I. Судебники 1497 г. и 1550 г.
Судебник 1497 г. установил в качестве общегосударственного закона правило, по которому крестьяне могли уходить от своих владельцев только один раз в году – за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после него, с обязательной выплатой "пожилого” – компенсации землевладельцу за потерю рабочих рук. Судебник 1550 г. подтвердил положение о Юрьевом дне, а также увеличил власть феодалов над крестьянами, возложив на них ответственность за преступления крестьян.
II. Введение "заповедных лет”
С 1581 г. правительство стало налагать "заповедь” на право выхода крестьян в Юрьев день. Заповедные годы распространялись не только на частновладельческих, но и на государевых крестьян. Населению городских посадов и слобод тоже запрещено было в эти годы покидать свои места.
III. Указы о бессрочном запрете крестьянского выхода и сыске беглых крестьян
Указ о бессрочном запрете крестьянам по всей стране переходить к новым хозяевам появился предположительно в 1592 г. К этому году завершается составление писцовых книг (перепись), с помощью которых власть могла организовать розыск и возвращение беглых крестьян. В 1597 г. выходит указ об урочных летах, который вводил 5-летний срок сыска беглых. Розыску подлежали крестьяне, бежавшие с 1592 по 1597 г., которых возвращали в соответствии с записями в писцовых книгах. В 1607 г. вышел указ о 15-летнем сроке сыска.
IV. Соборное уложение
Соборное уложение было принято Земским собором в 1649 г. Оно завершило юридическое оформление крепостного права. Собственностью феодала становится не только крестьянин, но и его семья и имущество.
- Продолжилась практика привлечения военных специалистов из других государств в российскую армию.
- начал создавать полки нового строя
-1653-1656г.- Церковная реформа и раскол. Собор 1666–1667 гг. одобрил реформу Никона и проклял ее противников. Церковные нововведения не затрагивали основ русской религии. Они касались лишь обрядовой стороны. Речь шла о написании "Исус” или "Иисус”, двоеперстном или троеперстном крещении, земных или поясных поклонах при богослужении и т.д. Противники реформы – Аввакум (старообрядцы). Церковная реформа и церковный раскол явились крупным духовным переворотом, который всколыхнул сознание миллионов людей, породил раскол между официальной светской и духовной властью и значительной частью общества.
Т.О. при Алексее Михайловиче начала складываться самодержавная монархия. Значение Боярской думы и Земских соборов (1653 г., о воссоединении Украины с Россией- последний) постепенно свелось к нулю. Но набрала силу Ближняя дума, в которую входили только приближенные Алексея. На местах власть вместо выборных земских органов перешла в руки воевод, назначаемых правительством. В их руках была административная, судебная, военная власть, надзор за сбором налогов и податей. Для усиления власти царя и контроля за приказами был создан Приказ тайных дел, ведавший и политическим сыском
ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ (ЛЕВОБЕРЕЖНОЙ) С РОССИЕЙ 1654 г.
Запорожская Сечь -Вольное поселение украинских казаков на о. Хортица ниже днепровских порогов. Управлялась выборным кошевым атаманом. Женщины не допускались, земледелие было запрещено. Запорожцы жили рыболовством и набегами на владения Крыма, Турции и Польши, купеческие караваны на Черном море. Сечь многократно становилась оплотом мятежей украинского казачества против польского господства.
Центром борьбы стала Запорожская Сечь, гетманом был избран Б.Хмельницкий.