Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘ункционалистское направление в изучении культур




ѕќя¬Ћ≈Ќ»≈ функционализма как способа изучени€ культур св€зывают с работами Ѕ.ћалиновского и ј.–эдклифф-Ѕрауна. —ильное вли€ние на становление этого направлени€ оказали √.—пенсер и Ё.ƒюркгейм.

ќсобенностью функционального подхода €вл€етс€ рассмотрение культуры как целостного образовани€, состо€щего из элементов, частей. ¬ажнейша€ задача - разложение целого (культуры) на составные части и вы€вление зависимостей между ними. ƒанное направление в изучении культур в большой степени ориентировано на раскрытие механизмов действи€ и воспроизводства социальных структур.  ажда€ "атомарна€ клеточка" культуры исследуетс€ не в качестве случайного или ненужного (вредного, архаичного) образовани€ (пережитка), а как выполн€юща€ определенную задачу, функцию в социокультурной общности. Ѕолее того, нередко отдельный элемент играет не просто присущую ему роль (назначение), а представл€ет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образовани€. ƒл€ функционалистов практически не представл€ют интереса исторические изменени€ культур; их волнует, как действует культура "здесь и сейчас", какие задачи она решает, как воспроизводитс€.

¬ процессе культурологических исследований пон€тие "функци€" получило два основных значени€. ѕервое - указание на ту роль, которую определенный элемент культуры выполн€ет по отношению к целому, и второе - обозначение зависимости между част€ми, компонентами культуры.

1. ‘ункционализм Ѕ.ћалиновского - метод изучени€ культур

Ѕ.ћјЋ»Ќќ¬— »… (1884 -1942) родилс€ в  ракове (ѕольша). ¬ университете изучал физику и математику, но затем заинтересовалс€ историей культуры и культурно-антропологическими исследовани€ми.

ѕоворот в его научной де€тельности произошел в результате знакомства с "«олотой ветвью" ƒж.‘резера. ¬ 1913 г. была опубликована перва€ стать€ ћалиновского "—емь€ у австралийских туземцев". — того же года после окончани€ аспирантуры Ўколы экономических и политических наук он начал работать в Ћондонском университете. ‘ундаментальную роль в его становлении как антрополога сыграли длительные полевые исследовани€ (1914-1918) в ќкеании на побережье новогвинейского залива ѕапуа и на “робриандских островах. ¬ результате после этой научной экспедиции в 20-е годы была издана сери€ книг, среди которых - "ѕервобытна€ экономика “робриандских островов", "јргонавты западной части “ихого океана", "ѕреступление и обычай в дикарском обществе", "—ексуальна€ жизнь дикарей в —еверо-¬осточной ћеланезии", "ћаги€, наука, религи€ и другие эссе".

¬ поздних работах, особенно в опубликованном после его смерти очерке "Ќаучна€ теори€ культуры" (1944), ћалиновский в систематической форме изложил свои взгл€ды на природу культур и метод их познани€.

ќсновные положени€ теории культуры ћалиновского сложились под сильным вли€нием положени€ √.—пенсера об обществе как о биологическом организме особого рода.  ультурологическа€ концепци€ основател€ функционализма строилась на биологических основани€х в св€зи с рассмотрением способа удовлетворени€ потребностей человека в еде, одежде, жилище, сексуальном партнере, движении... “еори€ потребностей есть основа концепции культуры Ѕ.ћалиновского. ƒл€ выделени€ человека из царства животных он делит потребности на основные и производные, порожденные культурной средой.   последним относ€тс€ потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образовани€ в каком-либо виде и т. д.

—амо пон€тие "культура" ћалиновский определ€л не всегда однозначно. ”довлетвор€€ свои биологические потребности, человек добывает пищу, строит жилище и т. д. “ем самым он преобразует окружающую среду и создает производное окружение, которое и есть культура.  роме этого, культура - совокупность ответов на основные и производные потребности.  ультура в соответствии с такой постановкой вопроса есть вещественный и духовный аппарат, при помощи которого человек решает сто€щие перед ним конкретные, специфические задачи.  ультура также есть некое целое, состо€щее из частично автономных, частично координированных институтов. »нститут как первична€ организационна€ единица - это совокупность средств и способов удовлетворени€ той или иной потребности, основной или производной. “акова обща€ картина структуры культуры по Ѕ.ћалиновскому.

Ќо все же определ€ющим, создающим характерное лицо культурологической концепции Ѕ.ћалиновского было последовательное проведение при исследовани€х культур принципа универсального функционализма. ќн так формулировал свой постулат, или исходный принцип, функционального подхода: "...в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, иде€ и веровани€ выполн€ют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представл€ют собой необходимую часть внутри действующего целого" (1).

ѕри этом, согласно Ѕ.ћалиновскому, люба€ культура в ходе своего развити€ вырабатывает некоторую систему устойчивого "равновеси€", где кажда€ часть целого выполн€ет свою функцию. ≈сли уничтожить какой-либо элемент культуры (например, запретить вредный, с нашей точки зрени€, обр€д), то вс€ этнокультурна€ система, а значит, и народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели. Ѕ.ћалиновский резко осуждал грубое вмешательство колониальных чиновников в жизнь коренного населени€, что свидетельствовало о невежестве и непонимании ценностей других культур. ќн подчеркивал, что "традици€, с биологической точки зрени€, есть форма коллективной адаптации общности к ее среде. ”ничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, неизбежный процесс умирани€" (2).

¬ качестве примера нарушени€ функционального равновеси€ ћалиновский приводил запрет на обычай "охоты за головами", совершаемый юношами в день инициации на одном из островов “ихого океана. ¬скоре после того, как англичане запретили этот обычай как антигуманный, в обществе аборигенов началась дезорганизаци€. —тарейшины утратили авторитет, старым и больным не оказывалась помощь. –исовые пол€ и хранилища остались без присмотра, так как люди покинули обжитые места. ѕриглашенные на остров антропологи вы€снили, что "инициации" и "охота за головами" были пусковыми событи€ми, обеспечивающими об€зательность сельскохоз€йственных работ и тем самым поддерживающими сплоченность между семь€ми.  роме этого, на всех членов общности лежала об€занность сохран€ть запасы риса. ѕри запрете обыча€ не приводилась в движение вс€ система культурно-хоз€йственных св€зей. Ѕез рисосе€ни€ за счет урожа€ фруктов и рыбной ловли можно было прожить несколько лет. Ќо в этой местности посто€нно случались неурожаи и были периоды отсутстви€ рыбы. «апас риса гарантировал выживание племени, поэтому регул€рные полевые работы (необ€зательные с точки зрени€ сиюминутных потребностей) должны были как-то поддерживатьс€. “аким поддерживающим символом и была "охота за головами". ќдновременно с запретом этого обыча€ была нарушена церемони€ посв€щени€ во взрослые, что, в свою очередь, внесло дезорганизацию в иерархическую структуру общности, нарушило систему подчинени€ младших старшим.

»сход€ из своей функционалистской концепции, Ѕ.ћалиновский весьма критически оценивал предшествующие направлени€ в исследовании культур. ќсобенно резко он критиковал метод пережитков Ё.“айлора. ѕо его мнению, такой подход наносил вред наукам о культуре, так как то или иное €вление вместо поиска его смысла и функций объ€вл€ли пережитком или невежественным обычаем. ѕод огнем критики оказалс€ и диффузионизм, так как его сторонники понимали культуру не как живое органическое целое, а лишь как совокупность мертвых вещей. ќсновным недостатком учений своих предшественников Ѕ.ћалиновский считал изолированное изучение отдельных черт культур как независимых друг от друга сущностей.

2. —труктурно-функциональна€ теори€ культур ј.–эдклифф-Ѕрауна.  ультура как совокупность функций

ј.–Ёƒ Ћ»‘‘-Ѕ–ј”Ќ (1881 -1955) родилс€ в јнглии в г. Ѕирмингеме. ¬ 1901 -1906 гг. училс€ в  ембриджском университете на кафедре социальной антропологии. ¬ 1906-1908 гг. проводил полевые исследовани€ на јндаманских островах. ¬ последующие годы изучал жизнь аборигенов јвстралии, путешествовал по јфрике,  итаю и другим странам. ƒолгое врем€ преподавал социальную антропологию в јвстралии, ёј– и —Ўј. ¬ 1938 г. после двадцатичетырехлетнего отсутстви€ вернулс€ на родину известным ученым. «десь ему предоставили пост заведующего кафедрой социальной антропологии ќксфордского университета. ≈го основные труды - "јндаманские острова" (1922), "ћетод этнологии и социальной антропологии" (1923), "»сторическа€ и функциональна€ интерпретаци€ культуры" (1929).

јнтропологи€ понималась ј.–эдклифф-Ѕрауном как наука о человеке и всех аспектах человеческой жизни (включа€ физическую антропологию и археологию). Ќауку о культурах он делил на две части - этнологию и социальную (культурную) антропологию. Ётнологи€ представл€ет собой конкретно-историческое изучение отдельных народов, их внутреннего развити€, культурных св€зей между ними. ќсновной метод этнологии - историческа€ реконструкци€. —оциальна€ же антропологи€ имеет своей задачей поиски общих закономерностей социального и культурного функционировани€ и развити€. ќсобенностью научного кредо ј.–эдклифф-Ѕрауна €вл€лось то, что он, в отличие от Ѕ.ћалиновского, не отрицал и исторического изучени€ культур.

ќбщетеоретическа€ концепци€ ј.–эдклифф-Ѕрауна опиралась на утверждение, что все виды объективной реальности представл€ют собой различные классы естественных систем (атом, молекула... организм... общества людей). ќн поддерживал точку зрени€ Ё.ƒюркгейма, что общество есть особа€ реальность, несводима€ к индивидам. Ћюба€ система определ€етс€: а) единицами (элементами), ее составл€ющими и б) отношени€ми между ними. ≈диницами социальной системы €вл€ютс€ "человеческие существа как совокупности поведенческих €влений, а отношени€ между ними - это социальные отношени€" (3). —оциальна€ система состоит из: а) социальной структуры, б) общей совокупности социальных обычаев и в) специфических образов мыслей и чувств, св€занных с социальными обыча€ми.

ѕосле 1931 г. ј.–эдклифф-Ѕраун понимает предмет социальной антропологии более узко. ќн отказываетс€ даже от пон€ти€ "культура", использу€ вместо него пон€тие "социальна€ структура". Ёто привело к тому, что основными аспектами его исследований стали политическа€ организаци€ различных культур, особенности систем родства и их роль в социальных системах, функциональный анализ структур первобытных форм верований.

—верхзадачу своих исследований "примитивных культур" ј.–эдклифф-Ѕраун видел в том, чтобы на основании понимани€ и анализа относительно простого, архаичного общества совершенствовалась индустриальна€ цивилизаци€.

ќсобенностью функционалистской теории культур (в большей степени это касаетс€ учени€ ј.–эдклифф-Ѕрауна) была практическа€ направленность исследований. —торонники этого подхода стремились создать социальную антропологию как прикладную науку, обеспечивающую решение актуальных практических задач, прежде всего в колони€х ¬еликобритании. ¬ первую очередь - это управление на территори€х с доминированием традиционных культур. Ќе без вли€ни€ установок функционализма была разработана концепци€ "косвенного" управлени€, т.е. с опорой на традиционные институты власти и сложившуюс€ социальную структуру. ј эта практическа€ задача требовала ответа на р€д вопросов, а именно: какова иерархическа€ структура власти? на чем основан авторитет вождей? каковы их общественные функции? “аким образом, одним из важнейших итогов развити€ функционализма была постановка и попытка решени€ задачи управлени€ в культурах, имеющих иную природу, нежели западноевропейские. ќсуществить это начинание предполагалось на основе знани€ структуры и функциональной значимости элементов культур как целостных образований.

¬ функционалистском исследовании культур по-новому был сформулирован вопрос о дальнейшей судьбе, будущем "примитивных" культур. —торонники рассматриваемого подхода не раздел€ли идей эволюционистов в оценке культур ("лучшее" - значит более развитое) и не поддерживали их теорию об€зательного стадиального развити€ всех культур в соответствии с эталонами европейской цивилизации.

ƒолгое врем€ Ѕ.ћалиновский придерживалс€ точки зрени€ максимального сохранени€ архаичности культур, их традиционного образа ∆изни. Ѕолее сложным оказалось решить задачу будущего развити€ "примитивных" культур в случае их тесного взаимодействи€ с индустриальной цивилизацией, привод€щего к неизбежной трансформации, эрозии архаичных обществ. ¬ыход из таких ситуаций Ѕ.ћалиновский видел в помощи со стороны более развитых стран в процессе адаптации к технологической цивилизации.  онечно, можно критиковать Ѕ.ћалиновского за его наивно-утопический взгл€д на социальные процессы, происходившие в колони€х Ѕританской империи, но все же необходимо признать, что именно он сформулировал вопрос о взаимодействии современных и традиционных культур и показал его сложность.

≈ще одним существенным итогом развити€ функционализма стала его нацеленность на понимание других типов культур, необычного, с точки зрени€ европейцев, образа жизни, стремление изучить культуру изнутри, осознать иные культурные ценности. ”казанные аспекты функ-ционалистского понимани€ культур были развиты не только последовател€ми функционализма, но и исследовател€ми культур, не относ€щихс€ к данному направлению, например ћ.’ерсковицом в его культурно-антропологической концепции. »з наиболее известных продолжателей структурно-функционального подхода необходимо назвать Ё.Ёванс-ѕритчарда (1902-1973) и его классический труд "Ќуэры" (в 1985 г. издан на русском €зыке).   последовател€м функционализма относ€тс€ также ћ.‘ортес, –.‘Єрс, ћ.√лукмэн.

—труктурно-функциональный подход оказал существенное вли€ние на социологию —Ўј, в первую очередь на творчество “.ѕарсонса, который применил структурно-функциональный подход дл€ изучени€ современной индустриальной культуры. ¬ажнейшим объектом исследовани€ стали —Ўј. –ассматрива€ общество как целостную систему, стрем€щуюс€ сохранить стабильность, ѕарсонс выделил р€д функциональных подсистем (семь€, образование, экономика и др.), обеспечивающих в сумме взаимодействий равновесное состо€ние. ÷ентральный предмет его исследований - интеграци€ личности, социальной системы и культуры. ќсновна€ работа - "—оциальна€ система" (1951).

«начение функционализма дл€ культурологии состоит также и в том, что та или ина€ культура стали рассматриватьс€ учеными под углом зрени€ выполнени€ различных функций. ¬ свою очередь, нередко пон€тие культуры сводитс€ к совокупности выполн€емых ею функций. ¬ыделение функций культуры как целостного образовани€ определ€ет направлени€ в изучении культур и образует иерархическую структуру из функциональных подсистем этнокультурных общностей. ѕредметом анализа обычно €вл€ютс€: 1) субстанциальна€, или поддерживающа€, функци€, обеспечивающа€ выживание общности; 2) адаптивна€, или приспособительна€, функци€, служаща€ дл€ поддержани€ более или менее гармоничных отношений между природным окружением и этнокультурной общностью; 3) функци€ сохранени€ и воспроизводства традиций, религиозных верований, ритуалов, а также истории народа; 4) символически-знакова€ функци€ культуры, состо€ща€ в создании и воспроизводстве культурных ценностей; 5) коммуникативна€ функци€ культуры, направленна€ на обеспечение общени€, передачи информации, понимани€ других культур; 6) нормативно-регул€тивна€ функци€ культуры, состо€ща€ в поддержании некоего равновесного состо€ни€ в общности, содержаща€ институциональные формы разрешени€ конфликтов; 7) компенсаторна€ функци€ культуры, основное назначение которой - разр€дка эмоционального и физического напр€жени€.

1. ÷ит. по: яблоков ».Ќ. —оциологи€ религии. ћ.,1979. —. 46.
2. Man and culture. L.,1957. P. 249-250.
3. Radcliff-Braun A.R. A Natural Science of Society. Glencoe, 1957. P. 26.

–екомендуема€ литература

¬есЄлкин ≈.ј.  ризис британской социальной антропологии. ћ.,1977.

ћалиновский Ѕ. —мерть и реинтеграци€ группы // –елиги€ и общество: ’рестомати€ по социологии религии. ћ.,1996.

ћалиновский Ѕ. ћаги€ и религи€ // –елиги€ и общество. ћ.,1996.

Ќикишенков ј.ј. »з истории английской этнографии:  ритика функционализма. ћ.,1986.

ќрлова Ё.ј. ¬ведение в социальную и культурную антропологию. ћ.,1994.

–эдклифф-Ѕраун ј. “абу // –елиги€ и общество. ћ.,1996.

—околов Ё.¬.  ультурологи€. ћ.,1994.

“окарев —.ј. »стори€ зарубежной этнографии. ћ.,1978.

Ёванс-ѕритчард Ё. Ќуэры. ћ.,1985.

¬ќѕ–ќ—џ   √Ћј¬≈ 6

1.  акие значени€ имеет пон€тие "функци€" в применении к анализу культур?
2. Ќазовите отличие функционализма от предшествующих подходов.
3.  акова основна€ направленность критики Ѕ.ћалиновским метода пережитков и эволюционизма?
4. ¬ чем состо€т особенности структурно-функциональной концепции ј.–эдклифф-Ѕрауна?
5.  акое практическое применение получил функционализм?
6. Ќазовите и охарактеризуйте функции культуры.

“≈ћџ ѕ»—№ћ≈ЌЌџ’ –јЅќ“

1. ‘ункционализм Ѕ.ћалиновского и структурно-функциональный метод в культурологии (сравнительный анализ).
2. ѕоздние формы функционализма и способ изучени€ в них культур (по книге Ёванса-ѕритчарда "Ќуэры").
3. ќсобенности развити€ социальной антропологии в јнглии середины XX в.
4. —труктурно-функциональный метод изучени€ культуры “.ѕарсонса.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 362 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

501 - | 510 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.