символические изображени€ и символы дл€ обозначени€ смыслов сакральных образов и трансл€ции культурной информации. ѕервоначально элементарные подсчеты числа предметов велись с помощью дес€ти пальцев рук, камешков, простых зарубок на палках, отдельных черточек, нанесенных на куске глины, узелков, зав€занных на нит€х и т.д.[143]. ѕозднее, после изобретени€ цифровых символов, записанное число подсчитанных предметов об€зательно сопровождалось либо их картинкой, либо соответствующим условным символом, обозначающим эти предметы. »зобретение цифровых символов, безусловно, способствовало тотальной сакрализации чисел, так как благодар€ символическим манипул€ци€м по€вилась возможность вы€вить определенные математические свойства чисел и отношени€ между ними и соответственно транслировать сакральный смысл отдельных чисел на другие числа цифрового р€да. ¬ свою очередь, широкое применение чисел дл€ точного измерени€ участков земли Ц основного богатства древних цивилизаций, Ц дл€ строительства культовых сооружений и т.д., возможно, повлекло за собой по€вление нагл€дной геометрической репрезентации цифровых символов (т.е. их геометризацию), что также позволило наделить сакральным смыслом геометрические фигуры (в первую очередь самую УсовершеннуюФ из них, отвечающую числу три, Ц треугольник)[144]. Ќе исключено, что формирование древневосточных сакрально-мифологических представлений об астральных сферах и соответствующих космических телах, обладающих архетипными геометрическими формами, также было св€зано с геометризацией сакральных чисел и переходом от арифметической схемы к нагл€дно-геометрической символике.

¬идимо, в глубокой древности даже искусство элементарного счета относилось исключительно к сакральной сфере жизнеде€тельности людей и должно было руководствоватьс€ св€щенными образцами, Ц суд€ по обнаруженным надпис€м на египетской пирамиде, таким искусством, например, владела УдушаФ фараона, котора€ могла сосчитать число пальцев рук и тем самым успешно справитьс€ с испытанием, предложенным Узлым духомФ. ќднако когнитивные предпосылки сакрализации искусства счета, математических вычислений и иных познавательных действий скорее всего не сводились только к адаптивной ценности культурной информации, необходимой дл€ выживани€ людей, к непосредственной практической пользе в современном понимании. ”читыва€ особенности архаического мышлени€, можно предположить, что далеко не последнюю роль здесь сыграла также специфически осознаваема€ нашими далекими предками непосредственна€ св€зь между механизмами озарени€ (инсайта), обеспечивающими по€вление нового понимани€ и порождение новой культурной информации, с одной стороны, и соответствующим древним мистическим опытом (например, экстатическим видением), предполагающим пр€мой сенсорный контакт шамана, колдуна или посв€щенного с обитающими на небесах божествами, хранител€ми тайного, эзотерического знани€ Ц с другой.  онечно, в силу необратимого характер когнитивной эволюции, котора€ об€зательно сопровождаетс€ хот€ бы частичной редукцией правополушарного образного мировоспри€ти€, какие-либо реконструкции психофизиологических механизмов инсайта, специфичных дл€ архаического мышлени€ древних попул€ций, могут претендовать лишь на статус более или менее веро€тных гипотез. — другой стороны, нельз€ также не учитывать, что на наличие такой св€зи пр€мо указывают весьма многочисленные источники, причем это не только тексты древних преданий и мифов, но и вы€вленные учеными-этнографами религиозно-мистические представлени€ современных первобытных попул€ций. јнализ этих данных с позиций недавно разработанных научных концепций, касающихс€ механизмов индивидуального творчества, открыти€ нового, на наш взгл€д, позвол€ют про€снить по крайней мере некоторые аспекты мистических истоков сакрализации познани€ и знаний (в том числе и научных знаний), которые обычно остаютс€ вне пол€ зрени€ историков науки.

—огласно древним источникам, в определенной мере отражающим когнитивные особенности архаического менталитета, храм (св€тилище) как в высшей степени св€щенное место об€зательно имеет свой собственный небесный архетип, т.е. своего рода план, УобразецФ, знакомство с которым предполагает непосредственный сенсорный контакт с высшим божественным существом. “екст ¬етхого «авета гласит, что »егова показал сакральный образец храма (нар€ду с другими образцами) ћоисею на св€щенной горе —инай, символизирующей св€зь между Ќебом и «емлей[145]. ƒревнейший исторический документ Ц надпись на статуе цар€ √удеа (около 2250 г. до –.’.) Ц также свидетельствует о небесном происхождении архетипа храма, воздвигнутого этим царем в Ћагаше, главном городе шумерийцев в южной ћесопотамии: Уцарь видит во сне богиню Ќидабу, котора€ показывает ему изображение благопри€тных сочетаний звезд, и бога, открывающего ему план храмаФ[146]. ƒругое ветхозаветное предание, в частности, повествует, что дл€ того чтобы непосредственно познакомить Усына человеческогоФ (пророка »езекиил€) с планом небесного »ерусалима, бог перенес его в экстатическом видении на высокую гору, где и открывает ему (Уего глазам и ушамФ) образцовые пропорции св€того города[147]. ’арактерно, что мотив экстатического видени€ многократно воспроизводитс€ в библейских текстах, и здесь он обычно св€зываетс€ с состо€нием сна, с сновидени€ми избранных, наделенных божественным УдухомФ[148]. ¬ свете данных, полученных современными научными исследовани€ми творчества, эти тексты (также как и другие древнейшие источники аналогичного содержани€) представл€ют особый интерес и позвол€ют предположить, что зафиксированный в них мистический опыт извлечени€ новой информации Ц это далеко не легенда, лишенна€ какого-либо реального смысла.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 790 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

542 - | 461 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.