Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕон€тие истины.  лассическа€ концепци€ истины. Ќеклассические концепции истины




ѕроблема истины €вл€етс€ центральной в гносеологии. »нтерпретаци€ этой темы требует ответа на два вопроса:

 аковы средства и пути достижени€ истины, т.е. познавательные способности человека?

 аковы формы существовани€ истины?

 

ѕоиски ответа на вопрос о формах существовани€ истины привели к созданию целого спектра философских концепций, конфликтующих между собой. »звестный исследователь гносеологической проблематики ¬. »льин предлагает различать два принципиальных подхода к истине: онтологический и гносеологический. Ќаиболее древний из них Ч онтологический. ¬ рамках этого подхода истина рассматриваетс€ как особого рода бытие. ѕримером онтологического отношени€ к истине €вл€етс€ философи€ ѕлатона. ѕлатон понимал истину как одну из идей, существующих автономно от человека в особом царстве мысли. »стина, как и другие эйдосы, обладает собственным онтологическим статусом и не нуждаетс€ в человеке дл€ своего про€влени€.

ƒругим примером онтологизма €вл€етс€ теологическое представление о Ѕоге как единственной истине. ¬ современной философии к онтологизму т€готеет феноменологическа€ концепци€ Ё. √уссерл€ (2.7). —уть онтологизма независимо от различных вариаций внутри этой парадигмы, остаетс€ одной и той же: истина есть независ€ща€ от субъекта реальность, либо одна из составл€ющих быти€, либо бытие в своей полноте.

ќнтологизму противостоит гносеологическое понимание истины как особого свойства знани€. ¬ рамках этой концепции истина есть характеристика знани€, не существующа€ в отрыве от него, а значит и от познающего субъекта, этим знанием обладающего. »менно гносеологическа€ парадигма получила наибольшее распространение в философии.

ќбщепризнанной в рамках гносеологизма €вл€етс€ классическа€ концепци€ истины, истина есть соответствие знаний действительности.  лассического понимани€ придерживаютс€ как идеалисты, так и материалисты. –азличие в материалистической и идеалистической трактовках наблюдаетс€ в вопросе о том, что такое действительность. ≈сли бытие понимаетс€ как матери€, то реализуетс€ материалистический вариант классической концепции истины, если бытие понимаетс€ как сознание, дух, то Ч идеалистический.  лассического понимани€ истины придерживались ƒж. Ћокк, Ѕ. —пиноза, философы-просветители, √. √егель и диалектические материалисты.

¬ классической концепции истине приписываетс€ р€д характеристик. ќбъективность истины предполагает независимость содержани€ истинного знани€ от познающего субъекта. ≈сли по содержанию истина объективна, то по форме она всегда субъективна. »стинное знание существует только через человека и выражаетс€ в субъективной, индивидуальной форме. —убъективность истины св€зана с пониманием ее как свойства знани€, а не самого быти€, существующего вне субъекта.

јбсолютность истины понимаетс€ как ее полнота, безусловность и окончательность. јбсолютно истинным считаетс€ такое знание, которое сохран€ет свое содержание в любую историческую эпоху. јбсолютность истины, кроме того, понимаетс€ как идеал знани€, к которому движетс€ человечество в бесконечной череде поколений. ¬ качестве такого идеала абсолютна€ истина существует как нормативный, регул€тивный принцип познавательной де€тельности, но не как реальное содержание знани€.

¬ реальном познании истина существует в относительной форме. ќтносительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность. ¬ истине есть такие компоненты, которые в процессе развити€ знани€ устран€ютс€ или ограничиваютс€ определенной сферой своего применени€.

≈динство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определ€ет еще одно свойство истины Ч динамичность. »стина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. ќтсюда вытекает следующее свойство истины Ч ее процессуальность. »стина процессуальна, поскольку существует в движении не как окончательный результат познани€, а как сам процесс познани€, последовательное, преемственное движение познани€ от менее совершенных форм к более совершенным.

 онкретность истины означает, что не существует неизменной дл€ всех ситуаций истины, истинное знание спроецировано на те обсто€тельства, в которых оно получено, на услови€ места и времени.  онкретность истины св€зана с ее относительностью и историчностью.

¬ рамках гносеологической парадигмы помимо классической концепции истины существует и р€д других. “ак, например, конвенциональна€ концепци€ истины, получивша€ широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между членами научного сообщества. ѕрагматическа€ концепци€ истины отождествл€ет свойство истинности с полезностью знани€, истинным признаетс€ такое знание, которое ведет к успеху.  огерентна€ концепци€ истины понимает ее как свойство самосогласованности знани€, котора€ устанавливаетс€ на разных уровн€х: внутри теории, между различными теори€ми в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры. »стинным в рамках когерентной концепции признаетс€ такое знание, которое вписываетс€ в уже существующую систему общеприн€того знани€.

Ќеклассические концепции истины получили широкое распространение в современной философии, котора€ столкнулась с р€дом проблем, св€занных с классическими представлени€ми о разуме, науке и человеке. ¬ неклассических концепци€х есть свой объективный фундамент: они указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическа€ теори€: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность (5.3).

“ема разграничени€ истины и знани€ чрезвычайно важна дл€ гносеологии. ѕон€тие Ђзнаниеї часто неправомерно отождествл€етс€ с пон€тием Ђистинное знаниеї. —ледствием подобного отождествлени€ €вл€ютс€ такие определени€:

S знание Ч результат познани€, характеризующийс€ сознанием истины;

S знание Ч истинный познавательный образ и др.

 онечно, вс€ка€ истина есть знание, но не вс€кое знание есть истина. «нание может существовать и в форме заблуждени€.  атегори€ Ђзнаниеї характеризует принадлежность человеку определенной информации и частичную осознанность этой информации. «нание в форме заблуждени€ Ч это информаци€ о том, чего нет в действительности, но что человек мыслит или представл€ет как существующее. ѕон€тно, что знание в форме заблуждени€ не имеет отношени€ к истине, противоречит ей, но при этом остаетс€ знанием.

ќтождествление истинного знани€ и научного знани€ также неправомерно. Ќаука, ориентиру€сь на получение объективного истинного знани€, включает в себ€ массу неистинного. Ќеистинным или недоказанным €вл€етс€ гипотетическое научное знание, недоказанные теоремы, парадоксы и т.п. ќднако такого рода знание, несмотр€ на свою возможную неистинность, не может быть исключено из науки.  ак раз за счет гипотетического, парадоксального знани€, требующего дополнительной проверки и уточнени€, происходит развитие науки.

¬ заключение следует сказать, что истина может существовать не только в форме научного знани€, но и во вненаучной форме: в обыденном знании, религии, искусстве, философии.

ѕроблема критериев истины

 ритерием различени€ истинного и неистинного считаетс€ така€ мысленна€ или практическа€ процедура, котора€ позвол€ет дать ответ на вопрос о соответствии знани€, т.е. познавательного образа, познаваемому объекту. ѕроблема критери€ истины сводитс€ к вопросу о св€зующем звене, объедин€ющем субъективное и объективное и выступающем основанием дл€ сравнени€ реальности и ее отражени€ в сознании человека. Ётот вопрос не нов, в истории философии существует три варианта ответа на него.

ѕервый: отождествление познавательного образа с материальным объектом, устранение различи€ между ними. ¬ такой интерпретации содержание сознани€ субъекта ставитс€ в полную зависимость от объекта: познавательный образ есть отпечаток в мозгу человека. “ака€ позици€ характерна дл€ механистического вульгарного материализма (2.4). ≈сли сознание полностью сводимо к пон€тию вещественной материи, то между ними нет разрыва, и вопрос о соотношении содержани€ знани€ и объекта не возникает: знание Ч просто точна€ копи€, отпечаток объекта.

¬торой: помещение познаваемого объекта в сознание субъекта, утверждение, что в познании человек сталкиваетс€ только с такими предметност€ми, которые конструируют его сознание. Ёта позици€ характерна дл€ трансцендентального идеализма ».  анта (2.5). ¬ этом случае разрыва между субъектом и объектом, а значит, познавательным образом и познаваемым предметом также не существует: познаваемый предмет находитс€ в сознании.

“ретий: поиск св€зующего звена между субъектом и объектом, объедин€ющим в себе характеристики и того, и другого. “аким третьим элементом, позвол€ющим соотнести знание об объекте и сам объект знани€, €вл€етс€ практика. ѕрактика определ€етс€ как предметночувственна€ де€тельность человека по преобразованию материальных систем. »менно она рассматриваетс€ в качестве ведущего критери€ истины. ≈сли знание истинно, то основанна€ на нем практическа€ де€тельность будет успешной. Ќапротив, если практическа€ де€тельность признаетс€ неудачной, то лежащее в ее основе знание с большой веро€тностью €вл€етс€ ложным.

ќбосновыва€ роль практики в качестве критери€ истины, ¬. »льин указывает, что практика имеет двойственную природу. ¬ ней есть объективный компонент Ч это предметна€ де€тельность по законам объективного мира. — другой стороны, в практике всегда опредмечены достижени€ человеческого духа, практика осуществл€етс€ на основе знани€, носителем которого €вл€етс€ человек. ¬ практике знани€ человека приобретают материальную форму, перевоплощаютс€ в €влени€ и объекты материального мира. ѕрактика, таким образом, объедин€ет в себе черты субъективного и объективного.

 ритерий практики, однако, не всегда может быть использован, поскольку существуют такие знани€, которые напр€мую непереводимы в материально-чувственный план.

Ќапример, невозможно найти такой тип практики, который позволил бы проверить теоретические идеи высшей математики или квантовой физики, суждени€ о прошлом в исторической науке, философское знание. ƒл€ подтверждени€ или опровержени€ такого рода знаний используютс€ другие критерии истины: логическа€ непротиворечивость, когерентность (системность), эвристичность, красота, простота. Ёти критерии описываютс€ в неклассических концепци€х истины.

 ритерий непротиворечивости предполагает, что истинное знание должно выражатьс€ в логически непротиворечивых формах. Ћогическое противоречие свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи.

 огерентность (системность) предполагает, что новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже оцениваютс€ как истинные. ¬ качестве такого фундаментального знани€ выступают философские принципы причинности, единства мира, сохранени€ энергии, самоорганизации мира и т.п.  ритерий когерентности позвол€ет выбрать между двум€ теори€ми, которые не могут быть проверены на практике и €вл€ютс€ логически непротиворечивыми. »з двух теорий истинной признаетс€ та, котора€ более совместима с фундаментальным знанием.

 ритерий эвристичности вступает в силу, когда перечисленные выше способы отграничени€ истинного знани€ от неистинного не позвол€ют прин€ть решение. Ёвристичность характеризуетс€ накоплением новых знаний. »з двух теорий более эвристичной, а следовательно, истинной, €вл€етс€ та, в которой теоретический рост опережает эмпирический, т.е. теори€ помогает предсказывать новые факты, обеспечивает прирост знани€, а не просто систематизирует уже известное.

—уть критери€ простоты в следующем: из двух теорий предпочтение следует отдать той, котора€ объ€сн€ет действительность более просто.  ритерий простоты восходит к таким принципам, сформулированным в истории философии, как требование минимизации допущений при объ€снении јристотел€, Ђбритва ќккамаї (не умножай сущности без необходимости), требование простоты знани€ √. Ћейбница.  ак утверждает представитель современной аналитической философии ”.  уайн, Ђ...разумно искать простейшее решение. Ќо это предполагаемое свойство простоты намного легче почувствовать, чем описать... действующие нормы простоты, как бы их ни было трудно сформулировать, играют все более важную рольї. ¬ оценке критери€ простоты нет единства. ќдни философы считают его действенным, другие Ч теоретической химерой, которую следует убрать из науки.

 расота Ч еще более субъективный критерий, выражает личностную удовлетворенность результатами познани€. јнглийский ученый Ч физик ѕ. ƒирак утверждал, что красива€, внутренне согласованна€ теори€ не может быть неверной. —уть принципа красоты заключаетс€ в следующем: хороша€ теори€ отличаетс€ особой эстетической гармонией, элегантностью, €сностью и стройностью.  ак считает “.  ун, Ђзначение эстетических оценок может иногда оказыватьс€ решающим. ’от€ эти оценки привлекают к новой теории только немногих ученых, бывает так, что это именно те ученые, от которых зависит ее окончательный триумфї. Ќесмотр€ на неопределенность, критерий красоты €вл€етс€ работающим.

¬ качестве неклассического дополнительного критери€ истины может также использоватьс€ полезность: знание, которое обеспечивает де€тельность, ведущую к успеху, следует рассматривать как истинное, независимо от его содержани€.

Ќеобходимо отметить, что ни один из критериев истины нельз€ рассматривать как абсолютный и примен€ть в отрыве от других. ќчевидно, что в комплексе они позвол€ют с большей точностью отграничить истинное от неистинного. Ќаличие всех перечисленных выше критериев истины еще раз недвусмысленно свидетельствует, что гносеологи€ не свободна от аксиологических и праксеологических моментов, а различные сферы философии тесно св€заны между собой.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1867 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

516 - | 526 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.