Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


IX. «авершение самосто€тельной работы




(Ўкольники завершают самосто€тельную работу.)

X. «накомство с новым материалом

≈сли вы пришли в музей и вам хочетс€ как можно больше узнать о картинах, то лучше не просто ходить, а прислушатьс€ к тому, что говор€т о картинах экскурсоводы.

Ёкскурсоводы - это работники музе€, которые помогают по≠сетител€м лучше узнать экспонаты, провод€ по выставке специ≠альный обзор - экскурсию.

Ёкскурсоводы должны много знать о творчестве того худож≠ника, о картинах которого они говор€т, о том, в какое врем€ он жил, где училс€, в каких жанрах рисовал свои полотна. Ќаконец, о самой картине экскурсовод должен рассказать так, чтобы у посе≠тителей галереи по€вилс€ интерес к живописи, к творчеству этого художника. я хочу вам предложить сейчас представить себ€ в роли экскурсовода. ¬ыберите картину, котора€ вам интереснее других, внимательно ее рассмотрите и постарайтесь подробно описать так, чтобы все, кому вы рассказываете о ней, посмотрели на нее другими глазами.

(ѕроводитс€ Ђигра в экскурсоводовї.)

XI. »нформаци€ о художнике

≈ще один известный русский художник-пейзажист - »саак »льич Ћевитан. ѕосмотрите на картины ». Ћевитана.

(ƒемонстраци€ репродукций картин Ђ«олота€ осеньї, Ђћартї, ЂЌад вечным покоемї.)

ѕо своей специальности Ћевитан, как и Ўишкин, - художник-пейзажист. Ќо можете ли вы отличить картину, выполненную Ћевитаном, от картин, которые рисовал Ўишкин?

-  ак называетс€ присущее только одному художнику умение рисовать, его собственный Ђпочеркї? (—тиль.)

√овор€ по-другому, стиль - это индивидуальность мастера. »менно по стилю - разным приемам создани€ произведени€ ис≠кусства - мы можем отличить работы художников.

ќбратите внимание на стиль, художественный почерк ху≠дожника ». Ћевитана. ќн выбирает самые простые, неброские и привычные уголки –оссии дл€ своих картин. Ќо при этом сами картины дышат простотой, трогательностью. ’удожник словно хочет показать красоту –одины в простых стогах на лугу, золотой осени, озере.

- ≈сли картины Ўишкина мы сравнили с торжественны≠ми песн€ми, то с чем можно сравнить картины Ћевитана? (— негромкой лирической песней.)

¬от как один из художников говорил о картинах ». Ћевитана.

ЂЋевитан - это художник, который так €сно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской при≠роде... и трудно даже встретить зрителей, которые, подход€ к его произведени€м... останутс€ равнодушными, не попадут под оба€≠тельную, уникальную искренность и влюбленность Ћевитана в русскую природуї (Ѕ. »огансон).

XII. –ефлекси€

-  акие картины называютс€ пейзажами?

- „то такое шедевр?

- „ем занимаетс€ экскурсовод?

-  аких художников-пейзажистов вы знаете? Ќазовите картину по ее описанию.

(ѕедагог читает четверостишие, по которому учащиес€ опре≠дел€ют название картины и художника. јвтор стихов - ћ. ƒа≠выдова.)

Ўирота и просторы полей

Ќад –оссией любимой моей.

—тоит картину лишь раз посмотреть Ч

¬ небо хочетс€ птицей взлететь. (Ђ–ожьї, ». Ўишкин.)

ћоре, обломки плывут корабл€,

«а горизонтом осталась земл€.

¬ерим, что люди в борьбе со стихией

ќдержат победу несломленной силой. (Ђƒев€тый валї, ». јйвазовский.)

—нова в –оссию вернулась весна,

ѕтиц перелетных она привела.

–адостен щебет пернатых гостей,

–адостно люди встречают грачей. (Ђ√рачи прилетелиї, ј. —аврасов.)

Ч „то может быть изображено на картине-пейзаже?

Ч  акие картины в жанре пейзажа вы хотели бы показать по≠сетител€м экскурсии?

Ч  акова роль братьев-ћастеров при создании пейзажа? ј теперь сочиним синквейн на тему Ђѕейзажї.

(ѕедагог провер€ет выполнение задани€ и выставл€ет опенки.)

XIII. ”борка рабочего места, задание на следующий урок

—ложите и уберите принадлежности дл€ рисовани€. Ќа следу≠ющий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры.

ѕрошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину-пейзаж и составить по ней рассказ экскурсовода.

”рок 2 9.  артина-портрет

÷ели: рассказать об особенност€х жанра Ђпортретї; дать пред≠ставление о жанре портрета и автопортрета; познакомить с ра≠ботами известных русских художников-портретистов; научить выбору выразительных средств дл€ рисунка; продемонстрировать подбор колорита дл€ раскрашивани€ лица; познакомить с терми≠ном Ђмаринистї.

¬ид де€тельности: рисование.

ѕланируемые результаты: школьники приобретут знани€ о жанре Ђпортретаї; научатс€ использовать новую лексику в рассказах; попробуют рисовать портреты.

ќборудование: образцы портретов разных видов и исторических эпох, бумага, карандаши краски, фломастеры.

 лючевые слова и пон€ти€: маринист, группой портрет индивидуальный портрет.

ѕримечание. ƒл€ по€снени€ темы Ђѕортретї можно подготовить компьютерную презентацию. ƒл€ поисков нужного композиционного решени€ желательно приготовить образцы детских работ с правильным и неправильным решением.

’од урока

I. ќрганизационный момент

(ѕриветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. ¬водное слово

- — каким жанром изобразительного искусства вы познако≠мились на прошлом уроке?

- „то изображаетс€ на картине в жанре пейзажа?

- „то такое Ђстильї художника? (ћанера его работы, приемы изображени€, личный почерк, по которому картины этого автора можно узнать.)

-  аких художников-пейзажистов вы знаете?

≈ще одним знаменитым во всем мире русским художником-пейзажистом был »ван  онстантинович јйвазовский.

- ѕосмотрите на его картины, что их все объедин€ет? (»зо≠бражение мор€.)

’удожника, который рисует на своих пейзажах море, назы≠вают Ђмаринистї. ѕовторите это слово и запомните его. јйвазовский Ч один из самых выдающихс€ художников-маринистов в мире, он создал около 1000 полотен с изображением морской стихии. ¬едь это очень сложно Ч рисовать море. ≈сли, к примеру, вы рисуете с натуры дерево или пейзаж, то можете над ним рабо≠тать сколько вам угодно, ведь они не двинутс€ с места. Ќо море Ч предмет посто€нно изменчивый, мен€ющийс€ на глазах каждое мгновенье. „тобы рисовать его, надо иметь необыкновенную па≠м€ть. ¬от така€ пам€ть была у художника ». јйвазовского, по≠этому его картины поражают своей подлинностью, а еще Ч уди≠вительным мастерством. “алант јйвазовского можно сравнить с одаренностью композитора ћоцарта, с такой легкостью создавал художник свои полотна. Ѕольшую картину он мог написать всего за несколько дней, и при этом она восхищает техникой ее созда≠ни€ и выразительностью.

«апомните название самой известной картины ». јйвазов≠ского Ч Ђƒев€тый валї.

(ƒемонстраци€ репродукции картины.)

Ќа картине нарисованы мор€ки, которые спасаютс€ после кораблекрушени€. Ќа них идет громадна€ волна Ч тот самый дев€тый вал, но художник всел€ет в нас уверенность, что люди побед€т разгневанную стихию и спасутс€. ѕотому что наверху, в небе, солнце раздвигает своими лучами тучи, предвосхища€ ко≠нец шторма и спасение людей.

-  ак называют художника, который рисует море?

- Ќазовите фамилию самого знаменитого художника-мари≠ниста.

-  ака€ картина јйвазовского €вл€етс€ самой известной?

- ѕо каким признакам можно догадатьс€, что перед нами картина јйвазовского?

- „то утверждает эта картина?

” поэта —. ћихалкова есть стихотворение Ђ–исунокї. ѕослу≠шайте его начало и определите жанр картины, которую рисовал юный художник.

я карандаш с бумагой вз€л,

Ќарисовал дорогу,

Ќа ней быка нарисовал,

ј р€дом с ним Ч корову.

Ќалево Ч дом, направо Ч сад,

¬ саду Ч двенадцать точек,

 ак будто €блоки вис€т,

ј дождик их не мочит.

я сделал розовым быка,

ќранжевой Ч дорогу,

ѕотом над ними облака

ƒорисовал немного.

» эти тучи € потом

ѕроткнул стрелой.

“ак надо,

„тоб на рисунке вышел гром

» молни€ над садом,

-  акой жанр изобразительного искусства получилс€ на ри≠сунке у художника? (ѕейзаж.)

Ќа прошлом уроке вы получили задание - найти картину-пейзаж и составить по ней рассказ экскурсовода. ≈сть ли реб€та, которые выполнили это домашнее задание и готовы выступить в рол€х экскурсоводов? (ќтветы школьников.)

Ёти реб€та добросовестно отнеслись к выполнению домаш≠него задани€, так интересно нам рассказали о понравившихс€ им картинах.  онечно, вес они получают за свой труд высокие оценки.

III. Ѕеседа по теме урока

- ѕосмотрите на репродукции новых картин и расскажите, что в них общего. (¬се они €вл€ютс€ изображени€ми людей.)

“акой жанр изобразительного искусства называетс€ Ђпорт≠ретї. ѕовторите все вместе это слово и запомните его.

ќткройте учебники на с. 120-121, рассмотрите портреты, рас≠скажите, что вы видите на них.

Ч  то изображен на портрете?

Ч  ак одет этот человек?

Ч ¬ каком он настроении и как это передано художником?

∆анр портрета по€вилс€ в глубокой древности, люди пере≠давали облик человека, рису€ на скале, выреза€ его в дереве, вы≠леплива€ из глины.

Ч »з каких материалов можно делать объемные скульптурные портреты? (»з гипса, мрамора, бронзы.)

–азличают портрет парадный, когда человек изображен в тор≠жественной обстановке, и домашний, комнатный, когда все окру≠жение подчеркивает уют и комфорт.

Ч —равните два портрета и скажите, какой из них €вл€етс€ парадным, а какой Ч домашним.

(ƒемонстраци€ репродукций картин Ђ¬садницаї  . Ѕрюллова и любого портрета кисти ¬. “ропинина.)

 огда изображен один человек, такие портреты называют Ђин≠дивидуальныеї. ѕовторите это слово и запомните его. »ндивиду≠альные портреты делались и делаютс€ чаще, чем все остальные.

Ч —колько человек может быть изображено на портретах, ко≠торые называютс€ Ђпарныеї? (ƒва человека Ч пара.)

—амые крупные портреты Ч групповые, когда перед нами Ч несколько портретов, цела€ группа. ¬ этом случае над большим многопортретным полотном работает не один художник, а вместе с помощниками, учениками.

–ассмотрите репродукции и скажите, какие портреты вы ви≠дите перед собой.

(ƒемонстраци€ репродукций картин с групповыми портрета≠ми Ђ«аседание √осударственного —оветаї ». –епина и ЂЌочной дозорї –ембрандта.)

Ќо € еще раз подчеркну, что такие портреты - с большим ко≠личеством людей Ч редкость, чаще всего на картине присутствует один человек.

»ногда портреты создают дл€ украшени€ парадных залов, дл€ восхвалени€ определенных персон и дл€ увековечивани€ пам€≠ти тех, чей портрет создаетс€. Ќапример, в санкт-петербургском музее Ёрмитаж есть цела€ галере€ портретов военных Ч героев ќтечественной войны 1812 года. “ам есть портреты полководца  утузова, офицеров –аевского, Ѕагратиона, Ѕаркла€ де “олли, ≈рмолова, ƒавыдова.  аждый из них, защища€ –одину, совер≠шил военные подвиги, поэтому их портреты навечно выставлены в картинной галерее Ёрмитажа.

- »так, портретом называетс€ картина, на которой изображен кто? („еловек.)

Ч  акие портреты создаютс€ художниками чаще всего Ч ин≠дивидуальные, парные или групповые? (»ндивидуальные.)

IV. –абота в тетради

ќткройте тетради, запишите тему сегодн€шнего урока: Ђ ар≠тина-портретї. «апишите также определение этого жанра изобра≠зительного искусства.

ѕортрет Ч это жанр изобразительного искусства, посв€щен≠ный изображению человека.

—егодн€ вам предстоит самосто€тельно нарисовать картину в этом жанре.

V. ѕо€снение темы урока

ќсобенности жанра под названием Ђпортретї заключаетс€ в том, что портрет - отражение не только внешности человека, но и его внутреннего мира. Ёто художник показывает, прорисовы≠ва€ детали, присущие только этому человеку.  роме того, портрет человека демонстрирует особенности эпохи, времени, в котором он жил. Ёто также происходит за счет отдельных деталей, кото≠рые имеютс€ на портретах, - одежды, обстановки, декоративных частей оформлени€.

Ч ѕо каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет во≠енного? (¬оенна€ форма, ордена, особа€ выпр€мленна€ осанка, смелое открытое лицо, отважный взгл€д.)

Ч ј чем будет отличатьс€ портрет ребенка? (ƒетским обликом.)

ј еще, наверно, особой теплотой изображени€, с которой обычно художники рисуют детей, непосредственностью, добро≠той, нежностью.

ѕредставьте, что каждый из вас художник, который рисует иллюстрации к известным книгам.

Ч „то вам захочетс€ нарисовать в первую очередь? (ѕортреты героев книги.)

Ќарисовать портрет, конечно, нелегко. Ќадо запомнить внеш≠ние особенности человека, которого художник стремитс€ изо≠бразить. ¬ первую очередь - его лицо, а также позу, в которой он будет находитьс€, предметы, которые его окружают. ѕри этом каждый человек получитс€ непохожим на других, даже если вы рисуете близнецов.

ƒл€ примера посмотрите портреты разных эпох, которые создавали мастера прошлого и насто€щего. Ёто специально сде≠ланна€ подборка женских портретов XIX-XX вв. –ассматрива€ портреты, обратите внимание на то, как мен€лось изображение русской женщины.

(ƒемонстраци€ женских портретов кисти художников ¬. “ропинина, ‘. –окотова, ¬. —ерова, 3. —еребр€ковой, ј. Ўилова, ». √лазунова.)

¬гл€дыва€сь в лицо на портрете, мы не только узнаем, как человек выгл€дел внешне. ≈ще мы можем узнать о характере, на≠строении человека, и художник передает - нахмурилс€ человек или улыбаетс€, сердитый он или, напротив, смотрит открыто. ≈ще можно рассмотреть внимательно все предметы, которые его окружают, полюбоватьс€ его прической, одеждой, украшени€ми.

Ёти важные детали вы также можете использовать при выпол≠нении самосто€тельной работы над портретом.

- „то мен€лось в женском облике на прот€жении XIXЧXX вв.?

-  акой из портретов вам понравилс€ больше остальных, можете ли вы рассказать о стиле художника, который его нарисовал?





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 691 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

2001 - | 1935 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.027 с.