Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћетоды развити€ речи учащихс€




»митативные методы

¬о второй главе данного раздела уже отмечалось, что дл€ овладени€ речью ребенок нуждаетс€ в речевой среде. Ёто Ц во-первых, а во-вторых, необходима речева€ активность самого субъекта, учащегос€. Ёта закономерность действует на прот€жении всей жизни человека, и естественно, что в детстве она заметнее.

»з этой закономерности выводитс€ первый метод (точнее Ц группа методов), который получил название имитативного, или обучени€ по образцам. ¬ наши дни под вли€нием возросшего авторитета развивающих методик к имитации (подражанию) сложилось отрицательное отношение, как к чему-то антиразвивающему, по мнению некоторых дидактов. Ќо автор покажет содержание, наполнение этой группы методов и убедит, что такое понимание неверно, незаслуженно. “ем более что сам метод Ђделай, как €ї традиционен, имеет свою историю, свои обосновани€.

¬ рамках имитационных методов наход€т место и анализ образцовых текстов, и синтез собственных €зыковых конструкций (весьма сложных), и поискова€ де€тельность Ц выбор слов и других средств €зыка, и моделирование образцовых текстов, и конструирование по этим модел€м предложений и текста, и обобщение, вывод правил, и даже творчество Ц пересказы и письменные изложени€ с творческими дополнени€ми или изменени€ми, инсценирование, драматизаци€, художественное чтение и рассказывание, подражательное и собственное литературное творчество.

Ќужно отличать самосто€тельную работу учащихс€ Ђпо образцуї от неосознанного заучивани€, т. е. от догматического метода. ¬прочем, заученные наизусть стихи, проза, афоризмы, фразеологизмы, поговорки весьма полезны, они обогащают речь, способствуют ее развитию. ќни не только обогащают речь учащихс€, но укрепл€ют пам€ть, дают основу дл€ отработки выразительности, дл€ участи€ в социальной де€тельности, в концертных выступлени€х, т. е. в преддверии искусства.

Ќе следует забывать, что Ђобразцовые текстыї Ц это отрывки из произведений лучших писателей, специально подобранные и введенные в учебники Ђ–усский €зыкї и в различные пособи€, хрестоматии, сборники текстов дл€ изложени€. “акова традици€, идуща€ от Ѕуслаева, ”шинского, „ернышева, –ыбниковой, Ц все €зыковые зан€ти€ проводить на материале лучших, образцовых произведений литературы. Ёта традици€ св€зывает искусство слова с другими искусствами Ц изобразительным, театральным, музыкой, хореографией.

ћетоды обучени€ речи Ђпо образцамї имеют свой обширный набор приемов, типов ученических работ: это многочисленные виды пересказа прочитанных текстов (близкий к тексту образца, сжатый, выборочный, с творческими дополнени€ми и изменени€ми, с делением текста на части, озаглавливание частей, составление плана прочитанного рассказа, то же в письменном варианте), письменные изложени€ разнообразных типов: с €зыковым разбором текста, с иллюстрированием, с изменением жанра (рассказ перестраиваетс€ в пьесу, в произведение, предназначенное дл€ сценического воплощени€). ¬ арсенал методов Ђпо образцуї вход€т и более мелкие, частные упражнени€: составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели, котора€ тоже, возможно, составлена учащимис€; отработка произношени€, интонаций, пауз, ударений по примеру исполнени€ учителем, и особенно Ц по пониманию замысла автора Ц писател€ или на основе артистического исполнени€ (по фонохрестоматии); различные рассказы и письменные сочинени€ по аналогии с прочитанным, а в литературно-творческих кружках Ц переводы, подражани€, пародии.

Ђѕо образцамї школьники работают над типами речи (текста) и над различными жанрами, прин€тыми в литературе и в общественной жизни: над описанием, повествованием, рассуждением; над стилистическими, композиционными, содержательными особенност€ми рассказа, очерка, газетной заметки, отзыва о прочитанной книге или о спектакле, характеристики, а также над составлением так называемых Ђделовых бумагї Ц объ€влени€, за€влени€, делового письма, телеграммы, дневниковых записей. Ќемалую роль играет образец и в усвоении форм речевого этикета: приветстви€, прощани€, извинени€, благодарности, приглашени€ и мн. др.

¬ использовании имитационных методов наблюдаетс€ тенденци€ к повышению самосто€тельности и познавательной активности учащихс€. Ёто сказываетс€ и в выборе авторов и произведений литературы, и в предварительном €зыковом анализе, и в логической работе (сжатие текста, выборочна€ его передача, составление плана, деление текста на части), и особенно в составлении собственного текста.

ќбразцовый текст выполн€ет роль основного составл€ющего в общем широком потоке €зыковых вли€ний на детей Ц вли€ний речевой среды на их формирующеес€ €зыковое чутье. »митационный метод при всей его попул€рности сам по себе не может быть достаточным: обучение Ђпо образцамї лишь подготавливает учащихс€ к другим методам развити€ речи.

 оммуникативные методы

—ледующа€, втора€, закономерность, которую методика берет за основу второй группы методов, определ€ет назначение, функцию €зыка Ц быть средством о б щ е н и €, к о м м у н и к а ц и и, а также самовыражени€.

≈сли €зык Ц средство общени€, то речь Ц само общение с помощью €зыка. ≈сли €зык Ц средство внутреннего диалога, самовыражени€, то Ђречь дл€ себ€ї и есть самовыражение, творчество.

¬ данном случае Ђкоммуникаци€ї понимаетс€ в широком смысле: это и св€зь поколений, и св€зь времен...

»з коммуникативной функции €зыка выводитс€ втора€ группа методов обучени€ речи, вернее Ц развити€ речи учащихс€: к о м м у н и к а т и в н ы е м е т о д ы.

“ребовани€, установки этих методов:

во-первых, любое высказывание учащегос€, устное или письменное, как и взрослого, разумеетс€, м о т и в и р о в а н о: вытекает из потребности что-то сказать или написать, с кем-то вступить в контакт, поделитьс€ своими мысл€ми и чувствами. Ёта потребность, в свою очередь, вытекает из так называемой речевой с и т у а ц и и, сложившейс€ в жизни или созданной искусственно, с педагогической целью. ѕредпочита€ естественные ситуации, коммуникативные методы допускают в учебных цел€х и создание искусственных: диалогов, споров, обсуждений, ролевых игр, переписки, бесед на прогулках и экскурси€х.

ƒаже в искусственных ситуаци€х мотиваци€ резко повышает самосто€тельность учащихс€ в речевой де€тельности;

во-вторых, говор€щий или пишущий должен быть в достаточной мере подготовлен к

содержательному высказыванию, т. е. ему необходимо располагать обширным, достоверным, значимым (личностно или социально) материалом дл€ своего выступлени€. Ётот материал, как правило, никто ему не подсказывает (как в имитативной методике). Ѕез свободного владени€ материалом школьник не сможет осуществить акт коммуникации, ее цель не будет достигнута. —ам материал должен быть подвергнут систематизации, структурированию, должен быть отобран. —одержание должно быть подчинено авторскому замыслу, выражать авторский взгл€д, должно быть расположено логично, по продуманному плану;

в-третьих, коммуникативна€ цель будет достигнута лишь в том случае, если учащийс€ достаточно владеет €зыковыми средствами: богатым и хорошо активизированным словарным запасом, способностью быстро и безошибочно образовывать грамматические формы, строить предложени€ и св€зывать их в тексте, если он умеет выбирать наилучшие средства €зыка дл€ данной коммуникативной ситуации;

в-четвертых, речь учащегос€, его рассказ или сочинение действительно и г р а ю т с в о ю р о л ь в общении, в жизни. ≈сли это вопрос Ц на него должен быть дан ответ; если это рассказ Ц он должен быть прочитан или выслушан классом, на него должен быть дан отклик; сочинение должно быть прочитано хот€ бы одним человеком; выраженные мысли должны быть обсуждены, прин€ты или отвергнуты; если это письмо Ц оно прочитываетс€ адресатом, пишетс€ ответ; если это стать€, заметка Ц она должна быть помещена в газете, в журнале или мотивированно отвергнута. ƒаже обычный ответ ученика на уроке, с точки зрени€ коммуникативного метода, €вл€етс€ мотивированным высказыванием, которое будет эффективно, если включено в систему познавательной де€тельности всего класса.

 оммуникативные методы опираютс€ на теорию речевой де€тельности, в частности на анализ речевого акта: метод учитывает в с е его ступени Ц и ситуативную, и мотивационную, и воспри€тие собеседником, и обратную св€зь.

 оммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучени€, типов заданий упражнений:

Ц создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни;

Ц ролевые игры, труд, походы и экскурсии, картины, специально организованные наблюдени€, другие способы накоплени€ материала, впечатлений;

Ц любые виды де€тельности, которые могут вызвать потребность высказываний;

Ц рисование картин, ведение записей и дневников;

Ц создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных;

Ц выбор разнообразных жанров Ц докладов, выступлений по радио, телепередачи, рекламы;

Ц наконец, Ђпробу пераї Ц литературно-творческие попытки в прозе, в стихах, в драматических жанрах. ѕо последней причине метод нередко называют к о м м у н и к а т и в н о - т в о р ч е с к и м.

–ассматриваемый метод предполагает с и с т е м у у м е н и й учащихс€, реализуемых (и формирующихс€) в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений Ц сочинений и пр. ќбычно выдел€ют семь групп таких умений, в своей последовательности создающих методику:

Ц умени€, св€занные с темой сочинени€, с ее пониманием, определением ее границ, субординацией тем, раскрытием темы;

Ц умение подчинить свое сочинение определенному замыслу, выразить в нем свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступкам и пр.;

Ц умени€ собирать, накапливать материал, отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом;

Ц умение систематизировать материал, располагать его, обдумывать и составл€ть план, работать над композицией Ц началом, завершением;

Ц умени€ в области €зыковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, сочетани€, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста, в устном варианте Ц обдумывание интонаций, обращений и пр.;

Ц умение составл€ть текст, в устной речи Ц импровизировать, в письменной Ц записывать без ошибок, располагать текст на листах, делить его на абзацы (в старой риторике этот этап называли акцио Ц исполнение);

Ц умение совершенствовать написанное, редактировать (устное слово вылетело Ц не поймаешь), провер€ть орфографию, пунктуацию.

ƒобавим к сказанному: умение критически анализировать свою и чужую речь, элементарно рецензировать сочинени€ других учащихс€, а также объ€сн€ть допущенные ошибки, вы€вл€ть их причины, способы проверки.

Ќельз€ забывать, что сочинени€, рассказы обладают огромной воспитательной силой, это самовыражение личности ученика. —очинение есть способ включени€ детей в социальную жизнь, в общение. Ќемалую роль играет и выбор тем: о –оссии, ее истории, о природе, о люд€х, на литературные темы, о добром и прекрасном, о труде и познании.

 азалось бы, два метода Ц Ђпо образцамї и коммуникативный Ц в достаточной степени обеспечивают практику развити€ речи детей. Ќо дл€ полноты нужен еще один метод, который опиралс€ бы на закономерности €зыка (напомним, что первый метод опираетс€ на литературные образцы, второй Ц на потребность общени€), на изучаемый в школе материал, который ученики могли бы сознательно применить, конструиру€ предложени€ и текст.

ћетод конструировании

Ётот метод вытекает из дидактической (и психологической) установки: новые способы де€тельности учащегос€, его новые умени€ формируютс€ на основе правил, закономерностей, т. е. на базе теории по такой схеме: обща€ теори€ → правила → алгоритм → действие → тренинг.

Ќазовем эту третью группу методов методами к о н с т р у и р о в а н и € текста.

Ёто отчетливо выраженный синтетический метод. ќн св€зан с первыми двум€. ¬ сис теме обучени€ Ђпо образцамї виды текста анализируютс€ и моделируютс€, и впоследствии конструирование собственных текстов осуществл€етс€ по этим модел€м.  онструирование св€зано и с коммуникативным методом, поскольку последний обеспечивает мотивацию речи, ее действенность, определ€ет социальные и личностные функции речи.

 акие же теоретические сведени€ нужны дл€ введени€ методов конструировани€:

во-первых, грамматика, и преимущественно Ц синтаксис, а также лексикологи€, фразеологи€, теори€ словообразовани€, доступные элементы стилистики; дл€ устного варианта речи Ц фонетика, орфоэпи€, просоди€ Ц теори€ интонаций;

во-вторых и преимущественно, синтаксис текста, теори€ ——÷, Ц сложного синтаксического целого;

в-третьих, теори€ функциональных типов речи (и текста);

в-четвертых, начала логики;

в-п€тых, начала поэтики, теории жанров, теории тропов, теории композиции, изобразительных средств €зыка;

наконец, элементы стилистики и культуры речи, куда входит и орфографи€.

ћногое из перечисленного выходит за рамки учебника Ђ–усский €зыкї и традиционных хрестоматий по литературе. ѕомощь в реализации этого направлени€ может оказать риторика Ц наука красноречи€, переживающа€ ныне период возрождени€.

ћетод конструировани€ текста располагает обширным набором приемов и типов речевых упражнений; большинство из них обычно выполн€ют подготовительную или вспомогательную функцию: они вплетаютс€ в процесс подготовки речевого упражнени€ на разных его этапах.

ѕриемы располагаютс€ по группам: перва€ из них Ц работа над словом, или с л ов а р н а € р а б о т а:

Ц толкование значений слов, оттенков их значений, эмоционально-экспрессивных окрасок в процессе выбора слов дл€ конкретных ситуаций;

Ц работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологическими единицами, включение их в конкретный текст, в собственные предложени€;

Ц работа со словар€ми (Ђсловарикамиї) Ц толковыми, словообразовательными, синонимическими, орфографическими;

Ц исправление ошибок словоупотреблени€ в устной речи и в письменных сочинени€х.

¬тора€ группа приемов Ц работа над с л о в о с о ч е т а н и е м:

Ц составление словосочетаний с конкретными словами Ц дл€ текста или словосочетаний заданного типа;

Ц выверка сочетаемости слов (валентности) на основе €зыкового чуть€ или по словар€м сочетаемости;

Ц введение, включение словосочетаний в предложение и текст;

Ц обнаружение и исправление ошибок в словосочетани€х, упражнени€, предупреждающие подобные ошибки.

Ќапомним, что словосочетание Ц это момент в процессе создани€ текста, момент творческого процесса.

“реть€ группа Ц приемы работы н а д п р е д л о ж е н и е м:

Ц составление предложений на заданную тему, с использованием заданных слов Ц по теме сочинени€, рассказа;

Ц составление предложений заданного типа по схемам-модел€м;

Ц распространение предложений, перестройка их структуры;

Ц выражение одной и той же мысли в различных (синонимических) синтаксических вариантах;

Ц интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударени€ми;

Ц свободное составление предложений, фраз;

Ц редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении и пр.

„етверта€ группа Ц л о г и ч е с к а €:

Ц работа с пон€ти€ми и построение их определений, сравнение предметов, €влений природы по их признакам;

Ц построение обобщений, индуктивных и дедуктивных рассуждений, доказательств;

Ц исправление логических ошибок: неоправданных повторов, нарушений последовательности мыслей, восполнение пропусков чего-то важного и т. п.

ѕ€та€ группа Ц упражнени€, опирающиес€ на т е о р и и т е к с т а:

Ц моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, т. е. редактирование своего текста;

Ц отработка типов св€зи в тексте;

Ц составление текстов различных функционально-смысловых типов: описани€, повествовани€ и рассуждени€, а также разных жанров: рассказа, пейзажной зарисовки, описани€ картины, очерка, статьи в газету, письма, пьесы;

Ц передача сюжета в диалогической форме.

¬се упражнени€, вход€щие в систему конструктивных приемов, нос€т учебный, тренировочный характер в сравнении с коммуникативно-творческими сочинени€ми. ¬сe три группы методов: имитативна€, коммуникативна€ и конструктивна€ Ц сочетаютс€ в работе учащихс€ и учител€, дополн€ют одна другую и в совокупности создают базу дл€ системы развити€ речи учащихс€ (системы сочинени€), котора€ тесно св€зана с курсом русского €зыка, литературы, риторики, с социальной де€тельностью детей. ¬ системе развити€ речи все стороны изучаемого родного €зыка обретают внутренние св€зи, €зык предстает перед школьниками как единый функционирующий механизм.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3211 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1040 - | 670 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.022 с.