Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 28. Между Западом и Востоком. ничной культуры России) сопоставимо с мировой культурой




ничной культуры России) сопоставимо с мировой культурой. Рефлексируя собственную культуру, одни отечественные мыс­лители были склонны видеть в ней феномен всемирно-истори­ческого масштаба и значения, способный не только отразить и укрупнить универсалии общечеловеческого культурного опы­та, но и открыть новые пути для всего человечества (Иларион, Филофей, Н. Гоголь, В. Белинский, А. Герцен, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Данилевский, В. Соловьев, Д. Мережковс­кий, Н. Бердяев и др.). Другие полагали, что исключитель­ность русского культурного и социального опыта состоит в поразительном выпадении России из традиций как Запада, так и Востока, в ее выделенное™ тем или иным образом не толь­ко среди других национальных культур, но и в целом всей мировой культуры (Аввакум, Ю. Крижанич, Н. Карамзин, П. Чаадаев, Н. Чернышевский, К. Леонтьев, Д. Писарев, В. Клю­чевский, В. Розанов, В. Ленин, Л. Шестов).

Впрочем, по большому счету, разницы между той и другой точками зрения на место России в мире нет: и мессианизм русских и их «отщепенство», и «выделенность» России и ее «вненаходимость» свидетельствуют о ее «особости» и «отдель­ности» в мире (в ее собственных глазах), и эта саморефлексия русской (а также российской в целом) культуры говорит об особенностях гипертрофированной самооценки российской цивилизации — не иначе как во всемирно-историческом, пла­нетарном контексте, в сопоставлении с человечеством в це­лом.

Множество подобных, весьма своеобразных представле­ний русской и российской культуры о себе самой свидетель­ствует о том, что русская культура постоянно соотносит себя со всей мировой (или по крайней мере всей европейской) куль­турой как с равновеликим себе универсумом; именно с этим своим «собеседником» она вступает в различные диалогичес­кие отношения (тождество, сходство, союз, согласие, подра­жание, изоляция, неприятие, полемика, спор, отчуждение, кон­фронтация, борьба и т.п.), представляет мировую культуру своим контекстом, предметом, зеркалом, антиподом, судь­бой. Составляя с мировой культурой как целым единую смыс­ловую конструкцию, «надцивилизационный узел», русская культура реализует принцип «взаимоупора» в предельно воз­можном, глобальном отношении.

Так, русское и всемирное, родное и вселенское, националь­ное и общечеловеческое начала составляют взаимосоотнесен-ные и конфликтующие между собой части космического це­лого. Например, сами имена классиков российской культуры — Л. Толстой и Ф. Достоевский, В. Соловьев и К. Леонтьев, Д. Мережковский и В. Розанов, И. Бунин и В. Маяковский и т.д.; целые направления отечественной мысли — иосифляне и «нестяжатели», никониане и старообрядцы, романтики и реа­листы, «русские космисты» и русские марксисты; сами про­изведения — классицизма и сентиментализма, передвижни­ков и «мирискусников», русского авангарда (от В. Хлебнико­ва до Д. Хармса) и «социалистического реализма» (своеоб­разного советского авангарда) составляют естественные «пары» поляризованных суждений о «стране и мире», «пары» взаимоисключающих оценок единого с разных концов про­тиворечивой культуры России.

На территории Руси-России в течение более чем тысячеле­тия разворачиваются своего рода «турбулентные» этно- и со­циокультурные, а также цивилизационные процессы всемир­но-исторического масштаба и значения, неизбежно несущие на себе печать одновременно инновативности и катастро­фичности. Русская Евразия — это «место встречи» Востока и Запада; но эта встреча (по логике «взаимоупора») одновре­менно и соединяет и разделяет, и сближает и отдаляет; это и конфликт и альянс, и интеграция и дифференциация — воп­лощенные «единство и борьба противоположностей» в миро­вой культуре. Несомненно, что сам феномен «русского ком­мунизма», впервые осмысленный в культурно-историческом плане Н. Бердяевым, как и, например, феномен «русского зарубежья», явились логическим результатом специфически преломленного и практически интерпретированного в XX веке глобального западно-восточного синтеза — особого куль­турного дискурса, мучительно, долго и трудно складывающе­гося в пограничной зоне Запада и Востока (ср. иные, более «мягкие» варианты подобного синтеза — в Америке, особен­но Латинской, и в регионе «дальневосточного чуда» — в Япо­нии, Южной Корее, Китае).

История русской и российской культуры, а вместе с ней и сама история России противоречиво соединяют в себе черты непрерывности и дискретности. Это означает, что сквозные,

«стержневые» линии культурно-исторической преемственнос­ти связуют разные периоды национально-культурного разви­тия как неделимое ценностно-смысловое пространство; в то же время «взрывной» характер разрешения исторически на­капливаемых противоречий и проблем в последовательно по­граничной культуре предопределяет неизбежно резкую «лом­ку» культурных парадигм, внезапно сменяющих друг друга по той же логике «взаимоупора» западного и восточного начал.

Языческая и христианская, византийская и монгольская тра­диции не только сменяют друг друга, но и во многом опровер­гают, оспаривают, отменяют предшествующий культурный опыт. Культурную самоизоляцию и самодостаточность Мос­ковского царства отвергает установка на тотальную европеи­зацию постпетровской России. И русские консерваторы, и рус­ские социалисты возлагали надежды на то, что русский народ, привязанный к соборности и общине, либо не вступит на путь буржуазных отношений, либо перескочит опережающим об­разом этот этап европейского исторического развития. Начав­шуюся с огромным опозданием и внутренним сопротивлением культурного материала капитализацию России сменил русский коммунизм, первоначально нацеленный на осуществление ми­ровой революции, а затем переориентировавшийся на собствен­ное самоосуществление в «отдельно взятой стране». Наконец, в постсоветский период уравнительный «русский социализм» столь же внезапно сменился неокапитализмом — государственно сан­кционированной бандитской «приватизацией», неограниченной монополией безнаказанных «финансовых пирамид», «диким», «варварским» рынком. Так же в свое время, в результате рус­ской революции, буржуазные «столыпинские реформы», фер­мерские хозяйства, зарождающиеся «хутора» были сметены коммунами, «раскулачиванием», колхозами и совхозами, партий­но-государственным диктатом в аграрном секторе и плановым производством во всей стране.

Фактически каждая новая культурная парадигма в российской истории знаменовалась процессами, пересматривавшими, отри­цавшими или приостанавливавшими ход изменений, начатых на предыдущем этапе (в рамках «старой» парадигмы): Октябрьская революция покончила с либеральными свободами, завоеванными в ходе «первой русской революции» 1905 г. и Февральской 1917 г.; коллективизация вернула крепостничество в русскую деревню;

сталинский Союз во многом реанимировал идеологию и символи­ку Российской Империи, казалось бы, окончательно погребенные Лениным и его соратниками по большевизму.

В российской социокультурной истории «старое» никогда полностью не исчезало, но в своих наиболее стабильных фор­мах продолжало вялый «дрейф», параллельно с формировани­ем «нового»; в то же время «новое» никогда не вытесняло до конца «старое», хотя именно на это, казалось бы, претендова­ло. «Старое» и «новое» в истории России не столько последо­вательно сменяли друг друга, сколько шли параллельно друг другу, накладываясь друг на друга и делая свое сосуществова­ние особенно парадоксальным, внутренне противоречивым и драматичным (на этом социокультурном механизме основан феномен социокультурной многоукладное™ России).

Это означало, что противоречивость, разорванность, «кен-таврообразность» России и русской культуры являются не вре­менным, пусть и длительным, периодом становления русского менталитета, свидетельствуют не о затянувшейся фазе соци­окультурной «неоформленности» русского духа, мечущегося в поисках присущих только ему принципов и границ, но о конститутивных свойствах самого менталитета русской куль­туры, с ее изначальной «безграничностью», широтой, способ­ной «вместить» в себя абсолютные, взаимоисключающие край­ности; с ее тяготением к предельным «абсолютам» и отторже­нием всего, напоминающего «золотую середину» или прими­рение соперничающих начал, межеумочность компромиссов; с ее готовностью двигаться либо в одну, либо в прямо проти­воположную сторону — безо всякого «перерыва постепеннос­ти», стихийно, спонтанно, «вдруг». Отсюда и знаменитая не­предсказуемость российской истории, и ее не менее заметная повторяемость — свойства, проявляющиеся в невиданных по сравнению с другими странами и народами масштабах.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 370 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2282 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.