Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ГЕЛЬМГОЛЬЦ (Helmholtz) Герман Людвиг Фер­динанд (1821—1894) — германский естествоиспыта­тель 19 в. (физиолог, математик, физик) и философ.




ГЕЛЬМГОЛЬЦ (Helmholtz) Герман Людвиг Фер­динанд (1821—1894) — германский естествоиспыта­тель 19 в. (физиолог, математик, физик) и философ. Г. начинал свою деятельность в качестве военного врача (учился в Институте военной медицины в Берлине в 1838 — 1843). Профессор физиологии Университетов Кенигсберга (с 1849), Бонна (с 1855), Гейдельберга (с 1858), профессор физики Университета Берлина (с 1871), директор Государственного Физико-Технического Института в Берлине (с 1888). Иностранный член-корр. Петербургской АН (1868). Главные научные тру­ды: мемуар "О сохранении силы" (1847), "Популярные лекции о науке" (1869), собрание научных трудов в трех т. (1882 — 1895), "Счет и измерение" (1887), "Энергия волн и ветра" (1890), "Доклады и речи" в двух т. (1884), "Лекции по теоретической физике" в трех т. (1898 — 1903) и др. Главным направлением работ Г. в физиоло­гии человека стали фундаментальные исследования по физиологии центральной нервной и нервно-мышечной систем, слуха и зрения. В исследованиях по физиоло­гии центральной нервной системы в 1854 Г. впервые определил латентный период рефлекторных реакций; в 1864 — 1868 разработал первую методику определения ритмики импульсов, посылаемых мозгом к мышце. В физиологии нервно-мышечной системы человека в 1850 — 1870 Г. удалось измерить скорость распростра­нения возбуждения в нервной системе (что до его работ считалось, в принципе, неразрешимой проблемой). В физиологической акустике Г. заложил основы физичес­кой и физиологической теории музыки, доказав "спо­собность слухового аппарата к разложению сложных звуков на простые тоны" (до исследований Г. тембр зву­ка объяснялся исключительно психическим происхож­дением). Г. разработал физическую теорию фонации (образования при помощи органов речи звучания голо­са, а также и звуков речи). Им также были разработаны основные количественные методы и сконструированы измерительные приборы для физиологических иссле­дований. В физиологии зрения Г. разработал учение об аккомодации глаза (1853), где доказывал, что "зритель­ная оценка величины и удаленности предметов основа­на на своеобразных мышечных ощущениях, возникаю­щих при движении мышц глаза". Выдвинутая Г. кон-

цепция "о роли мышечного чувства в формировании восприятий" была позднее фундаментально разработа­на И.М.Сеченовым в цикле его трудов по психофизио­логии. В 1859 — 1866 Г. были полностью разработаны основы учения о цветовом зрении (этим за сто лет до него активно занимался М.В.Ломоносов). При изуче­нии проблем о локализации зрительных впечатлений в поле зрения Г. пришел к выводу, что все аксиомы геоме­трии имеют опытное происхождение. После изучения трудов Лобачевского Г. предложил модель пространст­ва переменной кривизны как "поля изображения вы­пуклого зеркала или линзы", утверждая, что опытным путем возможно выяснить форму пространства (однако в своих представлениях о пространстве Г., в отличие от Лобачевского, следовал учению Канта в допущении "априорности пространства как формы созерцания"). В книге "Счет и измерение" Г. в качестве главной пробле­мы арифметики считал обоснование ее автоматической применимости к физическим явлениям. По Г., единст­венным критерием применимости законов арифметики мог быть только опыт: "невозможно утверждать априо­ри, что законы арифметики применимы в любой данной ситуации". Исходя из того, что само понятие числа за­имствовано из опыта, Г. считал, что действительные числа и их свойства "применимы лишь именно к этим опытам", в которых изучаемые объекты не должны трансформироваться (как пошутил А.Лебег, "поместив в клетку льва и кролика, мы не обнаружим в ней позд­нее двух животных"). По Г., "даже понятие равенства неприменимо автоматически к каждому опыту". Г. до­казал, что даже "обычная" арифметика целых чисел не может рассматриваться как априорное знание, однако, как писал М.Клайн, "хотя это открытие не поставило под сомнение приложимость математики к описанию реального мира, все же оправданием усилий математи­ков более не могла считаться надежда на отыскание аб­солютной истины или единого закона всего сущего". Многие выдающиеся ученые-математики того времени внутренне не воспринимали устремленности своих коллег и учеников к "чистой" математике. Так, Л.Кронекер в письме к Г. писал: "Ваш богатый практический опыт работы с разумными и интересными проблемами укажет математикам новое направление и придаст им новый импульс... Односторонние и интроспективные математические умозаключения приводят к областям, от которых нельзя ожидать сколько-нибудь ценных пло­дов" (1888). По мнению Планка, Маха, Больцмана и Г., "математика дает не более чем логическую структуру законов физики". Еще в мемуаре "О сохранении силы" Г. давал первую математическую трактовку закона со­хранения энергии, указывая на его всеобщность; был также доказан факт подчинения этому закону процес-

сов, происходящих в живых организмах. На то время это был один из наиболее сильных аргументов против кон­цепции витализма о "жизненной силе управления живы­ми организмами"; позднее Г. находился под влиянием теории космозоев (т.е. теории вечности жизни) Рихтера (1865). После работ Г. принцип наименьшего действия стал активно применяться в исследованиях по совре­менной теории поля, квантовой электродинамики, тер­модинамики, оптике и других областях теоретической физики и физической химии. Г. ввел важнейшие поня­тия "свободная энергия" (которая способна превращать­ся в любые формы) и "связанная энергия" (которая спо­собна превращаться только в тепловую форму). Фунда­ментальные теоретические исследования Г. вихревого движения жидкости заложили основы гидро- и аэроди­намики. Открытые им глубокие аналогии между свойст­вами вихревого движения и свойствами магнитного по­ля электрического тока дали начало попыткам многих ученых строить механические модели эфира, трактовать атомы, как вихри в эфире. На основании этих исследо­ваний Г. к 1873 выдвинул теорию управляемого полета в воздухе. Экспериментальные работы Г. по акустике, оптике и электромагнетизму подчинялись решению за­дач его основных исследований в области физиологии. Г. представлял материю как "качественно однородную совокупность неизменных частиц, между которыми действуют центральные силы, зависящие только от рас­стояния", а движение — только как "пространственное перемещение частиц". Поэтому при обсуждении фило­софских аспектов результатов своих исследований зако­на сохранения энергии Г. отмечал лишь факт сохране­ния энергии в эквивалентных количествах, оставляя за рамками качественное превращение форм энергии. Гно­сеологические воззрения Г. сформировались под влия­нием "физиологического идеализма" И.Мюллера. Г., по­лагая чувственные ощущения только символами отно­шений, существующих во внешнем мире, и отрицая за ними сходство с тем, что они отражают, считал, что ка­чество ощущений человека (звук, вкус, свет и др.) не за­висит от внешнего объекта, а зависит от нерва-передат­чика ощущений (т.е. ощущения, возникающие у челове­ка, есть результат проявления "специфической энергии органов чувств"). Гносеологические выводы, сделанные Г. и И.Мюллером из данных современной им науки, лег­ли в основания теории "иероглифов" Г. — Мюллера — направления в гносеологии, согласно которому ощуще­ния и представления человека являются только лишь произвольными условными знаками ("иероглифами", символами), помогающими "целесообразно направлять их деятельность". Вопросы истинности знания Г. реша­лись с точки зрения их практической целесообразности, поэтому он полагал материализм для естествоиспытате-

ля того времени "более удобной гипотезой", чем идеа­лизм. При этом в одной из "Популярных лекций о на­уке" Г. утверждал, что "конечная цель естественных на­ук состоит в том, чтобы найти решение всех своих про­блем в механике". Одновременно с этим Г. признавал недостаточную понятность всех элементов механики и необходимость обращения "особого внимания на про­блему природы сил". Он писал: "Задача физической ма­териальной науки состоит в сведении явлений природы к не подверженным изменениям силам притяжения и отталкивания между телами, величина которых зави­сит только от расстояния. Разрешимость этой задачи есть условие познаваемости природы... Ее /физической науки — C.C.I миссия завершится, как только удастся окончательно свести явления природы к простым си­лам и доказать, что такое сведение — единственное, допускаемое этими явлениями". По поводу своего от­ношения к причинности Г. писал в книге "Физиологи­ческая оптика": "Принцип причинности носит харак­тер чисто логического закона даже в том, что выводи­мые из него следствия относятся в действительности не к самому опыту, а к пониманию опыта и, следова­тельно, не могут быть опровергнуты никаким возмож­ным опытом". Влияние механицизма на материализм Г. было сильным даже на фоне современного ему естест­веннонаучного знания.

C.B. Силков





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 319 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.