Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


МОНАДОЛОГИЯ — очерк философской систе­мы Лейбница, написанный в




"МОНАДОЛОГИЯ" — очерк философской систе­мы Лейбница, написанный в 1714 в последнее пребыва­ние автора в Вене и предназначенный принцу Евгению Савойскому. "М." замыкает философскую трилогию, на-

чатую "Новыми опытами о человеческом разумении" и продолженную "Теодицеей". "М." впервые опубликова­на в 1721 после смерти Лейбница в латинском переводе под названием "Начала философии, или Тезисы, напи­санные в честь принца Евгения". Французский ориги­нал был впервые опубликован И. Эрдманом, который и назвал этот трактат "М.". На процесс создания Лейбни­цем учения о монадах оказали влияние философские идеи пифагорейцев, средневековой мистики, Бруно, а также естественно-научные идеи, в особенности откры­тия Сваммердамма, Мальпиги, Левенгука. Свое учение Лейбниц обосновывает в контексте принципов рациона­лизма и формальной логики и основывает на двух поло­жениях: во-первых, субстанция как исходный конститу­тивный элемент бытия должна отличаться простотой и неделимостью; во-вторых, она должна обладать способ­ностью действия и самостоятельностью. Монады как исходные начала всего сущего просты и неделимы, это "истинные атомы природы", "элементы вещей", кото­рые, однако, не обладают протяженностью и фигурой, и в силу этого есть "метафизические точки", "духовные единицы бытия". Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным пу­тем. Они рождаются "из беспрерывных, от момента до момента, излучений (fulgurations) Божества" и могут быть уничтожены только сверхъестественным путем. Простота монад не исключает их логически бесконеч­ной сложности. Монады, будучи бесконечно малой ве­личиной, неисчерпаемы и бесконечно содержательны. Каждая монада индивидуальна, так как необходимо от­лична одна от другой. Мир в такой интерпретации пред­стает как максимальное разнообразие множества суще­ствований, с одной стороны, и как неисчерпаемое богат­ство явлений, с другой. Дуализму Декарта, монизму Спинозы Лейбниц противопоставляет субстанциональ­ный плюрализм. Лейбниц полагает, что вся природа полна жизни (витализм), а монады — центры жизнен­ной силы, они исполнены колоссальной активности, ли­бо потенциальной, либо актуальной. Смысл активности — в способности к изменению своих свойств и качеств, причем все изменения в монадах "исходят из внутрен­него начала, так как внешняя причина не может иметь влияния внутри монады". Спонтанные и инициирован­ные изнутри изменения при этом не разрушают сущно­стное единство монады, а максимум возможных ампли­туд этих изменений свидетельствует о максиме интег­ральной активности монад. Концепция субстанции Лейбница в отличие от соответствующих концепций Де­карта и Спинозы позволила воссоздать действитель­ность в терминах качественности, деятельности и из­менчивости; противопоставить количественному подхо­ду к миру, прочно утвердившему в новоевропейской фи-

лософии, — качественный; механицизму — динамизм. Монады динамичны в силу своего внутреннего импуль­са к совершенствованию и абсолютизации своего бытия и поэтому "в них есть самодовление, которое делает их источником их внутренних действий и, так сказать, бес­телесными автоматами". Деятельность монад заключа­ется в восприятиях (перцепциях), стремлении (appetitio), которое есть переход от одного восприятия к дру­гому, и апперцепциях. Реализация этой деятельности ве­дет, согласно Лейбницу, к вселенской иерархии монад во главе с верховной монадой — Богом, где каждая мо­нада отличается от другой степенью отчетливости в вос­приятиях и одержима стремлением к повышению свое­го места в этой иерархии. Лейбниц отождествляет само­развитие монад с ростом их самопознания и выделяет следующие виды монад: 1) простые, "голые" монады (nues), обладающие смутными восприятиями, бесконеч­но малыми перцепциями, в которых нет ничего раздель­ного и отчетливого. Они "спят без сновидений" и со­ставляют неорганическую природу; 2) развитые, мона­ды-души (ames), их восприятия более отчетливы и со­провождаются памятью, но они лишены самосознания и представляют собой страдательные души животных; 3) монады-духи (esprits) — способны не только к ясным перцепциям, но и апперцепциям, составляют души лю­дей. Мировая последовательность после монад-душ че­ловеческих предполагает бесконечное число степеней совершенства как воплощения разных этапов всеобщего процесса постижения абсолютной истины. Завершени­ем этой безграничности выступает Бог как бесконечный "предел", в котором нет границ, и "совершенство абсо­лютно бесконечно", Бог — высшая монада, которая еди­на, всеобща, необходима и которая "содержит в себе столько реальности, сколько возможно". В "М." пред­ставлены четыре доказательства и бытия Бога. Лейбниц вносит логическое уточнение доказательств и бытия Бо­га. "Бог существует" — это аналитическое суждение и не содержит никакого противоречия, и "этого достаточ­но уже, чтобы познать существование Бога априори". Апостериори позволяет убедиться в существовании Бо­га, по Лейбницу, космологическое доказательство. В ми­ре "существуют случайные существа, которые могут иметь свое последнее, или достаточное, основание толь­ко в необходимом существе, имеющем в себе самом ос­новании своего существования". Третье доказательство от вечных истин, без "которых не было бы не только ни­чего существующего, но даже и ничего возможного". Четвертое доказательство связано с наличием "предус­тановленной гармонии" в мире, автором которой являет­ся Бог. Бог выступает способом гармонизации монад. Монады "замкнуты и не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти. Акциден-

ции не могут отделяться и двигаться вне субстанции... ни субстанция, ни акциденция не смогут извне проник­нуть в монаду". Но монады находятся в зависимости од­на от другой, и эта взаимозависимость в подобном "спи­ритуалистическом" континууме допустима лишь как взаимная согласованность в перцепциях и апперцепци­ях монад. Лейбниц допускает идеальное влияние одной монады на другую, происходящее посредством Бога, ко­торый установил порядок между монадами, приняв во внимание каждую из них, и в каждой "он находит осно­вание, побуждающее его приспособлять одну к другой". Мир в учении Лейбница, таким образом, качественно многообразен, все в нем уникально и неповторимо, но в то же время един, через плюрализм монад Лейбницем проводится идея всеобщего монизма. Монады подобны синхронизированным часам, тогда как Бог — "верхов­ный часовщик", заложивший в монады абсолютные программы и тем самым создавший эту синхронность, в силу которой все в универсуме дышит "взаимным согла­сием". Теория "предустановленной гармонии" есть одна из форм артикуляции позиции деизма Лейбница. "Пре­дустановленная гармония" действует и в духовном, и в физическом мирах, но с той разницей, что души дейст­вуют согласно законам конечных причин, а тела — со­гласно законам действующих причин, но оба царства гармонизируют между собой. Лейбниц фиксирует также гармонию между физическим царством благодати, "между Богом как устроителем машины универсума и Богом, рассматриваемым как Монарх божественного Го­сударства Духов", т.е. "Бог как зодчий полностью удов­летворяет Бога как законодателя". Теория "предустанов­ленной гармонии" позволяет Лейбницу достичь ком­промисса между понятиями действующей и целевой причин. Механицизм (мир — "божественная машина", "естественный автомат") является способом, которым достигается высший финализм, в силу чего происходит не только спиритуализация причин, но и натурализация целей. Теория "предустановленной гармонии" имеет це­лый ряд транскрипций: онтологическую (единство раз­нообразия), гносеологическую (познавательная дея­тельность всех монад и ее результаты составляют еди­ную гармоническую систему), этическую ("под этим со­вершенным правлением не могут оставаться ни добрые дела без награды, ни злые без возмездия"), эстетичес­кую (реализация принципа совершенства). Идея преду­становленной гармонии задает также единство микро- и макрокосмоса. Вся бесконечная Вселенная "представле­на" в каждой из монад, и каждая монада со своей всегда уникальной "точкой зрения" репрезентирует мир и упо­добляется "живому зеркалу Вселенной". Эти бесчислен­ные "образы мира" как бы умножают Вселенную в бес­численное количество раз, раскрывая ее бесконечное со-

держательное богатство, и "как один и тот же город, ес­ли смотреть на него с разных сторон, кажется совершен­но иным и как бы перспективно умноженным, таким же точно образом вследствие бесконечного множества про­стых субстанций существует как бы столько различных универсумов, которые, однако, суть перспективы одного и того же соответственно различным точкам зрения каждой монады". Таким образом, идея предустановлен­ной гармонии позволяет реализовать совершенство ка­кое только возможно, где предусматривается и наиболь­шее разнообразие, и наибольший порядок. Мир Лейбни­ца — это мир многогранный, неисчерпаемый в своем содержании, и в то же время — единый и гармоничный. Воистину — наилучший из миров, который из великого множества миров мудростью Бога познается, благостью избирается, могуществом производится. В этом аспекте монада Лейбница выступает предельным выражением идеи системности, так как не только она сама как эле­мент постигается через ее место в бесконечной системе отношений, но и система определяется через монаду (элемент), которая будучи бесконечно уникальной, про­дуцирует свою систему, свой особый мир.

И.И. Лещинская

МОНИЗМ (греч. monos — один)

МОНИЗМ (греч. monos — один) — 1) тип органи­зации философского знания, определяющийся наличи­ем в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполне­ние философской системы; семантически противосто­ит дуализму и плюрализму; 2) признание в рамках это­го принципа единого начала, общего закона устройства мироздания, определяющего все многообразие сущего, в т.ч. и человеческого бытия. В отличие от дуализма и плюрализма, М. отличается большей внутренней по­следовательностью, монолитностью, что в то же время с неизбежностью приводит к большей схематизации реальности. Сложность охватить всю действитель­ность в рамках одного принципа приводит к тому, что исторически возникавший М., как правило, трансфор­мировался в дуализм или плюрализм. Однако в исто­рии философии имело место и обратное движение, что было вызвано решением имманентных философских проблем той или иной философской системы (движе­ние от Декарта к Спинозе, от Канта к Фихте). Посколь­ку понятие М. используется преимущественно во вто­ром значении и поскольку современная философия в большинстве своих систем не занимается построением онтологии, т.е. лишена традиционной иерархии про­блемных философских полей, постольку понятие М. употребляется сегодня, как правило, в историко-фило­софском смысле.

В.И. Ретунский





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 426 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.