Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Атомизм демокрита, его значение для науки




Демокрит(460-370) учился у Анаксагора.
Исходная мысль его учения "в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты"Бытие есть нечто предельно простое, неделимое, непроницаемое - атом. Атомов бесчисленное множество. Демокрит характеризует атомы так: атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга по своему объему и фигуре. Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом - быт" то пустота - это небытие. С одной стороны, если бы не было пустот, то не было бы и реального множества и движения. С другой стороны, если бы все было делимо до бесконечности, то пустота была бы во всем, то есть в мире ничего бы не было, не было бы и самого мира. Отсюда следует вывод, если бесконечная делимость уничтожала) всякую величину, разрешив ее в ничто, то должны существовать твердые тела, иначе не было бы ничего плотного. Движение Демокрит считал вечным,естественным состоянием Космоса. При этом движение истолковывалось строго однозначно, как механическое перекрещение атомов в пустоте.
Как и другие "мудрецы" Демокрит попытался применять свою теорию для объяснения происхождения и развития Вселенной. По его мнению, бесконечное движение атомов приводит их к совпадению, взаимной встрече и столкновению сначала отдельных атомов, а потом и целых комплексов. Под влиянием этого столкновения образуется единый вихрь, в котором атомы кружатся, наталкиваются друг на друга, соединяются и разделяются. При этом подобные отходят к подобным. Имеющие одинаковый вес, вследствие большого скопления, больше не в состоянии кружиться и образуют различные соединения. Тонкие тельца отступают в наружные части пустоты, как бы пролетая к периферии. Прочие же остаются в центре и образуют некое шарообразное соединение.
Из этой шарообразной массы отделяется нечто вроде "оболочки", которая в виде неба простирается над всем миром. Более плотные и тяжелые тельца собираются в середине и образуют землю, занимающую центр мироздания. По Демокриту, Вселенная бесконечна и бесконечно в ней количество миров. Организмы возникли под влиянием тех же механических причин. Человек - то же скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа - это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов.
Демокрит объясняет познание мира на основе принципа "истечения". Согласно этому принципу, процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. Демокрит не видит связи чувственного уровня познания с рациональным рассуждением, резко отделяет и противопоставляет их друг другу. Истинное познание достигается только разумом.
Характерные черты античной философии: 1)синкретичность, т.е. для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов филослфствования; 2) космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека; 3) пантеистична: ант. Фил-я исходит из Космоса, чувствительного и умопостигаемого. Космос в ант. фил-ии часто считается абсолютным божеством (не личностью); 4) логика- это преимущественно логика общих имен, понятий (Платон, Аристотель, стоики); 5)этика- это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга и ценностей. 6)функциональна, т. е. она призвана помочь людям в их жизни, дает ответы на вопросы бытия.

 

 

13. Критика Аристотелем философии Платона. Проблема источника движения и источника всех форм в философии Аристотеля.

Аристотель (384-322 гг до н.э.). был учеником Платона до его смерти. Затем стал воспитателем А. Македонского. Аристотель был первым историком философии (он изучил все, что было до него).

Аристотель начинает с критики Платона: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель воспользовался самокритикой Платона. Мир идей – это некоторое единство, но в то же время существует множество идей. Пример - идеи кошки и животного - это одно и то же или нет. Аристотель говорит не об идеях, а о понятиях. Он разделяет все понятия на понятия вещей и понятия классов вещей.

Единственный существующий мир – телесный мир и все его многообразные проявления, включая человека. Все знания – лишь вторичные сущности, а первичны сами сущности. Сущность – это не наши мысли о вещи, а сама вещь. Первые сущности – это то, о чем все сказывается, и что ни о чем не сказывает. Суждение: первая сущность – это субъект суждения. Пример, «Иван – человек», Иван – это первая сущность. Первая сущность выступает единицей бытия. Субстрат – лишь возможность. Телом он становится, только будучи упорядочен идеей. Идея внутренне присуща конкретной вещи (это заземление платоновской философии).

Каждая первая сущность определена 4 причинами:

Формальная причина – суть вещи (план дома в голове архитектора).

Материальная причина – возможность (стройматериалы).

Движущая причина – фактор, слепляющий частички вместе (руки рабов).

Целевая причина – то, что вписывает эту вещь в окружающий мир (дом, чтобы в нем жить).

Аристотель предполагал, что существует редукция в сторону формы или материала.

Пример: Медный шар: шар – форма, медь – содержание.

Перводвигатель – это бог, энтелехия (вечное, неподвижное, неизменное) – это второе начало, противоположное материальному. Он доказал бытие Бога, исходя из принципа причинности. Ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Должна быть причина, сама себя обуславливающая и ни от чего не зависящая: причина всех причин. Космос строится божеством из хаоса на основе 4-х элементов: огонь, воздух, вода, земля.

Теория познания

Первые сущности – это единство духовного и субстратного (физического) начала. Человек - это тоже сочетание духовного и субстратного начала. А духовное начало - это сочетание пассивного ума и активного ума (энтелехия души).

Уровни познания:

Эмпирия - самый низший – опыт;

Техно – умение, обобщение на пальцах;

Эпистемия - научное знание - знание ближайших причин связей и отношений;

Софос - знание конечных причин, основания мира.

Источник движения и источник всех форм.

Несколько противоречивы взгляды Аристотеля на источник движения. Сказанное выше говорит о том, что движение присуще самим вещам, следовательно, источником является само движение. С другой стороны, возможно объяснение источника движения при помощи неподвижного первого двигателя. Этот первый двигатель (Бог) служит внешней причиной всякого движения.

Аристотель различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места.

Движение Аристотель тесно связывал с изменением. Он приводит четыре главных вида изменений: относящихся к сущности, к количеству, качеству и месту. Движение, относящееся к сущности, не может быть признано действительным, потому что в нем нельзя найти " противное ". Это свидетельствует о понимании существования движения в связи с наличием противоположностей. По Аристотелю, противным движению является "покой"; противном возникновению – гибель; увеличению – уменьшение, а изменению места – покой на месте. Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает как переход возможности в действительность. Тем самым движение становится универсальным свойствам сущего.

Процесс осуществления, то есть переход возможности в действительность, тесно связан со взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной тенденцией материи (как возможности) к осуществлению реализации формы (как реальности).

Аристотель уделяет внимание и анализу " пространства" и "времени ". Во-первых, он видит тесную связь между конкретным бытием и временем, подчеркивает связь времени и движения.

Пространство Аристотель также связывает с движением тел, признает его объективное существование.

Самой чистой формой, формой форм и источником всех формообразований является, согласно Аристотелю, Бог. Поскольку Бог Аристотеля - это чистая форма. Сам по себе он не имеет не только человеческих, но и, вообще, каких-либо видимых черт.
С чистой формой человек сталкивается тогда, когда он имеет дело с мыслями и идеями. Но, у мысли, идей тоже есть некоторая материя и форма. Материя, в данном случае, - это то содержание мысли, которое в ней мыслится. Под формой Аристотель понимает то, как связаны между собой элементы содержания, как они организованы, то есть некоторую организацию элементов содержания. В этом смысле мысль тоже обладает формой, то есть связями элементов своего содержания.
Аристотелевская форма форм - это тот случай, когда предметом (содержанием) мысли становится сама мысль. Причем, предметом является именно форма мысли как таковая. Мышлением о форме мысли, то есть исследованием организации мысли является логика. Таким образом, Бог Аристотеля - это чистое мыслительное начало мира, некое абсолютное сознание, мыслящее самое себя в логических формах (категориях). Представление Аристотеля о Боге предельно рационализировано. По сути, Аристотель подверг обожествлению логический разум.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1424 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.