РАЗНОВИДНОСТИ МАЛЫХ АНСАМБЛЕЙ.
Классификация малых форм
Малыми формами хореографических ансамблей принято считать:
1. Дуэт.
2. Трио.
3. Квартет.
4. Квинтет.
Дуэт
Существует две основные формы дуэтного танца:
1. Pas de deux.
2. Хореографический дуэт.
Хореографический дуэт сегодня – это самостоятельное художественное произведение, pas de deux – танцевальное действие внутри балетного спектакля.
Pas de deux - пятичастная танцевальная форма. Традиционно является частью балетного спектакля, однако существуют примеры самостоятельных, т.н. дивертисментных постановок в форме pas de deux.
Структура pas de deux:
1. Антре – вступительная часть, где на сцене появляются оба исполнителя.
2. Адажио – дуэтный танец лирического характера.
3. Мужская вариация – сольный танец исполнителя.
4. Женская вариация – сольный танец исполнительницы.
5. Кода – кульминационная часть всей формы, где исполнители демонстрируют виртуозность сложных по технике сольных танцевальных pas. Эта часть, как правило заканчивается сложным по технике исполнения дуэтным эпизодом.
Хореографический дуэт – исполнение танцевальных партий двумя танцовщиками, во время которых раскрываются личные отношение главных действующих лиц, их чувства, мысли, наполненные сюжетным звеном, являющимся главным замыслом балетного спектакля. В дуэте происходит общение, но не на обычном языке, а на языке хореографии: посредством движений, поз, жестов, мимики. Общее содержание всей постановки определяется именно через отношение исполнителей друг к другу в дуэтном танце.
Дуэтный танец, в свою очередь подразделяется на:
· «дуэт»;
· «танец женщины и мужчины»;
· «танец-диалог».
«Дуэт» – танец, исполненный двумя танцовщицами или танцовщиками, являющийся простейшей формой малой хореографической постановки. Композиционно-лексическое строение их обычно выглядит как танец «в унисон». Но случается, что выстраивать эти дуэты необходимо по принципу «зеркального отражения».
«Танец женщины и мужчины» создаётся на определённую тему: любви или ненависти, радости или печали и т. д. Два действующих лица в этом случае, выражают в танце свои чувства и взаимоотношения.
«Танец-диалог» – это высший вид дуэтного танца. Здесь каждый партнёр посредством индивидуальной пластики ведёт свою тему, несущую мысль и чувство. Дуэты в форме действенного диалога, являются непременной важнейшей частью балетного спектакля. Но следует отметить, что термин не закрепился в балетном обиходе, это объясняется тем, что момент общения героев есть в каждом дуэте, к примеру, Фригия и Спартак, Жизель и Альберт и т. д. Общение, взаимосвязь с партнёром – элемент единый у дуэта с диалогом.
Трио
Так же, как и дуэтный танец имеет две основные формы существования:
1. Pas de trois.
2. Трио.
Pas de trois – «танец втроём» – одна из разновидностей классического ансамбля, включающая танец трёх солистов. Композиционной основой является pas de deux с дополнительной танцовщицей, исполняющей свою вариацию между адажио и вариацией танцовщика.
Как и другие малые формы, pas de trois имеет каноничную структуру:
1. Вступление (антре).
2. Адажио.
3. Вариации каждого из участников.
4. Общая кода.
Трио – танцевальная форма, представленная в виде танца трёх исполнителей. Обычно имеет более свободную пластику и разнообразие в движениях, не замкнутыми канонами классического балета.
Может быть в четырёх вариантах:
· две женские партии и одна мужская;
· три женских партии;
· две мужские и одна женская;
· три мужских партий.
Квартет
Pas de quatre – в переводе с французского «quatre» – «четыре». Термин утвердился к XIX веку. В балет эта танцевальная форма вошла вместе с pas de deux и pas de trois.
Построение pas de quatre во многом выстраивалось по принципу pas de deux, сохраняя всю структуру:
1. Антре.
2. Вариации четырёх танцовщиков.
3. Кода.
Pas de quatre может быть, как дивертисментным (чистым), так и действенным (сюжетным). Помимо канонической структуры, существуют и другие формы построения pas de quatre, например, «Танец маленьких лебедей» в балете П.И. Чайковского «Лебединое озеро».
Хореографический квартет. В XX веке эта разновидность малой хореографической формы трансформируется в хореографические квартеты. Структура их становится более иной, более свободной в вариационном смысле. Это обусловлено и тем, что возможности для сочинения танцев для четырёх танцовщиков весьма значительны: для четырёх женщин, для четырёх мужчин, двух мужчин и двух женщин, трёх мужчин и одной женщины, трёх женщин и одного мужчины.
Pas de quatre канонической формы не являются такими доминирующими в балетном спектакле как pas de deux, но тем не менее достаточно часто используются как выразительная форма. Наиболее известными широкому кругу зрителей примерами формы pas de quatre, помимо «Танца маленьких лебедей» из балета П. Чайковского «Лебединое озеро», является танец Фей: Золота, Серебра, Сапфиров, Бриллиантов из балета П. Чайковского «Спящая красавица» (балетмейстер М. Петипа). В форме pas de quatre выстроена хореографическая фантазия «Павана Мавра» Х. Лимона.
Квинтет
Хореографическая форма, насчитывающая пять исполнителей. Эта форма не имеет аналога в канонических строениях классической хореографии, однако, начиная с XXв. приобрела широкое распространение в области народной и современной хореографии.
ФОРМЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.