Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јрнольд “ойнби и постижение истории 4 страница




 

[прим10]

јрави€ находилась на юго‑востоке римских владений, в —ирии и, возможно, поэтому мусульманские арабы получили им€ Ђсарациныї (Ђвосточные людиї).

 

[73]—асаниды династи€ иранских шахов в 224‑651 гг. ќснователь этой династии јрдашир I ѕапакан (ок. 180‑239 или 241) провозгласил себ€ в 224 г. царем царей »рана и, свергнув последнего представител€ парф€нской династии јршакидов. короновалс€ в 226 или 227 г. ≈го преемники унаследовали ог свергнутой династии бесконечные войны с –имом и его преемницей ¬изантией. которые велись в основном в —ирии и ћесопотамии, так что стабильность этого региона на прот€жении всего периода царствовани€ —асанидов в противовес тому, что говорит ј. “ойнби, была весьма относительной. ¬ 634 г. арабы, только завоевав —ирию, начали наступление на »ран, полностью оккупировав его к 653 г. —ледует отметить, что —асаниды в культурном отношении проводили политику реставрации исконных персидских ценностей, присущих эпохе јхеменидов, в противовес јршакилам, культивировавшим некоторые греческие элеменгы, бытовавшие в царстве —елевкидов.

 

[74]ј. “ойнби считает ќмей€дскнй халифат государством‑преемником –имской империи, ибо €дром халифата он полагаег ≈гипет и —ирию, бывшие римские провинции. —трого говор€, династи€ ќмей€дов пришла к власти позднее передела –имской империи: наместник —ирии ћуави€ (ум. 680) из рода ќмей€ начал борьбу за престол в 656 г. и захватил ею в 661 г. –€д государств. основанных германцами на земл€х »мперии, снова вернулс€ к ней, но ненадолго. ¬ 533‑534 гг. было отвоевано вандальское королевство в —еверо‑«ападной јфрике, в 535‑555 гг. Ц остготское королевство в »талии и —ицилии, в 554 г. Ц ёго‑¬осточна€ »спани€. —ардини€ и  орсика, принадлежавшие вестгогам. ¬ те же годы и даже ранее франки подчинили себе вестготские владени€ в ёжной √аллии (507 и 531), а также королевство бургундов (532‑535 и 536) в ¬осточной √аллии. ¬озвращенные ёстинианом I (482 или 483‑565, император с 527) в лоно »мперии владени€ вандалов были завоеваны арабами Ц небольша€ часть в 645 г., а основна€ дол€ Ц как раз ќмей€дами в 690‑709 гг.

 

[75]—озданное в результате походов јлександра ћакедонского гигантское государство, включавшее в себ€, кроме ћакедонии и подвластной ей √реции, всю державу јхеменидов, распалась сразу же после его смерти. »мперию разделили полководцы јлександра, его Ђдиадохиї (от греч. d i a d o c o V ‑Ђпреемникї). ќдин из них —елевк (ум. 280 до н.э.), захватил в 312 г. до н.э. ¬авилон и провозгласил себ€ царем, дав начало династии —елевкидов. √раницы царства —елевкидов более или менее определились к 270 г. до н.э. при јнтиохе I (280‑261 до н.э.) и охватывали большую часть владений бывшей персидской монархии, кроме ≈гипта и некоторых областей на севере и западе ћалой јзии. —толицами этого государства были јнтиохи€ на р. ќронт и —елевки€ на р. “игр. ћогущество державы —елевкидов оказалось недолговечным. ќк. 250 г. до н. э. (хронологи€ очень ненадежна) отпал наместник Ѕактрии (южные области бывшей советской —редней јзии и прилегающие районы »рана и јфганистана) ƒиодот. основавший т. н. √реко‑Ѕактрийское царство. ¬ 248 (или 247) г. до н.э. ѕарфи€ Ц небольша€ область к югу от  аспийского мор€, населенна€ родственным персам народом, Ц объ€вила себ€ независимым царством. «а сто лет парф€не распространили свою власть на »ранское нагорье ив 141 г. до н.э. завоевали ћесопотамию. включа€ —елевкию‑на‑“игре. «а потомками —елевка и јнтиоха осталась лишь —ири€, да и то без »удеи, завоевавшей независимость в 152‑129 гг. до н.э. ¬ 64 г. до н.э. знаменитый римский полководец √ней ѕомпей ¬еликий (106‑48 до н.э.) присоединил —ирию к –иму.

 

[76]јршакиды Ц династи€ парф€нских царей (ок. 248 до н.э.‑224 н.э.); граница их владений с –имом, несмотр€ на непрекращавшиес€ войны, практически оставалась неизменной, если не считать кратковременных завоеваний той или другой стороны.

 

[77]јхемениды Ц династи€ персидских царей, ведуща€ свой род от полулегендарного јхемена (ок. 700‑675). ƒо сер. Vl в. ѕерсида Ц небольша€ область на юге »рана Ц была под властью ћидии. ¬оцарившийс€ в 558 г. до н.э. царь ѕерсии  ир II ¬еликий сверг цар€ ћидии јстиага и присоединил земли бывшего владыки к своим в 550 г. до н.э.  ир II завоевал также ћалую јзию и ¬авилонию (539 до н.э.). а его сын  амбис II (530‑532 до н.э.) Ц ≈гипет в 527 г. ƒержава јхеменидов пала под ударами јлександра.

 

[прим11]

јхеменидска€ держава начала свое существование как захудалое, окраинное государство »ранского нагорь€: свержение Ёлама* јссирией в 655‑639 гг. до н.э. дало јхеменидам первый шанс дл€ возвышени€: они спустились в покинутую долину Ёлама и в —узах, бывшей столице погибшего эламитского государства, создали свою столицу. јхемениды собрали урожай, посе€нный ассирийцами.

*Ёлам Ц государство в юго‑западной части »ранского нагорь€ (территории современных ’узестана и Ћуристана в »ране). √енетические св€зи народа эламитов не установлены, существует гипотеза о родстве их €зыка с дравидийскими. —уществовала местна€ иероглифическа€ письменность, замененна€ в кон. III тыс. до н.э. клинописью. »стори€ Ёлама мало изучена. √осударство это возникло в сер. III тыс. до н.э., попадало в зависимость от соседей в XXIII и XXI вв. до н.э. устанавливало свой контроль над бассейном “игра и ≈вфрата в XXЦXVIII вв. до н.э., воевало с ¬авилонией во II тыс. до н.э. и с јссирией в VIII VII вв. до н.э. ѕосле разгрома —уз. столицы Ёлама. ассирийцами уже не играло самосто€тельной роли. окончательно войд€ в состав державы јхеменидов в VI в. до н.э. Ёламский €зык сохран€лс€ в качестве одного из официальных €зыков ѕерсидской монархии по крайней мере до V в. до н.э.

 

[78]јрамеи Ц западносемитский кочевой народ, переселившийс€ в XIV в. до н.э. с јравийского полуострова. ¬ кон. XI в. до н.э. они зан€ли —ирию, где, перейд€ к оседлости, основали р€д мелких государств. ¬ IXЦVIII вв. до н.э. на основе финикийского алфавита было создало арамейское письмо.   этой консонантной, то есть передающей только согласные, письменности восходит целый р€д иных: арабска€, еврейска€, уйгурска€, старомонгольска€, староманьчжурска€ и др. јрамейский €зык был €зыком общени€ на Ѕлижнем ¬остоке вплоть до нач. н.э. јраме€ми были ассимилированы ассирийцы после разгрома их царства, на арамейский €зык перешли евреи к кон. I в. до н.э.

 

[прим12]

Ёто было вполне естественно, поскольку арамейский €зык принадлежит к той же группе (семитской), что и аккадский.

 

[79]ѕоследний период существовани€ ¬авилонского государства носит название Ќововавилонского (’алдейского) царства. ’алдеи Ц западносемитский народ, проникший в XI в. до н.э. из јравии в ƒвуречье, смешива€сь с местным населением. ƒатой основани€ Ќововавилонского царства €вл€етс€ 23 но€бр€ 626 г. до н.э., когда ассирийский наместник ¬авилона халде€нин Ќабупаласар объ€вил себ€ независимым царем. Ќаибольшей силы ’алдейское царство достигло при Ќавуходоносоре (Ќабу‑кудурриуцуре) II (605‑562 до н.э.), который покорил ѕалестину (в 586 г. до н.э. пал »ерусалим, и значительна€ часть его населени€ была переведена в ћесопотамию Ц т.н. вавилонское пленение евреев) и ‘иникию и пыталс€ завоевать ≈гипет. Ќо могущество ¬авилона оказалось недолговечным, и в 539 г. до н.э. он был вз€т персами.

 

[прим13]

 линопись была не алфавитной, а фонетико‑силлабической системой, включавшей в себ€ набор идеограмм. ѕервоначально она была изобретена дл€ передачи шумерского €зыка, у которого нет точек соприкосновени€ с аккадским диалектом семитского €зыка, который стал использовать эту письменность. »спользование клинописи дл€ передачи двух, не св€занных между собой €зыков, возможно, объ€сн€ет, почему идеограммы остались в нем нар€ду с фонетическими знаками. »деограммы писались одинаково по‑шумерски и по‑аккадски хот€, разумеетс€, произносились они на разных €зыках по‑разному, при этом некоторые знаки, используемые как идеограммы в аккадском, имели фонетическое значение в шумерском.

 

[80]¬ северной части »ранского нагорь€ обитали племена мид€н, создавшие племенной союз ок. VIII в. до н.э. ѕодъем ћидийского царства произошел при царе ’увшастре, которого греки называли  иаксаром (625‑585 до н.э.), когда была разбита јссири€ и часть ее земель отошла к ћидии. Ќо уже при сыне  иаксара јстиаге (585‑550 до н.э.) ћиди€ вошла в состав ѕерсидской державы, а мид€не стали вторым после персов народом государства.

 

[прим14]

Ѕукв. Ђпарф€нскомї Ц признак того, что эта фаза иранского €зыка как в устной, так и в письменной речи достигла своей зрелости в период јршакидов, хот€ и в более позднюю эпоху —асанидов она также процветала.

 

[прим15]

Ђ‘арсиї, т.е. диалект иранского в провинции ‘арс.

 

[81]—оломон, при котором »зраильское царство достигло своего расцвета, правил в 965‑928 гг. до н.э.; ’ирам, царь финикийского города “ира, Ц в 969‑936 гг. до н.э. Ёти монархи организовали совместную экспедицию в страну ќфир, лежавшую где‑то в ёжном  расноморье, то ли на аравийском, то ли на африканском берегу. ќ ранних плавани€х финикийцев известно очень мало, так как они тщательно хранили секреты своих путешествий. —уществуют не очень надежные сведени€ о том, что еще в XII в. до н.э. финикийские корабли выходили через √ибралтарский пролив в јтлантику и достигали  анарских островов и, возможно, Ѕритании. Ѕолее или менее надежные сведени€ о плавани€х финикийцев вдоль атлантических берегов ≈вропы относ€тс€ к IXЦVIII вв. до н.э. (финикийский оплот в «ападном —редиземноморье и ворота в јтлантику Ц  арфаген Ц был основан в 825 г. до н.э.). ѕоходы в »ндийский океан известны еще менее. ќни, без сомнени€, имели место, но первооткрывател€ми здесь были не финикийцы. ћорские контакты между шумерами Ќижней ћесопотамии и »ндией существовали по меньшей мере с XXV в. до н.э. —ведени€ о первых плавани€х египт€н в  расном море относ€тс€ к XXVI в. до н.э. (правда, абсолютно надежные Ц к 1516 до н.э., времени правлени€ женщины‑фараона ’атшеспут Ц 1525‑1503 до н.э., Ц когда египетские корабли достигли ѕунта, находившеюс€ где‑то в районе јфриканского –ога, хот€, возможно, в ѕунт плавали и ранее), но не €сно, выходили ли они в »ндийский океан. јбсолютно достоверно плавание ок. 600 г. до н.э. финикийцев вокруг јфрики, предприн€тое по инициативе египетского фараона Ќехо (610‑595 до н.э.). –анн€€ истори€ алфавита изучена недостаточно. —амым древним письмом, близким к алфавитному (но все же это было упрощенное слоговое), считаетс€ угаритское (”гарит Ц город‑государство во II тыс. до н.э. в ‘иникии). возникшее не позднее нач. XIV в. до н.э. ƒругим ранним письмом было т.н. протобиблское (Ѕибл Ц город в ‘иникии, известный с IV тыс. до н.э., ныне Ц ƒжубейль в Ћиване) письмо, также слоговое упрощенное. —уществует множество гипотез о происхождении его: одни специалисты считают, что на него повли€ла египетска€ иероглифика. другие ищут корни в крито‑микенском линейном письме, третьи Ц в угаритском (датировка протобиблских надписей весьма затруднена, поэтому иные ученые считают, что, наоборот, протобиблское письмо повли€ло на угаритское, третьи полагают, что угаритский протоалфавит вообще не имел продолжени€). Ќаиболее аргументированным €вл€етс€ предположение о том, что протобиблское письмо было специально изобретено и создатель его имел представление о других видах письма. ¬сего в протобиблском письме было 30 знаков, но в XIII в. в ‘иникии это число было сокращено до 22. ‘иникийский алфавит, предок всех алфавитов мира. был, в сущности, квазиалфавитом, ибо в нем не было гласных букв. ¬ нач. I тыс. до н.э. финикийцы и р€д других народов стали прибегать к подстановке некоторых согласных вместо гласных, но адекватна€ передача фонем стала возможной лишь в собственно алфавитах, созданных на основе финикийского, у греков и мало‑азийского народа фригийцев.

 

[82]—ирийскими (сиро‑€ковитскими) именуютс€ обычно монофизитские церкви. ќсновным центром несторианства, хот€ и формально возникшего в  онстантинополе, исследователи считают јнтиохию‑на‑ќронте. ј. “ойнби сопоставл€ет эту ветвь христианской религии с иудаизмом и исламом и полагает сущностной характеристикой сирийских религий предельный монотеизм, не допускающий соединени€ божественного и человеческого, в противовес человекобожию греческой религии с ее мистери€ми, т.е. обр€дами, в которых человек сливаетс€ с божеством, с культом героев‑полубогов и т. п.

 

[83]’орасан историческа€ область, включающа€ северо‑восточную часть современного »рана, ћервский и другие оазисы в “уркмении, северные и северозападные регионы јфганистана.

 

[84]√упты династи€ царей ћагадхи (область в —еверо‑¬осточной »ндии в долине √анга с центром в ѕалалипутре‑совр. ѕатна) того же государства, где правила династи€ ћаурьев. ќснователь Ц „андрагупта I (ок. 320‑335). ¬ правление его и его преемников ћагадха подчинила своей власти всю —еверную »ндию и некоторые части ƒелана. √упты возрождали государственные традиции эпохи ћаурьев (не исключено сознательное прин€тие основателем этой династии имени „андрагупты Ц знаменитого цар€ ћаурьев), но государство √уптов было индуистским, а не буддийским, как царство их предшественников. ÷арство √уптов распалось в V в. под ударами кочевников и от внутренних раздоров.

 

[85]√унны‑тюркский (или монгольский) народ, кочевавший в IЦIV вв. в ÷ентральной јзии. »з‑за иссушени€ степей начали передвижение в более подход€щие области. ѕервые нападени€ на  итай происходили еще в I в. Ќаиболее известны т.н. западные гунны, вторгшиес€ в IV в. в ¬осточную ≈вропу, а в V в. Ц в «ападную, где под предводительством јттилы (ум. 453) создали эфемерное государство от ¬олги до –ейна. распавшеес€ сразу после смерти основател€.  роме этой ветви, существовали южные гунны, в 318 г. начавшие наступление на  итай. ќт западных гуннов во врем€ их движени€ в ≈вропу отделилась группа, зан€вша€ “рансоксанию, т.е. область между јму‑ƒарьей и —ыр‑ƒарьей. Ёту группу именуют белыми гуннами, или эфталитами. »менно они в 427 г. напали на »ндию. ÷арь —амудрагупта (ок. 455‑465) отбил нападение, но напор их продолжалс€. Ёфталиты создали в V в. недолговечное государство, в которое вошли —еверо‑«ападна€ »нди€, часть —редней јзии. ¬осточного »рана и јфганистана.

 

[86]«авоеватель —еверо‑«ападной »ндии, греко‑бактрийский царь ƒеметрий I, правил, по современным данным, в 189 ‑167 гг. до н.э. (называютс€ и другие даты, например 200‑185 гг. до н.э.). ¬о врем€ одного из его походов престол в Ѕактрии захватил ≈вкратид, бывший до того наместником одной из восточных провинций государства —елевкидов. ¬ индийских владени€х ƒеметри€ воцарилс€ один из его полководцев. ћенандр, создавший весьма недолговечное √реко‑»ндийское царство, обломки которого, впрочем, существовали до 50‑х голов I в. до н.э.

 

[87]ћежду 140 и 130 гг. до н.э. в Ѕактрию и —еверную »ндию вторглись кочевые племена Ц ирано€зычные саки (шаки), родственные, видимо, скифам, и тохары (народ, несомненно, индоевропейский, но более точна€ классификаци€ его €зыка пока не установлена). ѕарф€не проникли в »ндию в процессе борьбы с саками и тохарами. ¬ I в. до н.э. в Ѕактрии образовалось небольшое кн€жество, возглавл€емое племенем (или родом) кушан. ¬ I в. н.э. кушаны напали на —еверо‑«ападную »ндию. ¬ период наибольшего могущества в нач. II в. их государство со столицей в ѕурушапуре (совр. ѕешавар) охватывало Ѕактрию, большую часть современного јфганистана, крайний запад  ита€. западные и центральные районы —еверной »ндии и часть Ѕенгалии.  ультура  ушанского царства представл€ла собой сплав иранских, индийских и греческих элементов.

 

[88]„андрагупта ћаурь€ (ум. 293 до н.э.), захватив престол в ћагадхе между 323 и 317 гг. до н.э., начал борьбу с македонскими завоевател€ми и расширил свое царство до пределов нынешнего Ѕелуджистана. ≈го внук јпюка, правление которого (268‑231 до н.э.) называют Ђзолотым веком »ндииї, соединил под своим владычеством почти весь субконтинент, кроме крайнего юга. —о времен јшоки государственной религией стал буддизм. ќслабление империи ћаурьев началось после смерти јшоки, а окончательный распад великой державы и возврат ее в пределы прежней ћагадхи произошел уже при династии Ўунга, пришедшей в лице ѕушь€митры на смену ћаурьев между 187 и 180 гг. до н.э.

 

[89]¬еды (от санскр. Ђведаї‑Ђзнаниеї) Ц древнейший пам€тник индийской письменности. сборник религиозных гимнов, молитв и заклинаний. —ложилс€ в »ндостане в кон. II Ц сер. I тыс. до н.э. ¬едические тексты содержат как пережитки представлений, существовавших у племен арьев до их приходи в »ндию, так и элементы верований аборигенов субконтинента. A. “ойнби видимо, полагал их текстами, отражающими исключительно воззрени€ арийцев на весьма ранней стадии. ¬еды и св€занные с ними писани€ именуют индийской литературой, период сложени€ ¬ед Ц ведийской эпохой, религию, отраженную в этом пам€тнике ведийской религией. ѕоследн€€ была в сер I тыс. до н.э. оттеснена буддизмом, но к кон. I тыс. н.э. традиционна€ религи€ победила окончательно, но уже в иных формах. Ёту обновленную религию называют индуизмом.

 

[90]”величение числа религиозных изображений в послеведийские эпохи (ј. “ойнби несколько преувеличивает Ђчистотуї ведийской и реннебуддийской религий, отсутствие в них Ђидолопоклонстваї) Ц буддийскую и индуистскую происходило под вли€нием местных верований, на которые наслаивались официальные религии. ¬есьма важное дл€ дальнейших рассуждений ј. “ойнби положение о вли€нии греческой культуры на маха€нистский буддизм (или даже формирование этого направлени€ под эллинским воздействием) вр€д ли можно считать сколько‑нибудь доказанным.

 

[91]јскетизм не был полностью чужд и ведийской религии.  роме того, в буддизме аскет Ц живущий в общине монах, в индуизме Ц однокий отшельник, и как раз монастырей и монашества эта религи€ не знает.

 

[92]»ндуизм начал распростран€тьс€ в »ндокитае в IЦII вв. н.э. ”же во II в. н.э. в этот регион стал проникать буддизм, ставший, однако, основной религией населени€ лишь к ’ в. ¬ »ндонезию, в первую очередь на яву и —уматру, индуизм был завезен миссионерами из »ндии ок. II в. ¬ IVЦV вв. там возникли более или менее крупные буддийские общины. ќбе религии сосуществовали до ’‑XII вв., пока буддизм был не столько вытеснен, сколько поглощен своим соперником, и возникла нека€ синкретическа€ религи€ с перевесом в сторону индуизма. Ќо уже в XIII в. на ћалайском архипелаге по€вилс€ ислам, ставший в XVI в. религией подавл€ющего большинства населени€.

 

[93]¬ китайской историографии прин€та периодизаци€ по прав€щим династи€м. ѕервой династией считаетс€ »нь (другое название Ц Ўан) Ц с XVIII по XII в. до н.э. «атем власть перешла к династии „жоу, чь€ истори€ делитс€ на два периода Ц «ападное „жоу (1122‑771 до н.э.) и ¬осточное (770‑249 до н.э.). ¬о втором периоде происходили распад государства и создание отдельных царств, хот€ и при признании (далеко не всеми государ€ми) формального верховенства императоров „жоу.  итайские историки выдел€ют две эпохи междоусобиц. ѕерва€, именуема€ Ћего (Ђотдельные государстваї), или „уньцю (Ђ¬есна и осеньї, название приписываемой  онфуцию хроники этой эпохи), охватывает 722‑481 гг. до н.э.; страна распалась на два дес€тка государств, самыми крупными, поочередно захватывавшими гегемонию над остальными, были п€ть (Ђ”баї‑Ђѕ€ть тирановї): ÷инь, ÷зинь, ÷и, „у и —ун. ¬о втором периоде (403‑221 до н.э.), именуемом „жаньго (ЂЅорющиес€ царстваї), борьбу вели семь царств: ÷инь, „у, ÷и, „жао, янь, ¬эй и ’ань. ÷иньский царь »н „жен (246‑210 до н. э.) объединил  итай под своим владычеством и в 221 г. до н.э. прин€л титул ÷инь Ўихуанди (ѕервый император ÷инь). Ќо перенапр€жение экономики и режим террора привели к тому, что сын его, ¬торой император (Ёр Ўихуанди), оказалс€ и последним. Ќародное восстание, которое возглавил деревенский староста Ћю Ѕан из бывшего царства ’ань (247‑195 до н.э.), привело к свержению династии ÷инь в 207 г. до н.э. ”дачливый вождь повстанцев стал в следующем году императором, основав династию ’ань. ¬рем€ ее правлени€ подраздел€етс€ на два периода: —тарша€ (ѕерва€, «ападна€) ’ань (206 до н.э.‑25 н.э.) и ћладша€ (¬тора€, ¬осточна€) ’ань (25‑220). –азрыв объ€сн€етс€ тем, что в 9‑25 гг. правил узурпатор ¬ан ћан, свергнутый восстанием Ђкрасных бровейї; на престол воссел дальний родственник ханьских императоров. ¬осстание Ђжелтых пов€зокї, длившеес€ около двадцати лет начина€ с 185 (187) г., хот€ и подавленное, сильно поколебало империю, и она распалась.

 

[94]ƒавление кочевников на  итай, во вс€ком случае на северные и западные его районы, отмечено уже в ’ в. до н.э., если не ранее.

 

[95]ѕериод после падени€ династии ’ань именуетс€ в китайской историографии Ђ—аньгої‑Ђ“роецарствиеї, так как импери€ распалась на три государства: ¬эй, ” и Ўу. Ётот период длилс€ с 220 по 265 (или 280) г., когда нова€ династи€ ÷зинь (или «ападна€ ÷зинь) объединила  итай. Ќабеги кочевников в IVЦV вв. привели к гибели «ападной ÷зинь в 420 г. Ќа севере самым мощным государством стала —еверна€ ¬эй (386‑535), созданна€ кочевниками с€ньби, ведомыми племенем (или родом) тоба. ¬се кочевники очень быстро китаизировались, и основанные ими государства были, по сути, тоже китайскими по €зыку, культуре и структуре управлени€.

 

[96] онфуций ( ун ‘уцзы,  ун ÷зы; ок. 551‑479 до н.э.), справедливо считающийс€ основателем конфуцианства Ц философско‑религиозного (в  итае это не раздел€лось) учени€, Ц сам всегда утверждал, что не сочин€ет ничего нового, а лишь излагает идеи древних Ђсовершенномудрыхї. ”чение  онфуци€ скорее социоцентрично, нежели теоцентрично. ќсновна€ иде€ его в том, что идеальное государственное (оно же общественное) устройство, идеальные законы (они же моральные принципы) уже даны предками и дело людей Ц воплощать эти идеалы в жизнь, не допуска€ изменений идеала и противодейству€ его нарушени€м. ѕринципиальна€ неразделенность общественного и государственного, личного и публичного, юридического и нравственного выражаетс€ в том, что государственна€ жизнь строитс€ по образцу семейной. ћладшие об€заны подчин€тьс€ старшим Ц от родителей до монарха, но и старшие об€заны заботитьс€ о младших, и верховный надзор за этим осуществл€ет Ѕожественное Ќебо Ц довольно неопределенное высшее божество, по мандату которого правит император. ¬ случае невыполнени€ своих об€занностей Ќебо может отобрать мандат у недостойного и передать его достойному. ѕоэтому перевороты и восстани€ в конфуцианстве не осуждаютс€, но лишь тогда, когда они ведут не к нарушению, а к восстановлению исконного пор€дка. ¬се же иные новшества недопустимы.  онфуцианство подвергалось преследовани€м Ц вплоть до казни конфуцианских ученых Ц в эпоху ÷инь, но уже при династии ’ань стало официальной государственной доктриной.

 

[97]ѕопытка примирить враждующие государства в эпоху Ћего была предприн€та в 546 г. до н.э. царством —ун. —обрание представителей царств не было международной конференцией в нашем понимании, ибо все они формально считались част€ми империи „жоу. ѕопытка эта успеха не имела.

 

[100]

Ћаоцзы (прозвище, означающее Ђстарый ребенокї: насто€щее им€ Ц Ћи Ёр; годы жизни неизвестны, традиционно считаетс€ старшим современником  онфуци€) может быть назван квиетистом (квиетизм Ц от лат. quietus Ц Ђбезм€тежный, спокойныйї Ц в собственном смысле слова Ц возникшее в XVIII в. в католицизме, но попул€рное и среди протестантов учение об абсолютном подчинении своей воли Ѕогу, вплоть до безразличи€ к собственному спасению; в переносном Ц созерцательное бездействие) достаточно условно. ≈го учение, изложенное в книге Ђƒаодэцзинї, Ц даосизм (от Ђƒаої, труднопереводимого термина, означающего буквально Ђпутьї и имеющего смыслы: Ђпервопричина мираї, Ђсуть ¬селеннойї, Ђосновной закон ѕриродыї) Ц выдвигает главным принципом Ђувэйї‑Ђнеде€ниеї, Ц но это никак не просто созерцательный покой, а подчинение ѕрироде, ненарушение естественной гармонии. достижение единства человека с ѕриродой.   культуре, к государству Ћаоцзы относитс€ с недоверием. — его точки зрени€, правитель‑мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к простоте и неведению, существовавшим до возникновени€ культуры и морали. ѕодобное учение заставл€ло его адептов стремитьс€ к аскетизму, а это привело к превращению даосов в секту отшельников и к созданию в IЦIII вв. даосской религии, где от учени€ Ћаоцзы мало что осталось (хот€ оно продолжало почитатьс€ и вошло в общекультурный фонд китайцев), а основой стала маги€, и в первую очередь попытки достижени€ бессмерти€ с помощью аскезы и различных алхимических действий.

 

[101]

ћаха€на зародилась в —еверо‑¬осточной »ндии, но не в —иньцз€не, где протекает река “арим, видимо, в I в. до н.э. ¬  итай она проникла при императоре ћинди (58‑75) еще до завоевани€  итаем восточных провинций  ушанского царства в 90 г. –елигией  ита€ был не маха€нистский буддизм, а причудливый сплав конфуцианства, буддизма, даосизма и традиционных верований. Ћюбой китаец, кроме членов буддийского и даосского духовенства, в быту молилс€ духам предков и благодетельным богам, в официальной жизни был конфуцианцем, в минуты размышлений о жизни и смерти обращалс€ к буддийским и даосским учени€м Ц и все это безо вс€ких религиозных кризисов.

 

[98]ѕроникновение китайцев на ёг началось еще в VIII в. до н.э. с укреплением царства „у (XI в.‑223 до н.э.), которое включало в себ€ и области с аборигенным населением. ¬ циньскую эпоху границы  ита€ простирались до территории нынешнего ¬ьетнама. ќсобо активным заселение ёга стало в IVЦVI вв., когда тыс€чи людей, спаса€сь от кочевников, хлынули на земли к югу от янцзы. —читаетс€, что мигрировало до 1/8 населени€ —евера.  итайское вли€ние на  орейском полуострове стало распростран€тьс€ во II в. до н.э. ¬ корейских государствах с IVЦVI вв. официальным €зыком был китайский, €зыком культуры Ц ханмун, китаизированный корейский, письменностью Ц китайска€ иероглифика. ѕервые контакты  ита€ и японии относ€тс€ к I в. до н.э., но активное воздействие китайской культуры, распространение €зыка, прин€тие письменности и широкое вли€ние буддизма Ц к VIЦVIII вв.

 

[99]Ѕуддизм начал проникать в “ибет еще в VII в. сначала в хина€нистском, а потом маха€нистском варианте. ¬ XI в. усиливаетс€ основанный еще в VII в. ѕадмасамбхавой тантризм Ц то ли ответвление маха€ны. то ли особое буддийское учение (не смешивать с индуистским тантризмом, где особую роль играет поклонение обожествленной мужской и женской силе) Ц мнени€ специалистов расход€тс€, Ц в центре которого наход€тс€ маги€ (санскр. Ђтантраї Ц Ђхитросплетениеї; Ђсокровенный текстї, Ђмаги€ї), медитаци€, йогическа€ практика дл€ достижени€ не просто нирваны, а состо€ни€ будды, т.е. полного духовного совершенства еще при жизни. ÷ентрами магической практики стали монастыри (монах Ц по‑тибетски Ђламаї Ц отсюда название учени€). –еформатор ламаизма ÷зонкаба (1357‑1419) придал ему современный вид, с его пышными культовыми и строгими организационными формами. ¬ысшие ламы €вл€ютс€ хубилганами Ц перерожденцами Ц будд. бодхисатв, почитаемых св€тых (несмотр€ на то что, по ортодоксальному буддизму, они достигли нирваны и цепь перерождений прекратилась). ¬енчают пирамиду панчен‑лама, перерождение владыки –а€ будды јмитабхи, и далай‑лама, перерождение бодхисатвы јвалокитешвары. ѕервый выше по духовному сану, но св€тость его столь велика, что он не может заниматьс€ земными делами. — 1639‑1640 гг. далай‑ламы стали не только духовными, но и светскими владыками “ибета. ¬ XVI в. ламаизм утвердилс€ в ћонголии, в XVII в. Ц в Ѕур€тии, в XVIII в. Ц в  алмыкии.

 

[100]Ђ“алассократи€ї буквально значит Ђморевладычествої. Ётот термин утвердилс€ не просто за островом  рит, а за периодом его истории Ц 1750‑1450 гг. до н.э., Ц когда цари критского города  носса властвовали не только над самим островом, но и, благодар€ мощному флоту, над архипелагами и побережьем Ёгейского мор€. Ёто отразилось в легендах о мудром царе ћиносе, ставшем после смерти судьей загробного царства, о чудовище ћинотавре, обитавшем в кносском дворце Ћабиринте, и пр. —овременные исследователи полагают, что в указанное врем€ мог существовать реальный царь ћинос.

 

[101]ќт поэм тро€нского цикла до нас дошли две: Ђ»лиадаї и Ђќдиссе€ї, созданные, видимо, в сер. VIII Ц нач. VII в. до н.э. ƒолгое врем€ творени€ эти бытовали устно или в случайных запис€х, и лишь в сер. VI в. до н.э. назначенна€ афинским тираном ѕисистратом (560‑527 до н.э. с перерывами) комисси€ установила канонический текст. ќкончательна€ редакци€ поэм была проведена в сер. III в. до н.э. учеными јлександрийской библиотеки. ѕоэмы фиванского цикла не дошли до нас, но известно, что они существовали.

 

[102]јрхеологи дел€т историю древнего  рита на три периода: раннеминойский (от имени ћиноса) Ц 3000‑2200 гг. до н.э., Ц среднеминойский Ц 2200‑1600 гг. до н.э. Ц и позднеминойский Ц 1600‑1100 до н.э.  аждый из периодов расчлен€етс€ на три подпериода. ѕоздний ћиной III Ц приблизительно 1550‑1350 гг. до н.э.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 315 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

1406 - | 1371 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.054 с.