Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ИТЕРАТИВНОСТЬ (санскр. itéra — другой) — понятие, введенное в дисциплинарный оборот совре­менной философии Деррида, для обозначения повторя­емости как таковой




ИТЕРАТИВНОСТЬ (санскр. itéra — другой) — понятие, введенное в дисциплинарный оборот совре­менной философии Деррида, для обозначения повторя­емости как таковой; повторяемости "вообще"; повторя­емости, безотносительной и безучастной к присутст­вию/отсутствию повторяемого. В традиционной мета­физике повторение постулировалось как имманентно и атрибутивно предполагающее тождественность и само­тождественность повторяемого, фундированное аксио­мой тождественности и самотождественности присут­ствия (см. Différance, След). И. как единое означающее содержит в себе (в традиционной для Деррида мысли­тельной стилистике) два конфликтующих смысла и значения: а) И. как возможность собственно повторе­ния и б) И. как условие возможности иной процедуры — неадекватного, мутационного (в самом широком мыслимом диапазоне пределов) повторения или альте­рации. Тем самым, И. у Деррида выступает как исход­ное, пред-данное, пред-мыслимое основание повторе­ния. По мнению Деррида, тождественность и самотож­дественность вещи, явления или понятия, по определе­нию, предзадают включенность в его структуру пара­метра (горизонта) завершенности его бытия как при­сутствия (т.е. его смерти). Поскольку (вне рамок пара­дигм эзотеризма и религии) последняя исключает ка­кую бы то ни было перспективную объективацию, лю­бой сопряженный или соответствующий знак оказыва­ется в состоянии репродуцировать данную завершен­ность в ее отсутствии, таким образом, в свою очередь, имитируя и собственную конечность. Одновременно, согласно догматам традиционной метафизики, цель­ность понятия или явления предполагает возможность бесконечного его воспроизведения (повторения). В свя­зи с этим, по Деррида, в той мере, в какой во всех таких ситуациях правомерно полагать "первородную" само­тождественную сущность — исходно отсутствующей, повторение может мыслиться повторением того, что никогда не имело места. (Но: повторение иногда и по­вторяет повторение.) По мысли Деррида, в тех случаях, когда самотождественная сущность отсутствует, каж­дое повторение оказывается "иным" по сравнению со своим предшественником. Повторяющееся единство вещи, понятия или явления одновременно повторяет "отсутствие", замещая его место, — в результате вся­кий раз оказываясь "другим". Деррида в этом контекс­те настаивает на принципиальной возможности изна­чального присутствия "другого" в структуре понятия,

вещи или явления (ср. "свое иное" у Гегеля). И. также оказывается обусловливающей и еще одну потенциаль­но мыслимую структурную возможность: отсутствие самого повторяемого. В этом случае, по Деррида, повто­рение, повторяя, "отчуждается", становясь "другим" и дислоцируясь в "другом" месте. Эпистемологическим следствием данной концептуальной схемы выступает дальнейшее постижение и конкретизация механизмов осуществления такой мыслительной операции, как иде­ализация. Согласно каноническим схемам, идеальное (независимо от воздействия эмпирических актов и со­бытий, которые пытаются деформировать его) способно к бесконечному повторению, оставаясь при этом само­тождественным. Фундирована такая возможность допу­щением осуществимости бесконечного числа актов по­вторения. По мысли Деррида, И. является условием воз­можности и невозможности самотождественности иде­ального, конституируя, с одной стороны, то "минималь­ное тождество", которое и подразумевается идеальным по отношению к "эмпирии", и в то же время ставя под сомнение тождество и этого "минимального тождества". В таком контексте, поскольку И. является условием воз­можности и невозможности "минимального тождества"

повторяемого, подрываемого возможностью повторе­ния, она выступает также условием возможности "дубликации": вещь, понятие или явление, согласно Дерри­да, всегда предполагают в своей структуре актуальный потенциал удвоения. С точки зрения Деррида, И. позво­лительно толковать как систематизирующий термин, со­пряженный со всем понятийным комплексом так называемых "неразрешимостей", ибо она также может интерпретироваться как: а) иное обозначение differance, предполагающего структурную возможность простран­ственно-временной смысловой различенности присут­ствия; б) иное обозначение дополнительности — в той степени, в которой последняя суть пространство повто­рения-замещения отсутствия; в) иное обозначение сле­да, поскольку "самостирание" последнего осуществимо именно как результат возможности повторяемости. Ак­туализируя и артикулируя эвристический потенциал ос­мысления проблемы "бесконечного в границах конечно­го", концепт И. у Деррида одновременно демонстрирует осуществимость вынесения соответствующих мысли­тельных операций "за скобки" полагавшегося ранее аб­солютным интервала "конечность — бесконечность".

A.A. Грицанов

К

KRITIK (нем.; фр. critique; русск. критика; англ. criticism — от греч. kritike — искусство судить)

KRITIK (нем.; фр. critique; русск. критика; англ. criticism — от греч. kritike — искусство судить) — 1) в классической философии — понятие, фиксирующее в своем содержании аналитическое рассмотрение соци­ально (культурно) артикулированного объекта (концеп­ции), фундированное эксплицитным рассмотрением его исходных социокультурных оснований, органично предполагающим постановку под сомнение их истинно­сти или правомерности. Эпоха классической филосо­фии, реализующей атрибутивно присущую ей функцию экспликации мировоззренческих оснований культуры (см. Философия, Универсалии), была рефлексивно ос­мыслена этой философией как "подлинный век крити­ки" (Кант). В этом отношении К. как таковая генетичес­ки восходит именно к основаниям классической культу­ры, будучи фундированной идеей гетерономизма (см. Гетерономизм) и презумпциями метафизики (см. Ме­тафизика), как было отмечено Кантом, суду К. "должно подчиняться все": "я разумею под этим... решение во­проса о возможности и невозможности метафизики вообще /курсив мой — ММ./"; 2) в философии модер­низма (см. Модернизм) в осмыслении феномена К. ак­цент сделан не только (и не столько) на процедуре экс­пликации метафизических оснований предмета К., сколько на процедуре их фундаментальной семантико-аксиологической релятивизации. Классическим при­мером модернистской К. может служить марксистская программа "критики критической критики" (см. Марксизм), чей методологический пафос (диалекти­ка, по Марксу, "ни перед чем не преклоняется и по са­мому существу своему критична и революционна") объективно может быть распространен и на ее собст­венные аксиологические основания. В этой перспек­тиве "снимающей критики" ("опровергнуть... не значит отбросить... заменить другой, односторонней противо­положностью, а включить в нечто более высокое" у Ле­нина) мировоззренческие основоположения марксизма также могут быть (и были — см. Неомарксизм) под-

вергнуты К. и плюральной релятивизации; 3) в филосо­фии постмодернизма — термин, обозначающий тради­ционно-классический способ отношения к тексту, за­ключающийся в интерпретации последнего, исходя из избранной системы внешних критериев (взгляд извне), и противопоставленный в контексте постмодернистской текстологии имманентному подходу к тексту (взгляд из­нутри). Данная трактовка понятия "К." восходит к та­ким работам Р.Барта, как "Две критики" (1963), "Что та­кое критика" (1963), "Критика и истина" (1966), "От на­уки к литературе" (1967), "С чего начать?" (1970) и др. Согласно бартовской интерпретации, в рамках совре­менной культуры могут быть выделены две активно практикуемые формы К.: так называемая "университет­ская" и так называемая "интерпретативная" (или "идео­логическая") К. Специфика "университетской" К. за­ключается в том, что она "в основном пользуется... по­зитивистским методом", а в сферу ее анализа входят "проблема источников" и так называемых "обстоя­тельств" литературного творчества, реальный анализ ко­торой сводится фактически к аналитике более ранних по отношению к исследуемому произведений либо обстоя­тельств биографии его автора (см. Автор). По оценке Р.Барта, именно в этом и заключается "одна из самых се­рьезных ошибок, в которых повинна университетская критика: сосредоточив внимание на генезисе частных деталей, она рискует упустить из виду их подлинный, то есть функциональный, смысл". Прежде всего вне фоку­са внимания остается такой важнейший момент творче­ства, как его исторический фон и социокультурные предпосылки ("Разве Расин писал из тех же побужде­ний, что и Пруст?"), — между тем "все взаимосвязано: самая мелкая, самая малозначительная литературная проблема может обрести разгадку в духовном контексте эпохи, причем этот контекст отличается от нашего ны­нешнего". — Согласно выражаемой Р.Бартом позиции современного постмодернизма, в поисках "смысла про­изведения" следует двигаться "не вглубь, а вширь; связь

между автором и его произведением, конечно, сущест­вует (кто станет это отрицать?.. Одна лишь позитивист­ская критика до сих пор еще верит в Музу), но это не мо­заичное соотношение, возникающее как сумма част­ных... "глубинных" сходств, а, напротив, отношение между автором как целым и произведением как целым, то есть отношение отношений, зависимость гомологи­ческая, а не аналогическая". В силу этого критик "уни­верситетского" направления вынужден признать, что "неподатливым и ускользающим является сам объект его изучения (в своей наиболее общей форме) — лите­ратура как таковая, а не биографическая "тайна" писате­ля". Но и в этой сфере, т.е. при анализе субъектной сто­роны проблемы творчества, позитивистский метод ока­зывается неадекватным: "увы, стоит нам коснуться интенционального аспекта человеческого бытия (а как без этого говорить о литературе?) — и позитивистская пси­хология оказывается недостаточной". Другая форма К. ориентирована не на поиск "объяснений" литературных "фактов", но на ту или иную семантико-аксиологическую интерпретацию литературного произведения (см. Интерпретация), в силу чего получает название "интерпретативной К.". По иронично мягкой оценке Р.Бар­та, ее представители "сильно отличаются друг от дру­га": Г.Башляр, Ж.Пуле, Р.Жирар, Ж.-П.Ришар, Ж.Старобинский, Ж.-П.Вебер и др.), — "общее у них то, что их подход к литературе соотносится (в большей или мень­шей степени, но во всяком случае осознанно) с одним из основных идеологических течений наших дней (будь то экзистенциализм, марксизм, психоанализ или феноме­нология)"; в силу этого данный тип К. "можно назвать критикой идеологической — в отличие от первой, кото­рая отвергает всякую идеологию и объявляет себя сто­ронницей чисто объективного метода". В зависимости от избранных "идеологических" приоритетов в общем пространстве интерпретативной К. могут быть выделе­ны экзистенциалистически ориентированная К. (Сартр), марксистски ориентированная К. (Л.Гольдман), психо­аналитически ориентированная К. (Ш.Морон), струк­туралистски ориентированная К. (К.Леви-Стросс, Якобсон) и т.д. (см. Идеология, Экзистенциализм, Марксизм, Психоанализ, Структурализм). Несмотря на реально наблюдаемые "разногласия философско-методологического порядка" между данными видами К. и практическое "соперничество" конституирующих их парадигм, фактически обе они идеологичны в широ­ком смысле этого слова (поскольку, несмотря на декла­рируемую нейтральность, позитивистская парадигма не менее идеологична, чем любая другая), и отноше­ния между ними могут быть рассмотрены как конкури­рующее противоборство "двух идеологий". В этом кон­тексте Р.Барт отмечает, что "худшее из прегрешений

критики — не идеологичность, а ее замалчивание, и якобы внеаксиологичный подход к литературному про­изведению есть не что иное, как "самообман", если не "преступное умолчание" об имеющей место идеологи­ческой ангажированности. Исходя из этого единства природы обеих форм К. (в равной мере идеологически артикулированных), Р.Барт делает вывод о том, что фак­тически "ничто не мешает взаимному признанию и со­трудничеству двух критик": "университетская" ("пози­тивистская") К. занимается "установлением и открыти­ем "фактов" (коль скоро именно этого она и требует)", оставляя критикам интерпретативного направления "свободу их интерпретировать, точнее "приписывать им значение" в соответствии с той или иной открыто заяв­ленной идеологической системой". Точно также и раз­личные направления интерпретативной критики, несмо­тря на различную "идеологическую" ориентацию, мо­гут вполне благополучно сосуществовать в параллель­ном режиме (по выражению Р.Барта, "оказываются воз­можными одновременно"). Согласно Р.Барту, из этого следует важный вывод о том, что "идеологический вы­бор не составляет существа критики и оправдание свое она находит не в "истине". — Таким образом, К. — это "нечто иное, нежели вынесение верных суждений во имя "истинных" принципов": собственно, "К. — не таб­лица результатов и не совокупность оценок, по своей су­ти она есть деятельность, то есть последовательность мыслительных актов... Разве деятельность может быть "истинной"?". Вместе с тем, наличные формы К. пре­тендуют на истинность своего результата, тем самым имплицитно полагая себя в качестве своего рода когни­тивной процедуры. Между тем, согласно Р.Барту, такое полагание отнюдь не является правомерным, ибо пред­метом К. выступает "не "мир", но слово, слово другого; критика — это слово о слове, это вторичный язык... ко­торый накладывается на язык первичный (язык-объ­ект)". К., таким образом, должна "учитывать два рода отношения — отношение языка критика к языку изуча­емого автора и отношение этого языка-объекта к миру". Собственно, в постмодернистском контексте "определя­ющим для критики и является взаимное "трение" этих двух языков, чем она... сближается с... логикой, которая также всецело зиждется на различении языка-объекта и метаязыка" (Р.Барт), и — более того — фактически К. и представляет собой не что иное, как "лишь метаязык" (см. Метаязык). Однако коль скоро это так, то опреде­ление истинности чего бы то ни было отнюдь не входит в прерогативы К.: "дело ее — устанавливать вовсе не "истины", а только "валидности" (подобно тому, как и "в логическом уравнении испытывается валидность того или иного умозаключения и не высказывается никакого суждения об "истинности" используемых в нем посы-

лок", и точно так же, как лингвист занимается не рас­шифровкой смысла фразы, а установлением ее фор­мальной структуры, обеспечивающей передачу этого смысла"), ибо "язык сам по себе не бывает истинным или ложным, он может только быть (или не быть) ва­лидным, то есть образовывать связную знаковую систе­му" (Р.Барт). Таким образом, "законы, которым подчи­няется язык литературы, касаются не его согласования с реальностью (как бы ни притязали на это реалистиче­ские школы), а всего лишь с той знаковой системой, ко­торую определил себе автор", и, в соответствии с этим, в функции К. входит не решение вопроса об истиннос­ти текста ("критика не должна решить, написал ли Пруст "правду"): ее задачей является лишь создание та­кого метаязыка, который мог бы "в силу своей связнос­ти, логичности, одним словом, систематичности... во­брать в себя или, еще точнее, "интегрировать" (в мате­матическом смысле) как можно больше из языка Прус­та". Иными словами, процессуальность К., локализует­ся вне пространства проблемы истинности или ложно­сти. Таким образом, постмодернистский подход к про­цессу соприкосновения критика с литературным произ­ведением фундирован глубинным сомнением в непре­ложности якобы лежащей в его основе субъект-объект­ной оппозиции (см. Бинаризм, "Смерть субъекта"). Бытие языка выводится постмодернизмом как из-под давления требований так называемой объективности ("как, в самом деле, поверить, будто литературное про­изведение есть объекте?" у Р.Барта), так и из-под давле­ния доминанты субъективности (отказ от презумпции классической К., "будто критик обладает по отношению к нему /произведению — M.M.I как бы экстерритори­альностью"). Бытие языка рассматривается как самодо­статочная процессуальная реальность. Данная презумп­ция постмодернизма делает его альтернативным по от­ношению как к "университетской", так и "интерпретативной" разновидностям классической К., в равной степени фундированных имплицитным отказом от признания произведения самодостаточным феноме­ном, а стало быть, и вытекающим отсюда отказом от анализа его имманентных характеристик. Именно по­этому, будучи оппозиционной по отношению к "интерпретативной" К., К. "университетская", тем не менее, на практике безболезненно принимает практически лю­бые предлагаемые ею методики: "все можно принять, лишь бы произведение соотносилось с чем-то иным, нежели оно само, с чем-то таким, что не есть литерату­ра; все, что стоит за произведением — история (даже в ее марксистском варианте), психология (даже в форме психоанализа) — мало-помалу получает признание; не получает его лишь работа внутри произведения" (Р.Барт). В рамках этого неприятия имманентно анали-

за текста традиционной К. отвергаются и феноменоло­гический подход к произведению, ибо он "эксплициру­ет произведение, вместо того, чтобы его объяснять", и тематический подход, ибо его методология "прослежи­вает внутренние метафоры произведения" (см. Мета­фора), и подход структурный, ибо в его рамках произ­ведение рассматривается "как система функций". Ина­че говоря, классической К. отвергается "имманентный подход" к произведению, т.е. та "работа внутри произ­ведения", которая и составляет сущность К. в постмо­дернистском ее понимании. Подобный (имманентный) подход к произведению должен, согласно Р.Барту, быть фундирован той презумпцией, что к анализу отношений произведения "с внешним миром" допустимо перехо­дить лишь после того, как оно будет полностью проана­лизировано "изнутри", т.е. с точки зрения имманентно присущих ему структуры и функций. Задаваясь вопро­сом о том, "чем вызвано такое неприятие имманентно­сти", Р.Барт находит ответ в том, что "дело в упорной приверженности к идеологии детерминизма" в класси­ческих ее образцах, в том, что К. "опирается на совер­шенно устаревшую философию детерминизма", в рам­ках которой "произведение — "продукт" некоторой "причины", а внешние причины "причиннее всех дру­гих" (см. Неодетерминизм, "Смерть Бога"). (В этом аспекте феномен К. в очередной раз демонстрирует свою генетическую укорененность в основания класси­ческой культуры и, соответственно, метафизическую ориентацию, идущую вразрез с общекультурными постметафизическими установками современного мы­шления см. Постметафизическое мышление.) Со­гласно Р.Барту, в "наш век (последние сто лет)" адекват­ные поиски ответа на то, что есть литература, "ведутся не извне, а внутри самой литературы, точнее, на самой ее грани, в той зоне, где она словно стремится к нулю, разрушаясь как объект-язык и сохраняясь лишь в каче­стве метаязыка, где сами поиски метаязыка становятся новым языком-объектом". Таким образом, цель пост­модернистски понятой К. носит "чисто формальный характер": она "не в том, чтобы "раскрыть" в исследу­емом произведении или писателе нечто "скрытое", "глубинное", "тайное"... а только в том, чтобы прила­дить — как опытный столяр "умелыми руками" при­гонит друг к другу две сложные деревянные детали — язык, данный нам нашей эпохой (экзистенциа­лизм, марксизм, психоанализ), к другому языку, то есть формальной системе логических ограничений, которую выработал автор в соответствии с собствен­ной эпохой". Согласно постмодернистской парадиг­ме, если и возможно говорить о неком критерии адек­ватности (успешности, или, по Р.Барту, "доказатель­ности") К., то таковым может являться не способ-

ность "раскрыть вопрошаемое произведение", но, на­против, способность "как можно полнее покрыть его своим собственным языком". (В этом отношении К. ре­шительно дистанцирована от чтения, ибо "читать — значит желать произведение, жаждать превратиться в него; это значит отказаться от всякой попытки продуб­лировать произведение на любом другом языке, поми­мо языка самого произведения", в то время как "перей­ти от чтения к критике — значит переменить самый объект вожделения, значит возжелать не произведение, а свой собственный язык".) Важнейшим моментом К. выступает, таким образом, то, что в ее процессуальности "может завязаться диалог двух исторических эпох и двух субъективностей — автора и критика" (Р.Барт). Бо­лее того, именно формальный характер такой К. позво­ляет ей охватить те аспекты языковой сферы, которые оставались за пределами самой неформальной тради­ционной К.: признав себя "не более чем языком (точнее, метаязыком)", К., понятая в постмодернистском ключе, реально "может совместить в себе... субъективность и объективность, историчность и экзистенциальность, тоталитаризм и либерализм", ибо конституируемый К. язык (метаязык) "является продуктом исторического вызревания знаний, идей, духовных устремлений, он есть необходимость, с другой же стороны, критик сам выбрал себе этот необходимый язык согласно своему экзистенциальному строю, выбрал как осуществление некоторой своей неотъемлемой интеллектуальной функции, когда он полностью использует всю свою глу­бину, весь свой опыт выборов, удовольствий, отталки­ваний и пристрастий" (Р.Барт). В этом отношении "кри­тик в свою очередь становится писателем", но ведь "пи­сатель — это человек, которому язык является как про­блема и который ощущает глубину языка, а вовсе не его инструментальность и красоту". В силу этого "на свет появились критические работы, требующие тех же са­мых способов прочтения, что и собственно литератур­ные произведения, несмотря на то, что их авторы явля­ются критиками, а отнюдь не писателями". Именно в этом контексте, по оценке Р.Барта, можно говорить о формировании "новой критики", сущность которой ус­матривается постмодернизмом "в самом одиночестве критического акта, который, — отметая алиби, предо­ставляемые наукой или социальными институтами, — утверждает себя именно как акт письма во всей его пол­ноте" (см. Письмо, Скриптор, Фонологизм). Для постмодернистской философии существенно важно, что если "произведение в силу самой своей структуры обладает множественным смыслом", то это значит, что возможно "существование двух различных видов дис­курса" по отношению к нему, т.е. двух различных видов К.: К. как "наука о литературе" или "комментарий", ко-

торый избирает в качестве своего предмета "лишь... ка­кой-нибудь один из этих смыслов", и "литературная критика" или "новая критика", которая ставит своей за­дачей "нацелиться разом на все смыслы, которые оно /произведение — M.M./ объемлет, на тот полый смысл /см. Пустой знакM.M./,который всем им служит опорой", которая фактически "открыто, на свой страх и риск, возлагает на себя задачу наделить произведение тем или иным смыслом" (Р.Барт). Таким образом, со­гласно постмодернистскому видению ситуации, "кри­тика не есть наука", ибо "наука изучает смыслы, крити­ка их производит". К. занимает, по оценке Р.Барта, про­межуточное положение между "наукой о литературе" и чтением (см. Чтение): "ту речь в чистом виде, каковой является акт чтения, она снабжает языком, а тот мифи­ческий язык, на котором написано произведение и кото­рый изучается наукой, она снабжает особым (наряду с прочими) типом речи". В этом отношении К. выступает своего рода связующим звеном между различными стратегиями отношения к тексту, которые как в теоре­тической перспективе, так и в наличной тенденции должны быть объединены (сняты) в процессуальности письма как способа бытия языка в качестве самодоста­точной реальности (см. Письмо). Следовательно, "мо­ральной целью" К. должна стать "не расшифровка смысла исследуемого произведения, а воссоздание пра­вил и условий выработки этого смысла", для чего К., прежде всего, должна признать произведение "семан­тической системой, призванной вносить в мир "осмыс­ленность (du sens), a не какой-то определенный смысл (un sens)". В этом отношении фактически "перед лицом книги критик находится в той же речевой ситуации, что и писатель — перед лицом мира", а "отношение крити­ки к произведению есть отношение смысла к форме" (Р.Барт). И если для традиционной К. произведение все­гда выступает в качестве заданного поля интерпретативных усилий, должных завершиться финальным (правильным) его пониманием, то предметом постмо­дернистской К. выступает не произведение, но конст­рукция. Взаимодействие с последней есть перманент­ное нон-финальное означивание, релятивные правила которого конституируются одновременно как со смыслопорождением, так и со становлением самого субъекта этой процедуры, отличного от традиционно понятого социально и психологически артикулиро­ванного субъекта, бытие которого признается как не­зависимое от данной процедуры и предшествующее ей (см. "Смерть субъекта", Анти-психологизм, Скрип-тор). В рамках подобного подхода "новая критика" пе­рестает быть К. в привычном (традиционно-классиче­ском) смысле этого слова (в этом контексте Р.Барт го­ворит о "кризисе комментария" как такового), тесно

смыкаясь с "исполнением"произведения, понятым в качестве означивания (см. Означивание), в то время как традиционная К. "исполняла" произведение, "как палач исполняет приговор" (Р.Барт). В этих условиях К. обретает новый, не характерный для классической фор­мы ее существования, культурный статус: в современ­ном ее качестве "критика располагает собственной пуб­ликой", поскольку "общество стало потреблять крити­ческие комментарии совершенно так же, как оно по­требляет кинематографическую, романическую или пе­сенную продукцию" (Р.Барт). Как видим, эта открывае­мая "новой критикой" возможность смысла оплачива­ется утратой его определенности, и в этом отношении постмодернистская трактовка феномена К. завершает заложенную классикой и развитую модернизмом ин­тенцию на размывание однозначности оснований под­вергаемого К. феномена: в контексте современной куль­туры К. обретает сугубо и только языковую природу, конституируясь в качестве плюрально вариативного ме­таязыка, а "все, к чему только прикасается язык, — фи­лософия, гуманитарные науки, литература — в опреде­ленном смысле оказывается заново поставлено под во­прос" (Р.Барт). В свою очередь, согласно постмодер­нистскому видению ситуации, вполне реально, что в со­временной культуре " Критики Разума,которые дала нам философия, будут дополнены Критикой Языка, и этой критикой окажется сама литература" (Р.Барт). (См. также Метаязык.)

М.А. Можейко

КАЛОКАГАТИЯ (греч. kalos kai hagatos — краси­вый и хороший) — этико-эстетический идеал древне­греческой культуры, предполагающий гармонию теле­сного и душевного совершенств,

КАЛОКАГАТИЯ (греч. kalos kai hagatos — краси­вый и хороший) — этико-эстетический идеал древне­греческой культуры, предполагающий гармонию теле­сного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности); в фи­лософии Платона — идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естест­венно дополняемых его богатством и благородством ду­ши. Человек — носитель К. — в истинном призвании своем должен был всецело стремиться к осуществле­нию коллективных чаяний полиса. Общественно-этиче­ское измерение К. в античности трансформировалось в его этико-эстетический парафраз в границах классичес­кого философствования Европы Нового времени (гар­моничное воспитание, реализующееся в адекватном об­разе жизни). В коммунистической идеологии идеал все­сторонней (разносторонне) развитой личности — стро­ителя коммунизма — редуцирует идеал К. применитель­но к индивиду, лишенному национального и социально-стратификационного своеобразия.

A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 401 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.