Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


… метод: ћетод аутотренинга-2. 5 страница




„еловек рождаетс€ с доминирующим правым полушарием, т.е. любой ребенок намного ближе к природе, чем взрослый, потому что мозг ребенка большей частью работает в режимах де€тельности бессознательного, а сознание ребенка пребывает главным образом в трансовых или полутрансовых состо€ни€х (тех состо€ни€х, которые добиваютс€, например, в гипнозе на€ву дл€ погружени€ психики человека в транс или, скажем, в цыганский психологический гипноз на€ву, эриксонианский гипноз, ЌЋѕ, и т.п.) благодар€ чему достигаетс€ наивысша€ внушаемость, а подаваема€ на фоне подобного погружени€ информаци€ прочно закрепл€етс€ в подсознании в виде психологических установок.

ѕсихика человека состоит из сознание (Ёго), подсознани€ (бессознательное психики Ц »д), и цензуру психики (јльтер-Ёго) Ц барьер критичности, барьер между сознанием и подсознанием (бессознательным).

—ознание €вл€етс€ неким посредником между бессознательным и внешним миром, а цензура психики Ч это инстанци€, олицетвор€юща€ собой запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождени€.

—ознание и бессознательное можно сравнить классическим примером как всадника и лошадь.  огда Ёго (всадник) пытаетс€ подчинить себе »д (лошадь) Ч лошадь встает на дыбы и сбрасывает седока. ¬ итоге Ч всадник подчин€етс€ необузданной лошади; а значит Ч и Ёго фактически подчин€етс€ воле »д, создава€ лишь видимость своего превосходства над ней.

Ёго олицетвор€ет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к »д, содержащему страсти. ѕри этом обратим внимание, что јльтер-Ёго сохранит характер отца, и чем сильнее был Ёдипов комплекс, чем стремительнее было его вытеснение, тем строже впоследствии јльтер-Ёго будет властвовать над Ёго как совесть и бессознательное чувство вины.

Ѕессознательное формируетс€ насто€щим и прошлым опытом человека. ѕрошлый опытЧ это т. н. опыт предков, опыт предшествующих поколений.

Ѕессознательное в психике представлено двум€ част€ми: личным и коллективным бессознательным. Ћичное бессознательное в данном случае содержит личные содержани€ человека, т.е. такое бессознательное формируетс€ факторами, отнесенными нами к сегодн€шнему времени: информаци€, полученна€ в период детства (сказки, мультфильмы, передачи по “¬, информаци€, получаема€ от сверстников и т.п.) и информаци€, полученной в процессе жизни; тогда как коллективное бессознательное €вл€ет собой содержание психики, доставшеес€ нам от предшествующих поколений.

 оллективное бессознательное представл€ет собой всеобщую духовную основу человечества, его сверхличностную психологическую природу.  оллективное бессознательное Ч это универсальный фундамент духовной жизни всех и одновременно каждого отдельно вз€того человека. —ущественной особенностью коллективного бессознательного €вл€етс€ то, что оно не поддаетс€ осознанию, рациональной обработке и поэтому никака€ аналитическа€ техника не поможет его вспомнить, ведь оно не было вытеснено или забыто.

—ердцевиной коллективного бессознательного €вл€ютс€ архетипы (образы). „еловек наследует эти образы из своего прошлого, которое включает жизненный опыт предшествующих поколений. ѕоэтому архетип Ч это не столько фиксированные образы, сколько некие возможности определенным образом воспринимать мир и реагировать на него. Ёти возможности современные люди унаследовали от древних времен в виде определенных форм мнемонических структур головного мозга.

»ными словами, архетипы Ч это врожденные возможности представлений, регулирующие принципы формировани€ наших взгл€дов на мир, услови€ его понимани€ и осмыслени€.

јрхетипы как первичные структурные формирующие элементы бессознательного могут быть представлены дво€ко: в виде определенных, передаваемых от поколени€ к поколению структур и в виде определенных ситуаций. ƒоминирующим способом представлени€ архетипа €вл€етс€ символ. —имволизаци€ Ч это главный путь про€влени€ бессознательного. „еловек воспринимает мир мифологически, то есть, формиру€ архетипические образы, которые проецируютс€ на реальный мир. ѕоскольку человеческа€ жизнь во многом зависит от подсознани€, можно говорить о том, что человек в своей де€тельности мыслит не только логически, но и мифологически, архетипическими образами, символами, которые €вл€ютс€ спонтанным выражением бессознательного. ѕоэтому бессознательное Ч это самосто€тельна€ психика правого полушари€ мозга.

Ѕессознательное находит отражение в сознании (напомним, что сознание зависит от работы левого, словесно-логического, полушари€ головного мозга) в виде предчувствий, сновидений, галлюцинаций, иллюзий, оговорок, автоматического письма, автоматических Ч бессознательных Ч движений, автоматической речи, чувств, ощущений, эмоций, переживаний, интуицией, поэзии, музыки, влечений, страстей, прив€занностей, привычек, инстинктов (инстинкт жизни, половой инстинкт, голод, жажда и др.), восклицаний, истерических срывов и неврозов, вегетативных реакций, реакций на субсенсорные раздражители, стереотипов поведени€ и т.д.

¬ информационно-психическом аспекте феномена человека выдел€етс€ влечение к сохранению вида (половой инстинкт, родительский инстинкт, влечение к сохранению жизни человека (пищевой рефлекс, оборонительный рефлекс), стремление к де€тельности (рефлекс цели, рефлекс свободы), стремление к общению (рефлекс подражани€, групповой рефлекс), психологические установки и стереотипы поведени€, навыки и автоматизмы, внушенные реакции и поведение, сверхчувственные реакции, стремление к развитию индивидуального опыта, стремление к знанию (стремление к самовыражению и самореализации, стремление к увеличению объема знаний, стремление к творчеству), стремление к  осмосу (стремление к религиозному опыту, стремление к загадочному, стремление к другим разумным существам), патологические влечени€ (к смерти, патосексуальные, патогенетические), нейрологическа€ пам€ть (сенсорна€ пам€ть, генетическа€ пам€ть, краткосрочна€ пам€ть, долгосрочна€ пам€ть, посто€нна€ пам€ть), механизмы биологической саморегул€ции (макромолекул€рна€ само регул€ци€, клеточна€, гуморальна€, вегетативна€, непроизвольна€ психическа€), простые предметные эмоции, непроизвольное внимание, самоотражение и проч.

√овор€ о бессознательном психики, нам следует обратить внимание на такое распространенное пон€тие, как маска.  ак известно, почти каждый человек в процессе жизни формирует вокруг себ€ некое иллюзорное представление, которое и называетс€ маской или вымышленным образом, т.е. тем образом, который человек сначала бессознательно примеривает на себ€, а после, привыка€, стараетс€ этому образу (маске) соответствовать.

ћаску можно рассматривать в роли некой защитной функции, помогающей тому или иному человеку адаптироватьс€ к услови€м внешней среды и способной защитить такого человека от воздействи€ неблагопри€тных факторов, проецируемых от других людей.

ƒругими словами, маска способна сформировать ложный собственный образ. “ем самым, выступив в роли Ђотражател€ї, вызвав на себ€ атаку предполагаемой агрессии (предполагаемого) противника.

ћаска или как ее еще называют ѕерсона (в зависимости от направлений психологии) ведет к сооружению особой структуры в психике, котора€ выступает в качестве посредника между сознанием человека (его Ёго) и обществом. Ёто своего рода общественное лицо человека, прин€тое им по отношению к другим люд€м. ѕерсона (ћаска) всегда представл€ет некий компромисс внутренним миром самого человека и тем, как его воспринимают окружающие. »ными словами, наход€сь в обществе, человек вынужденно одевает маску, игра€ определенную роль, зачастую отличную от истинного его внутреннего состо€ни€.

÷ивилизаци€ (посредством —ћ») способствует формированию в бессознательном индивида стереотипов поведени€ и воспри€ти€ действительности. —тереотипы Ч это сформировавшиес€ в бессознательном паттерны поведени€, усто€вшиес€ и закрепленные в подсознании привычки реагировани€ на те или иные действи€, рождаемые поведенческие ответы на различные жизненные ситуации. —тереотипность мышлени€ свойственна всем люд€м. — самого раннего детства, когда закладываютс€ в подсознание паттерны поведени€, ребенок приобретает привычки реагировать тем или иным способом на какие-либо ситуации. “ем самым в последующем он как бы уже не выходит из нав€занных ему рамок. » любые свои новые действи€ диктует с позиции имеющихс€ у него (и усто€вшихс€) привычек, стереотипов.

ћожно заключить, что люди как бы Ђнав€зываютї определенные взгл€ды обществу, так же как и общество, социум, вли€ет на формирование стереотипичности мышлени€ людей. —тереотипичность мышлени€ (также, как и формирование образов) свойственно практически каждому человеку. ѕоэтому р€д психотерапевтических методик (например, ЌЋѕ) направлены или на выход за пределы усто€вшегос€ стереотипа мышлени€ или базируютс€ на существовании этих самых стереотипов (в какой-то мере Ч и индивидуальна€ психологи€ јдлера и аналитическа€ психологи€ ёнга и психоанализ ‘рейда Ч ориентируетс€ на классическое отреагирование индивида в ответ на те или иные ситуации (раздражители).

ѕри этом заметим, что стереотипы как бы вход€т в психику человека еще и потому, что он должен неразрывно быть св€зан с обществом. ¬следствие роевого характера сознани€, отдельные люди вынуждены сгруппировыватьс€, собиратьс€ в массы; в массе Ч наступает общее избавление от про€влени€ симптоматики различных заболеваний психопатического характера.

»ными словами, наход€сь в толпе Ч человек не испытывает страха, тревог, волнений. ќн как бы высвобождаетс€ от них. “акже как и подчин€етс€ общей стереотипичности мышлени€ и поведени€ толпы.

«аметим, если бы не было стереотипов, то неверо€тно затрудн€лась бы профессиональна€ де€тельность психологов, политиков, писателей, режиссеров, актеров и проч. “ак или иначе, де€тельность людей этих профессий базируетс€ на законе интроекции. —уть данного закона в том, что психика человека, несмотр€ на отличие каждого их них в детал€х, на самом деле одна и та же. — общими механизмами, позвол€ющими, Ђпонима€ї одного (например, самого себ€), находить объ€снение мотивам поведени€, мышлени€, воспри€ти€ действительности других людей.

¬ случае, если человек становитс€ способен высвободитьс€ от нав€зываемых ему (обществом, жизнью в социуме) стереотипов, то за это он расплачиваетс€ симптоматикой какого-нибудь психического заболевани€: от истерии, невроза или синдрома нав€зчивых состо€ний Ч до шизофрении, галлюцинаторного бреда, паранойи; это как бы плата за гениальность.  роме того, развитие симптоматики психических заболеваний развиваетс€ вследствие вытеснени€ нереализованных влечений. “. е. желание, не наход€щее какого-либо реального применени€, сначала вытесн€етс€ в бессознательное, а уже оттуда начинают оказывать на человека определенное вли€ние, €вл€€сь причиной возникновени€ различного рода отклонений психики от нормы. ѕоэтому невроз в этом случае €вл€етс€ средством отказа от реальности, потому что нарушает отношение больного к реальности.

Ћюбому человеку важно сохран€ть внутреннюю гармонию. ќт внутренней гармонии зависит состо€ние психики человека. ≈сли эта гармони€ соблюдаетс€, то психика человека будет более-менее стабильной, и на нее не будет оказывать воздействие все то, что скрываетс€ в бессознательном и что характеризуетс€ как тень. јрхетип тени.

 ак известно, в психике любого человека живут т.н. первичные желани€. Ёто желани€ дикар€, первобытного человека. »менно в развитии цивилизации, окультуривании людей Ч стержень развити€ невротических и психических заболеваний. ÷ивилизаци€ (главным образом Ч свойственна€ цивилизации культура) вводит дл€ каждого человека р€д ограничений, направленных на его адаптацию в современном обществе. ƒругими словами, создаютс€ определенные правила жизни в обществе. ѕравила Ч регламентирующие нормы поведени€ в социуме, направленные на сдерживани€ первичных желаний, а значит и вытеснени€ первичных желаний в бессознательное. ќтсюда (в невозможности реализации таких желаний, инстинктов) Ч развитие психотических (неврозы, истерии, т.п.) и психопатических (шизофрени€, параной€, галлюцинаторный бред и т. п.) заболеваний. “аким образом, кажда€ культура создаетс€ принуждением и подавлением первичных позывов, потому что приходитс€ считатьс€ с тем фактом, что у всех людей имеютс€ разрушительные тенденции и у большого количества людей такие тенденции достаточно сильны, чтобы определить их поведение в человеческом обществе. ¬ своей основной массе люди ленивы и несознательны, и с неохотой отказываютс€ от удовлетворени€ инстинктов. ѕоэтому, по мнению ‘рейда, только вли€нием образцовых индивидов, признанных ее вожд€ми, можно добитьс€ от других людей работы и самоотверженности, от которых зависит прочность культуры; культурные законы можно удержать только при помощи принуждени€.

«аметим, что первичные желани€ (желани€ дикар€) никогда не исчезнут. Ќаоборот, они будут не оставл€ть попыток самореализации. јльтер-Ёго €вл€етс€ той составл€ющей психики (нар€ду с двум€ другими част€ми Ц сознанием и бессознательным), котора€ стоит на пути инстинктов, меша€ им проникнуть в сознание. ѕоэтому јльтер-Ёго выступает в роли цензора, решающего: пропустить или не пропустить ту или информацию из бессознательного в сознание.

ћы можем заключить, что именно культура, €вл€юща€с€ непреложным фактором цивилизации, берет на себ€ роль јльтер-Ёго, выступа€ ограничителем возможностей воплощени€ первичных желаний, реализации инстинктов в современном обществе. ќднако, бессознательное человека иной раз восстает против Ђстоль жесткихї, в его представлении, норм. » тогда необходимо говорить как минимум о двух способах и возможност€х реализации первобытных желаний (инстинктов) в современном обществе. ¬ одном случае бессознательное человека, не желающее миритьс€ с выставленной преградой в виде јльтер-Ёго, толкает такого человека на реальное претворение имеющихс€ у него желаний в действительность. » в таком случае мы можем говорить о совершении преступлений (убийство, изнасилование, каннибализм и проч. асоциальные эффекты поведени€); в другом Ч первичные инстинкты воплощаютс€ в иллюзорную действительность. » тогда происходит уход человека из мира реальности, мира сознани€, в вымышленный мир; мир иллюзорных представлений о действительности. ¬ мир бессознательного. “.е. сумасшествие.

—ледует напомнить, что природа предусмотрела и легитимные способы воплощени€ первичных желаний в действительность. “акие способы не нанос€т какого-либо вреда дл€ психики.

ќдним из таких способов €вл€етс€ сон (королевской дорогой к бессознательному называл сновидени€ ‘рейд, счита€, что посредством интерпретаций сновидений можно пон€ть механизмы бессознательного и рассматрива€ сновидение как своего рода мост между реальной действительностью и бессознательным).

ƒругим способом €вл€етс€ сублимаци€; например, сублимаци€ в творчество. ѕосредством сублимации человек может безболезненно (дл€ своей жизни в социуме) реализовывать весь негатив собственного бессознательного в творчество, воплоща€ любые Ч даже самые низменные Ч фантазии и желани€, и награжда€ ими, например, героев своих произведений. “ем самым, снима€ с себ€ подозрени€ в извращенных желани€х и освобожда€сь от нежелательной симптоматики.

—уществует еще один способ реализации фантазий бессознательного. Ёто т. н. игра. »гра, это подмена реального образа Ч вымышленным. ћы как бы сознательно Ч и на врем€ Ч погружаемс€ в мир собственных фантазий; дл€ того чтобы тогда, когда потребуетс€, возвратитьс€ обратно.

√овор€ об игре, заметим что игра, по сути, всегда достаточно условна. ¬ практике встречаетс€ немало примеров, когда способность человека Ђигратьї, приобретает профессиональный статус. Ќапример, професси€ актера кино, артиста театра, клоуна; даже, по сути, професси€ режиссера, сценариста, музыканта, мультипликатора Ч ничто иное, как Ђзаконноеї отыгрывание фантазий бессознательного.

√овор€ о гармонии личности (внутренней гармонии) как стремлении к достижению каждым человеком, мы должны понимать, что от первичных инстинктов, от желаний дикар€, желаний первобытного человека в психике, человек действительно никогда не сможет избавитьс€. ѕоэтому важной задачей €вл€етс€ удержать подобные желани€ в бессознательном. Ќе дать им вырватьс€ наружу. ѕоэтому, чем меньше времени человек будет находитс€ в измененных состо€ний сознани€ (например, алкогольное опь€нение), тем больше шансов, что цензуре психики (јльтер-Ёго) удастс€ сдержать деструктивные желани€ бессознательного, а самого человека защитит от совершени€ преступлений. ј значит обеспечить такому человеку достижение поставленных ранее лидерских целей и задач. ¬едь иного не дано.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 223 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

2193 - | 1934 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.