Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


VI. —амосто€тельна€ работа




ƒл€ начала подумайте о том, кого вы хотите нарисовать, а по≠том о размере портрета. ¬едь вовсе необ€зательно крупно рисовать одну только голову. ѕортрет может быть погрудным - когда изо≠бражаютс€ также плечи, по€сным - когда художник также рисует и руки, или поколенным.  ак вы хотите запечатлеть геро€ порт≠рета - одного или в соседстве с другими людьми? „то еще будет изображено на портрете?  акие-то вещи, домашн€€ обстановка или уголок природы?

ќт ваших ответов на эти вопросы будет зависеть расположение вашего листка дл€ рисовани€. ƒавайте договоримс€, чтобы все расположили листок одинаково - вертикально.

“еперь следует продумать композицию рисунка.

- „то такое композици€? (–асположение предметов в про≠странстве картины.)

–азместите изображение человека, которого вы будете рисо≠вать, в центре. ќпределите, где будет низ и верх рисунка. ј еще -какого размера будет изображение, которое вы нарисуете.

ѕосмотрите, у мен€ есть несколько детских работ с правиль≠ными и неправильными композиционными решени€ми. Ќайдите работы, в которых есть ошибки (ѕедагог демонстрирует работы учащихс€ с разными компо≠зиционными решени€ми, школьники анализируют работы.)

Ќаметьте на листе, где будет располагатьс€ основна€ фигу≠ра; каким будет ваш портрет - плечевым, по€сным, поколенным или полным. √ерой вашего портрета буде i 11 рос го смотреть на вас с картины или вы хотите его изобрази п. в какой -то другой позе Ч в повороте, в движении?

Ќачните рисовать портрет с головы. √олова человека имеет овальную форму, но этот овал Ч не совсем точный. „аще всего вверху голова бывает шире, книзу сужаетс€. „ерты лица вы будете рисовать после раскрашивани€ лица, поэтому прорисуйте пока детали прически, плеч, рук.

(Ўкольники приступают к самосто€тельной работе.)

VII. ‘изкультминутка

ѕроведем физкультминутку, котора€ называетс€ Ђ«наком≠ствої.

(ѕедагог читает текст с одновременным выполнением метро≠ритмических движений, которые за ним повтор€ют школьники.)

ƒавай с тобой попрыгаем,

–аз, два, три!

(¬ыполн€ют легкие прыжки на месте двум€ ногами.)

» ножками подрыгаем,

–аз, два, три!

(¬ыполн€ютс€ прыжки поочередно

на правой и левой ноге.)

» ручками похлопаем,

–аз, два, три!

(ќдновременно с прыжками, хлопают в ладоши.)

» ножками потопаем,

–аз, два, три!

(¬ыполн€ют притопы ногами, руки держат на по€се.)

ƒавай с тобой покружимс€,

–аз, два, три!

(ћедленно кружатс€ на месте, руки на по€се.)

» мы с тобой подружимс€,

–аз, два, три!

(ѕрот€гивают руки вперед.)

VIII. ѕоиски колорита дл€ раскрашивани€

ѕосле того как вы нарисовали портрет, его необходимо рас≠красить. ј самым сложным здесь €вл€етс€ поиск опенка дл€ лица. Ћицо необходимо раскрасить краской специального оттенка Ч те≠лесного. ¬ чистом виде такой краски не существует. ƒл€ получени€ подход€щего теплого телесного цвета надо смешать несколько цветов Ч желтый, белый, красный. ѕопробуйте поискать нужный оттенок дл€ раскрашивани€ частей тела. ѕосле того как вы нашли нужный цвет, прорисовываем им лицо, шею, плечи, руки.

-  акие детали надо нарисовать на лице? (√лаза, брови, нос, губы.)

-  акие детали будут парными? (√лаза и брови.)

ѕри рисовании парных деталей помните, что они должны по≠лучитьс€ как можно больше похожими друг на друга. “о есть лева€ часть лица должна иметь сходство с правой и наоборот.

-  ака€ кисточка понадобитс€ дл€ рисовани€ эти деталей? (“онка€.)

¬аши рисунки-портреты вы завершите на следующем уроке.

IX, јктуализаци€ пон€ти€

ќткройте учебник на с. 122Ч123.  акой из этих портретов можно назвать парадным, а какой Ч домашним? Ќайдите сре≠ди репродукций, представленных в учебнике, потрет погрудный, по€сной, полный. Ќа прошлом уроке вы составл€ли рассказ о по≠нравившейс€ картине.

-  ак называетс€ професси€ человека, который в музе€х рас≠сказывает посетител€м о картинах и других произведени€х искусства? (Ёкскурсовод.)

¬ыберите понравившийс€ вам портрет, вообразите себ€ экс≠курсоводом и сделайте сообщение об этой картине.

¬се портреты, представленные в учебнике, €вл€ютс€ зна≠менитыми. Ќо, пожалуй, особенным среди них можно назвать Ђѕортрет ј.ѕ. —труйскойї, который принадлежит кисти художника ‘. –окотова. Ёто был совершенно удивительный мастер портретных изображений, и дл€ каждого знатного его современ≠ника было честью заказать портрет у ‘. –окотова. ѕричем сам художник удивл€л своих знакомых тем, что он мог одновременно работать сразу над несколькими портретами. ќдин из его друзей вспоминал, что видел, как в мастерской художника находилось около 50 портретов, которые он доводил до совершенства.

- „ем вам нравитс€ портрет јлександры ѕетровны —труй≠ской? (¬ этом портрете художник уделил много внимани€ глазам красавицы. ќна смотрит вперед, и ее глаза расположе≠ны так, что мы можем переходить на разные места, но будет казатьс€, что она наблюдает за нами, перевод€ свой взгл€д.)

¬ XX в. поэт Ќ. «аболоцкий даже посв€тил картине известное стихотворение Ђѕортретї. (ѕедагог читает отрывок из стихотворени€.)

я помню, как из тьмы былого,

≈два закутана в атлас,

— портрета –окотомснова

—мотрела —труйским на мае.

≈е глаза Ч как два тумана.

ѕолуулыбка, полуплач,

≈е глаза - как два обмана,

ѕокрытых мглою неудач...

ќбратите внимание на то что поэт подчеркнул важную вещь: в т€желую минуту жизни человек, чтобы не тер€ть присутстви€ духа, может обратитьс€ к выдающемус€ произведению искусства, и оно поможет ему в трудный час, поддержит его. “аково свой≠ство всех произведений, которые мы называем шедеврами. Ќе зр€ стихотворение Ќ. «аболоцкого Ђѕортретї заканчиваетс€ такими словами:

 огда потемки настигают

»ль надвигаетс€ гроза,

—о дна души моей мерцают

≈е прекрасные глаза.

 огда надвигаетс€ трудный час, жизненна€ усталость, бес≠силие, надо непременно вспоминать прекрасные произведени€ искусства, илюба€ беда не покажетс€ уже такой страшной, а че≠ловек найдет в себе силы, чтобы переломить ее.

-   какому жанру относитс€ эта картина?

- „ей портрет изобразил художник?

-  акой художник нарисовал эту картину?

 артина Ђѕортрет ј.ѕ. —груйскойї находитс€ в “реть€ков≠ской галерее. ѕоэтому, если вы попадете в этот выставочный зал, го сможете им там полюбоватьс€.

-  аким важным свойством обладают все произведени€ ис≠кусства, которые называютс€ шедеврами?

X, –ефлекси€

- „то такое портрет?

- ѕо каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет?

-  аких людей изображают художники?

-  акими видами работы вы занимались на уроке?

- — чего вы начинили рисовать портрет?

-  акие краски вы смешивали дл€ прорисовки цвета кожи?

-  акому портрету посв€щены стихи, в которых есть слова Ђее глаза - как два туманаї?

- ¬ чем заключаетс€ сила художественных шедевров?

- ¬ам понравилось быть экскурсоводом, рассказыва€ про портреты?

-  акова роль братьев-ћастеров при создании картины в жанре портрета?

ј теперь сочиним синквейн на тему Ђѕортретї.

XI. ”борка рабочего места, задание на следующий урок

—ложите и уберите принадлежности дл€ рисовани€. Ќа следу≠ющий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры. Ћ также не забудьте портреты, над которыми вы начали трудитьс€.

ѕрошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину-портрет и составить по ней рассказ экскурсовода.

”рок 3 0.  артина-портрет (завершение темы)

÷ели: завершить рисование портрета; создать его фоновое ре≠шение; расширить знани€ о видах портретов; познакомить с жан≠ром Ђавтопортретї.

¬ид де€тельности: рисование.

ѕланируемые результаты: школьники закреп€т приобретен≠ные знани€ о жанре портрета; завершат начатые работы; приоб≠ретут навыки св€зных повествований о картинах.

ќборудование: образцы портретов и автопортретов разных ви≠дов и эпох, бумага, карандаши, краски.

 лючевые слова и пон€ти€: автопортрет, портретисты, черты лица, ћеждународный день музеев.

ѕримечание. ƒл€ по€снени€ темы Ђјвтопортретї можно под≠готовить компьютерную презентацию.

’од урока

I. ќрганизационный момент

(ѕриветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. ѕовторение пройденного материала

- ¬спомните и назовите известные вам жанры изобразитель≠ного искусства.

- „то изображено на картине в жанре пейзажа?

- „то изображено на картине в жанре портрета?

- —колько человек может быть изображено на портрете?

- „ем отличаетс€ портрет индивидуальный от портрета парного?

- ¬ чем отличие портрета группового?

-  ак вы отличите портрет парадный от портрета домашнего?

-  ак называетс€ человек, который работает в музе€х и про≠водит экскурсии с посетител€ми музе€?

 то из вас выполнил домашнее задание к этому уроку - нашел картину-портрет и придумал по ней свой рассказ экскурсовода?  то готов познакомить нас со своим рассказом? ќстальные реб€та вместе со мной превращаютс€ в посетителей музе€, внимательно рассматривают картину и слушают по€снени€ экскурсовода.

(–ассказы школьников о картинах-портретах.)

- Ќазовите виды работ, которыми вы занимались на послед≠нем уроке.

¬ы приступили к рисованию портрета. —егодн€ вам надо за≠вершить эту работу.

I II. Ѕеседа по теме урока

—лово Ђпортретї произошло от французского выражени€ Ђчерта в чертуї. “о есть главное условие при создании портрета Ч передача индивидуального сходства этого произведени€ изобразительного искусства с его оригиналом.

-  то €вл€етс€ оригиналом при создании художником порт≠рета? (“от, с кого пишетс€ портрет.)

’удожники пишут портреты знакомых, близких или просто интересных им людей. ќднако портрет отражает не только вне≠шность, но и характер человека, его настроение.

- ≈сли человек на портрете улыбаетс€, то в каком настроении он находитс€?

-  ак изобразить черты лица, чтобы было пон€тно, что че≠ловек озабочен или недоволен? (ќн нахмурен, углы его рта опущены вниз, глаза потухли, взгл€д унылый.)

—егодн€ вы познакомитесь с разновидностью портретов, ко≠тора€ называетс€ словом Ђавтопортретї.

IV. –абота в тетради

«апишите в тетрад€х определение жанра автопортрета.

јвтопортрет - это разновидность портрета, изображение художника, выполненное им самим. —лово Ђавтопортретї про≠изошло от греческого Ђавтої, что означает Ђсамї.

„аще всего автопортреты рисуют с помощью зеркала или даже нескольких зеркал, поставленных так, чтобы художнику было удобно видеть себ€ в нужном ракурсе. ќбычно художник хочет передать автопортретом какие-то мысли, желани€, продемонстри≠ровать свое окружение, свою роль и мире искусства.

Ч  ака€ разновидность портрета называетс€ Ђавтопортретї? (»зображение художника, выполненное им самим.)

V. «накомство с образцами автопортретов

ѕосмотрите на репродукции автопортретов, на которых ху≠дожники изображали самих себ€.

(ƒемонстраци€ автопортретов ј. ван ƒейка,  . Ѕрюллова, –а≠фаэл€, ¬. “ропинина, –ембрандта.)

Ч „ем эти работы отличаютс€ друг от друга? (ѕедагог обобщает ответы школьников.)

¬се эти портреты изображают людей в разные периоды их жизни - в успешное врем€ и во врем€ нищеты; в разные возрас≠ты - в юности и в старости. ” каждого из людей, изображенных на автопортрете, разные позы, разные предметы одежды, по кото≠рым можно судить, в какой стране они жили. ѕредметы, которые их окружают, также могут рассказать о каждом портрете что-то свое, особенное, присущее только ему. ѕо портрету можно судить, в каком состо€нии находилс€ художник во врем€ написани€ про≠изведени€ - хорошо ли ему жилось или его преследовали неудачи. Ќапример, голландский художник –ембрандт неоднократно ри≠совал свои портреты и в годы успеха, и в глубокой старости, когда умерли все его близкие и он осталс€ в одиночестве. ¬ юности он изображал себ€ молодым, пышущим здоровьем, в окружении пре≠красных драгоценных вещей, с бокалом вина в руке.

Ч  ак вы думаете, когда нарисован этот автопортрет –ем≠брандта? (¬ конце жизни, когда он обнищал и состарилс€.)

¬ерно, этот автопортрет Ч последний из тех, что рисовал –ем≠брандт. ¬озможно, вы помните, что одними из самых значитель≠ных мастеров портрета были художники из √олландии, в их числе и –ембрандт.

ј в конце XVII в. одним из самых знаменитых портретистов этой страны был ј. ван ƒейк. ѕосмотрите на его автопортрет. ј ван ƒейк жил не только в √олландии, но также в »талии, в јн≠глии, и везде богатые люди стремились в его мастерскую, чтобы он изобразил их своей виртуозной кистью. ћаркизы и сенато≠ры, многие знаменитости того времени считали за честь, если их портрет напишет этот художник, который рисовал и членов королевских семей.

Ч –ассмотрите автопортрет ј. ван ƒейка, опишите его Ч что вы видите, какие детали говор€т об образе жизни художни≠ка, его характере?

(ѕедагог обобщает ответы школьников.)

ѕеред нами молодой, красивый человек с вьющимис€ воло≠сами пепельного цвета, в шелковом италь€нском костюме, дей≠ствительно, художник проживал в это врем€ в »талии. Ќо его вьющиес€ волосы слишком светлые, чтобы мы решили, будто он Ч италь€нец. “ак внешность на портрете подсказывает нам, где родилс€ этот человек Ч на севере ≈вропы, в √олландии. ≈го непринужденна€, смела€ поза говорит о характере ј. ван ƒейка. », правда, художник не стесн€лс€ смело разговаривать с высо≠копоставленными вельможами, ведь ему приходилось общатьс€ даже с самими корол€ми, которые были в восторге от его картин.

Ч  акие руки у художника на автопортрете? (” него длинные, узкие кисти с тонкими пальцами.)

Ёто выдает профессию того, кто нарисован: мы сразу верим, что этот человек Ч художник, мастер своего дела в творчестве, в изобразительном искусстве. » потому что он молод, но талант≠лив и уже известен, мы уверены - он еще не раз покорит зрителей своим мастерством. ј. ван ƒейк нарисовал сотни портретов, но одной из лучших его работ €вл€етс€ вот этот автопортрет, где он так точно передал многие черты своего характера.

Ч ¬ каких тонах нарисован этот автопортрет? (¬ светлых, ра≠достных, передающих оттенки дневного света.)

Ёта картина находитс€ в Ёрмитаже.

ј теперь посмотрите на автопортрет русского художника  . Ѕрюллова. ’удожник нарисовал его после того, как много мес€≠цев болел, а когда начал поправл€тьс€, то потребовал, чтобы ему дали кисти, краски и поставили перед ним мольберт и зеркало. ¬сего два часа потребовалось этому живописцу, чтобы нарисовать автопортрет.

Ч ќ чем нам говорит этот автопортрет  . Ѕрюллова? (ќ том, что этот человек действительно был болен, у него утомлен≠ный вид, страдальчески сдвинутые брови, мрачный взгл€д.)

Ч ¬ каких тонах нарисован автопортрет  . Ѕрюллова? (¬ тем≠ных Ч черных, коричневых.)

ƒействительно, и спинка кресла, на которую он облокотилс€, и блуза художника изображены в мрачных, затемненных тонах. ƒаже черты лица предстают перед нами в полумраке. ¬ерхнюю часть автопортрета художник обвел гибкой линией, создав впечат≠ление, как будто он смотрит н зеркало и видит там свое отражение.

Ч  ака€ деталь выдел€етс€ светлым п€тном на картине? (–ука художника.)

Ч ≈сть сходство изображений руки Ѕрюллова и руки ј. ван ƒейка? (ƒа, рука Ѕрюллова также узка€, с удлинен≠ными пальцами, что подтверждает Ч перед нами художник.)

Ќо обратите внимание на такие детали: рука русского художника натруженна€, на ней проступают т€желые вены, жилы.  . Ѕрюллов был великим тружеником, он создал картины, кото≠рые относ€т к классическим шедеврам. ≈го картины - большие по своим размерам, поэтому, чтобы нарисовать их, приходилось работать подолгу, не счита€сь со здоровьем.

-  ак ј ван ƒейк и  . Ѕрюллов подчеркнули в автопортретах свою профессию? (Ќарисовали свои руки.)

Ётот автопортрет Ѕрюллова находитс€ в –усском музее —анкт-ѕетербурга. » там же находитс€ его сама€ знаменита€ картина Ч Ђѕоследний день ѕомпеиї.

(ƒемонстраци€ репродукции картины.)

Ќа картине изображено извержение вулкана. Ёто страшное событие произошло на самом деле в »талии несколько веков назад, но рассказал о нем в своей картине русский живописец  .. Ѕрюллов. Ќа картине видно, как рушатс€ статуи, как паникой охвачены люди. Ётой картиной восхищались многие современ≠ники художника, в том числе и ј. ѕушкин, который описал эту картину в своих восторженных стихах.

 артина Ђѕоследний день ѕомпеиї многофигурна€, но дл€ нас важным моментом €вл€етс€ то, что на своей самой знаменитой картине ее создатель нашел место дл€ автопортрета. ѕосмотрите на левую часть картины: на втором плане, у входа в здание изобра≠жен художник, который пытаетс€ спасти от стихии самое дорогое, что у него есть, - свои краски и кисти. ящик с этими принадлежност€ми он поставил на голову, чтобы его было удобнее нести. ƒл€ облика этого юного художника-италь€нца  . Ѕрюллов использовал свой автопортрет: так он выгл€дел, когда был молодым.

¬идите, как иногда бывает: на огромной картине, котора€ на≠селена большим числом людей, художник находит местечко дл€ автопортрета. » случай с картиной Ђѕоследний день ѕомпеиї  . Ѕрюллова Ч не единственный тому пример.

-  акую картину художника Ѕрюллова вы видели на прошлом уроке? (Ђ¬садницаї.)

ѕосмотрите на автопортрет величайшего художника »талии –афаэл€.

- ќпишите автопортрет. (Ќа нем изображен молодой художник в бархатном берете, голова его обращена к зрител€м в полу≠повороте.)

“еперь посмотрите на картину –афаэл€ Ђјфинска€ школаї, где он изобразил многих великих ученых античности: ѕлатона, јристотел€, ѕифагора. Ч –ассмотрите ее внимательно, может быть, вам удастс€ отыс≠кать на ней автопортрет самого художника. (ƒа, он изобра≠жен также в образе художника, рисующего картину.)

Ч  акой вывод можно сделать, рассматрива€ картины Ђѕо≠следний день ѕомпеиї и Ђјфинска€ школаї? (’удожники нередко вставл€ли автопортреты в свои картины.)

— оставшимс€ последним автопортретом вы подробно позна≠комитесь в конце урока.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 472 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

575 - | 519 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.037 с.