Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Постмодернистский дискурс культуры России




Схема 44. Генезис русского постмодерна


 


В результате произошедших за последнее время изменений в бытии литературы мы наблюдаем, во-первых, кризис верифи­кации, при котором тексты культуры (научные и художествен­ные, политические и религиозные, экономические и эзотери­ческие) оказываются в равной мере непроверяемыми с точки зрения их соответствия действительности, истории, психологи­ческой достоверности. С одной стороны, все эти культурные тексты являются духовно равноправными и участвующими в спонтанном саморазвитии современной культуры в качестве реплик в полемическом диалоге, автономных смысловых плас­тов, взаимодействующих между собой. С другой — они взаим­но непереводимы и не обладают общими для них критериями истинности суждений. Ценности науки и религии, политики и искусства, прагматики и духовности сознаются как несовмести­мые, принадлежащие к разным «смысловым рядам», однако и для идеологического противоборства этих ценностей в обще­стве нет ни условий, ни оснований. Исключительными по своей интертекстуальной виртуозности и деверифицированности яв­ляются в современной постлитературе, например, произведе­ния В. Пелевина («Жизнь насекомых», «Амон Ра», «Чапаев и Пустота», «Generation Р»), В. Сорокина («Норма», «Голубое сало», «Лед»), Т. Толстой.

Во-вторых, мы видим кризис профессионализма, посколь­ку профессионализм в каждой из перечисленных (или иных) областей культурной семантики не является авторитетным не только для других, но нередко и для них самих. Границы между ценностно-смысловыми областями культуры, некогда очень жесткие и непереступаемые, размылись, но не устра­нились. Однако виртуализация общественных отношений влечет за собой относительность всех научных, художествен­ных, политических, нравственных и иных дефиниций. Пара­доксальным образом сегодня в постсоветском пространстве обыденная культура обладает наибольшим статусом универ­сальности по сравнению с любой специализированной куль­турой, а точка зрения обывателя, филистера, дилетанта, графомана оказывается самой емкой, практичной и ценност­но предпочтительной — по сравнению с позицией любого специалиста, профессионального мыслителя или художника. Чрезвычайно показательны в этом отношении произведения, например, Э. Лимонова («Книга мертвых», «Книга воды») и

А. Проханова («Господин Гексоген»), в которых даже поли­тически злободневные мотивы до такой степени олитерату­риваются, что становятся неотделимыми от словесной ткани, превращая саму политическую действительность в часть по­стлитературного интертекста.

В-третьих, утрачивает свой смысл авторство этих текстов, поскольку переплетение гетерогенных цитат и мини-текстов создает тот мозаичный ценностно-смысловой контекст, в кото­ром каждый такой текст читается и понимается совершенно отлично от того, как он смотрится в своем собственном или «чу­жом», но однородном контексте. Такое пребывание текста в контексте, которое делает неотличимым текст от контекста, превращает произведение постлитературы в некое подобие фольклорного текста как результата коллективного творче­ства («постфольклор»). Особый смысл приобретает метод ин­тертекстуальной игры с литературной классикой, в результа­те чего «классическое литературное наследство» многократно и вариативно реинтерпретируется в новых, неожиданных кон­текстах, обретая новый, многослойный и принципиально плю­ралистический смысл (здесь особенно характерны сочинения А. Королева «Голова Гоголя», «Человек-язык», «Змея в зерка­ле», «Эрон»).

Литературные произведения (в том числе и литературная классика), препарированные постлитературой, все чаще пред­стают в общественном сознании в виде схем сюжетов и конф­ликтов, условных знаков и эмблем, облегченных дайджестов и слоганов, заменяющих собой сами художественные тексты и стоящие за ними конфигурации художественной реальности, приобретая орнаментальный характер. В сознании полупросве­щенной общественности литературные герои и имена самих писателей, отрываясь от литературного контекста, начинают функционировать как персонажи анекдотов — на уровне от­дельных запоминающихся ситуаций, поступков, слов (вспомним хармсовского Пушкина или того же Ивана Чонкина у Войнови­ча, а из последних произведений — «Монументальная пропа­ганда» того же Войновича).

Частная жизнь, особенно те сферы, которые с трудом рег­ламентируются обществом, государством, политиками, куль­тура повседневности выходят на первый план социокультур­ных интересов современной России (заметно нарастают де­политизация, деидеологизация, пародийность, развлекатель­ность, гедонизм; широкое распространение получают непри­вычные для советской и русской культуры эротика, порног­рафия, «чернуха», «облегченные» жанры и стили культуры, кич, шоу-индустрия, «пиар»). Все эти «срезы» и аспекты мас­совой поп-культуры, рекламы, пропаганды активно включа­ются и «перевариваются» в постлитературных произведени­ях, и нередко использованный внелитературный прием пре­вращается в постлитературный метод, в тематику и культур­ную семантику постлитературы. Яркий пример — поэзия Т. Кибирова.

Особое развитие в современной России получают марги­нальные и диффузные формы культурных и цивилизацион-ных процессов; общество все более атомизируется, в струк­турном плане усиливается аморфность и размытость всех смысловых границ, социокультурных форм и интересов, субъективно переживаемых и деятелями культуры, и рядо­выми потребителями культурной продукции как падение на­циональной культуры или даже «антикультура». Место тра­диционных мировых религий в постсоветском десекуляри-зованном обществе все чаще начинают занимать религиоз­ный модернизм, сектантство, эзотеризм, мистицизм, прово­цирующие решительную борьбу с ними не только господ­ствующих церковных институтов, но и официальных госу­дарственных органов власти и административных учрежде­ний. Все это также — вольно или невольно — становится предметом современной русской постлитературы.

Резкое понижение социокультурной и цивилизационной определенности, идейный и стилевой эклектизм, принципи­альная широта и «всеядность» ценностно-смысловых крите­риев в современной культуре России — показатель не только ее кризиса, «смуты», но и ее открытости будуще­му, стремительным и радикальным социокультурным мета­морфозам на рубеже XX—XXI веков, в значительной сте­пени сегодня непредсказуемым. В этом отношении русская постлитература XXI века, несомненно, является феноменом открытой культуры, каковой не может не быть отечествен­ная культура рубежа тысячелетий.

Как и все иные формы современной «.посткультуры» («пост­музыка», «постживопись», «посттеатр», «посткино» и т. п. моди­фикации современного «постискусства», которое в целом го­раздо ближе к кичу, нежели искусству XIX и большей части XX веков, а также «постфольклор», «постнаука», «постфилосо­фия», «пострелигия» и другие порождения современного ду­ховного кризиса), постлитература нуждается в дальнейшем осмыслении и изучении. Однако уже самые первые наблюде­ния за порождениями русского постмодерна говорят о том, что мы имеем дело с такими явлениями культуры XXI века, которые гораздо более отличны от предшествовавших им ана­логов, нежели сходны или являются преемственными по отно­шению к ним.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 265 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2130 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.