Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Качество и количество — философские ка­тегории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в категориях и топике




КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО — философские ка­тегории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в "Категориях" и "Топике". Качеству (предикаменту, отвечающему на вопрос "какое?") Аристо­тель приписывал четыре возможных контекста: наличие либо отсутствие врожденных, исходных способностей и характеристик; наличие как преходящих, так и стабиль­ных свойств; свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи либо явления. Количеству (вопрос "сколь­ко?") Аристотель приписывал ипостаси "множества" и "величины" в русле главной, с его точки зрения, мысли­тельной функции данной категории: выяснения "равен­ства" либо "неравенства". В картезианской традиции данные понятия были исключены из реестра главных философских категорий. Кант, применяя эти понятия в процедуре организации и классификации категорий чи­стого рассудка (по "количеству" суждения чистого рас­судка делились на единичные, частные и общие; по "ка­честву" — на бесконечные, утвердительные и отрица­тельные), неявно обозначил наличие некоей взаимосвя­зи и взаимозависимости между ними. Гегель, трактовав­ший качество как определенность тождественную с бы­тием, а количество как внешнюю, безразличную для бы­тия определенность, понимал их как некие этапы опре­деления и самоопределения бытия. Качество выступало у Гегеля ступенью трансформации бытия через налич­ное бытие к "для-себя-бытию", а количество — как сту­пень перехода от чистого количества через определен­ное количество к степени. Эксплицируя содержание ка­тегории "качество", Гегель вводит понятие "определен­ности" как эмпирической презентации качества, "свой­ства" как проявления качества в конкретной системе взаимодействий или отношений (и в этом смысле еди­ное качество может проявляться в бесконечном ряду свойств, связанных с той или иной системой отсчета, однако, будучи внутренне обусловленными качеством, свойства открывают возможность его познания) и "гра­ницы" как феномена дифференцированности качества от других качеств. Аналогично содержание категории "количество" уточняется посредством введения поня­тий "величины" (пространственной протяженности и временной длительности системы) и "числа" как непус­того множества. Синтезом качества и количества у Геге­ля выступала мера. Гегельянизируя марксистскую пара­дигму миропонимания, Энгельс трансформировал уче­ние Гегеля о противоположенности качества и количест­ва и их синтезе в мере и придал данной схеме прочтение

и статус закона перехода количественных изменении в качественные и обратно". Появление и развитие сово­купности математизированных эмпирических наук, ос­нованных на процедуре измерения количественных па­раметров вещей и явлений, на соотнесении и сопостав­лении этих параметров с качественными характеристи­ками элементов бытия, сохраняют и актуализируют фи­лософскую значимость категорий "качество" и "количе­ство".

A.A. Грицанов

КИБЕРНЕТИКА [древнегреч. kybernetike (techne) — "искусство управления"] — отрасль знания, суть кото­рого была сформулирована Винером как наука "о связи, управлении и контроле в машинах и живых организ­мах..."

КИБЕРНЕТИКА [древнегреч. kybernetike (techne) — "искусство управления"] — отрасль знания, суть кото­рого была сформулирована Винером как наука "о связи, управлении и контроле в машинах и живых организ­мах..." в книге "Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине" (1948). В 1959 академик А.Н.Кол­могоров писал: "...Сейчас уже поздно спорить о степени удачи Винера, когда он... в 1948 году выбрал для новой науки название кибернетика. Это название достаточно установилось и воспринимается как новый термин, ма­ло связанный с греческой этимологией. Кибернетика за­нимается изучением систем любой природы, способных воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления и регулирования. При этом кибернетика широко пользуется математическим методом и стремится к получению конкретных специ­альных результатов, позволяющих как анализировать та­кого рода системы (восстанавливать их устройство на основании опыта обращения с ними), так и синтезиро­вать их (рассчитывать схемы систем, способных осуще­ствлять заданные действия). Благодаря этому своему конкретному характеру кибернетика ни в какой мере не сводится к философскому обсуждению природы целесо­образности в машинах и философскому анализу изучае­мого ею круга явлений...". К. возникла на стыке матема­тики, логики, семиотики, физиологии, биологии, социо­логии (до этого слабо связанных между собой), и с нача­ла 1950-х (наряду с физикой, химией и биологией) ста­ла оказывать существенное влияние на развитие миро­вой науки. Тектология (всеобщая организационная на­ука) Богданова (СССР, 1920-е) предшествовала К. у Ви­нера (как минимум, в ее системной части; причем в сво­их работах Богданов применял лишь качественные мето­ды). Для К. центральное значение имеет понятие "ин­формация", которая, по Винеру, является обозначением "... содержания, полученного из внешнего мира в про­цессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств...". Т.е. для Винера информация — это знание, имеющее одну ценностную меру по отноше­нию к внешней среде (семантика) и другую ценностную меру по отношению к накопленным получателем знани-

ям, целям познания (прагматика). При этом Винер ин­терпретировал любую информацию, вне зависимости от ее конкретного содержания и назначения, как выбор между двумя или более значениями, наделенными изве­стными вероятностями (селективная концепция инфор­мации), что позволило начать исследования всех про­цессов при помощи разработанного им единого аппара­та математической статистики (откуда берет начало идея о К. как общей теории управления и связи — пер­вое основание К.). В К. "связь" — это процессы воспри­ятия информации, ее хранения и передачи; "управле­ние" — это процессы переработки воспринятой инфор­мации в сигналы, корректирующие функционирование кибернетической системы. Если система в состоянии са­мостоятельно воспринимать и применять информацию о результатах своего функционирования, то такая систе­ма обладает средствами обратной связи, причем перера­ботку такого рода информации в сигналы, корректирую­щие функционирование системы, в К. называют "кон­тролем (регулированием)". Осуществляющие связь, уп­равление или контроль элементы кибернетической сис­темы рассматриваются в К. исключительно как носите­ли (преобразователи) информации. Определяющее зна­чение имеет в К. понятие "количество информации" (ко­личество выбора), введенное в явной форме основопо­ложником теории информации К.Э.Шенноном. Количе­ство информации (по Винеру — отрицательная энтро­пия) является, как и количество вещества, и количество энергии, одной из фундаментальных характеристик яв­лений природы. Второе основание К.,— интерпретация ее Винером как теории организации, теории борьбы с мировым Хаосом, с возрастанием энтропии. Колмого­ров писал: "...С точки зрения кибернетики, конкретная материальная природа хранящих, передающих или пе­рерабатывающих информацию элементов кибернетиче­ской системы, как и количество затрачиваемой на их ра­боту энергии, являются подчиненными обстоятельства­ми. В процессе эволюции живых организмов возникли тончайшие механизмы хранения огромного количества информации в ничтожных объемах памяти (например, механизм наследственности, сохраняющий в одной клетке весь запас видовых признаков взрослого орга­низма), а также механизмы, способные воспринимать и перерабатывать огромное количество новой информа­ции с ничтожной затратой энергии (например, механиз­мы памяти и мышления в коре головного мозга)...". Функционирующий элемент кибернетической системы воспринимает информацию из внешней среды и приме­няет ее для выбора адекватного поведения. По Винеру, информация никогда не создается, она только передает­ся и принимается, но при этом искажается "шумом" (по­мехами) на пути к объекту и внутри его; и для этого объ-

екта может быть потеряна. Борьба с энтропией — это борьба с "шумом", искажением информации (выступа­ющим как бы "семантической сущностью" материи, ко­торая при этом отождествляется с одновременно взаи­модействующими веществом, энергией, информацией и знаниями, которые все находятся во взаимопереходах из одного в другой в соответствии с законами сохранения; причем в этих взаимодействиях вещество выступает "носителем" знания, а энергия выступает "носителем" информации). В К. постулирован принцип единства ин­формации и управления (базисно важный для анализа сущности процессов, протекающих в самоорганизую­щихся технических и биосоциальных системах). Винер полагал, что процесс управления в таких системах явля­ется процессом переработки некоторым центральным устройством информации, получаемой от сенсор-рецеп­торов (источников первичной информации) и передачи ее туда, где она будет восприниматься как требование выполнения определенного действия. По завершении этого действия сенсор-рецепторы приводятся в готов­ность к передаче информации об изменении ситуации для исполнения следующего управленческого цикла. Главная роль в движении информации по системе и дан­ном циклическом алгоритме управления принадлежит содержанию информации, передаваемой сенсор-рецеп­торами и центральным устройством. В связи с этим Кол­могоров писал, что "... регулирующие механизмы второ­го порядка, которые накапливают информацию о резуль­татах деятельности того или иного управляющего или регулирующего механизма первого порядка, способны использовать эту информацию для целесообразного из­менения устройства и способа действий этого механиз­ма первого порядка. Классическим образцом такого ре­гулирования второго порядка является механизм выра­ботки условных рефлексов. Над системой уже установив­шихся, выработанных рефлексов, т.е. связей между внеш­ними раздражителями и реакциями организма, здесь гос­подствует механизм выработки новых рефлексов. Вход­ными сигналами для этого механизма являются "под­крепления", получаемые в случае соответствия реакции нуждам организма, и "торможения" — в случае несоот­ветствия...". Категория "управление" является базисной категорией К. Все другие категории субординированы (координированы) этой категорией. (Необходимо отме­тить, что существует подход к К. как к науке, изучающей способы создания, раскрытия строения и тождественного преобразования алгоритмов, описывающих процессы уп­равления, протекающие в действительности.) Смысл ка­тегории "управление" в К. может быть раскрыт только че­рез более общие категории структуры и функции, при­чинности и целесообразности и других "невнутренних" категорий К. В общем случае управление в кибернетиче-

ской системе представляет собой цикл, совершаемый в контуре информационных обменов, состоящего из орга­на управления, каналов прямой и обратной связи. Уп­равляющие воздействия представляют собой информа­цию управления (информацию о дальнейших надлежа­щих действиях объекта управления). Сведения о состо­янии объекта и другие данные, поступающие от объекта органу управления, являются информацией состояния. Фактически управление — это совокупность процесса сбора, обработки, преобразования и передачи информа­ции для осуществления целенаправленного функциони­рования любой кибернетической системы, которая должна осуществлять такие процессы и включать в себя исполнителя, источник-накопитель энергии, источник и приемник сигналов, систему передачи сигналов от ис­точника к исполнителю. В предельном состоянии кибер­нетическая система полностью неопределенна с макси­мумом энтропии. В процессе функционирования систе­мы, при потреблении ею энергии она потребляет инфор­мацию, уменьшающую разнообразие (неопределен­ность) и делающая поведение системы предсказуемым; энтропия уменьшается. Поступление информации поз­воляет управлять кибернетическими системами. Ин­формация уменьшает разнообразие, а это — главный метод регулирования. Наличие в кибернетической сис­теме помех в каналах информационных обменов ("шу­ма") ведет к увеличению разнообразия (энтропии), не увеличивая содержания информации. Если энтропия кибернетической системы возрастает, то система дегра­дирует. Для противодействия деградации в кибернети­ческую систему за счет затрат энергии вводят негэнтропию (дополнительную информацию), т.к. естественным состоянием любой системы, обладающей способнос­тью изменять свои стохастические характеристики, яв­ляется рост энтропии (потеря информации). Условия осуществимости управления: 1) детерминированность (наличие причинно-следственных связей между компо­нентами) системы; 2) динамичность системы; 3) нали­чие управляющего параметра, воздействием на кото­рый возможно изменять направление трансформаций; 4) свойство усиления (способность системы претерпе­вать существенные пространственно-временные и/или энергетические трансформации под воздействием ма­лых изменений управляющего параметра). Т.к. системы имеют протяженность в пространстве, то Г) воздействие управляющего параметра и трансформация системы разнесены во времени; 2) управляющий параметр и объ­ект управления имеют различную физическую природу; 3) в подсистемах управления производится хранение, преобразование и передача управляющей информации. Содержание процесса управления характеризуется це­лью управления — гомеостазисом — уравновешивани-

ем системы с трансформирующейся внешней средой, эффективным противодействием деструктивным воз­действиям внешней среды для стабилизации жизненно важных параметров кибернетической системы. Эффек­тивными считают кибернетические системы, которые для достижения одинаковых целей применяют мини­мальное количество информации. Все остальные систе­мы аналогичного назначения — информационно-избы­точны. Существует непосредственная связь между уп­равлением и превращением энергии: по Г.Н.Алексееву, "...управление сводится к изменению потока энергии то­го или иного вида в различных системах... Активное воздействие человека на природу, т.е. труд, возможно рассматривать как управление энергетическими потока­ми внешней природы, причем источником энергии для этого служит сама природа, а трудовая деятельность со­вершается только тогда, когда энергии получается боль­ше, чем затрачивается...". П.Г.Кузнецов утверждает, что "такой механизм обмена возможен, если внутри челове­ческого организма имеется логическое управляющее ус­тройство, которое работает по следующей программе: 1) "запоминает" физическую последовательность мышеч­ных движений; 2) "вычисляет" полную величину затрат энергии на них; 3) "запоминает" последовательность ре­зультатов воздействия на природу; 4) "вычисляет" эф­фективность трудового процесса; 5) производит "логи­ческую" операцию: принимает программу последова­тельности движений, если эффективность выше сред­ней, и отвергает, если ниже...". Г.Н.Алексеев отмечает при этом, что "...по такой программе в принципе воз­можно построить... действие любого устройства, кото­рое ведет активный поиск оптимального режима управ­ления, описывается подобной программой и имеет ко­нечной целью экономию расходования энергии. Следо­вательно, общественная деятельность людей в процес­се производства есть неэквивалентный обмен энергией с природой, в результате которого должен увеличить­ся энергетический бюджет общества (или, соответст­венно, негэнтропия)...". По Л.Бриллюэну, главный кри­терий кибернетических систем — их энергоэнтропий­ная эффективность, т.е. отношение увеличения негэнтропии (приобретенной информации) к увеличению энт­ропии во внешних системах (источниках энергии). На современном этапе развития К., в состоявшихся как на­учное направление работах по созданию искусственно­го интеллекта (кибернетического разума), обнаружива­ется спектр самых разнообразных взглядов на возмож­ность построения рассуждающих систем, основанных на знаниях. Рассматривая возможность создания искус­ственного интеллекта (кибернетического разума) на ос­нове кибернетического моделирования, необходимо отметить то, что в К. моделируются только функции

мозга, поддающиеся логической обработке (т.е. связан­ные с получением, обработкой и выдачей информации). Все остальные самые разнообразные функции человече­ского мозга остаются за рамками К. Например, многие понятия К. антропоморфны: на кибернетические систе­мы перенесены (правомерно или нет) понятия цели, вы­бора, решения, условного рефлекса, памяти и др. Одна­ко "... существуют такие функции человека, которые не могут выполняться компьютерами. И это объясняется не ограниченностью их возможностей, а тем, что такие чувства, как уважение, понимание и любовь, попросту не являются техническими проблемами..." (J.Weisen­baum). Общепризнано, что единственным субъектом мышления пока является человек, вооруженный всеми средствами, которыми он располагает на данном уровне своего развития. В число этих средства входят киберне­тические машины, в которых материализованы резуль­таты человеческого труда. Человек будет передавать ма­шине лишь некоторые функции, выполняемые им в про­цессе мышления. В аргументации против возможности создания искусственного интеллекта (кибернетического разума) фактически наличествует указание на спектр действий мышления, которые неспособна выполнить никакая кибернетическая система. Человек есть не толь­ко природное существо, его основные характеристики — продукт социального, а не чисто биологического раз­вития. Следовательно, мышление человека не может развиваться в изоляции, для этого необходимо, чтобы человек был включен в общество. Во-первых, для воз­никновения мышления необходимо наличие языка, что возможно лишь в обществе. Во-вторых, с кибернетиче­ской точки зрения "разумность" системы определяется количеством обрабатываемой в ней информации, поэто­му система в информационно-бедной среде не может стать достаточно "разумной". В направлении искусст­венного интеллекта (кибернетического разума) боль­шинство исследователей под интеллектом понимают спектр способностей любой кибернетической системы к достижению одной из множества возможных целей во множестве разнообразных сред. Знания в К. дифферен­цируют от интеллекта так, что знания — это полезная информация, накопленная и сохраненная кибернетичес­кой системой в процессе ее деятельности, а интеллект — это определяющая способность кибернетической систе­мы предсказывать состояния внешних сред в ассоциа­ции с возможностью преобразовывать любое предсказа­ние в адекватную реакцию, ведущую к заданной цели. Логическая машина отличается от мозга человека тем, что не может иметь сразу несколько взаимоисключаю­щих программ деятельности. Мозг человека всегда их имеет, поэтому-то он и представляет собой "поле битвы у людей святых" или же "пепелище противоречий у лю-

дей более обычных". Кибернетические устройства про­являют себя тем лучше, чем больше точности, алгорит­мизации требует задание, их происхождение от цифро­вых компьютеров мстит за себя. Если ситуация чрезмер­но усложняется, а количество новых факторов слишком возрастает, то робот теряется. Человек старается опе­реться на догадку (приближенное решение) и ему это иногда удается, а робот этого не умеет. Он должен все учесть точно и ясно, и если это невозможно, то он чело­веку проигрывает. Однако в опасной ситуации робот не "теряет головы", так как он не ощущает страха и угроза гибели ему безразлична. В таких ситуациях самооблада­ние может компенсировать нехватку интуиции. Робот пытается овладеть ситуацией до последнего мгновения, даже тогда, когда он видит, что проиграл. Хотя с точки зрения людей это иррационально, с точки зрения робота это всего лишь логично, ибо он так решил. Творческих способностей у роботов мало, так как они неотделимы от интуиции (Лем). Реализация действительно искусст­венного интеллекта будет возможна, если системы, ос­нованные на знаниях, начнут осмысленно (в человечес­ком понимании) обрабатывать упаковки знаний, постро­енных для множества проблем, в принципе недоступ­ных мышлению человека. При решении спектра про­блем, возникающих в процессе построения эффектив­ных форм и средств информационного обмена, возника­ет необходимость решения проблемы однозначной объ­ективации знаний — размещения фрагментов знаний в интегрированных упаковках, в которых они смогут пе­ремещаться по каналам информационного обмена, Тако­вой упаковкой может быть фраза любого языка, книга, изображение, гипертекст и др. Для всех видов упаковок общим является то, что в любых условиях они должны поддерживать "семантическую безопасность" разме­щенных знаний, которые, кроме этого, должны быть декларативными и способными к выводу знаний повы­шенной общности из упакованных структур связей-от­ношений и понятий. Получатель и отправитель таких упаковок должны применять единую систему правил их объективации и восприятия — формализм объектива­ции знаний (естественным человеку формализмом яв­ляется устная речь и письменность). В языковой фор­ме возможно выражение не всякого знания, знание же, невыразимое в лингвистических конструкциях, не включается в процессы информационных обменов. При помощи естественного языка как одной из форм объективации знаний осуществляется человеческое общение, при этом одному и тому же фрагменту знания придаются различные вербальные и/или текстовые формы. В направлениях научного знания построены лингвистические редуценты (сужение языка естествен­ного; при этом необходимо особо выделить язык мате-

матики как основу изложения систем знаний в естество­знании; свой язык имеют философия, физика и др.). Применение лингвистических редуцент существенно повышает надежность процессов информационного об­мена при одновременном снижении вероятности некор­ректного толкования передаваемой информации. Опре­деляющими достоинствами лингвистических редуцент являются снятие смысловой многозначности естествен­ного языка, привносящей семантический "шум" в кана­лы информационного обмена, и возможность построе­ния стандартизированных упаковок фрагментов знаний. Обобщающий характер кибернетических идей и мето­дов, задача обоснования таких исходных понятий К., как "информация", "управление", "обратная связь" и др., требуют выхода в более широкую, философскую об­ласть знаний. К., достижения которой имеют исключи­тельное значение для исследования познавательных процессов, по своей сущности и содержанию фактичес­ки входит в современную теорию познания. Исследова­ние методологического и гносеологического аспектов К. способствует решению философских проблем понима­ния простого и сложного, количества и качества, необ­ходимости и случайности, возможности и действитель­ности, прерывности и непрерывности, части и целого. Большой важности философский результат К. заключа­ется в том, что ряд функций мышления, ранее считав­шихся исключительной прерогативой живого мозга че­ловека, оказался воспроизводимым в кибернетических устройствах. (См. также Виртуальная реальность, Ви­нер.)

C.B. Силков





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 631 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.