Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕсихологическое направление в изучении культур




1. "ѕсихологи€ народов"

—”ў≈—“¬≈ЌЌќ» чертой эволюционизма как метода изучени€ культур было увлечение психологическим объ€снением культур. ”же в середине XIX в. предпринимались попытки обосновани€ самосто€тельного направлени€, центром исследований которого была бы психологи€ народов. ќсновател€ми новой дисциплины были немецкие ученые ћ.Ћацарус (1824-1903) и X.Ўтейнталь (1823-1899). ќсновное содержание их концепции состоит в том, что благодар€ единству происхождени€ и среды обитани€ "все индивиды одного народа нос€т отпечаток... особой природы народа на своем теле и душе", при этом "воздействие телесных вли€ний на душу вызывает известные склонности, тенденции предрасположени€, свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего все они обладают одним и тем же народным духом" (1). Ќародный дух понимаетс€ как психическое сходство индивидов, принадлежащих к одному народу и одновременно как их самосознание (народ есть нека€ совокупность людей, которые смотр€т на себ€ как на один народ, причисл€ют себ€ к одному народу).

ќсновными задачами "ѕсихологии народов" €вл€етс€: а) "психологически познать сущность народного духа и его действи€; б) открыть законы, по которым совершаетс€ внутренн€€ духовна€ или идеальна€ де€тельность народа в жизни, в искусстве и в науке и в) открыть основани€, причины и поводы возникновени€, развити€ и уничтожени€ особенностей какого-либо народа" (2).

¬ "ѕсихологии народов" можно выделить два аспекта. ¬о-первых, анализируетс€ дух народа вообще, его общие услови€ жизни и де€тельности, устанавливаютс€ общие элементы и отношени€ развити€ духа народа. ¬о-вторых, более конкретно исследуютс€ частные формы народного духа и их развитие. ѕервый аспект получил название этноисторической психологии, второй - психологической этнологии. Ќепосредственными объектами анализа, в процессе исследовани€ которых раскрываетс€ содержание народного духа, €вл€ютс€ мифы, €зыки, мораль, нравы, быт и другие особенности культур.

ѕодвод€ итог изложению идей, выдвинутых ћ.Ћацарусом и X.Ўтейнталем в 1859 г., дадим краткое определение "ѕсихологии народов". ќни предлагали строить этническую психологию как объ€снительную науку о народном духе, как учение об элементах и законах духовной жизни народов и исследование духовной природы всего человеческого рода.

ќбщее направление исследований культур, сформулированное ћ.Ћацарусом и X.Ўтейнталем, проблемы, поставленные ими, развиваютс€ и поныне. јнализ "ѕсихологии народов" (в виде этнопсихологии или ментальности как типа культуры, или проблемы "первобытного мышлени€") стал неотъемлемой частью исследовани€ культур в XX в. Ёти же аспекты изучени€ культур €вл€ютс€ об€зательной частью практически любого курса культурологии.

ѕоэтому хотелось бы обратить внимание на то обсто€тельство, что направление "ѕсихологи€ народов" не сводитс€ только к анализу психического склада ума или культурно-обусловленному типу мышлени€. ≈е предмет и задачи значительно шире, они не состо€т только в личностно-психологических характеристиках (воспри€тие, пам€ть, темперамент, характер) людей, принадлежащих к различным культурам.

’от€ Ўтейнталь и Ћацарус не смогли выполнить своей грандиозной программы, но их идеи были подхвачены и развиты р€дом психологов, антропологов и социологов. ¬последствии в XX в. их программу дополнили и успешно выполнили сторонники американской этнопсихологической школы (психологическа€ антропологи€).

ѕродолжил развивать психологическое направление ¬.¬ундт (1832- 1920). ƒвадцать лет своей жизни он посв€тил написанию дес€титомной "ѕсихологии народов". ¬ ней он развивал положение о том, что высшие психические процессы людей, в первую очередь мышление, есть продукт историко-культурного развити€ сообществ людей. ќн возражал против пр€мой аналогии вплоть до отождествлени€ индивидуального сознани€ и сознани€ народа. ѕо его мнению, народное сознание есть творческий синтез (интеграци€) индивидуальных сознаний, результатом которого €вл€етс€ нова€ реальность, обнаруживающа€с€ в продуктах сверхиндивидуальной или сверхличностной де€тельности в €зыке, мифах, морали.

ѕод несколько другим углом зрени€ рассматривал культурно-исторический процесс американский ученый Ћ.‘.”орд (1843-1913), автор книг "ƒинамическа€ социологи€" (1883) и "ѕсихические факторы цивилизации" (1893). ѕроисхождение культур он считал высшей ступенью эволюционной лестницы, синтезом всех природных сил, сложившихс€ в ходе космобио- и антропогенеза.  ачественное отличие новой социально-культурной реальности он видел в наличии в ней чувства и цели. “аким образом, человек в культурной истории действует сообразно с сознательными цел€ми. ѕервичными желани€ми (потребност€ми) человека €вл€ютс€ жажда, голод и половые потребности. Ќа их основе складываютс€ более сложные интеллектуальные, моральные, эстетические желани€, служащие основой дл€ совершенствовани€ общества, его улучшени€ ("мелиоризма", по терминологии Ћ.”орда). ¬ концепции ”орда привлекает внимание анализ происхождени€ и роли удовольстви€ и страдани€ в жизни человека, исследование такого феномена, как счастье (свобода от страданий) и психологи€ изобретений. Ќар€ду с индивидуальными цел€ми он признавал существование коллективных целей, носителем которых была отдельна€ культура.

ќпределенный вклад в психологическое изучение культур внес профессор …ельского университета социолог ”.—амнер (1840-1910). ќсновной его труд, посв€щенный этой теме, - "Ќародные обычаи" (1906). ¬ пон€тие "обычай" он включает все культурно-обусловленные, стандартизованные формы поведени€. ¬ качестве причин по€влени€ и существовани€ обычаев он выдел€ет группы взаимодействий или факторов. ѕерва€ св€зана с борьбой людей друг с другом или с окружающей природой. ќбычаи в этом случае представл€ют собой определенные виды защиты и нападени€ в процессе борьбы за существование.  роме этого, обычаи есть продукты четырех мотивов человеческих действий (голод, сексуальна€ страсть, честолюбие, страх). Ѕольшую известность приобрели пон€ти€ ”.—амнера "мы - группа" и "они - группа". ќтношени€ в "мы - группа" - отношени€ солидарности, тогда как между группами преобладает враждебность. ”.—амнер дал одно из первых определений этноцентризма как "взгл€да, согласно которому собственна€ группа представл€етс€ человеку центром всего, а все остальные оцениваютс€ по отношению к ней" (3).

2. "√руппова€ психологи€"

ЅќЋ№Ў”ё роль в изучении внутрикультурных механизмов взаимодействи€ людей сыграли работы французских ученых - представителей социально-психологического направлени€ в изучении культур √.Ћебона (1841 -1931) и √.де “арда (1843-1904). ќсновна€ направленность работ √.Ћебона "ѕсихологические законы эволюции народов" (1894) и "ѕсихологи€ толпы" (1895) - анализ взаимоотношений масс народа, толпы и лидеров, особенностей процесса овладени€ ими чувствами, иде€ми. ¬первые в этих трудах были поставлены проблемы психического заражени€ и внушени€, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах.

ѕродолжил анализ групповой психологии и межличностного взаимодействи€ √.“ард. ќн выдел€л три типа взаимодействий: психическое заражение, внушение, подражание. Ќаиболее важные работы “арда, посв€щенные этим аспектам функционировани€ культур, - "«аконы подражани€" (1890) и "—оциальна€ логика" (1895). √лавна€ задача автора - показать, как по€вл€ютс€ изменени€ (новшества) в культурах и как они передаютс€ в обществе индивидам. —огласно его взгл€дам, "коллективна€ интерментальна€ психологи€... возможна только потому, что индивидуальна€ интраментальна€ психологи€ включает элементы, которые могут быть переданы и сообщены одним сознанием другому. Ёти элементы... могут соедин€тьс€ и сливатьс€ воедино, образу€ истинные социальные силы и структуры, течение мнений или массовые импульсы, традиции или национальные обычаи" (4). Ёлементарное отношение, по “арду, - это передача или попытка передачи веровани€ или желани€. ќпределенную роль он отводил подражанию и внушению. ќбщество - это подражание, а подражание - своего рода гипнотизм. ¬с€кое новшество - это акт творческой личности, вызывающий волну подражаний.

 ультурные изменени€ √.“ард анализировал на основе изучени€ таких €влений, как €зык (его эволюци€, происхождение, лингвистическа€ изобретательность), религи€ (ее развитие от анимизма до мировых религий, ее будущность), и чувств, прежде всего любви и ненависти, в истории культур. ѕоследний аспект достаточно оригинален дл€ исследователей культур того времени. ≈го “ард исследует в главе "—ердце", в которой он вы€сн€ет роль прит€гивающих и отталкивающих чувств, размышл€ет о том, что такое друзь€ и враги. ќсобое место занимает исследование таких культурных обычаев, как вендетта (кровна€ месть), и феномена национальной ненависти.

ѕоследующее развитие проблема объ€снени€ механизмов внутрикультурной передачи информации получила в концепции интеракционизма (взаимодействи€) в трудах американских ученых ”.ƒжеймса, ƒж.Ѕолдуина, ’. ули и ƒж.√.ћида. ÷ентральное положение учени€ - многомерный анализ "я" как €дра личности в культуре.

ѕредставители "√рупповой психологии" и теории подражани€ открыли и исследовали механизмы внутрикультурного взаимодействи€. »х разработки были использованы в исследовании культур в XX в. дл€ объ€снени€ р€да фактов и проблем, возникающих при изучении различных типов культур. «аключа€ рассмотрение социально-психологического аспекта в анализе культур, необходимо остановитьс€ на содержании феноменов, открытых √.Ћебоном и √.“ардом.

ѕодражание, или имитативна€ де€тельность, состоит в воспроизведении, копировании двигательных и иных культурных стереотипов. √ромадно его значение в процессе овладени€ культурой в детстве. —читаетс€, что благодар€ этому качеству ребенок овладевает €зыком, подража€ взрослым, овладевает культурными навыками. ѕодражание - основа обучени€ и возможности передачи культурной традиции из поколени€ в поколение.

ѕсихологическое заражение часто состоит в неосознанном повторении действий в человеческом коллективе или просто при скоплении людей. Ёто качество способствует овладению людьми каких-либо состо€ний психологического типа (страх, ненависть, любовь и т. д.). Ќередко оно используетс€ в религиозных ритуалах.

¬нушение - самые различные формы внедрени€ в сознание людей (в осознанной или бессознательной форме) определенных положений, правил, норм, регулирующих поведение в культуре. ћожет про€вл€тьс€ в самых различных культурных формах, очень часто способствует объединению людей внутри культуры дл€ выполнени€ какой-либо задачи. ¬се эти три характерные черты культурной де€тельности реально существуют и действуют вместе, обеспечива€ регул€цию между членами этнокультурной общности.

¬оздействие "ѕсихологии народов" как культурологической концепции на развитие исследований культур в XX в. не менее фундаментально, чем вли€ние "√рупповой психологии". ƒело ¬ундта, Ћацаруса и Ўтейнтал€ было продолжено направлением в изучении культур " ультура-и-личность". ѕредметом его изучени€ стали познавательные способности людей различных культур, культурно-обусловленные стереотипы поведени€, эмоционального реагировани€. «начительное место было уделено изучению этнопсихологии различных народов, анализу этнической истории и ее отражени€ в эпических произведени€х.

1. Ўтейнталь X. √рамматика, логика и психологи€ // »стори€ €зыкознани€ в очерках и извлечени€х. ћ.,1960. —. 1.
2. Ўпет √.√. ¬ведение в этническую психологию // Ўпет √.√. —очинени€. ћ.,1989. —. 484-486.
3. ÷ит. по: »стори€ буржуазной социологии XIX - начала XX века. ћ.,1979. —. 86.
4. “ам же. —.105.

–екомендуема€ литература

Ѕехтерев ¬.ћ. ¬нушение и его роль в обществе. —ѕб.,1908.

¬ундт ¬. ѕроблема психологии народов. ћ.,1912.

Ћебон √. ѕсихологи€ народов и масс. ћ., 1896.

ѕоршнев Ѕ.‘. —оциальна€ психологи€ и истори€. ћ.,1979.

—оциальна€ психологи€. ћ.,1975.

“ард √., де. —оциальна€ логика. ћ.,1901.

”орд Ћ. ѕсихические факторы цивилизации. ћ., 1897.

Ўпет √.√. ¬ведение в этническую психологию // Ўпет √.√. —очинени€. ћ.,1989.

¬ќѕ–ќ—џ   √Ћј¬≈ 4

1.  то первым ввел в науку пон€тие "этноцентризм" и в чем состоит содержание этого пон€ти€?
2.  акова предметна€ область "психологии народов"?
3. ѕри помощи каких форм межгруппового взаимодействи€ передаетс€ внутрикультурна€ информаци€?
4.  ак вы представл€ете себе содержание пон€ти€ "дух" народа?

“≈ћџ ѕ»—№ћ≈ЌЌџ’ –јЅќ“

1.–оль внушени€ в различных типах культур.
2.ћифы как источник психологического своеобрази€ культуры.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 286 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

500 - | 490 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.