Настоящий живописец вовсе не старается сделать в картине железо, но благодаря гармонии тонов и найденности общего тона, благодаря тому, что каждый тон попадает на свое место, получается правильное изображение материала.
Художник берет тон, мажет лицо, платье, а получается, что платье шелковое, а лицо телесное, потому что он верно попал и в общий тон, и в цвет, и в общую гармонию цветов. Тогда и выходит по словам Делакруа: «Дайте мне грязь, и я напишу солнце». Тогда художник, изображая блондинку с золотистыми волосами, сидящую в глубине темной комнаты, напишет ее волосы не желтым кроном с белилами, а каким-то темно-грязном цветом, фузой. Получится блондинка с золотистыми волосами.
Общий тон
Общим тоном называется та степень темноты, та светосила цветов, которой подчинена вся картина в целом. Общий тон серого дня- один, а общий тон солнечного дня- другой. В комнате общий тон другой, и он тоже меняется в зависимости от освещения на улице. Отсюда и получается многообразие тонов, многообразие гаммы в картинах больших художников.
Возьмем картину И.Е. Репина «Крестный ход». Какое в ней солнце, как она сильна и звучна. Сравним с картиной «Арест», какая она темная. Там разорванные листы бумаги, которые белеют на полу, написаны не белилами, а «чернилами», а получилась белая.
Тон «Крестного хода» с тоном «Ареста» очень разнится, там и цвет другой, солнечный, а здесь цвет темный, чувствуется, как давит потолок.
Художник, умеющий передать общий тон, сильнее художника, который выписал все детали, сумел соблюсти все нюансы, а в общий тон не попал. Общий тон- вот главное, о чем нужно думать. Несмотря на все перечисленные элементы живописи, картина может быть и не живописной, если не учесть самого главного- значение и влияние общего тона, т.е. общего светового состояния картины. от верной передачи светосилы взятого момента зависит и передача материала. Не отделка мелких деталей, а верный тон решает материал предметов. Если передать угаданном тоном предмет при общем верном тоне, то обеспечена видимая материальность предмета. Верно взятый тон освобождает художника от выработки деталей, дает глубину картине, размещает предметы в пространстве. Живописным можно назвать только такое произведение, в котором уловлен, найден общий тон и верны отношения между тонами отдельных предметов и частей картины.
Камертон в живописи
Репин и особенно Суриков часто в своих картинах писали горящие свечи, т.к. они помогали им наиболее точно передавать тона предметов и находить общий тон. Чтобы убедиться в том, насколько верно почувствовали лучшие русские живописцы общий тон, следует пройтись по залам Третьяковской галереи, прикладывая листочек белой бумаги к светлым местам их произведений. Все это говорит о том, что при определении художественного качества живописных работ в первую очередь необходимо обращать внимание на верность общего тона, на общую правдивость и точность передачи природы.
Верность общего тона и верность отношений между отдельными предметами в картине позволяет художнику без излишней детализации точно передавать общее состояние природы, правильно расставлять предметы в пространстве, убедительно передавать их материал, то есть передавать на полотне подлинную жизнь.
О палитре художника
Работая над пейзажем с натуры, берутся несколько сдержаннее тона, чем они есть в природе, никогда не используется полностью диапазон палитры от белил до самого глубокого темного тона. Нельзя сразу начинать работать с самых звонких напряженных тонов. Поэтому нужна известная сдержанность, неполное напряжение в тоне всегда выгоднее и в нужный момент его всегда можно усилить, чтобы нанести цветовой удар. Где-то нужно использовать силу белил, чтобы дать светящееся место, или положить глубокий темный тон, чтобы все остальное казалось светлее. Преждевременное использование диапазона палитры, загроможденность палитры множеством тонов пользы не приносит. Нужно скупее расходовать те средства, которыми обладаем, чтобы легче разобраться потом в цветовой гамме и все объединить в одно целое. Этюд нужно вести осмотрительно, на сдержанной палитре, используя в отдельных случаях яркие тона. Эти яркие и звучные тона на серой сдержанной гамме будут играть, как драгоценные камни. Если вся палитра выложена на холст, то все в этюде горит одинаково, все ярко, все тона кричащие, а выразительности и правды- никакой.
У большого мастера мы часто видим очень скромную палитру, но зато произведение поражает своей красочностью. В Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина есть небольшая картина художника Фортуни «Любители гравюр». На первом плане картины изображена фигура в голубом шелковом камзоле. Если всмотреться в живопись, можно увидеть, что этот голубой шелк почти не писан голубой краской. Там всевозможные тона – и розовый, и серый, и только кое-где тронуло звучащим голубым тоном, но впечатление, что это ярко- голубой камзол. Вот умелое использование средств живописи.