Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕсихоаналитическое манипулирование. 1 страница




Ђ  величайшим достижени€м ‘рейда € отношу то, что он со всей серьезностью относилс€ к страдающим неврозами пациентам и вникал в их индивидуальные психологические особенности. ” него достало мужества отбросить казуистику и тем самым вскрыть истинную психологию душевной болезни. Ќе ошибусь, если скажу, что он смотрел на болезнь глазами пациента, и это позвол€ло ему пон€ть ее так глубоко, насколько было возможної.

 .√.ёнг

 

1. ѕсихоаналитическа€ теори€ ‘рейда.

-- теори€ классического психоанализа;

-- социальный (прикладной) психоанализ.

2. ћассова€ культура и социальна€ среда.

3. ¬ласть и властные отношени€.

 

-- теори€ классического психоанализа;

–ассмотрим психоаналитическую теорию ‘рейда.

¬ модели психики по «.‘рейду выдел€етс€ роль трех важных структурных единиц: Ђяї, Ђќної, и Ђ—верх-яї. ќсновой психоанализа €вл€етс€ разделение психики на сознательное и бессознательное. ‘рейд (2003) считал, что сознание в р€де случаев может отсутствовать, поэтому на первый план он выводит Ђяї, как об€зательный компонент психики, к которому прикрепл€етс€ сознание, и от которого зависит контроль над различными процессами. ќт Ђяї зависит разр€дка раздражений во внешний мир.  роме того, даже несмотр€ на то, что ночью Ђяї засыпает, Ђяї все равно продолжает оказывать свое вли€ние, участву€ в цензуре сновидений. Ђяї участвует в процессах вытеснени€, когда некоторые психические процессы исключаютс€ как из сознани€, так и из других видов действительности. —опоставл€€ роль Ђяї с Ђќної, ‘рейд предлагает красивую метафору, сравнива€ Ђяї с всадником, а Ђќної Ч с диким конем, которого всадник (Ђяї), стремитс€ обуздать. ЂЕразница в том, Ч пишет ‘рейд[2], Ч что всадник пытаетс€ сделать это собственными силами, а Ђяї Ч заимствованными. ≈сли всадник не хочет расстатьс€ с конем, то ему не остаетс€ ничего другого, как вести кон€ туда, куда конь хочет; так и Ђяї превращает волю Ђќної в действие, как будто бы это была его собственна€ вол€Еї ≈ще одной ступенью психики €вл€етс€ Ђ—верх-яї. Ђ—верх-яї -- это цензура психики. ѕричиной возникновени€ Ђ—верх-яї €вл€етс€ идентификаци€ мальчика с отцом. ѕо ‘рейду, мальчик испытывает любовь к матери и на его пути встает отец. ¬озникает Ёдипов комплекс. ќтец в данном случае более сильна€ фигура, поэтому чтобы победить его, мальчик должен сам стать таким же как его родитель, т.е. перед нами процесс идентификации. »дентификаци€ с отцом принимает враждебную окраску, обращаетс€ в желание его устранить, чтобы зан€ть его место у матери. — этого момента отношение к отцу амбивалентно. “аким образом, амбивалентна€ установка к отцу и стремление к матери €вл€ютс€ дл€ мальчика содержанием Ёдипова комплекса. ѕри разрушении Ёдипова комплекса вли€ние матери на мальчика ослабевает. ¬озникает две возможные ситуации: или идентификаци€ с матерью или усиление идентификации с отцом. ¬ случае идентификации с отцом мальчик сохран€ет нежное отношение к матери. »счезновение Ёдипова комплекса укрепл€ет мужественность в характере мальчика. Ёдипова установка маленькой девочки аналогичным образом может окончитьс€ усилением идентификации себ€ с матерью (или созданием такой идентификации), и это установит женственный характер ребенка.

‘рейд (2003) вводил пон€ти€ бисексуальности в соотношении с Ёдиповым комплексом, отмеча€ бисексуальную природу мальчика, у которого одновременно присутствует и амбивалентна€ установка к отцу и стремление к матери и одновременно с этим возможна любовь к отцу и ревность к матери (как к жене отца). ‘рейд считал, что у каждого человека и особенно у невротика существует Ёдипов комплекс. ѕри исчезновении с возрастом (после 5-7 лет) Ёдипова комплекса возникает идентификаци€ с отцом и идентификаци€ с матерью, или идентификаци€ с отцом удержит объект мальчика (мать) позитивного комплекса и одновременно объект-отца обратного комплекса; аналогичное €вление имеет место при идентификации с матерью. “аким образом самым общим результатом сексуальной фазы, наход€щейс€ во власти Ёдипова комплекса, €вл€етс€ возникновение в Ђяї св€занных между собою идентификаций. Ёто изменение Ђяї сохран€ет свое особое положение, оно противостоит такому содержанию Ђяї -- как Ђ—верх-яї. Ђ—верх-яї включает в себ€ бессознательный запрет дл€ мальчика: таким как отец он быть не имеет права. Ђ—верх-яї возникло в результате вытеснени€ Ёдипова комплекса. Ђяї укрепилось в результате вытеснени€, заимствовав силу от отца. “аким образом Ђ—верх-яї хранит характер отца, и чем сильнее был Ёдипов комплекс, чем быстрее происходит его вытеснение, и тем строже будет цензура психики (Ђ—верх-яї), котора€ может про€вл€тьс€ как совесть или бессознательное чувство вины. –елиги€, мораль и социальное чувство Ч филогенетически приобретались в отцовском комплексе; религи€ и моральное ограничение Ч путем преодолени€ Ёдипова комплекса, а социальные чувства вышли из необходимости побороть соперничество, оставшеес€ между членами молодого поколени€. Ђ—верх-яї несет в себе роль родительского авторитета. –одительское вли€ние на ребенка основано на про€влени€х знаков любви и угрозах наказани€ми, которые доказывают ребенку утрату любви и сами по себе должны вызывать страх. Ётот реальный страх €вл€етс€ предшественником страха совести. —верх-я таким образом берет на себ€ роль родительской инстанции. ≈сли родители придерживались строгого воспитани€, то у ребенка развиваетс€ строгое Ђ—верх-яї, однако ‘рейд (2003) отмечает, что Ђ—верх-яї может быть таким же строгим, даже если воспитание было м€гким и добрым. ≈сли мальчик идентифицирует себ€ с отцом, то он хочет быть как отец; если он делает его объектом своего выбора, то он хочет обладать, владеть им; в первом случае его я мен€етс€ по образу отца, во втором это не об€зательно. — устранением Ёдипова комплекса ребенок должен отказатьс€ от излишней прив€занности к родител€м (объектам), а дл€ компенсации этой утраты объектов в его Ђяї усиливаютс€ идентификации с родител€ми. “акие идентификации позднее часто повтор€ютс€ в жизни ребенка. Ђ—верх-яї частично тер€ет в силе, если удаетс€ не до конца преодолеть Ёдипов комплекса. ¬ процессе развити€ на силу Ђ—верх-яї вли€ют также те лица, которые заместили родителей, т. е. воспитатели, учител€, т.п. Ђ—верх-яї, как мы заметили, представл€ет собой совесть, мораль, стремление к совершенствованию.

¬.ћ.Ћейбин (1990) приводит следующие теоретические постулаты понимани€ ‘рейдом бессознательного: а) отождествление психики с сознанием нецелесообразно, ибо нарушает психическую непрерывность; б) допущение бессознательного необходимо потому, что де€тельность сознани€ невозможно объ€снить без признани€ психических процессов, отличных от сознательных; в) бессознательное Ч закономерна€ и неизбежна€ фаза процессов, лежащих в основе психической де€тельности человека; г) €дро бессознательного составл€ют унаследованные психические образовани€; д) каждый психический акт начинаетс€ как бессознательный, он может таким и остатьс€ или, развива€сь дальше, проникнуть в сознание в зависимости от того, наталкиваетс€ ли он на сопротивление или нет; е) бессознательное Ч особа€ психическа€ система со своим собственным способом выражени€ и свойственными ей механизмами функционировани€; ж) бессознательные процессы не тождественны сознательным; з) законы бессознательной психической де€тельности отличаютс€ от законов, которым подчинена де€тельность сознани€; и) не следует отождествл€ть воспри€тие сознани€ с бессознательным психическим процессом, €вл€ющимс€ объектом этого сознани€; к) ценность бессознательного как показател€ особой психической системы больше, чем его значение как качественной категории; л) бессознательное познаетс€ как сознательное после его перевода в форму, доступную сознанию; м) некоторые из бессознательных состо€ний отличаютс€ от сознательных только отсутствием сознательности; н) противоположность сознательного и бессознательного не распростран€етс€ на влечени€, т.к. объектом сознани€ может быть не влечение, а только представление, отражающее в сознании это влечение; о) особенные свойства бессознательного Ч первичный процесс, активность, отсутствие противоречий, протекание вне времени, замена внешней, физической реальности внутренней, психической реальностью.

‘рейд (2002) определ€ет два вида бессознательного, отличие между которыми заключаетс€ в том, что одно легко превращаетс€ в сознательное, а другое Ч с трудом или не превращаетс€ вовсе. Ѕессознательное, которое, €вл€€сь латентным, может стать сознательным, называют предсознательным. “огда как другое, остаетс€ бессознательным. “аким образом по€вл€етс€ три термина: сознательный, предсознательный, и бессознательный. ѕричем термин предсознательный Ч тоже бессознателен. Ђ—верх-яї, Ђяї и Ђќної составл€ют психический аппарат личности. Ђќної соответствует бессознательному и содержит инстинктивные влечени€. ƒе€тельность Ђќної направлена на обеспечение немедленной и свободной разр€дки возбуждени€. Ёта часть психики управл€етс€ принципом удовольстви€ и функционирует в соответствии с первичными процессами. Ђяї функционирует в соответствии с принципом реальности. Ђяї имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты. —ознательный аспект Ч —амость или Ђяї, а бессознательный аспект включает в себ€ механизмы психологической защиты. √лавной функцией Ђ—верх-яї €вл€етс€ подавление инстинктов из Ђќної. ¬ жизни подобное про€вл€етс€ как вли€ние на психику индивида совести. ƒействи€, совершаемые индивидом вопреки велению совести способствуют развитию чувства вины, и привод€т к возникновению потребности в наказании.

¬ажное значение дл€ понимани€ бессознательного психики ‘рейд (2003) удел€ет исследованию сновидений. —новидени€ он начинает исследовать методом свободных ассоциаций. —новидени€ €вл€ютс€ примером работы механизмов формировани€ невротических симптомов. ќбразы и сюжеты сновидений тесно св€заны с детскими чувствами, такими как любовь к матери, соперничество с отцом, и т. п., вытесненными по завершении Ёдипового комплекса но продолжающими оказывать вли€ние на жизнь человека в виде возникновени€ бессознательных желаний. —новидение включает в себ€: а) €вное (манифестное) содержание, т. е. сновидение в том виде, как его переживают, рассказывают или помн€т и б) скрытое (латентное) содержание, которое раскрываетс€ путем интерпретации. —новидени€ €вл€ютс€ результатом исполнени€ желаний. ѕоэтому скрытое содержание сновидени€ Ч это желание, которое исполн€етс€ во сне. ‘рейд вводит пон€тие Ђцензура психикиї (психической инстанции, ответственной за недопущение в предсознание и сознание бессознательных желаний). ¬ результате действи€ цензуры психики возникает деформаци€ сновидений. ћатериалом сновидений выступают телесные раздражени€ (например, голод, жажда и т. п.), остатки дневных впечатлений (событи€ предыдущего дн€, пр€мо или ассоциативно св€занные с бессознательными желани€ми, исполн€емыми во сне) и давние воспоминани€. ћеханизмами работы сновидений (как и формировани€ симптомов) €вл€ютс€ конденсаци€, смещение, драматизаци€, символизаци€, интерпретаци€.

 онденсаци€ (сгущение) Ч процесс, посредством которого два или более образа объедин€ютс€ так, чтобы образовать составной образ, наделенный смыслом и энергией, полученными от обоих. ѕодобный процесс происходит по-разному. Ќапример, из множества элементов сновидений сохран€етс€ лишь один элемент (тема, персонаж и т. п.), многократно встречающийс€ в различных скрытых содержани€х; или различные элементы складываютс€ во внутренне разнородную совокупность (например, персонаж, составленный из черт разных людей); иногда соединение различных образов может приводить к затушевыванию различий и усилению общих черт.

—мещение Ч процесс, посредством которого энерги€ перемещаетс€ с одного образа на другой. “ак, например, в сновидени€х один образ может символизировать другой.

ƒраматизаци€ Ч процесс отбора и преобразовани€ сновидных мыслей в зрительные образы. (Ќапример, абстрактное пон€тие Ђунижениеї может быть образно представлено как уменьшение в размерах или падение на нижнюю ступень лестницы.)

—имволизаци€ Ч процесс косвенного, образного представлени€ бессознательного желани€ или конфликта за счет использовани€ устойчивых отношений между символом и символизируемым бессознательным содержанием, наблюдаемых не только у отдельного человека, но и в самых различных област€х (миф, религи€, фольклор, €зык и т. п.). —читаетс€, что в сновидени€х детей этот механизм используетс€ реже, чем у взрослых, поскольку детские желани€ искажаютс€ меньше или не искажаютс€ совсем.

»нтерпретаци€ Ч процесс переделки сновидени€ с целью представить его в виде более или менее св€зного сценари€. Ётот процесс вступает в действие при обработке продуктов, полученных в результате действи€ других механизмов, и осуществл€етс€ в состо€нии, близком к бодрствованию, особенно когда пациент рассказывает о своем сновидении.

¬се эти процессы ‘рейд назвал первичными процессами, противопоставив их вторичным процессам. ¬ первичных процессах энерги€ свободно перемещаетс€, при этом игнорируютс€ законы пространства и времени, они управл€ютс€ принципом удовольстви€ Ч т. е. принципом уменьшени€ неудовольстви€ от инстинктивного напр€жени€ путем галлюцинаторного исполнени€ желани€. ¬торичные процессы подчин€ютс€ правилам формальной логики, используют св€занную энергию и управл€ютс€ принципом реальности Ч принципом уменьшени€ неудовольстви€ от инстинктивного напр€жени€ путем адаптивного поведени€. ‘рейд расценивал первичные процессы как филогенетически и онтогенетически более ранние по сравнению с вторичными (с этим св€зана и терминологи€) и считал их неотъемлемым свойством слабую адаптивность. ѕо его мнению, развитие Ђяї (Ёго) вторично по отношению к вытеснению первичных процессов. ¬торичные процессы развивались наравне и одновременно с Ђяї (Ёго) и с адаптацией к внешнему миру, а поэтому они теснейшим образом св€заны с вербальным мышлением. ѕоэтому грезы, образна€ и творческа€ де€тельность, а также эмоциональное мышление €вл€ютс€ смешанными про€влени€ми обоих процессов. √овор€ о содержании, функци€х и механизмах сновидений, ‘рейд различал сознание и бессознательное. ќн писал: Ђ“олкование сновидений Ч это королевска€ дорога к познанию бессознательной активности мозгаї. ѕри этом пон€тие Ђбессознательноеї ‘рейд употребл€л в нескольких значени€х: во-первых, дл€ обозначени€ совокупности содержаний, не присутствующих в актуальном поле сознани€, во-вторых, как систему, состо€щую из содержаний, не допущенных в предсознание и сознание в результате вытеснени€. ѕредставление о системах бессознательного, предсознани€ и сознани€ получило название первой топографической модели. —огласно этой модели, основные черты бессознательного свод€тс€ к следующему:

1) содержани€ бессознательного €вл€ютс€ репрезентаторами влечений, т. е. элементами или процессами, в которых выражаютс€ влечени€, эти содержани€ управл€ютс€ особыми механизмами первичных процессов;

2) содержани€ бессознательного, сильно нагруженные энергией, стрем€тс€ вернутьс€ в сознание и про€витьс€ в поведении, однако они способны найти доступ к системе предсознаниеЧсознание лишь в результате компромиссов (психических образований, представл€ющих обе стороны конфликта), будучи искаженными цензурой;

3) фиксации в бессознательное чаще всего подвергаютс€ детские желани€. (Ћ.‘.Ѕурлачук, ј.—. очар€н, ћ.≈.∆идко, 2003.)

ѕредсознание содержит в себе материал, не вход€щий в актуальное поле сознани€ и поэтому €вл€ющийс€ бессознательным в первом значении этого пон€ти€ (например, неактуализированные знани€ и воспоминани€). ѕри этом он отличаетс€ от содержаний системы бессознательного тем, что остаетс€ доступным сознанию и управл€етс€ вторичным процессом.  роме того, он отделен от бессознательного цензурой, котора€ допускает бессознательные содержани€ и процессы в предсознание лишь в преобразованном виде. —ознание (или система Ђвоспри€тиеЧсознаниеї) находитс€ на периферии психического аппарата и принимает информацию одновременно из внешнего и внутреннего мира. ¬ отличие от бессознательного и предсознани€, Ч сознание не имеет никакой пам€ти, или, точнее, мнестические следы остаютс€ в ней ненадолго (речь идет об оперативной пам€ти). — точки зрени€ экономического подхода сознание отличаетс€ тем, что располагает свободно перемещающейс€ энергией и может нагружать ею тот или иной элемент (механизм внимани€).  роме того, ‘рейд считал, что сознание играет важную роль как в динамике конфликтов (сознательное избегание непри€тного и более тонкое регулирование принципа удовольстви€), так и в динамике терапии (границы и функции осознани€). ‘рейд также предполагал, что между этими системами пролегают границы, которые при определенных услови€х могут быть полупроницаемыми или полностью проницаемыми. —тепень этой проницаемости определ€етс€ цензурой, определенным образом трансформирующей динамический материал. «аметим, что топографическа€ модель вполне согласуетс€ с современными данными психологии пам€ти и воспри€ти€ (Ћури€, ¬ыготский, Ќемов, Ѕурлачук,  очар€н, ∆идко и др.), а также с моделью реактивного возбуждени€ в теории научени€ и поведенческой терапии.

‘рейд считал что влечени€ (инстинкты) имеют: биологический источник, запас энергии этого источника, цель (т. е. осуществл€ют специфические дл€ данного влечени€ действи€, ведущие к его удовлетворению и к разр€дке заключенной в нем энергии), объект (в отношении которого эта цель может быть достигнута). ¬ случае если влечение не переносилось на объект, то это может привести к фрустрации влечени€ и к страданию (в данном случае страдание Ч как увеличение психического напр€жени€ вследствие не удовлетворении влечени€). —традание в свою очередь ведет или к стремлению к достижению разр€дки, или к включению защитных механизмов психики.

‘рейд описал четыре формы трансформации влечени€: а) обращение в свою противоположность (замена активной роли на пассивную); б) поворот против себ€ (использование себ€ в качестве инстинктивного объекта); в) вытеснение; г) сублимаци€ (психическа€ энерги€ проецируетс€ в социально активный труд).

‘рейд установил, что:

1. —ексуальна€ жизнь начинаетс€ не с наступлением половой зрелости, а вскоре после рождени€.

2. Ќеобходимо четко различать пон€ти€ Ђсексуальноеї и Ђполовоеї. ѕервое пон€тие значительно шире и включает в себ€ многие про€влени€, не имеющие ничего общего с генитали€ми.

3. —ексуальна€ жизнь включает в себ€ функцию получени€ удовольстви€ от различных зон тела Ч функцию, котора€ впоследствии была использована в цел€х воспроизводства. ќднако две эти функции редко совпадают полностью.

‘рейд выдел€л р€д последовательных либидных стадий и фаз, сфокусированных на различных участках тела (эрогенных зонах), через которые проходит индивид, начина€ с младенчества. Ќачало сексуальной жизни характеризуетс€ двум€ фазами, отличающимис€ ролью, которую играют эрогенные зоны (доминирующа€ или недоминирующа€). ѕерва€, или прегенитальна€, фаза сексуального развити€ представл€ет собой динамический процесс, кульминационный момент которого приходитс€ на конец п€того года жизни. «атем следует латентный период, после чего с момента возрождени€ сексуального импульса в период половой зрелости начинаетс€ втора€, или генитальна€, фаза. ¬ прегенитальной фазе выдел€ют три отдельные стадии сексуального формировани€ (доЧ или преэдиповы), через которые индивиды обоих полов проход€т одинаково. (Ћ.‘.Ѕурлачук, ј.—. очар€н, ћ.≈.∆идко, 2003.)

ѕерва€ стади€ Ч оральна€. ќна св€зана со ртом как с первичным органом удовольстви€, через который младенец осуществл€ет контакт со своим первым объектом желани€ Ч материнской грудью.  огда грудь отнимаетс€ или €вл€етс€ недоступной, он прибегает к заменител€м (например, соска, палец, и т.п.) Ётот интерес к области рта, никогда полностью не исчезающий, заметен в удовольствии, которое взрослые получают при курении, еде, поцелу€х и оральных формах секса. ќральна€ стади€, в свою очередь, иногда подраздел€етс€ на два этапа. –анний оральный этап этой стадии развити€ про€вл€етс€ сразу после рождени€ и перед тем, как младенец получил грудь, так как сосательные движени€ наблюдаютс€ еще до подлинного сосани€. — прорезыванием первых зубов младенец начинает вести себ€ более активно, вступа€ в орально-садистический этап.

ќральную стадию смен€ет анальна€ стади€. јнально-садистический этап этой стадии заключаетс€ в по€влении импульса к господству, укреплении мускулатуры тела и усилении контрол€ над сфинктерами. јнальна€ стади€ развити€ св€зана также с тем, что эрогенна€ слизиста€ мембрана ануса про€вл€ет себ€ как орган, характеризующийс€ пассивной сексуальной целью. »з-за этого агрессивное первоначальное выталкивание смен€етс€ удержанием. — этой стадией св€заны такие черты характера, как аккуратность, бережливость и упр€мство.

¬ случае наступлени€ фаллической стадии сексуальный интерес смещаетс€ на генитальный аппарат (фаллос). ¬ этот период начинает доставл€ть удовольствие детска€ мастурбаци€. Ќа Ёдиповом этапе наступает высша€ точка инфантильной сексуальности. ѕреодоление данного этапа необходимо дл€ нормального развити€, потому как бессознательна€ фиксаци€ на эдиповых тенденци€х €вл€етс€ типичной дл€ невротиков.

Ќа ранних стади€х развити€ маленький мальчик идентифицирует себ€ с отцом в про€влении отношений к матери. ѕозже (в течение фаллической стадии) интерес к матери усиливаетс€ и у ребенка по€вл€етс€ желание избавитьс€ от отца и зан€ть его место р€дом с матерью.  астрационна€ тревога заставл€ет мальчика отказатьс€ от инцестуозных желаний и подавл€ть их. –азрешение Ёдипова комплекса дл€ мальчика подразумевает отказ от его влечени€ к матери, что может вести к идентификации с матерью или к усилению идентификации с отцом. —итуаци€ Ёдипа часто усложн€етс€ в св€зи с наличием у ребенка бисексуальной склонности. “ак, вместо прив€занности к матери и двойственного отношени€ к отцу может иметь место любовь к родителю того же пола и ревнива€ ненависть к родителю противоположного пола или смесь прив€занности и двойственного отношени€ к каждому из родителей.

Ќе вдава€сь в тонкости психоанализа (психоанализ требует более тщательного изучени€), заметим, что в середине прошлого века Ёрик Ёриксон переформулировал стадии психосексуального развити€ в соответствии с межличностными и внутрипсихическими задачами, которые ребенок решает в каждом периоде. ќдним из дополнений Ёриксона к теории ‘рейда стало изменение названий ранних этапов. “ак, Ёриксон понимал оральную стадию как состо€ние полной зависимости, во врем€ которой формируетс€ базовое доверие (или его отсутствие) Ч специфический результат удовлетворени€ или неудовлетворени€ оральной потребности. јнальна€ стади€ рассматривалась им как стади€ достижени€ автономии (или, в случае неправильного воспитани€, стыдливости и нерешительности). Ќа фаллической стадии, по мнению Ё.Ёриксона, происходит развитие чувства базовой эффективности и чувства удовлетворенности от идентификации с объектами любви. Ёриксон также разбил ранние фазы на подфазы (орально-инкорпоративна€, орально-экспульсивна€; анально-инкорпоративна€, анально-экспульсивна€ и т. п.). √арри —алливан, занимавшийс€ групповым лечением психотических расстройств, предложил теорию стадий развити€, котора€ подчеркивала коммуникативные достижени€ (например, речь или игру), а не удовлетворение влечений. ≈ще одним шагом к психоаналитическому осмыслению развити€ личности стали работы ћаргарет ћалер, посв€щенные динамике взаимоотношений матери и ребенка. ћалер предполагала, что нормальное развитие начинаетс€ с нормальной аутистической фазы, когда младенец проводит большую часть своего времени преимущественно сосредоточенный на своих внутренних ощущени€х, а не на стимулах внешнего мира. “акой ребенок начинает получать удовольствие от внешних стимулов (исход€щих от матери), при этом наход€сь в иллюзии, что он и мать Ч единое целое.  роме того, дл€ такого состо€ни€ характерна иллюзи€ всемогущества, ощущение, что весь окружающий мир находитс€ в полной гармонии с желани€ми ребенка. ћать непроизвольно поддерживает эти иллюзии, эмпатически угадыва€ нужды ребенка. ќднако уже на этой фазе младенец может напр€гать свое тело в ответ на раздражающие стимулы или непри€тные ощущени€ от сли€ни€ с телом матери, что €вл€етс€ первыми попытками отделитьс€ и обрести собственную независимость. ¬ фазе сепарации ребенок начинает исследовать мир вокруг себ€, постепенно отстран€€сь от матери и сравнива€ окружающие объекты и людей с ней. «десь впервые по€вл€етс€ сепарационна€ тревога Ч состо€ние пониженного настроени€, возникающее вследствие разлуки с матерью. ¬ случае если мать испытывает тревожные или амбивалентные чувства в св€зи с отделением ребенка, она может преждевременно прерывать исследовательскую де€тельность малыша и всел€ть в него свою тревогу. Ќа субфазе практики ребенок переживает восторг от свободного освоени€ мира, забыва€ о присутствии матери. Ќа субфазе повторного сближени€ ребенок снова начинает остро осознавать свою потребность в матери, в ее эмоциональной поддержке и практической помощи. ¬ это врем€ ребенок переживает определенный кризис, который хорошо иллюстрируетс€ разными играми, св€занными с убеганием-преследованием: вырыва€сь и убега€, ребенок внезапно ощущает свою независимость и в то же врем€ может тут же обрести единство, будучи пойманным. ¬ фазе консолидации ребенок разрешает этот кризис путем выработки у себ€ внутреннего образа матери, который сохран€етс€ даже тогда, когда ее нет р€дом. Ќесмотр€ на то, что теорию ћалер обычно относ€т к теори€м объектных отношений, в этой теории €вно про€вл€етс€ вли€ние модели профессора ‘рейда. ѕо мнению Ћ.‘.Ѕурлачука и др. (2003), постфрейдовские разработки теории стадий развити€ личности дали возможность оперировать не только гипотезами о том, что кто-либо слишком рано или слишком поздно был оторван от груди или слишком грубо приучен к горшку, но и по€вилась возможность говорить о том, что затруднени€ пациентов отражают семейные процессы, которые осложнили им доступ к чувству безопасности, автономии или удовлетворенности своей идентификацией (согласно трактовке Ёриксона), или в предподростковый период у них не было близкого друга (точка зрени€ —алливана), или же госпитализаци€ матери в то врем€, когда им исполнилось два года, разрушила процесс воссоединени€, присущий этому возрасту и необходимый дл€ оптимальной сепарации (в соответствии с гипотезами ћалер).

¬озвраща€сь к теории «.‘рейда, обратим внимание, что в течение определенного периода р€д лучших учеников ‘рейда создали свои научные школы-направлени€ в психотерапии, и фактически отошли от своего учител€ (ј.јдлер,  .√.ёнг, ¬.Ўтекель, Ў.‘еренци, ќ.–анк, ¬.–айх и др.). ѕосле ѕервой мировой войны ‘рейд вводит пон€тие первичного нарциссизма Ч любви к себе на ранней стадии развити€, когда либидо ребенка полностью обращено на себ€ и котора€ предшествует любви к другим, и вторичного нарциссизма Ч любви к себе, €вл€ющейс€ результатом изъ€ти€ либидо из объекта и обращени€ его вновь на Ёго.  роме того ‘рейд ввел пон€тие влечение к смерти (танатос), объ€сн€€ агрессивные и самодеструктивные тенденции индивида через влечение к смерти. “акже ‘рейд говорил о том, что принцип удовольстви€ ограничиваетс€ не только принципом реальности, но и потребностью в повторении. ѕо ‘рейду, влечение к смерти противостоит влечению к жизни (Ёросу). Ётим противосто€нием объ€сн€ютс€ состо€ни€ грусти и меланхолии, суицид, несчастные случаи, вредные привычки, преступлени€, совершаемые с бессознательным стремлением быть уличенным, а также такие сексуальные перверсии, как садизм и мазохизм. ¬лечение к смерти вызвало протест у р€да ученых прошлого, искренне заблуждавшихс€ по поводу существовани€ того, свидетел€ми чего мы €вл€емс€ до сих пор, наблюда€ влечение к смерти у многих индивидов, бессознательно испытывавших, например, чувство вины, и про€вл€ющих вследствие этого свои деструктивные наклонности.

 

 

-- социальный (прикладной) психоанализ.

  концу жизни «.‘рейд стал рассматривать разработанную им теорию психоанализа почти исключительно в приложении к разрешению социальных вопросов общества, все больше предостерега€ от использовани€ ее только в качестве клинического применени€. «аметим, что здесь учитель был не услышан своими учениками, подавл€ющее большинство которых фокусировало свое внимание именно в сфере т.н. классического, лечебного, психоанализа. ѕоэтому следует говорить что еще при жизни ‘рейда психоанализ разделилс€ на клинический (лечебный) и прикладной. ¬ последнем варианте рассматривались варианты применени€ теории психоанализа в политике, литературе, и т.п.; при этом основное применени€ прикладной психоанализ нашел все-таки именно в факторе манипулировани€, активно представленного в жизни индивидов в обществе.

–ассматрива€ прикладные аспекты психоаналитической теории, следует говорить о том, что люба€ жизнеде€тельность индивида Ц есть проекци€ бессознательного психики на окружающий мир. ѕри этом вполне логично предположить, что бессознательное фактически формирует окружающий мир. ¬изуальные, аудиальные, кинестетические контакты человека с окружающей средой привод€т к тому, что информаци€, полученна€ с помощью подобных контактов, непременно откладываетс€ в подсознание, а уже после начинает оказывать свое воздействие на сознание. ѕри этом заметим, что определенна€ часть информации уже находитс€ в бессознательном изначально. ¬ этом случае мы говорим о коллективном бессознательном.

Ќа любого человека общество оказывает воздействие, выражающеес€ в необходимости придерживатьс€ определенных правил и норм поведени€, прин€тых в обществе. ‘рейд прослеживал пути возникновени€ подобных правил и норм исход€ из архаичных времен, времен существовани€ первобытного человека.  ак известно, в общем и целом психика современного человека в своих глубинных основах почти ничем отличаетс€ от психики первобытного человека. ј наиболее заметна€ схожесть про€вл€етс€ именно в соблюдении современным человеком норм поведени€, сформированные в свод законов и €вл€ющиес€ следствием развити€ цивилизации (развити€ в обществе культуры).  ак наиболее €вное доказательство схожести психики Ц повеление современного индивида при его попадании в толпу или нахождени€ в измененном состо€нии сознани€ (алкогольное опь€нение, и т.п.). ¬ обычном состо€нии психика современного человека контролируетс€ сознанием. Ќо если подобный контроль ослабевает Ц то наружу прорываетс€ все то, что таитс€ в подсознании, и что сдерживаетс€ такой критичной инстанцией, как цензурой психики, роль которой выполн€ет —верх-я (это и совесть, и социальна€ ответственность, и человечность, и т.п.)





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 321 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

539 - | 420 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.035 с.