Сценический образ - сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности. В танцевальном искусстве эти черты должны быть раскрыты средствами хореографии. Балетмейстер использует для этого максимум выразительных средств. Пространственный рисунок танца, танцевальный язык - пластику человеческого тела, мимику, драматургическое развитие образа, актерское мастерство, музыку, костюмы, художественное оформление сцены.
Музыка.
Когда мы говорим сегодня о необходимости выражения музыки в танце, мы требуем совпадения образного строя, стиля музыки темпа, структуры музыкального языка и пластического рисунка, структуры формы, соответствие темпа, метроритма. Естественно, что в музыке (или в музыкальном материале) уже заложен соответствующий замысел, образ и задача балетмейстера на основе этого музыкального материала используя все (другие выразительные средства танца) - создать единый сценический хореографический танцевальный образ, то ли обрядовый танец, то ли сценический (он же образный) танец.
Рисунок танца.
Распределение танца по сценической площадке зависит от многих факторов, но прежде всего от той задачи, которую ставит перед собой балетмейстер в данном танцевальном номере. Он должен умело сосредоточить внимание зрителя на том эпизоде, который является для него наиболее важным. Следовательно, рисунок танца зависит прежде всего от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характеру).
При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремится к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно размещать рисунок по сценической площадке.
Хореографический текст.
Раскрывая образы, характеры, настроения, взаимоотношения, необходимо сочетать единство пластического и внутреннего содержания. Иногда тонкий пластический штрих обогащает и развивает уже знакомые старые движения, помогает раскрытию образа. А возможности пластики безграничны.
В хореографическом произведении одно движение рождает другое, они логически связаны и составляют единое целое, единую, логически развивающуюся фразу, предложение. При сочинении хореографического текста балетмейстер должен следить за логикой развития хореографического текста.
Танцевальный текст, сочиненный хореографом, должен быть образным для определенного действующего лица, а также полностью выражать идею постановки.
8. ЧТО ТАКОЕ «ГРОТЕСК». ПРИМЕРЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ КРУПНЫХ ХОРЕОГРАФОВ.
Гротеск (французское grotesque - необычный, странный, итальянское - gratta - грот, пещера) - разновидность автологических художественных образов, один из самых старых типов образности в искусстве.
Автология (греческое autos - сам, logos – слово) - употребление слов в прямом смысле автологических образ называют "самозначущим", "самодостаточным", чаще - образом-типом.
Особенности гротеска:
1. Тяготение к необычным, эксцентричным, искаженным формам.
2. Сочетание в одном предмете несовместимых, контрастных явлений (возвышенного и грубо натуралистического, комического и фантастического, реального и фантастического).
3. Отрицание установившихся норм (связь гротеска с бурлеском, пародией, травести).
4. Стилевая неоднородность (сочетание "высокого" и "низкого", грубого и поэтического).
С помощью гротеска автор создает причудливый образный мир.
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН.
Композиционный план — это развернутый хореографический сценарий балета (либо концертного номера), включающий режиссерскую разработку сюжета; в нем рассказывается, как на сцене будет решаться идея и тема произведения, будут раскрываться образы действующих лиц. Заложенная в программе схема будущего хореографического произведения находит в композиционном плане свое развитие: хореографические образы приобретают зримые черты, разрабатывается действие, через которое раскрывается характер героев; в нем указывается место и время действия каждого эпизода.
При прочтении композиционного плана перед нами в мельчайших деталях должно возникнуть данное хореографическое произведение. Композиционный план — это режиссерско-балетмейстерское решение будущего хореографического произведения с конкретным заданием композитору, художнику, всей творческой группе.
В небольшом вступлении к композиционному плану автор описывает время и место действия, говорит об атмосфере, в которой будут развиваться события в данном акте, в данной картине. Очень важно раскрыть характер происходящего, эмоциональный настрой того или иного действующего лица. Образы персонажей будущего произведения должны вырисовываться из описания сценического действия, из рассказа о поступках героев. Указывая примерную длительность (хронометраж) номера, отдельных его частей (в секундах или количестве тактов), необходимо учитывать темп данного номера, желательный для балетмейстера в данном эпизоде музыкальный размер. Все это, разумеется, не с целью «заковать» композитора в определенные рамки, а для того, чтобы раскрыть перед ним балетмейстерский, режиссерский замысел, чтобы исходная позиция и конечная цель у балетмейстера и композитора были едиными. Подробный композиционный план направит фантазию композитора в нужное русло, поможет ему проникнуться эмоциональной атмосферой будущего спектакля, понять, каким балетмейстеру-драматургу видится задуманное произведение, образный строй, характеры действующих лиц, их внешние проявления. В дальнейшем композитор разовьет мысли, заложенные автором сценария (композиционного плана).