Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћетодологические подходы к педагогическому исследованию.




ћетодологические подходы позвол€ют вычленить проблемы педагогики и определить стратегию и основные способы их разрешени€; целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию; прогнозировать наибольшую веро€тность получени€ объективного знани€.

÷елостный подход Ч личность понимаетс€ как целостность, как сложна€ психическа€ система, имеюща€ свою структуру, функции и внутреннее строение.

Ћичностный подход Ч ориентаци€ при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Ћичностный подход предполагает рассматривать все педагогические процессы и €влени€ с позиции личности, ее структуры, закономерностей развити€.

ƒе€тельностный подход предполагает рассматривать педагогические €влени€ с позиции целостного изучени€ всех компонентов де€тельности: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регулировани€, корректировки, контрол€ и анализа достигаемых результатов. Ётот подход требует специальной работы по формированию де€тельности ребенка, по переводу его в позицию субъекта познани€, труда и общени€, обучени€ его целеполаганию и планированию де€тельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов де€тельности.

—истемный подход направлен на вы€вление множества элементов в изучаемых педагогических €влени€х и св€зей между ними. Ёто предполагает рассмотрение объекта изучени€ как системы, вы€вление некоторого множества элементов системы, которые будут подвергнуты изучению, установление св€зей между элементами и их классификаци€, вы€вление св€зей (системообразующих), которые обеспечивают соединение разных элементов в единую систему, вы€вление структуры и организации системы, путей управлени€ ею как целостным образованием.

јнтропологический подход впервые разработал и обосновал  . ƒ. ”шинский. ¬ его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитани€ и учет их при построении и осуществлении педагогического процесса.

ƒиалогический подход Ч уникальность человеческой личности рождаетс€ и про€вл€етс€ лишь в диалогическом общении. ƒиалогический подход в единстве с личностным и де€тельностном составл€ет сущность методологии гуманистической педагогики.

ќриентирует на выделение в педагогической системе и развивающейс€ личности интегративных инвариантных системообразующих св€зей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе €вл€етс€ устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным.

ќн предполагает вы€снение вклада отдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого. ¬ этом отношении он очень тесно св€зан с личностным подходом, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. ќн насто€тельно требует признани€ уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. ќн предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвити€ задатков и творческого потенциала личности, создание дл€ этого соответствующих условий.

ƒе€тельность - основа, средство и решающее условие развити€ личности. Ётот факт обусловливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно св€занного с личностным де€тельностного подхода. ≈го значение показал в своих работах ј. Ќ. Ћеонтьев. ”ченый писал, что дл€ овладени€ достижени€ми человеческой культуры каждое повое поколение должно осуществить де€тельность, аналогичную (хот€ и не тождественную) той, котора€ стоит за этими достижени€ми. ¬от почему, чтобы подготовить воспитанников к самосто€тельной жизни и разносторонней де€тельности, необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти виды де€тельности, т.е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнеде€тельность.

ƒе€тельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познани€, труда и общени€. Ёто, в свою очередь, требует реализации полисубъектного (диалогического) подхода, который вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его де€тельность. ѕолисубъектный подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности посто€нного развити€ и самосовершенствовани€. ¬ажным при этом €вл€етс€ то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваютс€ не изолированно. ќни развиваютс€ только в услови€х взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. ƒиалогический подход в единстве с личностным и де€тельностным составл€ют сущность методологии гуманистической педагогики.

–еализаци€ вышеназванных методологических принципов осуществл€етс€ во взаимосв€зи с культурологическим подходом.  ультура при этом понимаетс€ как специфический способ человеческой де€тельности. явл€€сь универсальной характеристикой де€тельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопредел€ет направленность того или иного вида де€тельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. “аким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой де€тельности.

„еловек, ребенок живет и учитс€ в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. ¬ св€зи с этим культурологический подход трансформируетс€ в этпопедагогический. ¬ такой трансформации про€вл€етс€ единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального.

¬ последние годы значение национального элемента в воспитании подрастающего поколени€ недооценивалось. Ѕолее того, прослеживалась тенденци€ игнорировани€ богатого наследи€ национальных культур, в частности народной педагогики. ћежду тем национальна€ культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждени€.

«адача педагогов в св€зи с этим состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой - максимально использовать ее воспитательные возможности.

ќдним из возрождающихс€ €вл€етс€ антропологический подход, который впервые разработал и обосновал  . ƒ. ”шинский. ¬ его понимании этот подход означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитани€ и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.   обширному кругу антропологических наук

 

 

 . ƒ. ”шинский отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитани€). ¬о всех этих науках, как он полагал, излагаютс€, сравниваютс€ и группируютс€ факты и те отношени€, в которых обнаруживаютс€ свойства предмета воспитани€, т.е. человека. "≈сли педагогика хочет воспитывать человека во всех отношени€х, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношени€х". Ёто положение  . ƒ. ”шинского - неизменна€ истина педагогики.

¬ыделенные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знани€ позвол€ют, во-первых, вычленить не мнимые, а действительные ее проблемы и тем самым определить стратегию и основные способы их разрешени€. ¬о-вторых, это дает возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию. » наконец, в-третьих, данные методологические принципы позвол€ют получить объективные знани€ и уйти от ранее господствовавших педагогических стереотипов.

 

 

«аключение

“аким образом, мы изучили уровни методологии педагогики и вы€снили, что существует философский, общенаучный, конкретно Ц научный и технологические уровни. —оздание педагогических теорий базируетс€ на философских модел€х описани€ мира.  ратко обозначили те основные положени€ философских направлений, которые наиболее часто лежат в основе педагогических теорий, а именно неотомизм, позитивизм и неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и экзистенциализм.

¬ы€снили, что общенаучна€ методологи€ может быть представлена двум€ подходами: системным и аксиологическим.  онкретно-научный научный уровень включает в себ€ следующие подходы: личностный, де€тельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический и антропологический. “ехнологический уровень включает в себ€ методику и технологию педагогических исследований, обеспечивающих получение и анализ достоверного эмпирического материала. ј также рассмотрели методы педагогического исследовани€и вы€снили что это способы изучени€ педагогических €влений, получение научной информации о них с целью установлени€ закономерностей и взаимосв€зи этих €влений.

 

 

—писок литературы.

 

Ѕагдасарь€н Ќ.√. ÷енность образовани€ в модернизирующемс€ обществе, є 5, с. 3Ч9.

√ригорович Ћ.ј., ћарцинковска€ “.ƒ. ѕедагогика и психологи€: ”чеб. пособие. Ч ћ.: √ардарики,

«апесоцкий ј.—. ќбеспечение качества высшего гуманитарного образовани€, є 2, с. 3Ч13.

Ќикандров Ќ.ƒ. ƒуховные ценности и воспитание в современной –оссии, є 9, с. 3Ч12

—ластенин ¬., »саев ». и др. ѕедагогика: ”чебное пособие

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3981 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

473 - | 456 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.