Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формы распространения культуры




Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами – посредством: независимых открытий; культурных заимствований (целенаправленное подражание); культурной диффузии (стихийное распространение).

Независимые открытия

Путь независимых открытий означает, что одно и то же изобретение сделали независимо друг от друга в разных странах. Независимые изобретения – открытие одних и тех же культурных черт или образцов в разных культурах как следствие действия одних и тех же потребностей или объективных условий. Ярким примером независимого открытия служит неолитическая революция (переход от охоты и собирательства к земледелию, приручение животных и окультуривание злаков), которая произошла 7 000 лет назад в Месопотамии и 3 000 лет назад независимо от нее в Месоамерике (цивилизация майя).

Культурные заимствования

Культурные заимствования относят к мирному способу перенесения ценностей одной культуры на почву другой. Это понятие указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни. Один народ заимствует у другого лишь то, что:

· является близким его собственной культуре, т.е. то, что смогут понять, оценить и использовать аборигены;

·принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами;

·отвечает внутренним потребностям данного этноса, т.е. удовлетворяет такие фундаментальные потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и культурные комплексы, имеющиеся в его распоряжении.

Культурному заимствованию предшествует другое явление, называемое селективностью культуры (избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую). Выделяют четыре её основные причины:

· культура еще не созрела для заимствования данных изобретений;

· новые элементы грозят разрушить сложившуюся в обществе культуру;

· идеология запрещает заимствование новых элементов как «враждебных», «чуждых», «плохих»;

· члены общества не считают, что новые элементы нужны им.

Страна, которая заимствует чужое, называется культурой-реципиентом, а страна, которая отдает свое, именуется культурой-донором. Как правило, культурное новшество ложится на частично подготовленную почву. Это означает, что в культуре-реципиенте должны существовать группы или силы, заинтересованные в перенесении чужого, готовые распространять, внедрять и защищать культурное новшество; причем, выгоды от принятия новшества должны перевешивать выгоды от его отвержения.

Культурные заимствования могут быть стихийными (отсутствует сознательный отбор культурных инноваций) и целенаправленными. Вторая стратегия культурного заимствования должна проходить все необходимые для культурного отбора стадии, а именно: создание проекта заимствования и его критическая проработка; отбраковка претендентов на культурное заимствование, поиск нужных образцов; практическое внедрение и обеспечение экономической и политической поддержки.

Культурная диффузия

Культурная диффузия – это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Оно может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием. Каналами диффузии служат миграция, туризм, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Распространение культурных инноваций по своему вектору принимает два направления – горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное распространение (межгрупповая диффузия) наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами. Вертикальное распространение элементов культуры (стратификационная диффузия) происходит между субъектами с неравным статусом. Например, заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона надо считать горизонтальным распространением, а заимствование аристократией элементов простонародного говора – верти­кальным.

Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами и классами. Стратификационная диффузия выражается в двустороннем процессе:

· средний и низший классы перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.;

·высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощенного поведения, упрощенной манеры одеваться.

В традиционном обществе существовала ярко выраженная символическая поляризация населения. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становится средний класс. Пирамида как бы сплющивается к середине, полюса притягиваются.

Культурная диффузия несет обществу как позитивные, так и негативные сдвиги. Проникновение высокой культуры в средние и особенно низшие страты, с одной стороны, означает ее демократизацию и просвещение населения, а с другой – ее примитивизацию, граничащую с опошлением. Культура действительно становится все более демократичной и проникает в широкие массы, однако это справедливо только для одной ее части для активного досуга и занятий спортом, но несправедливо для высокой культуры. Ею по-прежнему занимаются преимущественно те, кто находится в верхней половине социальной пирамиды.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2832 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2130 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.