Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы (Novum Organum Scientiarum) — основное сочинение Ф.Бэкона




"НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы" ("Novum Organum Scientiarum") — основное сочинение Ф.Бэкона, в котором излага­ются основы выдвинутой им опытной (индуктивной) мето­дологии. Опубликовано в Лондоне в 1620 на латинском языке. "Н.О..." был задуман как вторая часть генерального труда всей его жизни — "Великого восстановления наук" ("Instauratio Magna Scientianim"); его первая часть — "О достоинстве и приумножении наук" будет опубликована Ф.Бэконом в 1623. Бэкон работал над текстом "Н.О..." более десяти лет, хотя в свет книга вышла незаконченной, обры­ваясь на рассмотрении "Преимущественных примеров". Таким образом, намеченный в XXI и LII афоризмах второй книги план так и не был реализован. Уже в 17 в. "Н.О..." пе­реиздается в ряде европейских стран, а в 18 в. переводит­ся на основные европейские языки — немецкий, итальян­ский, французский. В 1874 в переводе П.А.Бибикова "Н.О..." впервые в полном виде публикуется на русском языке. Само название работы — "Н.О..." явно переклика­ется с аристотелевским "Органоном" — сводом логичес­ких сочинений великого древнегреческого мыслителя, ко­торые греческие аристотелики называли "инструмен­тальными", т.е. способными быть использованными в ка­честве метода для расширения нашего знания. В проти­вовес Аристотелю Бэкон выдвигает новый инструмент познания, новую методологию, предвосхищая во многом ряд выводов Канта о том, что формальная логика может иметь значение только канона, но ни в коей мере не орга­нона "для действительного созидания", что при таком применении она всегда есть "логика видимости", так как "она ничего не говорит нам о содержании знания и ука­зывает только формальные условия согласия с рассудком, совершенно безразличные в отношении к предмету". "Н.О..." состоит из предисловия и двух частей: "Афориз­мы об истолковании природы и царстве человека" и "Книги второй афоризмов об истолковании природы, или О царстве человека". В предисловии Бэкон ставит задачу исследовать природу, "проложить себе наконец доступ к ее недрам". Апелляция к Природе, стремление проник­нуть в нее становится общим лозунгом всей эпохи ново­го времени. Так, первый афоризм "Н.О..." неслучайно по­священ великой силе Природы: "Человек, слуга и истол­кователь природы, ровно столько совершает и понимает, сколько он охватывает в порядке Природы; свыше этого

он не знает и не может ничего". Однако, как считает Бэ­кон, "в природе тем путем, которым ныне пользуются, не­многое может быть познано", и для того, чтобы отыскать истинные "средства помощи", надо прежде разделаться с ложными понятиями — идолами, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем укоренились, так вла­деют умом людей, что затрудняют вход истине". Люди, считает он, должны "вооружиться против них, насколько возможно". Начиная с XXXIX и по LXIII афоризм Бэкон развертывает свою знаменитую критику Идолов Разума, благодаря которой он навсегда вошел в историю мировой философии. Анализируя "истинные" и "мнимые", "объек­тивные" и "субъективные" компоненты человеческого зна­ния, Бэкон усматривает в нашем познании то, что "соотне­сено с человеком" и что "соотнесено с миром". Многочис­ленные ошибки и заблуждения человеческого разума по­рождаются, как считает он, врожденными и приобретен­ными идолами, от которых он должен быть очищен. По Бэкону, есть четыре вида таких идолов: идолы Рода, идо­лы Пещеры, идолы Площади (или Рынка), идолы Театра. Идолы Рода связаны с верой людей в "истинность предпо­чтительного", — того, что они уже однажды приняли, к чему они привыкли и в чем заинтересованы; люди склон­ны отвергать все трудное, трезвое, простое и ясное, про­изошедшее из опыта. Характеризуя идолы Пещеры, Бэкон использует знаменитый образ из платоновского "Государ­ства", подразумевая здесь следующее: каждый человек имеет "свою особую пещеру, которая разбивает и искажа­ет свет природы", т.е. имеет в силу ряда своих индивиду­альных особенностей, специфики воспитания и т.п. свой собственный, неповторимый взгляд на мир. Из-за этих идолов Пещеры люди часто бросаются в крайности, ухо­дя в результате от действительного постижения истины. Две вышеотмеченные группы идолов Бэкон считает врож­денными, проистекающими из самого характера челове­ческого ума, который питают воля и чувства, окрашиваю­щие все вещи в субъективные тона. Устранить такого ро­да препятствия, по Бэкону, не представляется возможным, однако, уяснив природу их воздействия на разум, люди смогут предупредить многие ошибки в познании. Следу­ющий, третий вид идолов — идолы, которые "происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества лю­дей". Бэкон называет их идолами Площади (Рынка), "имея в виду порождающее их общение и сотоварищество лю­дей". Они стихийно проникают в человеческое сознание из навязываемого этим общением стереотипов ходячего словоупотребления. Мысли философа об идолах Площа­ди (Рынка), раскрывающие факт подверженности людей общераспространенным заблуждениям, возникающим в силу дезориентирующего воздействия семантики (слов) языка на человеческое мышление, нашли достойное про­должение в гуманитарной науке и литературе 20 в. Так,

Дж.Оруэлл в романе "1984" ввел даже специальный тер­мин — "новояз" — для обозначения детерминированной тоталитарным обществом системы речи и языковых вы­сказываний, жестко обусловливающих духовно-деятельностные алгоритмы целостной совокупности поведенчес­ких репертуаров. И наконец идолы Театра (Теории), про­тив которых Бэкон направляет главный удар своей крити­ки, под которыми он имеет в виду идолы, вселившиеся в души людей из разных "догматов философии, а также из превратных законов доказательств". Все изобретенные когда-либо философские системы ассоциируются у него с вымышленными и искусственными мирами театральных комедий, откуда и название этой группы идолов, к кото­рым он причисляет наряду с философскими учениями и многочисленные "начала и аксиомы наук". Под их влия­нием люди впадают в догматическую приверженность од­носторонним научным или философским концепциям и пытаются заключить многообразие природы в мертвые схемы отвлеченных и ничего не имеющих общего с жиз­нью теорий. Бэкон подробно описывает в том числе и ме­ханизмы образования различных продуктов интеллекту­альной деятельности человека, которые на определенном этапе своего существования начинаются отделяться от людей и приобретать господство над их умами. Философ призывает отбросить "твердым и торжественным решени­ем" все виды идолов, освободить и очистить от них чело­веческий разум. "Вход в царство человека, основанное на науках, — пишет он, — должно быть таким же, как вход в царство небесное, куда никому не дано войти, не уподо­бившись детям". На смену порочным доказательствам, за­щищающим и прикрывающим идолов, в роли которых (этих доказательств) выступают, по Бэкону, "человеческие умствования" и слова (здесь он имеет в виду силлогисти­ческую логику, не способную уловить все тонкости при­роды), должны прийти опыт и эксперимент. Именно игно­рирование этого опыта и преувеличение эвристической роли формальной логики Аристотеля, его "Органона" — этого компендиума всех логических знаний античности, и является, по Бэкону, причиной тех многочисленных за­блуждений, которые веками сопровождали науку и фило­софию. Изобличая так называемые "доказательства", ко­торыми руководствовалась наука, Бэкон считает, что ари­стотелевский "Органон" с его схемами и принципами де­дуктивных рассуждений, используемых для построения науки, явно "бесполезен для научных открытий". Это не означает, что философ вообще отвергает роль силлогизма; он отмечает лишь недостаточность, узость такого рода схем для познания действительности и для "выражения логических актов творческого мышления". Научное зна­ние, считает он, проистекает из опыта, из целенаправлен­но организованного эксперимента, и самое главное здесь — выработка правильного метода анализа и обобщения

опытных данных, с помощью которых можно было бы проникнуть в суть исследуемых явлений. Таким истин­ным орудием познания, его рациональной методологией в противовес силлогистической логике Аристотеля стано­вится у Бэкона индукция. Философ подробно описывает в первой книге "Н.О..." структуру данного метода, понимая под ним не простую перечислительную индукцию, кото­рая в лучшем случае имеет вероятностные результаты, а подлинную научную индукцию, "которая производила бы в опыте разделение и отбор путем должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы". Понимая ограниченность данного метода, всегда имеющего дело с незавершенным опытом. Бэкон предпринимает попытки выработать эффективные средства, которые позволили бы дать гарантию необходимости и достоверности получае­мых таким образом знаний. С этой целью он развертыва­ет грандиозную систему таблиц: Открытия — Присутст­вия — Отсутствия и Степеней. Именно эти таблицы и поз­волят в итоге, по мысли философа, выявить причины, за­кон (или форму) того или иного явления, избегая при этом случайностей, факторов, "постоянно не сопутствующих" исследуемому явлению. Таким образом, из обычного ме­тода узко эмпирического исследования индукция превра­щается у Бэкона в метод выработки фундаментальных те­оретических понятий и аксиом естественной науки или, выражаясь его словами, "естественной философии". Буду­чи методом продуктивного открытия, индукция должна работать, считает он, по строго определенным правилам, не зависящим в своем определении от различий индиви­дуальных способностей исследователей, "почти уравни­вая дарования и мало оставляя их превосходству". Опре­деленная регламентация всегда отличает научное знание от обыденного, как правило, недостаточно ясного и точно­го и не подлежащего методологически выверенному само­контролю. Бэконовская индукция содержит в себе ряд продуктивных схем, которые впоследствии были включе­ны в реализацию экспериментальных исследований, и в этом смысле философа можно считать одним из основате­лей современной опытной науки.

Т.Г. Румянцева





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 494 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.