Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»сточники древнекитайской истории




 

¬ распор€жении исследовател€ древней истории  ита€ имеютс€ чрезвычайно многочисленные и в большинстве своем достаточно надежно датированные письменные пам€тники. Ёто весьма разнообразные по своему содержанию исторические сочинени€, дошедшие до нашего времени в виде книг. ќни составл€ют первую и основную категорию источников изучени€ древней истории  ита€.

—реди письменных источников большое значение имеют древнекитайские летописи, прежде всего летопись Ђ„уньцюї, составленна€ в царстве Ћу и освещающа€ событи€ VIIIЧV вв. до н. з. ¬округ текста Ђ„уньцюї, авторство которой традици€ приписывает древнекитайскому философу  онфуцию, позднее возникла значительна€ комментаторска€ литература. ќдин из таких комментариев Ч Ђ÷зочжуаньї Ч представл€ет собой фактически самосто€тельную хронику событий, имевших место в тех же хронологических рамках. ќт Ђ„уньцюї эта хроника отличаетс€ несравненно большей детализацией повествовани€.

— летопис€ми тесно св€зан другой жанр древнекитайских исторических сочинений, представленный прежде всего книгой ЂЎаншуї (ЂЎуцзинї). Ёто запись речей правителей и их приближенных. Ћишь часть текста ЂЎаншуї, сохранившегос€ до нашего времени, может быть признана подлинной (некоторые главы этого труда €вл€ютс€ позднейшей интерпол€цией).

ќсобое место среди источников по древней истории  ита€ занимает ЂЎиц-зинї Ч свод песен, в большинстве своем фольклорного происхождени€. Ќе будучи историческим сочинением в узком смысле этого слова, ЂЎицзинї содержит разнообразные материалы дл€ характеристики многих важных сторон жизни древнекитайского общества первой половины I тыс€челети€ до н. э.

¬ этом же плане большую ценность представл€ют труды древнекитайских философов V Ч III вв. до н. э., которые в полемике со своими идейными противниками посто€нно апеллировать к событи€м исторического прошлого.

¬ I в. до н. э. в ƒревнем  итае по€вл€етс€ историческое сочинение, оказавшее решающее воздействие на дальнейшее развитие историографии не только в  итае, но и в р€де других стран ƒальнего ¬остока. Ђ»сторические запискиї —ыма ÷€н€ (145Ч90 гг. до н. э.) Ч это всеобща€ истори€ страны с древнейших времен до I в. до н. э. —ыма ÷€нь использовал новый принцип изложени€ исторических событий Ч жизнеописани€. Ђ»сторические запискиї состо€т из п€ти разделов, три из них построены по этому принципу: Ђќсновные записиї Ч повествовани€ о важнейших де€ни€х правителей различных династий; Ђ»стории наследственных домовї Ч биографии крупнейших представителей наследственной аристократии: Ђ∆изнеописани€ї Ч биографии исторических личностей. —ыма ÷€нь включил в свой труд также Ђ“рактатыї, посв€щенные отдельным сторонам общественной жизни, культуры, науки, и Ђ“аблицыї, в которых рассматриваютс€ проблемы хронологии.

»сториографический метод —ыма ÷€н€ был использован Ѕань √у (32Ч92 гг.), автором Ђ’аньской историиї. ќднако сочинение Ѕань √у посв€щено истории одной династии Ч ’ань, точнее «ападной ’ань (206 г. до н. э.). Ѕань √у, таким образом, €вл€етс€ основоположником нового жанра китайской историографии, получившего название Ђдинастийных историйї.   их числу принадлежит, в частности, Ђ»стори€ ѕоздней династии ’аньї, написанна€ в начале V в. и освещающа€ событи€ IЧIII вв.

¬ начале XX в. в историографии  ита€ получает распространение гиперкритический подход к письменным древнекитайским историческим источникам. ѕодчеркива€ необходимость вы€влени€ аутентичности древних пам€тников и позднейших искажений и вставок в них, сторонники этого направлени€ считали недостоверными, например, все сведени€ об эпохе ўан-»нь, сообщаемые —ыма ÷€нем, и утверждали, " что истори€  ита€ начинаетс€ с эпохи „жоу. –ешающим аргументом, подорвавшим позиции гиперкритической школы, были результаты археологических исследований, начатых в  итае во втором дес€тилетии XX в. ¬ 1921 г. шведский ученый ». √. јндерсон обнаружил в среднем течении ’уанхэ следы неолитической культуры, котора€ бала названа им яншао. ¬ 1928 г. начались'раскопки столицы Ўан-»нь близ јнь€на, позволившие получить представление об уровне производительных сил, социальной организации и материальной культуре ƒревнего  ита€ в XIVЧXI вв. до н. э.

«начительный шаг вперед в археологическом изучении территории современного  ита€ был сделан после победы китайской революции, особенно в 50Ч80-х годах. ѕрименение новейших методов раскопок (в частности, вскрытие древних поселений на больших площад€х) позволило обогатить источниковедение древней истории  ита€ ценнейшими данными, относ€щимис€ ко всем периодам древнекитайского общества от неолита до эпохи ’ань. —реди наиболее важных достижений китайской археологии последних лет следует отметить раскопки раннешанского города в Ёрлитоу; находки большого количества чжоуских бронзовых сосудов с надпис€ми на них; открытие близ „анша богатых погребений III в. до н. э., в которых ввиду специфических условий внешней среды полностью сохранилс€ комплект одежды, утвари, украшений и произведений искусства, а также многочисленные надписи на дерев€нных табличках и шелке.

ƒл€ изучени€ древнекитайского общества, эпохи Ўань-»нь исключительное значение имеют эпиграфические источники, и среди них в первую очередь так называемые гадательные надписи XIVЧ-XI вв. до н. э. ¬первые они были открыты китайскими учеными в 1899 г. ¬ ходе раскопок нтан-иньской столицы близ јнь€на было найдено большое количество новых надписей. »зуча€ их, исследователи обнаружили в эпиграфических текстах упоминани€ имен и фактов, известных из Ђ»сторических записокї —ыма ÷€н€. ѕо своему содержанию гадательные надписи отражают социальную и политическую историю эпохи Ўан-»нь.

Ќе менее ценные сведени€ содержатс€ в эпиграфических источниках XЧ-VII вв. до н. э. Ч чжоуских надпис€х на ритуальных бронзовых сосудах. »зучение этих пам€тников позволило установить подлинность и достоверность р€да глав ЂЎаншуї, текст которых обнаруживает стилистическое сходство с надпис€ми на сосудах.

  III з. до н. э.ЧЎ в. н. э. относ€тс€ весьма разнообразные по своему характеру и содержанию надписи (преимущественно на дерев€нных планках), среди которых представлены различные категории официальных документов (подворные списки, ведомости, купчие и т. д.)

 

»сториографи€

 

ƒл€ традиционной китайской исторической науки характерны две особенности: во-первых, представление об извечном и абсолютном превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов; во-вторых, отождествление мифа с историческим фактом, следствием чего было неправомерное удревнение истоков государственности в  итае.

√иперкритическое направление китайской историографии возникло как реакци€ на недостатки традиционной науки, но его пороком была противоположна€ крайность суждений о прошлом. Ћишь в конце 20-х годов XX в., по мере распространени€ в  итае марксистских идей, постепенно складываютс€ предпосылки дл€ развертывани€ подлинно научного исследовани€ древней истории  ита€ с позиций исторического материализма. ќднако дискуссии о характере древнекитайского общества, проходившие в  итае в 30-х годах, показали, что дл€ многих исследований, предприн€тых в те годы, характерен догматизм в толковании отдельных положений марксистско-ленинской теории. ’арактерны а этом отношении ранние работы √о ћожо, абсолютизировавшего тезисы о единстве всемирно-исторического процесса и отрицавшего поэтому какую бы то ни было специфику древневосточных обществ.

¬ 40Ч-50-х годах китайскими учеными успешно разрабатывались проблемы социально-экономической истории ƒревнего  ита€. —обыти€ Ђкультурной революцииї прервали эти исследовани€. Ћишь ≈ конце 70-х годов были возобновлены дискуссии о характере древнекитайского общества, публикации источников, создание университетских курсов по древней истории  ита€.

Ќачало изучени€  ита€ €понскими учеными относитс€ еще к эпохе средневековь€. «а последние дес€тилети€ в японии в равной мере изучаютс€ все периоды древней истории  ита€. ќдин из виднейших специалистов в этой области  айдзу-ка —игеки Ч автор капитальных исследований, касающихс€ формировани€ и развити€ древнекитайского государства. Ѕольша€ группа €понских историков работает над изучением социально-экономических отношений в эпоху ’ань.

¬ ≈вропе большой вклад в дело изучени€ истории ƒревнего  ита€ сделан французской синологической школой. ¬ начале нашего века Ё. Ўаванн предприн€л перевод (оставшийс€, к сожалению, незавершенным) Ђ»сторических записокї —ыма ÷€н€, а также опубликовал корпус каменных барельефов ханьского времени, собранных и изученных им во времена пребывани€ в  итае. —ледует отметить также исследовани€ одного из крупнейших французских синологов ј. ћасперо, капитальный труд которого Ђƒревний  итайї оказал заметное вли€ние на современную историографию. √. Ѕилленстейн в 50-х годах один из первых обратил серьезное внимание на проблемы демографии в ƒревнем  итае.

¬ —Ўј изучение ƒревнего  ита€ получило значительное развитие лишь в последние дес€тилети€, причем ведущие позиции здесь занимают ученые китайского происхождени€, проживающие в —оединенных Ўтатах. ¬ конце 60-х годов в —Ўј было создано международное Ђќбщество по изучению ƒревнего  ита€ї, издающее с 1975 г. свой журнал.

–усское китаеведение имеет давние традиции, у его истоков сто€л в первой половине XIX в. такой известный знаток древней истории  ита€, как Ќ. я. Ѕичу-рин. ƒл€ русских исследователей был характерен интерес прежде всего к культуре и идеологии древних китайцев, а также прекрасное знание первоисточников.

¬ советской историографии древней истории  ита€ можно выделить три периода.

ѕервый из них относитс€ к концу 20-х Ч началу 30-х годов, когда в ходе дискуссий о проблемах общественного стро€  ита€ широко привлекались материалы по древнекитайскому обществу. —лабым местом в этих работах было недостаточное понимание первоисточников.

¬торой период (40Ч50-е годы) может быть назван очерковым. ќн отмечен созданием первых сводных работ и университетских курсов по истории ƒревнего  ита€.

¬ этот период были заложены основы дл€ разработки марксистской концепции истории древнекитайского общества. ¬ частности, Ћ. ¬. —имоновска€ предложила периодизацию истории ƒревнего  ита€, что стимулировало дальнейшие исследовани€ в этой области.

¬ 60-х годах начинаетс€ качественно новый этап изучени€ советскими историками древнекитайского общества. ќн характеризуетс€ по€влением р€да монографических исследований, посв€щенных отдельным периодам истории ƒревнего  ита€, а также углубленным анализом конкретных аспектов экономики, социального стро€, идеологии.

Ѕольшое внимание советские историки удел€ют изучению и переводу на русский €зык древнекитайских письменных пам€тников. «десь прежде всего следует отметить многотомный перевод Ђ»сторических записокї —ыма ÷€н€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 515 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

529 - | 505 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.