Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — работа Гегеля (опуб­ликована в 1821).




"ФИЛОСОФИЯ ПРАВА" — работа Гегеля (опуб­ликована в 1821). Лекции Гегеля по праву, религии, эс­тетике, истории философии и философии истории бы­ли изданы уже после его смерти. Лично Гегелю при­надлежит авторство лишь конспекта по философии права, предназначенного для слушателей его лекций: "Главным мотивом публикации этого очерка явилась необходимость дать в руки слушателям путеводную нить к тем лекциям, которые я официально читаю по философии права. В этом пособии более полно и более систематически излагаются фундаментальные идеи на ту же тему, содержащиеся в Энциклопедии философ­ских наук, которую я, впрочем, также посвятил целям моего преподавания". В предисловии Гегель заявляет, что желает показать отличия своей философии права от предшествовавших теорий, созданных на основе уче-

ний Канта и Фихте, и дать собственный ответ на на­сущные потребности эпохи: "На первый взгляд может казаться, что поверхностность больше всего соответст­вует по крайней мере внешнему порядку и спокойст­вию, так как она не только не касается субстанции ве­щей, но даже не подозревает о ее существовании..." Однако "государство нуждается также в глубоком обра­зовании и понимании и требует удовлетворения этой потребности от науки". Ведь предыдущие философы, по мысли Гегеля, обосновывали "то, что есть право, на субъективных целях и мнениях, на субъективном чув­стве и частном убеждении, ведущих к уничтожению как внутренней нравственности, добропорядочности и совести, любви и права в отношениях между частными лицами, так и публичного порядка и государственных законов". Эти принципы не прибавляют авторитета го­сударственной должности. Чиновничество, по Гегелю, не должно служить своим корпоративным интересам. Государственная должность требует компетентности. Традиционная юридическая наука, согласно Гегелю, уже недостаточна для того, "чтобы обеспечить заняти­ям философией терпимость и официальное существо­вание". Для того чтобы философия получила призна­ние в обществе, она должна вступить "в близкое сопри­косновение с действительностью, в которой к принци­пам права и обязанностей относятся со всей серьезно­стью и которая живет сознанием этих принципов..." Для Гегеля философия "есть проникновение в разум­ное, есть постижение наличного и действительного, а не выставление потустороннего начала". Разумным яв­ляется то, что неотделимо от действительности: "Всту­пая со своей действительностью одновременно и во внешнее существование, разумное, синоним идеи вы­ступает в бесконечном богатстве форм, явлений и обра­зований, окружает свое ядро пестрой корой, в которой прежде всего застревает сознание, через которую про­никает лишь понятие, чтобы нащупать внутренний пульс и ощутить его биение также и во внешних обра­зованиях". Таким образом, Гегель стремится выразить разумную идею, независимую от характеристик внеш­ней жизни: "Данная работа, поскольку в ней содержит­ся наука о государстве, будет попыткой постичь и изо­бразить государство как нечто разумное в себе. В каче­стве философского сочинения она должна быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство та­ким, каким оно должно быть; содержащееся в нем по­учение не должно быть направлено на то, чтобы по­учать государство, каким ему следует быть. Его цель — лишь показать, как государство, этот нравственный универсум, должно быть познано". Ведь цель лекций Гегеля состоит в том, чтобы рассказать, каким образом государство можно познать в качестве морального уни-

версума: "Задача философии — постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум. Что же касается отдельных людей, то уж, конечно, каждый из них сын своего вре­мени; и философия есть также время, постигнутое в мысли". Лишь философия, тесно связанная со своей эпохой, по мысли Гегеля, способна выразить истину. Желая пойти дальше этого, мы будем представлять мир таким, каким ему должно быть. А это уже не относит­ся к области философии. Во введении к "Ф.П." Гегель пишет: "Философская наука о праве имеет своим объ­ектом идею права — понятие права и его осуществле­ние". Таким образом, отталкиваясь от исследований объективного духа, в "Ф.П." анализируется деятель­ность тех исторических личностей, в которых сущ­ность человека проявилась наиболее полно. Право есть "царства осуществленной свободы, мир духа, порож­денный им как некая вторая природа". Воля, основное понятие философии права Гегеля, формируется в три этапа: вначале воля содержит элемент чистой неопре­деленности, элемент, в котором "растворено всякое ог­раничение, всякое содержание, непосредственно дан­ное и определенное природой, потребностями, вожде­лениями, влечениями или чем бы то ни было; это — безграничная бесконечность абсолютной абстракции или всеобщности, чистое мышление самого себя". За­тем "я" обнаруживает, что оно определено. Тогда оно вступает в существование в общем: "Это абсолютный момент конечности или обособления "я". И наконец, воля выступает как единство этих двух моментов: "рефлектированная в себя и тем самым возвращенная к всеобщности особенность, единичность, самоопреде­ление "я"... "Я" полагает себя одновременно и как от­рицательное самого себя, а именно как определенное, ограниченное, и как остающееся у себя в своем тожде­стве с собой и всеобщности и смыкающееся в опреде­лении лишь с самим собой... Это и есть свобода воли". Решение порождает волю. Свобода возможна лишь, когда она владеет собой как содержимым. Свобода яв­ляется всеобщей, когда весь мир участвует в воле "я". По мнению Гегеля, в отношении духа человек является свободным существом, которое не позволит естествен­ным порывам управлять своим поведением. Природой внутри нас следует управлять. Это испытание, накла­дываемое во искупление первородного греха, о кото­ром говорит христианское учение. Не будь этого греха, человек не был бы свободным, ибо не смог бы полагать свою свободу как содержимое. Воля является универ­сальной, когда в ней "подавлены все индивидуальные ограничения и особенности". Абсолютный инстинкт свободного духа заключается в обладании своей свобо­дой как целью, чтобы быть для себя, как идеи, тем же, что воля в себе. Право есть свобода в общем, в качест-

ве Идеи. В конце Введения Гегель излагает план "Ф.П.". Она состоит из трех частей: сфера абстрактно­го, или формального, права, сфера субъективной мора­ли, сфера объективной морали. В первой части "Ф.П.", посвященной абстрактному праву, отмечается, что эта область права изучает отношения юридических лиц. К ней относятся теория собственности (вступление в права владения, пользование вещью, отчуждение соб­ственности), переход прав собственности по договору, сам договор и незаконные действия (неумышленный вред, обман, насилие и преступление). Во второй части "Ф.П.", посвященной субъективной морали, Гегель констатирует, что лишь тогда, когда воля становится субъективной, иначе говоря, волей субъекта, может осуществиться свобода, или воля в себе: "ближайшим образом лишь для себя сущая воля, непосредственно лишь в себе тождественная со в себе сущей или всеоб­щей волей, снимается со стороны этого различия... субъективная воля определяет себя также и как объек­тивная и, следовательно, истинно конкретная воля". В этой части право субъективной нравственной воли рас­сматривается в трех аспектах: 1) формальное право по­ступка. Его содержание должно принадлежать мне, быть умыслом моей субъективной воли, это ответст­венность; 2) внутренним содержанием действия явля­ются одновременно намерение (т.е. оценка действия и того, во что оно мне обойдется) и благополучие (част­ная цель моего частного бытия); 3) когда содержание действия становится всеобщим, оно принимает форму блага и нравственной убежденности. В третьей части "Ф.П." Гегель отмечает, что объективная мораль — это единство и истинность мыслимой идеи Блага, реализо­ванной в воле, отражающейся в самой себе и во внеш­нем мире "настолько хорошо, что свобода как субстан­ция является не только реальной и необходимой, но и субъективной волей". В основе объективной морали лежит долг: "в долге индивид освобождается и дости­гает субстанциальной свободы". Гегель выводит обще­ственную мораль из требований общих интересов: "Нравственное, поскольку оно рефлектируется в инди­видуальном, определенном природой характере как та­ковом, есть добродетель; в той мере, в какой она прояв­ляется лишь в простом соответствии индивида своим обязанностям, по отношению к тем условиям, в кото­рых он находится, она есть добропорядочность". Объ­ективной сущностью морали являются одновременно непосредственный дух (семья), дух разделенный и фе­номенальный (гражданское общество) и Государство как свобода, которое "в свободной автономии своей ча­стной воли является также универсальным и объектив­ным". Гегель дает следующее определение семьи: "Се­мья как непосредственная субстанциальность духа

имеет своим определением свое чувствующее себя единство, любовь, так что умонастроение внутри се­мьи состоит в обладании самосознанием своей индиви­дуальности в этом единстве как в себе и для себя сущей существенности, чтобы являть себя в ней не как лицо для себя, а как член этого единства". Затем философ исследует осуществление семьи в трех аспектах: брак и его внешнее существование, т.е. имущество, а также воспитание детей и распад семьи. В браке содержится жизнь в ее целостности, в "действительности рода и его распространения". Но в то же время это и духовное единство, осознанная любовь, возникающая при встре­че представителей двух полов. По мысли Гегеля, "субъ­ективным исходным пунктом брака может преимуще­ственно являться либо особенная склонность лиц, вступающих в это отношение, либо забота и опреде­ленные действия родителей и т.д.; но объективным ис­ходным пунктом является свободное согласие лиц, причем согласие на то, чтобы составить одно лицо, от­казаться в этом единстве от своей природной и единич­ной личности". Это единство основано на духовных узах, становящихся "субстанцией" — узах, которые са­ми по себе неразрывны. Брачный союз, как любой до­говор, ведет к передаче имущества. "Брак, — пишет Ге­гель, — есть по существу моногамия, так как в это от­ношение вступает и отдается ему личность, непосред­ственная, исключающая единичность, и истина и заду­шевность этого отношения проистекают только из того, что обе стороны нераздельно отдаются ему; личность достигает своего права сознавать саму себя в другом лишь постольку, поскольку другой присутствует в этом тождестве в качестве лица, то есть в качестве атомной единичности". Рассмотрев вопрос об имуществе се­мьи, составляющий классическую проблему брачного права, Гегель переходит к воспитанию детей и распаду брака. Дети появляются из единства брака. Для детей семья выглядит единым целым, поскольку она пред­ставляет собой соединение двух родителей, их любовь, которые и есть субстанциальная сущность. "Дети суть в себе свободные, и их жизнь есть лишь непосредст­венное существование этой свободы". Согласно Геге­лю, "так как только брак есть непосредственная нрав­ственная идея и тем самым имеет свою объективную действительность в глубине субъективной настроенно­сти и чувства, в этом заключена первая случайность его существования. Так же как недопустимо принуждение при вступлении в брак, не может быть и правовой по­зитивной связи, которая была бы способна принудить к совместной жизни субъектов, если у них возникли ан­типатия, раздор и враждебные чувства и действия по отношению друг к другу". Если же проявления несо­гласия не случайны, а постоянны, то для провозглаше-

ния разрыва брака требуется нравственный авторитет третьего лица: "...нравственный распад семьи состоит в том, что дети, ставшие вследствие воспитания свобод­ными личностями, признаются совершеннолетними правовыми лицами, способными обладать собственной свободной собственностью и основать собственную се­мью — сыновья в качестве глав семьи, а дочери в каче­стве жен". Таким образом зарождается новая семья. Старая же отступает на свое первоначальное место: "...Их первая семья как лишь первое основание и ис­ходная точка отступает на задний план; еще меньшими правами обладает абстракция рода". Во фрагменте лек­ционного курса, посвященного гражданскому общест­ву, Гегель уделяет значительное внимание экономике. Он определяет гражданское общество как Государство, вызванное к жизни потребностями и разумом: "Эгоис­тическая цель, обусловленная таким образом в своем существовании всеобщностью, обосновывает систему всесторонней зависимости, так что средства к сущест­вованию и благо единичного и его правовое наличное бытие переплетены со средствами существования, бла­гом и правом всех, основаны на этом и только в этой связи действительны и обеспечены". В этом определе­нии Гегель сознательно отмежевывается от постулатов классической философии. Гражданское общество, по Гегелю, содержит в себе три момента: 1) систему по­требностей. Потребность опосредуется, и, чтобы удов­летворить свои потребности, человек работает, удовле­творяя тем самым с помощью своего труда потребнос­ти других; 2) юридическую защиту собственности; 3) заботу о предотвращении остающейся в этих системах случайности и внимание к особенному интересу как к общему с помощью полиции и корпораций. Далее Ге­гель рассматривает государство: 1) как внутреннее го­сударственное право. Государственный строй, из кото­рого вытекает власть государя, правительства, закона; 2) как отношение отдельного государства к другим го­сударствам (внешнее государственное право); 3) идея государства реализуется в единстве этих двух элемен­тов и сообщает себе в процессе всемирной истории свою действительность. По отношению к сферам част­ного права и частных интересов, семьи и гражданского общества Государство выступает как "внешняя необхо­димость и их высшая власть". Общественные институ­ты, составляющие государственный строй, являются "столпами общественной свободы, так как в них реали­зована и разумна особенная свобода, и тем самым в них самих налично в себе соединение свободы и необходи­мости". Политическое чувство патриотизма есть про­дукт этих институтов. Ведь в них я вижу, что мои част­ный и субстанциальный интересы сохраняются и под­держиваются в интересах и в целях другого — государ-

ства, "вследствие чего этот другой непосредственно не есть для меня другой, и я в этом сознании свободен". Это чувство распространяется на все государственные институты. Таким образом, государство представляет всеобщий интерес. В этом месте своих рассуждений Гегель делает замечание об отношениях между религи­ей и государством. По его мнению, государство и рели­гия представляют собой различные понятия: "Религия имеет своим содержанием абсолютную истину, и тем самым к области религии относятся высшие убежде­ния". Как созерцание, предметом которого является Бог, она "содержит в себе требование, чтобы все пости­галось в таком аспекте и находило в нем свое под­тверждение, оправдание, достоверность". Государство (и его законы) есть божественная воля в качестве на­личного, или действительного, духа, развертывающе­гося в действительный образ и организацию мира. Сле­довательно, религия и государство имеют разные сфе­ры деятельности, а значит, могут сосуществовать без необходимости взаимного исключения друг друга. Во всех своих органах государство присутствует в целом виде. Государственное устройство объединяет все его институты. Гегель рассматривает его как нечто божест­венное: "Вообще же чрезвычайно существенно, чтобы государственное устройство, хотя оно и возникло во времени, не рассматривалось как нечто созданное, ибо оно есть совершенно нечто в себе и для себя сущее, ко­торое поэтому должно рассматриваться как божествен­ное и пребывающее, стоящее над всем тем, что созда­ется". И поскольку дух является действительным толь­ко тогда, когда осознает свое существование, посколь­ку Государство, являясь духом народа, есть закон, про­низывающий всю жизнь этого народа, обычаи и созна­ние индивидов, постольку "...государственное устрой­ство определенного народа вообще зависит от характе­ра и развитости его самосознания; в этом заключается его субъективная свобода, а следовательно, и действи­тельность государственного устройства". Затем госу­дарство исследуется Гегелем более конкретно, как тон­кое равновесие между единичностью главы государст­ва, особенностью правительства и органов управления и всеобщностью народа. В своих отношениях с други­ми государствами "свою направленность вовне госу­дарство обретает потому, что оно есть индивидуальный субъект. Его отношение к другим государствам состав­ляет прерогативу власти государя, которой потому только единственно и непосредственно принадлежит Право командовать вооруженными силами, поддержи­вать отношения с другими государствами посредством послов и объявлять войну, заключать мир, а также пра­во заключать другие договоры". Международное право вытекает из соединения и согласия суверенных воль.

Всемирную историю Гегель рассматривает как суд ра­зума, ставящий особенные вещи на принадлежащее им место: "Всемирная история есть необходимое только из понятия свободы духа развитие моментов разума и тем самым самосознания и свободы духа — истолкова­ние и осуществление всеобщего духа". Гегель мыслит в рамках конкретной логики, логики содержания, кото­рая не может оставаться формальной. Таковая логика сама по себе — мышление. Диалектика отстраивалась Гегелем как метод, который следует за необходимым развитием и обнаруживается во всей реальности либо в духовной вневременности, либо в объективациях духа. Эти замечания служат ключом к структуре системы, лежащей в основании "Ф.П.". Этим путем Гегель при­вел свою логическую систему в соответствие с лекци­онным курсом, который читал в Берлинском универси­тете (в известном смысле, и наоборот).

Т.Г. Румянцева





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 511 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.