Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Информационно-семиотический подход к пониманию культуры. Культура как мир смыслов. Культура как мир знаков




Информационно-семиотический подход к пониманию культуры. Культура как мир смыслов. Культура как мир знаковРазграничить и противопоставить друг другу «духовную» и «материальную» культуру как две особые области культуры невозможно. Ибо, с одной стороны, вся культура в целом духовна, потому что она есть мир смыслов, т.е. духовных сущностей. А с другой стороны, она вся в целом материальна, потому что представлена, «материализована» в чувственно воспринимаемых кодах, в знаках и текстах. Поэтому под материальной культурой имеет смысл понимать не какую-то особую область культуры, отличную от духовной культуры, а «знаковою оболочку» всякой культуры, т.е. объективные, материальные формы выражения культурных смыслов.

Специфика культуры состоит в том, что культура есть закодированное в разнообразных знаковых формах социальная информация, т.е. «информационное обеспечение» жизни людей, а вовсе не вся их жизнь.

Знаковые средства и накапливаемая с их помощью информация – важнейшие, всеобщие и необходимые компоненты любой культуры. Учитывая это, можно рассматривать культуру как мир знаков, с помощью которых в человеческом обществе сохраняется и накапливается социальная информация. Такой подход к пониманию культуры называется информационно-семиотическим.

Семиотика - это наука о знаках и знаковых системах. Основы ее были заложены в XIX веке американским философом и логиком Ч. Пирсом и швейцарским филологом и антропологом Ф. де Соссюром. Говорить о семиотике культуры – значит рассматривать знаковые средства культуры и трактовать культурные феномены как составленные с помощью этих знаковых средств «тексты», которые несут в себе определенную информацию.

В отличие от биологической социальная информация (свойственная человеческому обществу), выраженная в знаковых системах, или кодах, не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Культура образует специфически человеческий, внегенетический «механизм» ее наследования – социальную наследственность.

Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, - историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа. Знаки и знаковые системы представляют собой «детали» этого «механизма». Чтобы разобраться в том, какова их природа и как они функционируют, необходимо рассмотреть культуру в двух аспектах: во-первых, как мир смыслов, во-вторых, как мир знаков.

Мир, который видит человек, наполнен смыслами. Если человек не замечает смысла, он не видит мир. И, следовательно, культура – это постигнутые человеком смыслы мира, как понимает один из известных современных культурологов и философов Мартин Бубер. Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», человек присваивает бытию свои смыслы, создает свои картины мира, моделируя и вращая как угодно эти смыслы мира. И, как считает Бубер, весь мир, таким образом, превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры. Даже звездное небо и глубины океана принадлежат культуре, так как, глядя на них, человек постигает смыслы, находит смысл своей жизни, сравнивает их с собой, со своим бытием.

Наиболее очевидным образом способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в речи. Но смысл имеют не только слова и высказывания, смыслом проникнуто все, что человек делает и что составляет его среду обитания: произведения искусства и правила этикета, религиозные обряды и научные исследования, учеба и спорт, и т.д. Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, выражается хотя бы в его предназначении, роли, функциях: смысл станка - в том, что он нужен для производства, автомобиля – в его использовании как средства передвижения, предметов домашнего обихода – в возможности удовлетворить с их помощью бытовые потребности и привычки. Смысл вещей существует не в них самих, а в культуре, их породившей, и в тех, кто эту культуру освоил. Из культуры люди черпают возможность наделять смыслом не только слова и вещи, но и свое поведение – как отдельные поступки, так и всю жизнь в целом.

Итак, культура есть не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура – это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Создание новых смыслов само становится смыслом деятельности людей – в религии, искусстве, науке, философии и других сферах культуры.

Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками.

Знак есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Знаковыми системами являются естественные (разговорные) языки – русский, английский и др., а также различного рода искусственные языки – язык математики, химическая символика, «машинные» языки и т.д.

К знаковым системам относятся также разнообразные системы сигнализации, языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, геральдические знаки и вообще любые множества предметов, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков.

Символами, носителями особого смысла становятся и сами люди, когда они выступают друг для друга не просто как живые существа, а как кинозвезда, писатель, политический вождь, представитель той или иной профессии и т.д.

Знаки выступают как своего рода «материальная оболочка» человеческих мыслей, чувств, желаний. Чтобы продукты духовной деятельности человека сохранились в культуре, чтобы они передавались и воспринимались другими людьми, они должны быть выражены, закодированы в этой знаковой оболочке. Связь значения и знака (или, иначе говоря, информации и кода, в котором она фиксируется и транслируется) определяет неразрывность духовного и материального аспектов культуры.

Можно сказать, что культура в человеческом обществе – это то же, что информационное обеспечение в компьютере. Последнее, как известно, включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Аналогичные компоненты характеризуют и культуру. Она дает обществу языки – знаковые системы. Ее необходимым компонентом является социальная память, в которой хранятся духовные достижения человечества. В ней содержатся программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений предков. Таким образом, культура выступает как своего рода информационное обеспечение общества. Правда, тут надо учесть и одно принципиальное различие: в компьютер информационное обеспечение вкладывается извне, а общество само создает свое информационное обеспечение.

Исходя из сказанного, можно сформулировать кратко такое определение культуры: культура – это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2448 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2067 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.