Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јрнольд “ойнби и постижение истории 3 страница




 

[33]¬ладыка государства ¬еликих ћоголов ƒжелал ад‑ƒин јкбар (1542‑1605, прав. с 1556) в стремлении сплотить свое многонациональное и поликонфессиональное государство, проводил политику самой широкой религиозной терпимости. а затем объ€вил о введении сконструированной им Ђбожественной верыї, представл€вшей смешение ортодоксального ислама, вероучени€ исламских сект и элементов многоразличных религий туземного населени€: венчал новую веру сам государь, объ€вленный земным воплощением единого Ѕога. ƒл€ строительства мавзоле€ своего отца ’умаюна јкбар привлек италь€нских мастеров, при его дворе были художники из европейских стран, в р€де миниатюр той эпохи просматриваетс€ знакомство местных мастеров с гравюрами ƒюрера. ¬идимо, синкретические устремлени€ јкбара, про€вившиес€ в религии, распростран€лись и на искусство.

 

[34]¬ 664 г. в г. ”итби на английском побережье —еверного мор€ собралс€ синод английской церкви, на котором сошлись римские миссионеры во главе со св. јвгустином и миссионеры ирландские. ‘ормально целью синода было урегулирование обр€довых разногласий (форма тонзуры, день праздновани€ ѕасхи). Ќа деле же речь шла о том, каким путем пойдет английска€ церковь. »рландска€ церковь (ее воззрени€, которые ј. “ойнби полагает элементом неразвившейс€ дальнезападной христианской цивилизации, никогда не были догматически оформлены) представл€ла собой довольно рыхлое собрание отшельников и брод€чих проповедников, иногда в епископском сане, группировавшихс€ вокруг бедных монастырей: приходска€ организаци€ среди мир€н вообще отсутствовала. –имска€ же церковь, победивша€ на этом синоде, €вл€лась мощной централизованной иерархической структурой.

 

[35]¬ 1934 г., когда вышли в свет первые три тома Ђѕостижени€ историиї, в мире насчитывалось 72 независимых государства, не счита€ многочисленных колоний. протекторатов и мандатных территорий, в том числе 61 полностью независимое государство (среди них и не существующие ныне, как ѕрибалтийские республики), п€ть британских доминионов (видимо, именно эти полигические образовани€ включены в число 66 государств), п€ть карликовых государств ≈вропы вроде Ћихтенштейна или јндорры, находившихс€ в таможенных и дипломатических союзах с близлежащими державами, »сланди€, св€занна€ личной унией с ƒанией, и “ибет, формально пребывавший под весьма неопределенным верховным сюзернитетом  ита€, а фактически под британским протекторатом. “рудно сказать, какие государства ј. “ойнби относит к тем, что не имели св€зей с —оединенным королевством: скорее всего, в их число вход€т по крайней мере ———–, ћонгольска€ Ќародна€ –еспублика и “увинска€ Ќародна€ –еспублика (с 1944 “увинска€ автономна€ область и составе –—‘—– с 1961 “увинска€ ј——–)

 

[36]»меютс€ в виду јвстралийский союз и Ќова€ «еланди€.

 

[38]

—амое крупное из основанных германцами в начале средних веков государств франкское Ц выросло из небольшого королевства салических франков, где правила династи€ ћеровингов, созданна€ в первой половине V в.  лодионом (’лойо) ¬олосатым (династи€ получила название по имени сына  лодиона, полулегендарного ћерове€).

 

[37]јнгли€ ни в какой мере не входила в состав ‘ранкского королевства. „то же касаетс€ »талии, больша€ часть которой была захвачена германским народом лангобардов (название области в —еверной »талии Ц Ћомбарди€ произведено от имени этого народа) в 568 г., то созданное ими королевство было завоевано  арлом ¬еликим в 774 г. ѕосле распада империи  арла некоторые его потомки по разным лини€м были корол€ми »талии до 888 г. и в 894 г. ¬ 951 г. »таль€нскую  орону, бывшую предметом вожделений различных италийских и внеиталийских владетелей, прин€л германский король ќттон I (912‑973, король с 936, император с 962) из —аксонской династии. — тех пор до XIX в. —в€щенна€ –имска€ импери€ и ее наследница јвстро‑¬енгри€ продолжали претендовать то на всю »талию, то на северную часть ее, но власть »мперии всегда рассматривалась на јпеннинском полуострове как внешн€€.

 

[38]“ермин Ђ‘ранкиї как племенное название исчез в ≈вропе еще в ’ в., т.е. задолго до конца средних веков (ј. “ойнби вообще не приемлет традиционного разделени€ на древнюю, средневековую и новую историю, ибо такое членение противоречит его концепции отдельных цивилизаций), но продолжал существовать кое‑где до XIX в. в значении Ђевропейцыї на ¬остоке, как христианском (редко, чаще Ђлатин€неї), так и мусульманском.

 

[прим5]

Ќазвание Ђправославно‑христианскоеї более правильно, поскольку это общество, в отличие от «ападного сохран€ло религиозную ло€льность как основной принцип социального единства.

 

[39]јридиа€ (от лат. aridus Ц Ђсухойї) зона Ц область засушливого климата, зона сухих степей, полупустынь и пустынь.

 

[прим6]

Ќо не Ђиндийскоеї, так как оно выходит за границы континентальной »ндии, например »ндонезийский архипелаг (о. Ѕали), между тем как в »ндии существует и мусульманское общество.

 

[40]¬ »ране и —редней јзии до арабского завоевани€ и прин€ти€ ислама господствующей религией был зороастризм.

 

[41]¬ I в. н.э. буддизм разделилс€ на два течени€‑хина€ну (Ђћалую колесницуї или, в иной интерпретации, Ђузкий путьї) и маха€ну (ЂЅольшую колесницуї или Ђширокий путьї). —торонники первого течени€ считают Ѕудду образцом и идеалом поведени€, но обычным человеком, отличным от остальных тем, что он открыл путь спасени€. ƒостижение нирваны (трудноопределимого высшего состо€ни€, характеризующегос€ прекращением всех желаний и разрывом цепи перерождений) возможно, по учению хина€нистов. дл€ каждого человека, но исключительно путем личных усилий. ¬ маха€не же Ѕудда приобретает черты высшего божества, спасител€ мира: в деле достижени€ нирваны возможны посредники‑бодхисатвы (личности, получившие благодар€ св€той жизни возможность перейти в нирвану еще при земном существовании, но остающиес€ в миру, чтобы помочь верующим) и Ц шире вообще духовенство, отсутствующее в хина€не, где признаетс€ лишь монашество, преданное только делу личного спасени€. ¬ маха€не в отличие от хина€ны практикуетс€ пышный культ Ѕудды и бодхисатв. ¬ насто€щее врем€ в мире насчитываетс€ около 250 млн. буддистов.

 

[42]Ќаименование религии Ц джайнизм происходит от прозвища ее основател€ ћахавиры ¬адхарманы‑Ђƒжинаї, т.е. Ђпобедительї. —уществовавший и существующий только в »ндии джайнизм близок к хина€нистскому буддизму, но отличаетс€ более ригористическими требовани€ми.

 

[43]Ёкуменический (ойкуменический) Ц здесь: вселенский, всемирный.

 

[44]ѕосле смерти сына и наследника  арла ¬еликого императора Ћюдовика Ѕлагочестивого (778‑840, император с 814) его сыновь€ вступили в борьбу между собой. ¬ерденский договор закрепил раздел »мперии.

 

[45] ороль ”эссекса Ёкберт (802‑839, король с 825) соединил все англосаксонские королевства под своей гегемонией, но не объединил их в одно государство.

 

[46]–имским валом называют систему укреплений, пересекающих ¬еликобританию от усть€ р. “айн, до зал. —олуэй‑‘ерт. ќна была воздвигнута по приказу императора јдриана (стена јдриана) в 122‑124 гг. дл€ защиты от набегов с севера. ќк. 140 г. к –имской Ѕритании были присоединены территории к северу от стены јдриана и воздвигнута нова€ стена от зал. ‘орт‑оф‑‘ерт до усть€ р.  лайд (стена јнтонина). ќна была оставлена в 183 г. после успешного восстани€ местных племен, и до ухода римл€н северной границей их владений оставалась стена јдриана.

 

[47]¬ 778‑810 гг.  арл ¬еликий совершил р€д походов в »спанию и распространил свое вли€ние до усть€ р. Ёбро: впрочем, собственно владени€ его королевства доходили только до Ѕарселоны. ¬ XIII в. резко ускорились процессы отвоевани€ испанскими государствами земель у мавров (реконкиста). ќсобую активность в этом про€вл€ла  астили€, самое сильное из этих государств. –асположенные в долине √вадалквивира —евиль€ и  ордова пали соответственно в 1236 и в 1241 гг., устье реки оказалось в руках кастильцев в 1260 г. —евиль€ впоследствии стала центром испанской экспансии в Ќовый —вет.

 

[48] арл ¬еликий присоединил к своим владени€м —аксонию (772 804), бывшую тогда областью, заселенной €зыческими германскими племенами, и насильственно христианизовал ее. —кандинавские страны прин€ли христианство на рубеже ’‑’I вв., ѕольша Ц в 966 г. –осси€ включила в свои владени€ ƒальний ¬осток еще в XVIII в. «емлепроходец ». ё. ћосквитин достиг берегов “ихого океана (ќхотского мор€) в 1639 г. «аселение этих районов русскими происходило в XVIIIЦXIX вв.: христианизаци€ же аборигенного населени€, начавша€с€ еще в XVII в. полностью не закончилась до 1917 г.

 

[49]»меетс€ в виду экономическа€ экспанси€ североиталь€нских государств, в первую очередь ¬енеции, по јпеннинскому полуострову, а не политические завоевани€. „то же касаетс€ крестовых походов XIЦXIII вв., то их €вной целью было овладение √робом √осподним и создание в ѕалестине западнохристианского государства. ќсновной силой крестоносцев было рыцарство (в большинстве Ц французское), но морской транспорт и финансовое обеспечение предоставл€ли италь€нские государства, в основном та же ¬енеци€. ¬о врем€ IV крестового похода, когда крестоносцы вмешались в династические распри в  онстантинополе и захватили в конечном счете ¬изантийскую империю, создав т.н. Ћатинскую империю (название дано позднейшими историками), то 3/8 (Ђодна четверть и одна восьма€ї) территории бывших византийских владений отошли к ¬енецианской республике.

 

[50]¬енецианцы контролировали торговлю с ≈гиптом, из которого караванные пути вели до »ндии. Ќо до поездки ћарко ѕоло (ок. 1254‑1324), который в 1271‑1275 гг. добралс€ до  ита€, прожил там семнадцать лет и в 1292‑1295 гг. вернулс€ на родину, побывав в р€де стран ёго‑¬осточной јзии, венецианских купцов на ¬остоке не было. ¬ конце XV в. окрепша€ ќттоманска€ импери€ перекрыла торговые пути из ≈вропы в  итай и »ндию.

 

[51]Ќекоторые англосаксонские короли именовали себ€ императорами, но это было скорее почетное прозвание, нежели реальный титул.

 

[52]ѕо терминологии ј. “ойнби. Ђмеждуцарствиеї Ц промежуток от гибели одной цивилизации до рождени€ другой. «десь Ц период от начала вторжений варваров в –имскую империю до окончательного складывани€ варварских королевств в ≈вропе (последнее лангобардское Ц образовалось в начале VII в.) и перехода варваров из арианства в католичество (кроме франков, уже обращенных в ортодоксальную веру).

 

[53]¬ойна с √аннибалом (¬тора€ ѕуническа€ война) в 218‑201 гг. до н. э. не привела к активной экспансии –има на северо‑запад, если не считать присоединени€ ÷изальпийской √аллии, т. е. бассейна р. ѕадуса (ѕо) от јльп до известного –убикона (причем часть этих земель была захвачена позднее, во II в. до н.э.), и »спании (северо‑западом по отношению к –иму ѕиренейский полуостров считаетс€ потому, что дорога туда из »талии вела сначала на северо‑запад), полностью покоренной лишь во II в. н.э. ¬ целом же до 58‑55 гг. до н.э. до походов ÷езар€, приращение территории –има шло в юго‑восточном направлении: на Ѕалканах и в ћалой јзии. „то же касаетс€ эпохи јвгуста и более поздних времен, активность завоеваний действительно снизилась, ибо возможности государства были исчерпаны. »сключение составили –имска€ Ѕритани€, завоевание которой началось еще при ÷езаре, а закончилось в 43‑44 гг. н.э., и ƒаки€, область к северу от ƒуна€, покоренна€ в 107 г. н.э. »мпери€ расшир€лась за счет административного подчинени€ ранее зависимых государств, а военные действи€, если не считать восстаний и междоусобиц, сосредоточились на границе с ѕарф€нским царством на ¬остоке, причем многовекова€ война не принесла успеха ни одной из сторон.

 

[прим7]

¬ римском значении слова, это люди, за которыми по переписи не числилось никакого имущества, кроме детей (proles), отсюда Ђпролетарииї Ц те, которые не чувствуют никаких об€зательств по отношению к своей социальной группе.

 

[прим8]

Gibbon ≈. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire, Ch. LXXXI.

 

[54]ѕо мнению знаменитого английского историка Ёдуарда √иббона (1737‑1794), выраженному в его Ђ»стории упадка и разрушени€ –имской империиї. –им погубили варвары и христианство. ј. “ойнби солидаризируетс€ с этими взгл€дами, равно как и с иде€ми римских историков и моралистов о том, что беды –има начались после победы над √аннибалом, когда хлынувша€ в √ород добыча привела римл€н к забвению нравов предков, к разврату и изнеженности. ƒл€ английского ученого характерен взгл€д на историю как бы с птичьего полета: поэтому рост вли€ни€ христианской церкви, возникшей никак не ранее I в.н.э., есть следствие победы над √аннибалом в III в. до н.э. –азрыв между датами ¬торой ѕунической войны и временем первого вторжени€ варваров в »талию в 114‑101 гг. до н.э. вообще не замечаетс€ и т.п.

 

[55]¬ ¬осточной √рузии (»верии. иначе Ц  артли) христианство официально было прин€то в 337 г., в «ападной (Ћазике) Ц в 523 г. (первым христианским государством на  авказе была јрмени€, крещенна€ в 301 г., но арм€не‑монофизиты и потому исключены ј. “ойнби из пределов православной цивилизации). јлани€, область в ѕредкавказье, населенна€ аланами Ц народом иранского происхождени€, сначала кочевниками, а с V в. оседлыми земледельцами, Ц прин€ла христианство от ¬изантии еще в V ‑VI вв. ¬еликой (евразийской) степью называют обычно полосу степей и полупустынь от ѕричерноморь€ до «абайкаль€.

 

[прим9]

ѕримечательно, что Ћев III »савриец* Ц первый выдающийс€ государственный де€тель православного христианства, начал свою карьеру в јлании, где оставил заметный след. Ќе исключено, что он хотел расширить экспансию, но его отозвали дл€ организации защиты православного христианства от последней угрозы ќмей€дов**  онстантинополю в 717 г. ќставшуюс€ жизнь он посв€тил решению двух задач: во‑первых, эвокации*** призрака –имской империи и, во‑вторых, развитию религиозного движени€, не вполне точно названного Ђиконоборчествомї ****.

*Ћев III из —ирийской (ранее ее неверно называли »саврийской) династии (ок. 675‑741) захватил власть в  онстантинополе в 717 г. ¬ том же году мощные арабские арми€ и флот подошли к столице »мперии. Ѕлагодар€ энергии императора и мужеству защитников √орода осаждающие были разбиты в 718 г.

**ќмей€ды Ц династи€ арабских халифов в 661‑750 гг., потомки правителей доисламской ћекки из рода ќмей€ племени курейш. к которому принадлежал и ћухаммед. —толицей ќмей€дов был ƒамаск, опорой Ц военна€ знать, возвысивша€с€ в результате первых завоеваний ислама, особенно в —ирии и ≈гипте.

***Ёвокаци€ (от лат. evocatio Ђпризываниеї): в ƒревнем –име Ц обр€д, заключающийс€ в обращении к богам враждебного народа с предложением оставить этот народ и перейти на сторону римл€н, которые об€зуютс€ установить службу этим богам: в терминологии ј. “ойнби‑попытка обращени€ к традици€м предшествующей цивилизации.

****»коноборчеством в широком смысле называют направление в христианстве. выступающее против культа икон Ц от ересей IV в. до протестантизма XVI в. ¬ узком смысле Ц религиозное движение VIIIЦIX вв. в ¬изантии. ќтдельные выступлени€ против поклонени€ иконам были в јрмении и ћалой јзии в VII Ц нач. VIII в., возможно, под вли€нием ислама, запрещающего любое изображение Ѕога. »коноборчество было признано официальным учением на —оборе 754 г., не признаваемом православной ÷ерковью действительным, затем осуждено на —едьмом (¬тором Ќикейском) ¬селенском —оборе 787 г. и, после кратковременных успехов, окончательно запрещено в 843 г.

 

[56]¬ созданном хазарами Ц кочевым народом тюркского происхождени€, государстве. занимавшем в кон. VII Ц нач. VIII в. —еверное ѕричерноморье, а с середины VIII в. Ц ѕодонье и Ќижнее ѕоволжье, государственной религией был восприн€тый на рубеже VIIIЦIX вв. от еврейских миссионеров иудаизм. ¬прочем. его вли€ние ограничивалось двором монарха‑кагана Ц и высшей знатью; р€д областей каганата был христианизирован византийцами в VIII в., в городах был попул€рен ислам, а значительна€ часть хазар придерживалась традиционных верований.  онец существованию хазарского государства, достаточно ослабевшего от набегов венгров и печенегов, положил поход русского кн€з€ —в€тослава в 965 г.

 

[57]¬ середине VII в. в ѕрикубанье распалс€ союз кочевых тюрских болгарских племен, причем часть их переселилась на Ѕалканы, где они образовали собственное государство, быстро ассимилировавшись среди местных слав€нских племен, передав им свое название. ƒруга€ часть болгар‑белые болгары Ц в нач. VIII в. переселилась в район —редней ¬олги и Ќижней  амы. где создали свое кн€жество Ц т.н. ¬олжскую Ѕолгарию. ¬ 1021 г. местный правитель прин€л ислам и признал себ€, правда чисто символически, вассалом арабского халифа. ¬ 1235‑1236 гг. ¬олжска€ Ѕолгари€ была уничтожена монголо‑татарским войском.

 

[58]’ан дунайских болгар Ѕорис I (ум. 907. прав. 852‑ 889), прин€л в 865 г. (или 864?) христианство по восточному обр€ду. “ак как в 863 г. произошел временный разрыв между «ападной и ¬осточной церквами, то кн€зь (так он стал именоватьс€) пыталс€ лавировать между ними, чтобы не впасть в политическую зависимость вместе с церковной. ¬ 866‑870 гг. в Ѕолгарии действовало латинское духовенство. ¬ 879‑880 гг. Ѕорис, опира€сь на –имский престол, объ€вил болгарскую церковь автокефальной, то есть независимой.

 

[59]–остислав, кн€зь ћоравский (в IX в. образовалось западнослав€нское государство от р. ¬лтавы на северо‑западе до р. ƒравы на юге. т. н. ¬еликоморавска€ держава), в 846‑870 гг. стрем€сь стр€хнуть зависимость от ¬осточно‑‘ранкского (√ерманского) королевства, обратилс€ к ¬изантии с предложением церковно‑политического союза. ¬ ћоравию были посланы брать€ ћефодий (820‑885) и  онстантин (ок. 826‑869, в нач. 869 г. прин€л постриг под именем  ирилла) дл€ введени€ богослужени€ на слав€нском €зыке по восточному обр€ду: дл€ этого и были создана знаменита€ азбука и предприн€т перевод ѕисани€ на слав€нский €зык. ƒе€тельность братьев в ћоравии и подвластной ей ѕаннонии. населенной тогда слав€нами, протекала в борьбе с латинским духовенством, и после смерти ћефоди€ его ученики были изгнаны из страны. ќ де€тельности братьев в Ѕогемии („ехии) ничего не известно, тем более что выделилась она из ¬еликой ћоравии лишь в 895 г.

 

[60]¬ начале IX в. принадлежащий к финно‑угорской €зыковой группе народ венгров (мадь€р), кочевавший в предгорь€х ”рала, двинулс€ на запад и зан€л часть —реднедунайской равнины, называемую ныне —тепным јльфЄльдом. откуда венгры совершали набеги на «ападную ≈вропу. ѕерейд€ к оседлости. они образовали ¬енгерское кн€жество.  н€зь —тефан (»штван) I (ок. 970‑1038, кн€зь с 997) прин€л в 997 г. христианство, а в 1000 г. венчалс€ королевской короной.

 

[61]ѕосле завоевани€ »талии лангобардами часть ее. в частности јпули€,  алабри€ и —ицили€, осталась в руках ¬изантии. ѕосле захвата »талии  арлом ¬еликим на юге сохранились мелкие более или менее независимые лангобардские кн€жества. ¬ VIII в. арабы зан€ли —ицилию и беспрестанно тревожили берега јпеннинского полуострова морскими набегами. ¬изанти€ пыталась отразить эти набеги и даже расширить свои владени€ за счет лангобардских кн€жеств, а также отвоевать —ицилию, но, кроме кратковременного успеха в 1038‑1040 гг., безуспешно. “ем временем ок. 1030 г. на юг полуострова начинают проникать выходцы из Ќормандии, один из которых, –айнульф, стал даже графом южноиталь€нского г. јверсы. ƒругой норманн, –обер √вискар (т.е. ’итрец) (1015‑1085) в 1046‑1071 гг. завоевал всю ёжную »талию, включа€ византийские владени€, а его брат –ожер (ум. 1101) —ицилию в 1061‑1091 гг. сын последнего. –ожер II(1098‑1154, граф —ицилии с 1101), прин€л в 1130 г. титул корол€ —ицилии, а позднее установил свое верховенство и над остальными владени€ми норманнов (полное объединение произошло уже при наследниках –ожера). Ќорманны всегда были сторонниками, правда весьма строптивыми, папства в борьбе с »мперией.

 

[62]“радиционна€ дата крещени€ –уси Ц 988 г. но ј. “ойнби резонно полагает, что столь существенный переворот не мог быть единовременным событием, и потому отводит христианизации русских земель не одно дес€тилетие.

 

[63]¬идный богослов, философ, писатель, эрудит и поклонник јнтичности ‘отий (между 810‑828 Ц между 891‑897) был патриархом  онстантинопольским дважды: в 857‑867 гг. и 877 886 гг., Ц причем первый раз он был возведен на патриаршью кафедру пр€мо из мир€н. –азногласи€ с –имским престолом, в первую очередь о папском верховенстве и церковной юрисдикции Ѕолгарии, привели в 862 г. к взаимному отлучению папы Ќикола€ I и ‘оти€. »мператор ¬асилий I ћакедон€нин (ок. 836‑886. император с 867) сместил и отправил в ссылку патриарха как бы в виде уступки –иму. Ќа деле ‘отий вызвал раздражение власти тем, что стремилс€ ограничить императорский деспотизм и возвысить церковь над государством. ѕомимо того, борьба за патриарший престол питалась интригами придворных партий, что привело и к возвращению ‘оти€. и к его повторному смещению и ссылке императором Ћьвом VI ћудрым (886‑912, император с 886).

 

[64]јббасиды Ц династи€ арабских халифов, потомков јббаса. д€ди ћухаммеда, пришедша€ к власти в 750 г. в результате гражданской войны. ќпира€сь на »ран, обладавший древними этатистскими традици€ми, јббасиды превратили халифат, столица которого была перенесена из ƒамаска в Ѕагдад, в общемусульманское государство с развитым бюрократическим управлением, с пышным двором. ¬ представлени€х потомков начало правлени€ этой династии. особенно царствование вошедшего в легенды ’арун ар‑–ашида (763 или 766‑809, халиф с 786), было периодом наибольшего могущества халифата. Ќа деле первые симптомы распада про€вились уже при восшествии на престол первого јббасида: отпала »спани€, где утвердилс€ единственный уцелевший представитель предшествующей династии ќмей€дов.   концу VIII в. начали отдел€тьс€ и другие области. ¬ 945 г. Ѕагдад захватили Ѕунды Ц династи€ правителей «ападного »рана и »рака. ѕо€вились соперничающие халифы в »спании и ≈гипте. Ќо дл€ большинства мусульман аббасидские халифы оставались почетными духовными главами всех мусульман, хот€ бы и безвластными.  онцом династии считаетс€ 1258 г., когда монголы завоевали Ѕагдад и убили наместника пророка. ѕравда, одному из его родни удалось бежать в ≈гипет, где местный правитель, султан Ѕейбарс, провозгласил его халифом. “ень тени власти оставалась за јббасидами до 1517 г., когда ≈гиптом завладели турки.

 

[65]”казанные выше событи€ разновременны. ¬ конце ’ в. тюркские племена огузов. обратившиес€ в ислам, начали нашествие на запад, предводительствуемые потомками хана —ельджука. ¬ 1035 г. они завладели —редней јзией, в 1055 г. Ц ћесопотамией, в 1070 г. —ирией и ѕалестиной, в 1071 г., после битвы с византийцами при ћанцикерте в јрмении, Ц ћалой јзией. Ќа рубеже XI и XII вв. —ельджукское государство распалось ввиду внутренних распрей и натиска крестоносцев. Ѕерберские племена, аборигенные народы —еверо‑«ападной јфрики, прин€ли ислам от арабских завоевателей на рубеже VII ‑VIII вв., но оставались достаточно независимыми от правителей халифата. ј. “ойнби, видимо, имеет здесь в виду јльморавидов (от араб. Ђалмурабитунї‑Ђживущие в обителиї), династию правителей —еверной јфрики и »спании (сер. XI в.‑1146). пришедших к власти, объединив кочевые берберские племена, и сменивших их јльмохадов (от араб. Ђалмувахиддунї‑Ђутверждающие единствої), правивших в —еверной јфрике в 1121‑1269 гг. (фактически с 1145), а в »спании Ц в 1146‑1223 гг. и опиравшихс€ на оседлых берберов ћарокко. Ёти последние движени€ были не столько национальными, сколько религиозными Ц борьбой за чистоту ислама. јравийские же кочевые племена играли очень незначительную роль в истории халифата, если не считать начального периода и движени€ карматов Ц радикальной секты с эгалитаристскими устремлени€ми, создавшей в 874 г. в ёго‑¬осточной јравии государство, просуществовавшее до нач. XVI в.; но кроме отдельных рейдов в ћесопотамию, де€тельность этого государства не выходила за пределы полуострова. ¬ообще распад халифата происходил не только под действием миграций варваров, но и от внутренних причин.

 

[66]ƒекан Ц плоскогорье на юге »ндостана. Ѕольшинство населени€ этого региона составл€ют индуисты, но многие кн€жества там управл€лись мусульманскими династи€ми.

 

[67]ќкс и яксарт Ц древние названи€ јму‑ƒарьи и —ыр‑ƒарьи.

 

[68]Ўерифы Ц титул потомков родни ћухаммеда, здесь Ц шерифска€ династи€ јлавитов. прав€ща€ в ћарокко с XVI в.

 

[69]–аскол между указанными течени€ми в исламе наметилс€ сразу после смерти ћухаммеда в 632 г. и обозначилс€ в сер. VII в., притом по чисто политическим причинам. ќдна из групп настаивала на том, что халиф должен избиратьс€ из рода курейш всей общиной и об€зан руководствоватьс€ в своей де€тельности согласным мнением этой общины и главное  ораном (Ђречью јллахаї) и сунной Ц не вошедшими в св€щенную книгу мусульман высказывани€ми (хадисами) пророка, бытовавшими первоначально изустно. ќтсюда и название Ц сунниты. »х противники настаивали, что повелитель правоверных мог происходить лишь из ближайших родственников основател€ ислама и передавать власть по наследству, ибо его права определ€ютс€ существующей в Ђдоме пророкаї особой духовной силой, несущей благоденствие люд€м и обеспечивающей правильное толкование  орана. ќни группировались вокруг двоюродного брата ћухаммеда јли ибн јбу‑“алиба. женатого на дочери пророка ‘атиме (ок. 605 633), и называли себ€ Ђпарти€ (араб. Ђши€ї) јлиї отсюда Ђшиитыї. јли был избран халифом в 656 г. но далеко не все правоверные признали его, и в результате разгоревшейс€ гражданской войны јли был убит в 661 г. ≈го приверженцы образовали особое направление в исламе, распавшеес€ со времен на множество сект, иные из которых весьма далеко отошли от ортодоксального мусульмансгва: јли или те или иные его потомки превратились в воззрени€х этих сект в некие божества, в спасителей (араб. Ђмахдиї‑Ђмесси€ї), которые исчезли, но должны вернутьс€ и установить царство верных. ≈ще в VIII в. один из несомненных потомков јли јдрис ибн јбдаллах основал династию в ћарокко, окончательно низвергнутую в 974 г.; ‘атимиды (сомнительные потомки дочери пророка) в 909 г. захвагили власть в “унисе, а в 972‑1171 гг. правили в ≈гипте в качестве халифов. Ўиитские династии властвовали над —еверо‑«ападным »раном, с 864 г. по сер. XII в., а в …емене с 860 по 1962 г.: в »ране шиизм €вл€етс€ официальной религией с нач. XVI в. по сей день. ¬сего шиитов ныне около 70 млн. из приблизительно 800 млн. мусульман.

 

[70]»смаил —ефеви (1487 1524) был потомком суфийскою (суфии, от араб. Ђсуфї‑Ђшерст€ной плащї, мистико‑аскетическое направление в исламе, возникшее в VIIIЦIX вв.) шейха (здесь: руководител€), основател€ религиозного ордена —ефевие‑—ефи ад‑дина »схака (1254‑1334): в кон. XIV в. члены этого ордена примкнули к шиизму. »смаил со своими сторонниками разбил порознь войска двенадцати враждующих между собой мелких государств. на которые в XIV в. распалс€ »ран, и объединил страну, основав династию. правившую с 1502 по 1756 г. »смаил сделал шиизм официальной религией. а персидский €зык (фарси) Ц государственным. ¬прочем, фарси был €зыком культуры, особенно поэзии, и дипломатии в средневековых государствах, в т.ч. тюрко€зычных, —редней јзии и —еверной »ндии и до этого.

 

[71]  началу правлени€ —елима I √розного (1467 или 1470‑1520. султан с 1512) ќсманска€ импери€ занимала ћалоазийский и Ѕалканский полуострова. ¬ 1514 г. в битве при „алдыране в јрмении войска —елима разбили армию »смаила —ефеви, но не развили успеха, зан€в лишь  урдистан. ¬ 1516 г. турками была завоевана —ири€, в 1517 г. ≈гипет и ’иджаз (область на аравийском побережье  расного мор€). ѕреемником —елима стал в 1520 г. —улейман I ¬еликолепный («аконодатель) (1495‑1566). ¬ его правление были присоединены »рак, …емен, больша€ часть √рузии и јрмении в јзии. јлжир и “риполитани€ Ц в јфрике, зан€т Ѕелград, захвачен о. –одос, оккупирована основна€ часть ¬енгрии в ≈вропе. ¬ этот период »мпери€ османов достигла наибольшего могущества, хот€ некоторые прибавлени€ происходили и позднее. “ак что и после 1500 г. “урци€ продолжала движение на северо‑запад вплоть до осады ¬ены в 1687 г. ¬осточна€ же граница турецких владений окончательно установилась в 1636 г., когда ќсманска€ импери€ отдала »рану ранее завоеванные ¬осточную √рузию и јрмению, јзербайджан и часть  урдистана.

 

[72]ћамлюки (араб. Ђневольникиї) Ц воины‑рабы, составл€вшие гвардию египетских султанов династии јйюбидов в XIIЦXIII вв. Ѕыстро превратились в военно‑феодальную элиту страны. ¬ 1250 г. захватили власть и объ€вили своего предводител€ ћустафу  утуза султаном. ѕоследний мамлюкский султан “уман‑бей был повешен на воротах  аира в 1517 г. при вступлении в город турецкого султана —елима I. ќднако мамлюки оставались прав€щей группой в ≈гипте, и их вожди (деи) были фактическими правител€ми страны с 1718 по 1798 г. когда они потерпели поражение от Ќаполеона. ѕосле зан€ти€ ≈гипта англичанами в 1801 г. и передачи его туркам мамлюки снова претендовали на власть. Ќо в 1805 г. турецким наместником (пашой) ≈гипта причем достаточно независимым от ќттоманской империи Ц стал албанец по происхождению ћухаммед јли (1769‑1849). лавировавший между турками и мамлюками, опира€сь на войско из своих соотечественников. ¬ 1811 г. он приказал перебить всех бывших в стране мамлюков (ок. 5 тыс. их семьи и слуг никто не считал), избавившись, таким образом, не только от их претензий на власть, но и от них самих.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 271 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1465 - | 1433 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.037 с.