Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ВЕЩЬ — отдельный предмет материальной дей­ствительности, обладающий относительной независи­мостью и устойчивостью существования




ВЕЩЬ — отдельный предмет материальной дей­ствительности, обладающий относительной независи­мостью и устойчивостью существования. Определен­ность В. задается ее качественными, количественны­ми, структурными и функциональными характеристи­ками. Общим выражением собственных характеристик В. являются ее свойства. Место и роль данной В. в оп­ределенной системе выражаются через ее отношения с другими В. Понятие "В." является одной из сущест­венных категорий мировой философский традиции, восходящей к философии Древнего мира. На становле­ние понятия В. в античной философии оказали влия­ние идеи единства многообразного, представления о бытии сущего как единстве сохраняющегося, устойчи­вого и изменяющегося. Первооснову составляющих суть бытия В. искали среди конечных, чувственно-кон­кретных предметов в природе и состояниях вещества. В качестве единой природной сущности В. в античной философии выдвигались такие вещественные элемен­ты, как вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Ге­раклит) и др. Главным предметом внимания в этот пе­риод была сама В. во всей ее телесности и веществен­ной силе, хотя вместе с тем в философии Платона, она трактовалась как слабая копия идеи. Основной вклад в разработку понятия "В." как философской категории в Древней Греции был сделан Аристотелем. Под В. Ари­стотель понимал чувственно воспринимаемые предме­ты, обладающие телесностью и составляющие сущно­сти "первого порядка". Понятие В. употреблялось им так же для обозначения предметов, "у которых нет ма­терии", т.е. идеальных. Включение в объем понятия "В." наряду с материальными также и идеальных пред­метов имело большое значение для становления кате­гории "В.". С этого времени понятие "В." прочно во­шло в систему философского знания. Сами В. Аристо­тель понимал как единичные чувственно-воспринима­емые, реальные предметы, существующие независимо от чего бы то ни было: богов, идеи и т.д. Он считал, что каждая В. есть нечто неделимое и единое по числу и что в индивидуальности своего бытия В. существует как отдельное целое. В связи с этим В. есть единица, и

мир представляет собой множество отдельных В. От­дельность, обособленность существования В. относи­тельна. Через отношения с другими В. данная В. при­обретает свои определения и выступает как многое. В. поэтому, по Аристотелю, есть одновременно и единое и многое. Плодотворные попытки вскрыть природу В., их свойства и отношения, установить связь между ни­ми прослеживаются в философии Лейбница. Своим учением о монадах Лейбниц способствовал дальней­шему становлению "В." как категории. Он критиковал пространственное понимание природы В. и развивал субстанциальную трактовку В. По мнению Лейбница, осмысление В. должно связываться не с ее фигурой, формой, протяжением, а ее свойствами. Эта мысль бы­ла выражена в принципе тождества В. неразличимых (principium identitatis indiscernibilium). По этому прин­ципу две В., у которой все свойства первой присущи второй, а все свойства второй присущи первой, тожде­ственны абсолютно и представляют одну и ту же В. Их нельзя различить, так как они представляют одно и то же. Кроме понятия протяженности, как считал Лейб­ниц, необходимо употреблять понятие силы, потому что от природы "вещам дана некоторая действенность, форма или сила". Отсюда следует, что все, что сущест­вует — существует как самостоятельная субстанция. И В. есть субстанция различных свойств и отношений. Состоят В., согласно Лейбницу, из множества монад и субстанций. Каждая субстанция есть единица бытия. Монада не материальная, а духовная единица бытия. Феноменами из мира монад, по мнению Лейбница, и являются материя и все В. объективного мира. "Мате­риальные вещи, — писал он, — не более как феноме­ны, но хорошо обоснованные и связанные". Любая природная В. есть не что иное, как определенным об­разом организованный рой монад, субординированный господствующей монадой. Все В., по Лейбницу, явля­ются вторичными проявлениями мира монад. В фило­софии Беркли и у Юма В. понималась как совокуп­ность свойств, которые отождествлялись ими с ощуще­ниями. Юм трактовал субстанцию как идею совокуп­ности отдельных качеств. По мнению Беркли, "...если наблюдается, что некоторые цвет, вкус, запах, фигура и консистенция даны вместе, то они принимаются за од­ну отдельную вещь, обозначаемую, например, названи­ем "яблоко". Беркли пытался использовать свойства не только как способ анализа отдельных В., но рассматри­вал его значительно шире — как один из принципов фи­лософии. Беркли не признавал объективности свойств В., отождествляя их с ощущениями, идеями, а сами В. ставил в жесткую зависимость от воспринимавшего субъекта. "...Притяжение, фигура и движение, — пи­сал он, — суть лишь идеи, существующие в духе...

идея не может быть сходна ни с чем, кроме идеи, и... следовательно, ни она сама, ни ее первообраз не могут существовать в невоспринимающей субстанции". И далее: "Ибо то, что говорится о безусловном существо­вании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непо­нятно". Если деятели метафизического материализма в Новое время занимались главным образом философско-логическим обоснованием понятия "свойство", со­отношением его с материей и В., то лидеры немецкой трансцендентально-критической философии сосредо­точили свое внимание на разработке категории "отно­шение" и предприняли попытку (Гегель) диалектичес­ки осмыслить ранее метафизически противопоставля­емые понятия "В. — свойство — отношение". В уче­нии Канта вводятся такие понятия, как "вещь в себе" ("В. сама по себе") и "явление", которые, по его мне­нию, связывают познающий субъект с миром. Предме­ты познания, т.е. то, что является самим по себе и не зависит от самого процесса познания и форм его про­текания, Кант и называл "вещами в себе". Это понятие он употреблял в двух основных смыслах. "Вещь в се­бе" обозначает любую часть объективной реальности, которая может действовать через явления на наши ор­ганы чувств и вызывать различные ощущения. Второй смысл обретает понятие "вещь в себе" там, где он обосновывал идею этики и философии истории, фило­софии права и государства. В этом случае под "вещью в себе" понимались особые объекты умопостигаемого мира: бессмертие, свобода определения человеческих действий и Бог как сверхприродная картина мира. И первое и второе значения понятия "вещи в себе" отра­жают объективное, независящее от человека содержа­ние. Однако познать эти объективные "вещи в себе", по мнению Канта, нельзя, так как наша чувственность имеет дело не с В. самими по себе ("вещами в себе"), а с явлениями. Гегель в учении о В., свойстве и отноше­нии стремился преодолеть априорный характер канти­анского толкования этих понятий и дал им иную интер­претацию. Вещественность Гегель рассматривал как реальное конечное бытие сущности. По его мнению, в вещественности она приобретает вполне конкретное очертание и становится определенной единичностью, т.е. В. Таким образом В., согласно Гегелю, есть овеще­ствление сущности, ее мимолетное конечное сущест­вование. Мысли о В. есть субстанции В., а не наоборот. В философии 19—21 вв. понятие "В." часто подменя­ется и заменяется понятием "объект". Однако в некото­рых философских течениях оно сохраняет самостоя­тельное значение. В марксистской философии при ана­лизе социально-экономических проблем понятие "В." ("вещный", "вещность") используется для обозначения

процесса овеществления, когда отношения между людьми получают превращенную форму и выступают как отношения В. (например, в условиях универсаль­ного развития товарных отношений в капиталистичес­ком обществе). Понятие В. употребляется также в ло­гической философии и является центральным элемен­том в современной польской аналитической филосо­фии (см. Реизм). За последнее столетие представления о В. значительно изменились. Это произошло главным образом благодаря многочисленным научным откры­тиям в физике, химии и пограничных науках. Напри­мер, теория корпускулярно-волновой природы элемен­тарных частиц ставит под сомнение положение Лейб­ница о невозможности нахождения двух В. в одном ме­сте пространства, которое лежало в основе традицион­ного понимания В., ибо частицу и волну можно рас­сматривать как В. Распространение новейших комму­никационных (компьютерных и др.) технологий и их философское осмысление изменяют традиционное представление о природе субъект-объектных отноше­ний, и, соответственно, о природе В. в целом. [См. также "Вещь в себе", "Система вещей" (Бодрийяр). ]

И.В. Ощепков





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 420 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.