Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образование и письменность




В литературе XVII в. черты обмирщения особенно заметны. Герои литературных произведений обретают индивидуальные характеры. Ценятся ловкость, предприимчивость. Литература стала проявлять интерес к внутреннему миру человека, его личным переживаниям. В «Повести о Тверском отроче монастыре» рассказывается о страданиях княжеского отрока, у которого князь отнял невесту. Повествование заканчивалось, однако, во вполне традиционном духе: несчастный по велению Богородицы основывает монастырь.

В «Повести о Горе-Злосчастии» молодой человек, отвергший традиции патриархальной родительской семьи, терпит бедствия и уходит в монастырь. Монастырская келья понимается не как желанная тихая пристань, а как вынужденное и безотрадное пристанище. Литература XVII в. лишь начинала преодолевать традиции. В повестях начала XVIII в. герои будут побеждать в любых жизненных коллизиях.

В литературе XVII в. появились новые жанры: сатира, драма, поэзия. В сатирических повестях о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде обличался неправедный и корыстный суд. Судья Шемяка, надеясь на подношение, решал дело в пользу бедняка, который из-под полы показывал ему обернутый в платок камень. Мелкую рыбешку Ерша, спорившего с сыном боярским Лещом, судьи – великие господа Осетр, Белуга и Белая рыбица – судили «по мзде» и признали виновным. Тогда «плюнул Ерш судьям в глаза и скочил в хворост: только того ерша и видели».

В «Калязинской челобитной» и других произведениях высмеивались нравы духовенства. В «Повести о бражнике» пьяница доказывал, что имеет больше прав на райское блаженство, чем святые, перечисляя грехи библейских героев.

Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого. Симеон писал пьесы («О Навуходоносоре царе» и «Комедия притча о блудном сыне») и торжественные силлабические стихи.

Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума. Аввакум выступил не только как публицист, но и как реформатор литературного языка, смело вводя в письменную речь просторечие.

Архитектура

Зодчество XVII в. претерпело значительные изменения. Начали строиться жилые и гражданские каменные здания. Изменился и внешний вид церквей: они стали менее суровыми и аскетичными, приобрели нарядный праздничный вид, украсились цветным кирпичом и изразцами. Для храмов XVII в. характерны купола луковичной формы, удлиненные подкупольные барабаны, кокошники, наличники, колонки.

Нарядный, «пряничный» вид имел кирпичный Теремной дворец Московского Кремля (30-е гг. XVII в.).

Богатым декором отличалась и построенная в те же годы церковь Троицы в Никитниках. Одним из поздних образцов шатрового зодчества является церковь Рождества Богородицы в Путинках (два из ее шести шатров венчают внутренние помещения церкви, один – колокольню, а три – декоративные).

В середине XVII в. шатровое храмовое строительство прекратилось по требованию Никона, считавшего этот стиль не имеющим аналогов в греко-византийской традиции и потому неканоничным. В постройках второй половины XVII в. ощущаются черты нового. Так, в пятиглавом соборе Валдайского Иверского монастыря огромные оконные проемы, не характерные для зодчества предшествующих столетий.

В стремлении Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, который, по замыслу Никона, должен был символически воспроизвести Храм Гроба Господня в Иерусалиме, использовались цветные изразцы.

В 80-х гг. XVII в. сложился новый стиль – «узорочье»(середине – второй половине XVII в. архитектурный стиль, для которого характерно украшение стен, наличников, колонок и других деталей здания в целях придания сооружению нарядности, многоцветия и т. п. Типичными примерами применения узорочья в архитектуре могут считаться Теремной дворец Московского Кремля, церковь Николы в Хамовниках и т. д.), характерными образцами которого могут считаться московские церкви Воскресения в Кадашах и Николая Чудотворца в Хамовниках.

В самом конце XVII в. появился стиль нарышкинского (Московского) барокко (Основное стилевое направление в искусстве Европы конца XVI – середины XVIII в. Ему свойственны стремление к величию, торжественности и пышности, обилие декора, изогнутые линии). Его черты – живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Образец этого стиля – церковь Покрова в Филях.

Жилые каменные дома в XVII в. строились в два-три этажа. Они напоминали деревянные хоромы: переходы, сложный силуэт, живописные крыльца. Пример таких построек – палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве. К концу XVII в. жилые постройки стали походить на европейские городские дома и дворцы.

Башни Кремля получили шатровые завершения, приобретя современный облик. В 90-х гг. XVII в. была построена и Сухарева башня у Сретенских ворот Земляного города.

Продолжало развиваться деревянное зодчество, одним из ярчайших шедевров которого стал начатый постройкой в 1667 г. дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском («Восьмое чудо света»- дворец Алексея Михайловича в Коломенском.(Семен Петров и Иван Михайлов), к сожалению, не дошедший до наших дней.

 

 

5. Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве XVII в. сохранялось сильное влияние традиции, тем не менее, в XVII в. (в рамках общего обмирщения культуры) на иконопись начинает сильно влиять европейская светская живопись.

Эти тенденции заметны в творчестве одного из крупнейших иконописцев XVII столетия – Симона Ушакова. На его иконе «Спас Нерукотворный» лик Христа изображен уже не условно-схематически (как было принято прежде), а в довольно реалистической манере. Любопытна и икона «Насаждение древа государства Российского», сочетающая в себе церковный (образ Богородицы в окружении московских князей и святых) и светский (Иван Калита и митрополит Петр, поливающие дерево, рядом с деревом – царь Алексей Михайлович) сюжеты.

В XVII в. было положено начало портретной живописи. Известны парсуны – изображения князя Скопина-Шуйского, царя Алексея Михайловича, его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона. Правда, еще ощущается сильное влияние иконографии. Для парсун характерно сочетание портретного сходства с плоскостным изображением. Но это был уже значительный шаг к портретному искусству XVIII в.

 

Мелкотоварное производство

Хозяйственная специализация

Мануфактура

Ярмарка

Всероссийский рынок

Протекционизм

Торговый устав

Воевода

Полки иноземного строя

Самодержавная монархия

Крепостное право

Экстенсивный

Интенсивный

Церковный раскол

Никониане и старообрядцы

Гетманство

Автономия

Колонизация

Ясачное население

Тягло

Барщина

Оброк

Обмирщение

1632-1634 – Смоленская война

1637-1642 – «Азовское сидение»

1648 – Соляной бунт

1649 – Соборное уложение

1649 – Зборовский мир

1651 -Белоцерковский мир

1653 – реформа Никона

1653 – последний Земский собор

1654-1667 – Русско-польская война

1654 – присоединение Левобережной Украины

1661 – Кардисский мир

1662 – Медный бунт

1667 – Новоторговый устав

1668-1676 – восстание Соловецкого монастыря

1670-1671 – восстание С. Разина

1676-1781 – Русско-турецкая война

1682 – отмена местничества

1682 и 1689 – стрелецкие бунты

1686 – «Вечный мир» с Польшей

1687-1688 – походы Голицына в Крым

1695, 1896 – Азовские походы

1698-1699 – реформирование стрелецких полков

Михаил Федорович (1613-1645)

Алексей Михайлович (1645-1676)

Федор Алексеевич (1676-1682)

Иван V и Петр I при регентстве Софьи (1682-1689)

А.Л. Ордин-Нащокин

Степан Разин

Патриарх Никон

Протопоп Аввакум

М.Б. Шеин

Владислав IV

Богдан Хмельницкий

Витус Беринг

Василий Поярков

Ерофей Хабаров

В. В. Атласов

 

 

 

http://a-elita.net/all_russian_olympiad/task_2_step_history/ олимпиады





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 523 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2336 - | 2136 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.