Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Идея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы.




ФИЛОСОФИЯ

Онтология – знание о предельно общем, о бытии. Осн. вопрос: что есть мир? («онтос» - сущее)

Гносеология – знание об истине и принципах познания. Осн. вопрос: как познать мир?

Аксиология – наука о ценностях. Осн. вопрос: что есть благо?

(- Праксиология – наука о деятельности. Осн. вопрос: как добиться блага?-)

Объект \ субъект – нечто, реально существующее \ существо с волей.

Субъект \ предикат – то, о чем речь \ то, что о субъекте утверждается.

Идеализм – концепция, по которой сознание впереди материи.

--- Субъективный и. – концепция, по которой реальность\объект.материя не существует без воли\сознания.

--- Объективный и. - концепция, по которой реальность\объект.материя есть даже без воли\сознания (у Платона, Пифагора).

Материализм – концепция, по которой материя(т.е. объективная реальность) первичнее, чем идея\дух\сознание.

Диалектика – искусство вести диалог\спор с целью получения конечного истинного вывода (Платон)

Индукция – вывод общего закона из конечной совокупности частных случаев.

Дедукция – вывод частного утверждения на основе общего суждения.

Рационализм – конц.-я, по которой основа познания – разум (по Сократу – сперва познай себя, потом мир).

Эмпиризм - концепция, по которой основа познания – реальный опыт (Бэкон, Локк, Беркли, Юм).

Трансцендентальный – предпосылка знания, то, что содержится в опыте (И.Кант); предельно общий предикат: единое, истинное, благое,… (фил.Средневековья).

Трансцендентный -- трансцендентное как более высокая ступень бытия в отношении к подчиненной ей ступени, переход к которой есть трансцендирование, и абсолютно трансцендентное в отношении ко всему бытию в целом (единое).

Аналитическое суждение – сужд., истинность которого устанавливается логически (Кант, Лейбниц)

Синтетическое суждение – то, которое лишь поясняет уже заложенное в их основах знание, т.е. не несёт нового (Кант), является в некотором (или полном?) роде силлогическим.

Феномен -- явление, предмет, данный в чувственном созерцании. В широком смысле, согласно Брентано, вообще все, что может стать объектом научного рассмотрения.

Ноумены – априорные идеи чистого, т.е. не опирающегося на опыт, разума. Речь идет о психологической идее (субстанциальность души, личное бессмертие), космологической идее (мир как целое, свобода как предшествующая причинности, господствующей в мире явлений), теологической идее (Бог). Эти идеи, поскольку они не имеют основания в опыте, не свидетельствуют о существовании того, что в них мыслится: «стало быть, мы не можем даже утверждать, что познаем и усматриваем возможность этих идей, не говоря уже об их действительности

Вопросы

 

1. Идея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы.

2. Проблема изменчивости и противоречивости вещей в философии Гераклита.

3. Гераклит и Зенон о противоречивости движения.

4. Проблема закономерной связи всех явлений в философии Гераклита и Демокрита. Принцип детерминизма и его значение для науки.

5. Демокрит о процессе познания мира, роли органов чувств и логического мышления. Демокрит о двух уровнях знания.

6. Пифагор: законы мира и математика.

7. Анализ Парменидом категории "бытие".

8. Проблема человека в философии Сократа. Сократ о значении обобщенных понятий в познании мира и принципов жизни человека.

9. Метод дискуссий у Сократа. Сократ о принципах морали.

10. Платон о соотношении общих понятий и единичных вещей. Проблема познания в философии Платона.

11. Платон о происхождении государства. Человек и государство в трактовке Платона.

12. Атомизм Демокрита, его значение для науки.

13. Критика Аристотелем философии Платона. Проблема источника движения и источника всех форм в философии Аристотеля.

14. Учение Аристотеля о категориях. Аристотель о четырех видах причинности, четырех видах движения, о соотношении материи и формы. Категория возможности.

15. Аристотель о различных формах государства.

16. Дискуссия о соотношении общих понятий и единичных вещей в средневековой европейской философии (номинализм и реализм).

17. Механистическая картина мира в философии Р. Декарта. Дуализм Декарта.

18. Р. Декарт об аксиоматическом методе в науке. Линия рационализма в теории познания.

19. Учение Б. Спинозы о единой субстанции, ее атрибутах и модусах. Принцип детерминизма у Спинозы.

20. Критика Лейбницем сенсуализма Локка. Лейбниц о природе пространства и времени.

21. Проблемы научного метода познания природы в философии Ф. Бэкона. Линия эмпиризма в теории познания.

22. Ф. Бэкон о роли науки в жизни общества. Виды эксперимента по Ф. Бэкону.

23. Вопрос о первоисточнике всех человеческих знаний в философии Дж. Локка. Обоснование Дж. Локком принципа сенсуализма.

24. Парадоксы и противоречия сенсуализма (Дж. Беркли, Д. Юм).

25. И. Кант о творческом характере познания и о методологической роли категорий. Антиномии Канта и современное естествознание.

26. Диалектическая философия Гегеля. Принцип развития и системный подход в методологии современной науки.

27. Гегель о закономерностях исторического процесса, роли народных масс и личностей в истории.

28. Диалектический и исторический материализм К. Маркса.

29. Проблемы методологии науки в философии позитивизма (О. Конт, Э. Мах).

30. Проблемы методологии науки в философии логического позитивизма.

31. Модели эволюции научного знания в философии постпозитивизма (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун).

32. Проблемы человека и исторической необходимости в философии Н. А. Бердяева. Вопрос о судьбе России.

33. Ниспровержение системы общепринятых ценностей в философии Ф. Ницше. Идея сверхчеловека.

34. Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.

Идея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы.

Учение Фалеса из Милета. Зарод. в Др. Гр. 6 в. до н.э.

Первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира эти философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) видят в определенном материальном принципе. Школа стихийно тяготеет к материализму. Ее представители интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и “наивная” диалектика.

Фалес. Соединял практическую деятельность с глубоким изучением природы. Свои географические, астрономические и физиологические познания Фалес связал в философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что все существующее возникло из воды. По форме Земля - плоский диск, плавающий в воде. Вселенная полна богов, все воодушевлено. Полагал, что ближе всего к Земле находятся звезды, а дальше всего - Солнце.

Анаксимандр. Прозаическое сочинение “О природе”. Впервые чертит карту земли и создает нечто вроде небесного глобуса. Земля по форме напоминает срез цилиндра или колонны. Небо - сфера, окружающая Землю со всех сторон. Земля неподвижно пребывает в центре мира, находясь на равном расстоянии от всех точек небесной сферы. Пространство первоначально было заполнено неизвестным веществом, затем над Землей возникли оболочки воды и воздуха, огня. При высыхании Земли вода скопилась в углублениях. Родина жизни - илистое дно моря. Люди должны были родиться и первоначально развиться внутри рыб и только по достижении силы вышли оттуда.

Анаксимен. единое начало-воздух. Воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него образуются все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, последовательно превращается в воду, в землю, в камни. Земля - плоский диск, парящий на воздухе. Устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд в мировом пространстве по отношению к Земле. Воздух - источник жизни, душа - “дыхание”, дуновение воздуха.

Гераклит. огонь вечен, это связь между противоположностями, чувственная символизация всеобщности, для того, чтобы был огонь необходима смерть. Душа – место, где существует логос. Логос создает сущее из противоположностей. Человек рождается биологически и сознательно. Космос – это порядок, он всегда есть, был и будет. Космос по сути и есть огонь, может быть неразбуженная или полуразбуженная стихия. Огонь – синоним вечного движения, единственное что нетленно – это мысль, сами предметы исчезнут, а знания останутся, так как мысль независима от времени. Мысль – высший предел знания. 4 мысли - космос, огонь, логос и учение о душе. Учение о душе – метаморфоза огня, самообогащение, способность принять другое, не потеряв себя.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1486 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.