Наличие двухфазной реакции организма на металлы свидетельствует о существовании двух разных механизмов действия хелатирующего агента в биологических системах: 1) удаление металлов из клетки или «маскировка» их в клетке (в виде комплексов); 2) накопление в клетке металлов в большем количестве, чем в обычных условиях. Дальнейшее подразделение зависит от того, являются ли исследуемые металлы жизненно важными или токсичными для организма.
Маскировка. Большинство хелатирующих агентов, биологическое действие которых осуществляется через «маскировку» или удаление из организма токсичных металлов (по первому механизму), случайно попавших в организм, получили распространение в качестве антидотов.
Антидоты − это хелатирующие вещества, уменьшающие токсическое действие чужеродного для организма соединения.
Первый антидот – димеркапрол был синтезирован в 1940 г. в качестве антидота при отравлениях боевым отравляющим веществом, содержащим мышьяк. В настоящее время его часто применяют для лечения отравлений соединениями золота, ртути (в виде неорганических и органических соединений), сурьмы и мышьяка.
По сути, любой антидот – химическое вещество, предназначенное для введения до, в момент или после поступления токсиканта в организм, то есть коергист, обязательным свойством которого должен быть антагонизм к яду. Антагонизм никогда не бывает абсолютным и его выраженность существенным образом зависит от последовательности введения веществ, их доз, времени между введениями. Очень часто антагонизм носит односторонний характер: одно из соединений ослабляет действие на организм другого, но не наоборот.
Антидоты широко используется при профессиональных и бытовых отравлениях, хронических интоксикациях металлами, вызванных передозировками лекарственных препаратов, для ускорения выведения из организма радинуклидов.
Обычно выделяют следующие механизмы антагонистических отношений двух химических веществ: химический, биохимический, физиологический, основанный на модификации процессов метаболизма ксенобиотика.
Антидоты с химическим антагонизмом непосредственно связываются с токсикантами. При этом осуществляется нейтрализация свободно циркулирующего яда. Биохимические антагонисты вытесняют токсикант из его связи с биомолекулами-мишенями и восстанавливают нормальное течение биохимических процессов в организме. Физиологические антидоты, как правило, нормализуют проведение нервных импульсов в синапсах, подвергшихся атаке токсикантов. Модификаторы метаболизма препятствуют превращению ксенобиотика в высокотоксичные метаболиты, либо, ускоряют биодетоксикацию вещества.
Требования, предъявляемые к антидотам:
– они должны циркулировать в крови, не вызывая уменьшения концентрации жизненно важных тяжелых металлов;
– для того чтобы антидот смог проникать в клетку в небольших количествах и быстро выводиться из организма, его молекулы должны содержать полярные (желательно легко ионизирующиеся) группы, например, –ОН, –СООН, –SH, –NH2. Эти группы должны присутствовать в избытке;
– желательно, чтобы хелатные комплексы антидота не могли проникать в клетки из кровотока;
– хелатные комплексы антидота должны легко выводились почками.
Негативное действие «маскировки». В редких случаях сам агент, связывающий металл, оказывается токсичным для организма. Повреждающее действие «маскировки» наиболее изучено на сильной кислоте. Синильная кислота связывает свободные валентности железа в цитохромоксидазе, не затрагивая связей с порфириновым ядром. В результате фермент лишается возможности соединяться со своим субстратом и дыхание прекращается. У многих видов это приводит к немедленной гибели организма.