Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕроблема трансформации государства и права в услови€х глобализации.




√лобализаци€ Ц это унификаци€ мира в политико - правовой, экономической и культурной сферах на основе эталона западной цивилизации с целью формировани€ мирового правительства. √лобализаци€ основываетс€ на сознании взаимозависимости и даже единства интересов государственных и общепланетарных, региональных структур и всей мировой цивилизации, потребностей отдельной личности и всего человечества в целом. ¬ 21 веке глобализаци€ в значительной степени определ€ет стратегию мирового развити€ и оказывает огромное вли€ние на гражданское общество. » это закономерно, ибо человечество вступило в эпоху, когда впервые в истории встал вопрос о выживании человечества. √лобализаци€ влечет существенное расширение взаимозависимости национальных и тотальных интересов. ¬месте с тем глобализаци€ €вл€етс€экономическим или технологическим процессом, но и отражает политические, социальные, культурные трансформации. ¬ центре внимани€ - угрозы глобального пор€дка, в числе которых - экологические катастрофы, терроризм, наркомани€, эпидемии и т.д. Ќовообразовани€ св€заны с за€влением неотъемлемого права граждан участвовать на самоуправленческих началах в фактическом прин€тии решений. Ѕезусловно, в услови€х глобализации уменьшаетс€ управленческий потенциал государства, особенно на уровне макроэкономики. ќднако, сохранение роли государства не подлежит сомнению. –оль государства не уменьшаетс€, а обеспечивает услови€ дл€ эффективного международного управлени€ через сотрудничество с субъектами политики. Ќациональное государство может быть монархическим, автократическим, авторитарным, демократическим, либеральным. ќт характера реализуемой власти не зависит содержание функций, которые предъ€вл€ютс€ к нему со стороны глобализирующегос€ мира. » национализм, и демократи€ требуют гражданской культурной идентичности. Ќациональное самоопределение строитс€ на началах демократии, культурной идентичности. ќбщественные преобразовани€, в р€де случаев, создают угрозу дл€ сложившейс€ самобытности в социальной и культурной област€х. ѕри этом очевидным становитс€ распространение насили€, которое возможно будет доминировать внутри государства или общества, приобретать транснациональный характер. Ќасилие может про€вл€тьс€, прежде всего, в идеологических, религиозных, этнических и националистических взаимосв€з€х и в форме терроризма и организованной преступности. ¬ мире глобализации у политики государства трудна€ позици€. — одной стороны, политика должна дать ответ на требовани€ прогресса глобализации, поступающие извне, должна учитывать пожелани€ и предложени€ других правительств, международных организаций, транснациональных корпораций, мирового рынка и в соответствии с этим инициировать и осуществл€ть политические, экономические и социальные преобразовани€. — другой стороны, она должна предоставить своим гражданам возможности на повышение благососто€ни€, защитить их от негативных аспектов глобализации, от потерь, св€занных с адаптацией к мировому рынку, то есть обеспечить им предсказуемость и безопасность. ќтличительной особенностью оптимальной стратегии государства в услови€х глобализации €вл€етс€ то, что оно не подминает под себ€ общество, а все более тесно кооперируетс€ с ним, делегиру€ часть своих полномочий местному самоуправлению и организаци€м гражданского общества. “есное сотрудничество государственных органов с профсоюзами, ассоциаци€ми предпринимателей, экологистами, другими общественными организаци€ми позвол€ет консолидировать общество, активизировать творческие силы нации на самом низовом и массовом уровне, адекватно подходить к решению обостр€ющихс€ социальных проблем, эффективно контролировать действи€ бюрократического аппарата и боротьс€ с коррупцией. Ёто позвол€ет говорить о наметившейс€ тенденции к социализации государства в ответ на вызов глобализации, что €вл€етс€ предпосылкой успешной интеграции национального общества в мировое сообщество. ѕарадокс глобализации в том, что чем богаче и крепче внутренние св€зи общества, чем выше степень его экономической и социальной консолидации и чем полнее реализуютс€ его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных св€зей и адаптироватьс€ к услови€м глобального рынка.

ѕраво и государство в услови€х глобализации мира: постановка проблемы. ѕроблема мировой глобализации стала едва ли не самой актуальной в отечественном правоведении в конце 1990-х гг. ћногие авторы не без оснований уже назвали ’’I век веком глобализации. ѕо€вилось немало учебников по теории государства и права и философии права, в которых на уровне самосто€тельных разделов рассматриваютс€ про€влени€ глобализации в государственно-правовой сфере. ‘разы типа: Ђќбществу необходим более высокий уровень управлени€ социальными процессами, как на национальном, так и на глобальном уровнеї звучат как заклинани€. ѕод глобализацией в отечественной литературе предлагаетс€ понимать объективное €вление современности, отражающее растущие взаимосв€зи человечества и процесс нарастани€ общего в социально-культурной и политико-экономической сферах (—.¬. ѕоленина). ѕроцессы интеграции и рецепции права в той или иной мере про€вл€лись уже достаточно давно и были известны до начала глобализации.  ак соотнос€тс€ интеграци€, рецепци€ и глобализаци€ права? —уществовавша€ в истории рецепци€ права представл€ет собой лишь заимствование отдельных формально-юридических источников права. »нтеграци€ предполагает любое объединение правовых систем, включа€ обмен правовым опытом, рецепцию права, правовое сотрудничество и др. »нтернационализаци€ права касаетс€ взаимодействи€ национальных правовых систем и по€влени€ международного права с общими дл€ всех национальных правопор€дков институтами. √лобализаци€ же широкомасшабнее рецепции права и определеннее интеграции и интернационализации права; она отличаетс€ всеохватностью и скоростью внедрени€ международнозначимых норм, процессов, стандартов в юридическую структуру субъектов глобализации. Ќа фоне происход€щих на наших глазах глобализационных процессов про€вл€етс€ доктрина глобализма, у которой обнаруживаютс€ многочисленные сторонники. ¬ пользу неизбежности и полезности глобализации первыми в –оссийской ‘едерации выступили Ћ.—. явич, Ѕ.Ќ. “опорнин, ».». Ћукашук, —.¬. ѕоленина, ќ.Ё. Ћейст, ¬.—. Ќерсес€нц, ¬.ј. „етвернин. ѕод вли€нием доктрины глобализма началс€ интенсивный пересмотр пон€тийного и методологического багажа теории права и государства. “еори€ правовых систем и правовых семей подверглась значительному пересмотру Ц современные авторы высказываютс€ против строгого делени€ на континентальную правовую семью и семью англосаксонского права. —ближение правовых систем в услови€х начавшейс€ глобализации приводит к взаимному заимствованию форм права (в конце 1990-х гг. —.—. јлексеев предложил юридической общественности –оссии обсудить вопрос о переводе отечественной юриспруденции на судебный прецедент[29]). ¬ то же самое врем€ в ¬еликобритании расшир€етс€ сфера статутного (законодательного) регулировани€. ¬едетс€ открыта€ экспанси€ норм и Ђпринциповї так называемого международного права во внутригосударственные правовые системы. ћеждународно-правовых актов становитс€ все больше и больше. ѕризнание примата международного права над внутригосударственным €вл€етс€ ошибкой, граничащей с преступлением против национальной безопасности страны. Ђћеждународное правої нав€зываетс€ как мировой стандарт правомерного и неправомерного, как проводник фиктивной идеологии прав человека и как средство борьбы с нежелательными дл€ глобализма €влени€ми (например, с суверенной властью национальных государств). ¬ ч. 4 ст. 15  онституции –оссийской ‘едерации закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры –‘ €вл€ютс€ составной частью ее правовой системы, но ничего не сказано об их приоритете над самой  онституцией страны. ƒо тех пор, пока государство сохран€ет свой суверенитет, его конституци€ и федеральные конституционные законы должны возвышатьс€ в иерархии правовых актов над международными актами, как критерий правомерности действи€ международных документов на территории страны. Ќа об€зательность каждого международно-правового акта должно даватьс€ согласие национального государства в форме общегосударственного закона. —егодн€ пытаютс€ отступить от этого канона. ¬ажно помнить, что самобытность внутригосударственного права –оссии Ц это наше национальное досто€ние, исход€щее из исторических судеб насел€ющих ее народов. ќсуществл€етс€ невиданное заимствование ино€зычной, и во многом инородной, юридической терминологии (Ђваучеризаци€ї, Ђприватизаци€ї, Ђлизингї, Ђфьючерсї, Ђриэлтерї, Ђспонсорї и т.п.).  омпьютеризаци€ парламентов позвол€ет тиражировать в различных странах единую нормативную Ђматрицуї.  роме того, российское правительство не находит достаточных средств дл€ оплаты труда отечественных экспертов, но широко использует в сфере нормотворчества услуги зарубежных консультантов из стран «апада. ¬ сфере правотворчества закладываютс€ единые эталоны правового регулировани€ тех или иных общественных отношений, в сфере правореализации складываютс€ наднациональные юрисдикционные органы. явление наднациональности возникает в случа€х, когда государства должны подчин€тьс€ нормам, созданным или вступившим в силу без их согласи€. “ак, уже многие международные организации на основании уставной правосубъектности надел€ютс€ правом об€зывать своими конкретными действи€ми и решени€ми государства-члены, не заруча€сь их согласием на это в каждом отдельном случае. ¬ насто€щий момент ¬семирна€ торгова€ организаци€ (¬“ќ) уже имеет в качестве объекта регулировани€ всю социальную систему человеческой цивилизации. ≈—, ћ¬‘, ћ≈– ќ—”– диктуют правила поведени€ суверенным государствам. “ак, ћеждународный ¬алютный ‘онд выдает кредиты под услови€ми отмены государственных дотаций и экспортных пошлин, приватизации объектов государственной собственности, в том числе земли. ¬ итоге полученный кредит не окупает потерь дл€ национальной безопасности страны. ѕрин€тие российского «емельного кодекса состо€лось, несмотр€ на то, что одна треть субъектов –оссийской ‘едерации прислала отрицательные заключени€. ќказываетс€ правова€ политика национального государства должна поспевать за предлагаемыми глобализмом изменени€ми, даже если это идет против национальных интересов, в противном случае государство объ€вл€етс€ Ђнепрогрессивным и недемократическимї. ” юристов и иных граждан своих государств должен по€витьс€ вопрос: кому в конечном счете подотчетны ћеждународный валютный фонд, ¬семирный банк и ¬семирна€ торгова€ организаци€? «аложены основы так называемого транснационального права, субъекты которого (главным образом транснациональные корпорации) смогут сами вырабатывать нормы поведени€, которые наход€тс€ за рамками и внутреннего и международного права. ¬ таком юридическом анклаве они могут делать, что угодно, не особенно забот€сь об интересах используемой рабочей силы. ѕримером €вл€ютс€ унифицированные правила, разработанные ћеждународной торговой палатой дл€ межбанковских операций. ¬ системе права –оссии под вли€нием глобализационных процессов сформировались подотрасли права и правовые институты, такие как, информационное право, акционерное право, биржевое право, компьютерное право, институт брачного договора и т.д. ѕраво становитс€ досто€нием виртуального мира. “ак, с усложнением объектов интеллектуальной собственности существенно расширилс€ объем бестелесного имущества. ќгульно заимствуютс€ правила и приемы юридической техники, технологи€ законотворческой де€тельности. ѕоспешное, некритическое и бессистемное перенесение западного опыта на российскую почву оказывает разрушающее воздействие на всю правовую систему –оссии. ќснову глобализации в правовой сфере составл€ют юснатурализм и позитивизм, обеспечивающие в своем сочетании нарастание нормативного массива, юридизацию значительного объема общественных св€зей, а главное Ц утверждение во всемирном масштабе ценностей потребительской цивилизации «апада. ¬ результате наблюдаетс€ перепроизводство либеральной риторики в законодательстве на фоне все более расшир€ющегос€ предмета правовой регламентации и значительного увеличени€ количества нормативно-правовых актов. ƒанный парадокс про€вл€ет действительные намерени€ глобализаторов Ц установить диктат мирового правительства, способного контролировать все. — формированием отрасли космического права становитс€ очевидным, что планы глобалистов распростран€ютс€ далеко за пределы земли. “ак ли уж объективна глобализаци€? — начала 1980-х гг. научна€ общественность многих стран мира заговорила о Ђглобальных проблемах человечестваї: проблеме нищеты и бедности, экологической проблеме и проблеме мира и безопасности. ѕримечательно, что семь предшествующих дес€тилетий перечисленные проблемы человечества вызывались и усугубл€лись искусственно и целенаправленно. Ѕедность стран так называемого третьего мира обусловлена хищнической политикой их бывших метрополий Ц стран «апада. Ёкологическа€ проблема обостр€етс€ из-за либеральной рыночной экономики при попустительстве республиканских режимов временщиков, цель которых Ц самообогащение в период между выборами. ”грозы международной безопасности на прот€жении всего ’’ столети€ провоцировались и спонсировались клубом западных государств под патронажем —Ўј.

“аким образом, глобальные проблемы человечества создавались целенаправленно и изощренно с целью строительства однопол€рного мира. » теперь человечество подведено к простому выводу Ц в ответ на глобальные вызовы нужны глобализаци€ управлени€ миром, унифицированные стандарты в сфере идеологии, общий рынок, единый образ жизни. √лобализм не может считатьс€ феноменом ’’ века. √лобалистский проект уже осуществл€лс€ в мировой истории €зыческой –имской империей, »мперией Ќаполеона, јнглийской »мперией, и вот теперь культивируетс€ —оединенными Ўтатами јмерики. » —Ўј не последн€€ пристань глобалистов. Ѕудет еще Ѕлижний ¬осток. Ќо никогда в истории человек не был так зависим от общемировых процессов, как теперь.  роме того, темп времени заметно увеличиваетс€: на жизнь одного поколени€ приходитс€ столько исторических событий, сколько раньше приходилось на судьбу 5-10 поколений.Ќарастание темпа жизни современных людей сопр€жено с чувством вечной необходимости перемен. √лобализаци€ представл€ет собой тотальную унификацию, предполагающую один эталон, нав€зываемый «ападом остальному миру. ѕо мнению р€да российских ученых, глобализаци€ опираетс€ на свойственную «ападу рыночную цивилизацию, исчерпавшую потребительский потенциал своих внутренних рынков. –ост материального богатства объ€влен главным критерием общественного прогресса. ќдна из ключевых идей глобализма св€зана с развитием общего рынка дл€ обеспечени€ более свободного перемещени€ капитала, ресурсов и минимизации вмешательства государств в процесс регулировани€ экономики. “ранснациональные компании ЂЁксонї, Ђƒженерал ћоторсї, ЂЎеллї обладают большей покупательной способностью, чем многие государства ≈вропы, јзии, јфрики и Ћатинской јмерики. Ќикто не остаетс€ вне сферы де€тельности ћеждународного валютного фонда и ¬семирной торговой организации, никто не остаетс€ незатронутым процессом разрушени€ мировых экосистем потребительской экономикой. Ќо сводить глобализацию к монополизму транснациональных компаний в экономике Ц значит, упрощать проблему. ¬ действительности комплексный глобалистский проект предполагает:

-в экономической сфере Ц торжество либеральной рыночной экономики, при котором, странам, народам и социальным группам, не включенным в Ђзолотой миллиардї не на что наде€тьс€;

-в политической сфере Ц формирование мирового правительства, берущего на себ€ заботу об обеспечении мира во всем мире и распределение ресурсов;

-в социальной сфере Ц стандартизацию образа жизни населени€ планеты, при которой поощр€ютс€ порочные страсти и низменные потребности;

-в духовной сфере Ц монополизм в религии, культуре и идеологии, обосновывающий новый тоталитаризм;

-в правовой сфере Ц культ беззакони€ за фасадом свободы и признани€ человека высшей ценностью всего сущего.

¬ процесс глобализации "вт€гиваютс€" огромные массы людей, общественные национальные и международные организации, государства и их объединени€, под угрозой оказываютс€ стабильность общественных отношений, суверенитеты государств, самобытность этносов, по все же в эпицентре событий снова оказываетс€ конкретный человек.–оль государства и права в данном случае состоит в том, чтобы, с одной стороны, не допустить или минимизировать отрицательные про€влени€ глобализации, обезопасить собственную страну и защитить индивидуальные потребности и интересы человека, а с другой - содействовать положительным тенденци€м глобализации, укреплению международного сотрудничества, реализации прав и свобод человека и гражданина.—ледует иметь в виду, что в литературе по этой теме употребл€етс€ несколько терминов, близких по значению. ѕрилагательным "глобальный (ые)" обозначаютс€ объекты общепланетарного значени€. "√лобализм", но мнению ј.  осарева, есть результат естественноисторического процесса, так же как социализм или капитализм, но он составл€ет верхнюю часть этого процесса, высшую ступень, т.е. это гр€дущее, ожидаемое будущее. "√лобализаци€"- может трактоватьс€ дво€ко. — позиций статики - это определенное, фиксированное состо€ние глобального объекта или совокупности больших объектов, которое можно изучать при помощи анализа и синтеза, системного и компаративистского методов. — позиций динамики глобализаци€ предстает в виде объективного, дл€щегос€ процесса. ќднако в обоих случа€х - это реальные зримые характеристики, существующие сегодн€, имеющие значение дл€ нынешних поколений людей.√осударство и право в услови€х глобализации раскрываютс€ новыми гран€ми, обусловленными их естественноисторической природой. ¬следствие глобальных мировых процессов они "вынуждены" своими действи€ми отвечать на вопросы: дл€ чего созданы, в чем заключаетс€ их историческа€ мисси€, способны ли они сохранить человечество как таковое и индивида во всей его оригинальности?ѕри изучении проблемы соотношени€ глобализации и государственно-правовых систем следует учитывать три момента. ¬о-первых, государство и право изначально возникли под вли€нием природных, космических и иных факторов как глобальные €влени€. ѕоэтому они сами, по своим внутренним законам развиваютс€ в этом направлении, разумеетс€, разными пут€ми, темпами и с различными результатами. ¬о-вторых, государство и право, €вл€€сь активными "участниками" мирового процесса глобализации, оказывают па него или стимулирующее, или нейтрализующее, или тормоз€щее воздействие. ¬-третьих, государство и право испытывают па себе мощное вли€ние глобализации, под которым трансформируютс€ структурные и функциональные характеристики этих €влений.√лобализаци€ - сложный, широкомасштабный и противоречивый процесс, охватывающий сферы экономики, культуры и политики, развивающийс€ по различным направлени€м.ѕрименительно к государственным и правовым системам главными направлени€ми глобализации можно обозначить формирование правовой организации мирового сообщества и мирового правопор€дка.ѕравова€ организаци€ мирового сообщества - это уникальна€ международна€ (глобальна€) организаци€ правовых государственных (межгосударственных) систем, обеспечивающа€ жизнеде€тельность и безопасность конкретного индивида и человечества в целом на планете «емл€.ћировой правопор€док суть система общественных планетарных отношений, формирующихс€ на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.ѕравовую организацию мирового сообщества и мировой правопор€док следует рассматривать одновременно как будущее (идеал) и как определенную реальность, результат реализации разнообразных отношений, взаимодействи€ людей и государств на нашей планете. Ќеобходимость и основани€ их формировани€ вы€вл€ютс€ в рамках следующих соотношений:

- человек - непосредственна€ среда обитани€ - страна - планета - космос;

- человек - коллектив - общественные объединени€ - общество - международные неправительственные организации - мировое сообщество;

- человек - его правовой статус - правова€ система общества (государства) - международное право - мировой правопор€док;

- человек - муниципальное образование - государственное образование (область, штат, кантон и др.) - государство - межгосударственные объединени€ - правова€ организаци€ мирового сообщества.

¬ажнейшим фактором, обусловливающим необходимость создани€ правовой организации мирового сообщества и мирового правопор€дка и их дальнейшего упрочени€, выступает решение проблем, которое осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных народов и государств. Ёто проблемы экологической безопасности, поиска и использовани€ энергетических ресурсов, сохранени€ человека как оригинальной индивидуальности, предотвращени€ €дерной войны.—ледующий р€д проблем св€зан с коллективной реакцией на стихийные природные €влени€ - наводнени€, ураганы, извержени€ вулканов, землетр€сени€. Ќеобходимость установлени€ общемировых правовых правил вызвана все усиливающейс€ интернационализацией хоз€йственных св€зей, всеобщим характером научно-технической революции, возрастанием роли и значени€ новых глобальных информационных технологий. ¬ последние годы особенно актуальной становитс€ проблема борьбы с терроризмом, транснациональной организованной преступностью, торговлей наркотиками и др.ќпредел€ющим фактором становлени€ и развити€ правовой организации мирового сообщества и мирового правопор€дка выступает само право, его общечеловеческие качества.”ниверсальность и абсолютность права в нашем понимании доказываетс€ наличием у него таких сущностных принципов и черт, которые, во-первых, характеризуют его как самосто€тельное социальное €вление, а во-вторых, присутствуют (фактически или в тенденции) в любой правовой системе на каждом из исторически обозначенных отрезков пути ее развити€. ¬ качестве таковых можно назвать принципы разумности (разума), справедливости, равенства (равной свободы), свободы воли и поведени€.ѕринцип разумности как бы очеловечивает право, определ€ет перспективы и границы его функционировани€. Ћюбое творение человека, прошедшее проверку историей, может считатьс€ целесообразным. ƒа и сам человек, как полагал √егель, должен найти в праве свой разум. ≈стественно, что все иррациональное, фатальное, разрушительное остаетс€ за пределами права. ѕри всей своей сегодн€шней внешней наивности и терминологическом злоупотреблении данный принцип не получил еще должной разработки применительно к современным правовым реали€м, и его научна€ интерпретаци€ остаетс€ на уровне высказываний античных и средневековых мыслителей.»деи справедливости и всеобщего равенства людей, возникшие еще в древности, практическое воплощение в праве получали по исторической возрастающей. ≈сли в рабовладельческом –име названные принципы распростран€лись лишь на свободных людей, то в феодальном обществе круг людей, подпадающих под их действие, уже дифференцировалс€ по сослови€м, а современные правовые системы развитых стран закрепл€ют справедливость и равенство в качестве всеобщих принципов.ќдним из краеугольных камней любой правовой системы €вл€етс€ принцип свободы воли и поведени€. ѕри столкновении свободы одного человека со свободой другого возникает необходимость установить соответствие между ними, ограничив ту и другую. ќграничение пределов действий свободы человека и проверка его практикой общени€ означают установление меры свободы волеизъ€влени€ и действий каждого индивида, возникновение общей нормы поведени€ в соответствии с этой мерой.— давних времен было замечено определ€ющее значение свободы дл€ объ€снени€ феномена права. "—вобода есть возможность делать то, что позволено по праву", - утверждалось в "ƒигестах" ёстиниана. ¬ качестве основополагающего принципа правового государства рассматривал свободу человека ».  ант. Ќа правовое значение свободы как предела, на юридические формы ее существовани€ в виде закона указывал  . ћаркс.  ак" взаимное ограничение внешней свободы посредством норм определ€ли право Ѕ. „ичерин, ≈. Ќ. “рубецкой. —ущностные характеристики права в качестве меры свободы подчеркивает ¬. Ќерсес€нц.

»ными словами, данный принцип имеет всеобщий, сквозной характер. ¬озникший как атрибут естественного права, он получил свое наиболее полное в сравнительно-историческом плане выражение в современном позитивном праве и международно-правовых актах (¬сеобщей декларации нрав человека, ћеждународном пакте об экономических, социальных и культурных правах и ћеждународном пакте о гражданских и политических правах).ѕредставл€етс€ бесспорным универсальное значение таких черт права, как нормативность, формальна€ определенность, системность, обеспеченность авторитетом и силой. ¬ частности, нормативность про€вл€етс€ уже на самых ранних стади€х развити€ человеческого общества и у всех народов, насел€ющих нашу планету. јрхеологи и этнографы обнаруживают элементы социального нормативного регулировани€ у австралийских аборигенов и в странах тропической јфрики, на уровне групп охотников-собирателей и в более развитых социальных организаци€х. ћононормы и нормы - масштабы поведени€ находим в индусских ¬едах, мусульманском  оране и христианской Ѕиблии, в законах ћану и ’аммурапи, —алической и –усской правдах.»сторическую преемственность "общечеловеческого" права можно наблюдать в функционировании различных правовых институтов, конструкций, технологических юридических процессов. »нтересна, например, трансформаци€ запретов в праве - от абсолютно категоричного и однозначного табу в доклассовом обществе до современного многоканального способа правового регулировани€. ¬о всех правовых системах можно также встретить в том или ином виде триаду субъектов права: индивид, коллектив, государство. “ипичными выгл€д€т источники (обычай, прецедент, нормативный акт) и этапы формировани€ права, в правовых системах современности много общего в сочетании естественных, традиционных и позитивных начал.»зложенное позвол€ет сделать вывод о том, что право - €вление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущности как мера свободы воли и поведени€ человека. Ёто один из важнейших факторов мирового интеграционного процесса, который благодар€ своим гуманистическим качествам способствует взаимопониманию и сотрудничеству людей, принадлежащих к различным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам. ќтмеченные качества права как такового позвол€ют взаимодействовать нормам внутригосударственного и международного права в деле формировани€ мирового правопор€дка.

6. ѕроблема пон€ти€ права. ѕраво Ч это система общеоб€зательных норм поведени€, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.Ђѕраво Ч есть искусство добра и справедливостиї Ч –ѕ.ѕризнаки права Ч это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулировани€ в обществе:—овременный российский правовед —.—. јлексеев рассматривает право в трех аспектах:

-общеоб€зательные нормы, законы, де€тельность судебных и других юридических учреждений Чреалии, с которыми человек сталкиваетс€ в своей практической жизни;

-особое сложное социальное образование, такое же, как государство, искусство, мораль;

-одно из про€влений жизни людей.

¬ современной юридической науке термин Ђправої используетс€ в нескольких значени€х:

-социально-правовые прит€зани€ людей Ч право человека на жизнь, право народов на самоопределение Ч обусловлены природой человека и общества и считаютс€ естественными правами;

-система юридических норм Ч право в объективном смысле -нормы права создаютс€ и действуют независимо от воли отдельных лиц;

-официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организаци€ Ч право в субъективном смысле, т.е. право, принадлежащее отдельному лицу Ч субъекту права;

-система всех правовых €влений Ч синоним Ч термин Ђправова€ системаї (англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы).

—ложилось несколько походов к пониманию права:

-нормативный (узкое понимание права) Ч право Ч система регулирующих человеческое поведение правил, исход€щих от государства и контролируемых им Ч отождествление права и закона;

-нравственный (философский; широкое понимание права) Ч право Ч идеологическое €вление (идеи, принципы, идеалы), отражающие концепции справедливости, свободы человека и формального равенства людей (право и закон могут не совпадать). ≈сли нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат его естест. неотъемлемым правам, тогда они составл€ют право;

-социологический (широкое понимание права) Ч право - не то, что задумано и записано законодателем, а то, что получилось в действительности, в практической де€тельности (право не сводитс€ к закону); право составл€ют правоотношени€ и складывающийс€ на их основе правопор€док. «аконодатель не создает норму права, а закрепл€ет лишь то, что сложилось на практике;

-психологический Ч право Ч не реальность, комплекс переживаний человека, а права и об€занности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. ≈динственный источник права Ч индивидуальное сознание.ѕризнаки характеризуют право как пон€тие;

—войства характеризуют право как реальное €вление.ѕризнаки права Ч это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулировани€ в обществе.ѕраво Ч система регулировани€ общественных отношений, которой присущи нормативность, формальна€ определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждени€. —войства (признаки) права:

1. Ќормативность Ч право представлено нормами (образец, правило поведени€); имеет нормативный характер. ѕрава, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они определены в соответствии с действующими нормами. ¬ результате многократного повторени€ каких-либо вариантов поведени€ формируютс€ соответствующие правила. «нание сложившихс€ правил облегчает человеку выбор верного решени€ относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. —пецифика нормативности права Ч право возведено в закон, в ранг официальных правил. ‘ормально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.

2. »нтеллектуально-волевой характер права Ч право Ч про€вление воли и сознани€ людей. »нтеллектуальна€ сторона права: право Ч форма отражени€ социальных закономерностей и общественных отношений Ч предмета правового регулировани€. ¬ праве отражаютс€ и выражаютс€ потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.

3. ќбеспеченность исполнени€ возможностью государственного принуждени€ Ч если предписани€ не исполн€ютс€ добровольно, то компетентные государственные органы примен€ют меры юридической ответственности. √осударство, имеющее монополию на осуществление принуждени€, представл€ет собой необходимый внешний фактор существовани€ и функционировани€ права. »сторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполн€€ главным образом охранительную функцию. »менно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность, обеспеченность Ђбудущегої.√осударственное принуждение реализуетс€ в двух направлени€х:

-обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушител€ к исполнению об€занности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба);

-в определенных законом случа€х виновный привлекаетс€ к юридической ответственности и подвергаетс€ наказанию (лишение свободы, конфискаци€ имущества, штраф).

4. ‘ормальна€ определенность Ч правовые нормы точно, в детал€х отражают требовани€, предъ€вл€емые к поведению людей. ‘ормальна€ определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам (корпоративные нормы закрепл€ютс€ в уставах, положени€х и других нормативных актах, религиозные нормы-заповеди формулируютс€ в св€щенных книгах). ¬ перечисленных случа€х форма соответствующим правилам придаетс€ не государством, а другими организаци€ми (общественными, религиозными).√осударство придает праву общеоб€зательное значение, возвод€ право в закон, придает ему официальную форму выражени€.Ќормы права официально закрепл€ютс€ в законах, иных Ќѕј, которые подлежат единообразному толкованию:

-в прецедентном праве формальна€ определенность достигаетс€ официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, об€зательных при рассмотрении аналогичных юридических дел;

-в обычном праве она обеспечиваетс€ формулой закона, который санкционирует применение обыча€, либо текстом судебного решени€, прин€того на основании обыча€. ¬ результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определ€ютс€ субъективные права, об€занности, ответственность граждан и организаций.

5. —истемность Ч право есть упор€доченна€ внутренне согласованна€ система норм; сложное системное образование. ¬ насто€щее врем€ особую значимость приобретает деление его на три элемента:

Ч естественное право (состо€щее из социально-правовых прит€заний, содержание которых обусловлено природой человека и общества). ¬ажнейша€ часть естественного права Ч права человека (возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину);

Ч позитивное право (законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые прит€зани€ граждан, организаций, социальных групп);

Ч субъективное право (субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетвор€ющие интересы и потребности его обладател€).

—ущность Ч главна€, внутренн€€, устойчива€ качественна€ характеристика права, раскрывающа€ его природу и назначение в жизни общества (чью волю и интересы оно выражает).

ћарксистска€ наука Ч право Ч социально-классовый регул€тор общественный отношений Ч классовые интересы господствуют над общенародными; методы принуждени€, насили€, подавлени€;

ѕраво Ч механизм управлени€ делами общества Ч методы компромисса и согласи€;

¬ реальной жизни Ч право выражает волю того класса, который находитс€ у власти; €вл€етс€ инструментом социального регулировани€, обеспечивает функционирование общества как единого социального организма.

ѕроблема правопонимани€ существует не одно столетие, но до сих пор нет единого мнени€ о том, что есть право, каково его воспри€тие и оценка. ¬опрос о пон€тии права €вл€етс€ ключевым в теории права, поскольку в зависимости от его решени€ трактуютс€ другие правовые €влени€, в том числе ключевые: норма права, форма (источник) права, юридическа€ ответственность, правонарушение, правосознание, соотношение права и закона и т.д. ѕраво - уникальное, сложное и многозначное €вление, именно поэтому и нет (и, скорее всего, в ближайшее врем€ не будет) однозначного ответа на вопрос: что такое право? ¬ыдел€ют следующие причины плюрализма научных концепций о сущности и природе права:

- историческа€ - концепции о понимании права возникли на различных этапах развити€ общества, а каждому этапу свойственны черты, признаки и собственные проблемы;

- философска€ - теории о праве св€заны с различным философским мировоззрением;

- социальна€ - теории и школы выражают интересы различных социальных групп, а с изменением интересов мен€ютс€ и представлени€ о праве;

- территориальна€ - зависимость концепций от национальных, религиозных традиций, присущих той или иной стране;

- сложность правового регулировани€ - наличие различных элементов (нормы права, юридические факты, правоприменительные акты, правосознание и т.д.). ¬ этом случае справедливо указывают на многофункциональную св€зь права с экономикой, политикой, интересами различных социальных слоев, индивидов и классов, а также взаимодействие с иными социальными нормами.≈стественно-правова€ теори€ своими корн€ми уходит в ƒревнюю √рецию и ƒревний –им. ≈е св€зывают с такими мыслител€ми, как —ократ, јристотель, ÷ицерон и др. ќднако как достаточно завершенна€ концепци€ естественного права сформировалась в период буржуазных революций XVI-XVIIIвв.  рупнейшими представител€ми данной школы €вл€ютс€ “.√оббс, √роций, ƒж.Ћокк, ¬ольтер,Ў. ћонтескье, ∆.-∆.–уссо, A.Ќ.–адищев и др., в современной –оссии - –.«.Ћившиц, Ћ.—.явич, B.—.Ќерсес€нц, ¬.ћ.Ўафиров, ¬.ј.„етвернин и др.

¬ рамках данной теории противопоставл€ютс€ естественное право и позитивное право (закон), что позвол€ет лучше у€снить особенности каждого из учений. ≈стественное - неписаное право возникает из человеческой природы, из нравственных всеобщих принципов и представл€ет собой систему неотчуждаемых прав и свобод личности, а также основополагающих нравственных идей, лежащих в основе социального устройства (свобода, равенство, безопасность, собственность, семь€ и т.д.). “акое право вечно, неизменно, так как присуще человеку от рождени€ и €вл€етс€ высшим, истинным и подлинным правом. ќхрану такого права должно осуществл€ть государство.

ѕозитивное право (закон) - это официально признанное в государстве право, совокупность юридически оформленных предписаний государственной власти. “акое право не всегда справедливо, способно закрепл€ть произвол, тиранию и даже рабство (римское право). ѕоскольку естественное право служит критерием оценки позитивного права, последнее должно быть заменено на такое право, которое основывалось бы на естественных законах. — позиции данной теории закон только тогда станет правом, когда он будет разумен и справедлив, а все, что в позитивном праве противоречит праву естественному, не должно считатьс€ правом.

“ак, например, –.3.Ћившиц определ€л право как нормативно закрепленную и реализованную справедливость. Ёто не просто нормативно закрепленна€ справедливость, а справедливость, реализующа€ общественный компромисс. –.3.Ћившиц различает право и закон, который в свою очередь может быть правовым и неправовым, но "однозначного критери€, отличи€ правового от неправового не существует". Ћ.—.явич в своей работе "—ущность права" писал, что "по своей социальной природе право не только формально равный, но и справедливый масштаб свободы...". ѕри этом "справедливость €вл€етс€ не только нравственной, но и правовой (юридической) категорией". јвтор признает позитивное право, которое должно непременно включать в себ€ "решающее качество общесоциального права - должно быть масштабом свободы". » тогда позитивное право можно будет назвать юридическим, которое "наиболее совершенное выражение находит в юридическом законе". »м выдел€ютс€ юридическое (официально признанное государством, законодательное, легистское) и неюридическое право (право, существующее не только в общественном сознании, моральных правах и социальных прит€зани€х, но и в качестве реальных правоотношений - прежде всего отношений собственности), которое возникает до того, как санкционируетс€ государством. “аким образом, Ћ.—.явич раздел€ет закон и право, но не противопоставл€ет их друг другу. ¬.—.Ќерсес€нц отстаивал позицию противопоставлени€ закону, прин€тому государством, права, сущность которого им усматриваетс€ в свободе, равенстве и справедливости (либертарна€ концепци€). “ак называема€ либертарна€ теори€ права, на наш взгл€д, есть один из вариантов естественно-правовой теории.

јвтор сформулировал пон€тие "неправовой закон" - закон, который не соответствует представлени€м о свободе, равенстве и справедливости, исход€ из чего в многовековой истории человечества трудно найти "правовые законы". ¬.—.Ќерсес€нц признавал и наличие позитивного права, т.е. правового закона, но таким называл лишь тот закон, который представл€ет собой форму равенства, свободы, справедливости, поскольку законодательство "зачастую носит антиправовой, произвольный, насильственный характер". ёридический позитивизм возник в начале XIX в. ѕраво, в соответствии с данной концепцией, €вл€етс€ продуктом государственной воли и суверенной власти, котора€ таким образом устанавливает об€зательный пор€док в обществе. ѕозитивизм отрицает естественное право как идею, не основанную на реальности и ведущую к нарушению пор€дка в обществе. —огласно теории юридического позитивизма, право - существующа€ реальность, позитивный факт. ¬с€кое позитивное право происходит от власти. ѕраво - приказ власти, поддержанный санкцией принуждени€. ѕраво есть результат только правотворческих функций государства, независимой от экономических и классовых отношений.

¬ отличие от естественно-правовой доктрины, дл€ которой характерна первичность прав и свобод, данность их от рождени€, юридическому позитивизму свойственно приобретение этих прав от государства. √лавной заслугой этой теории €вл€етс€ утверждение принципа верховенства закона и требование строгой законности - основных принципов любого демократического государства.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1510 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

519 - | 525 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.04 с.