Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—еребр€ный векї русской поэзии 3 страница




Ѕунин был первым русским писателем, удостоенным Ќобелевской премии. Ќа премию Ќобел€ выдвигали его в 1923 г., потом в 1926 г. »звестие о присуждении премии пришло Ѕунину 9 но€бр€ 1933 г. ¬ официальном решении о том говорилось: Ђ–ешением Ўведской академии от 9 но€бр€ 1933 года Ќобелевска€ преми€ по литературе за этот год присуждена »вану Ѕунину за правдивый арти≠стичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характерї.

5. “ворчество ћ. √орького и демократическа€ литература

“ворчество ћ. √орького (наст. »м€ Ц јлексей ћаксимович ѕешков) (1868Ц1936) Ц€вление общерусской и мировой культуры. ѕод Ђзнакомї √орького в первой половине XX в. шло развитие демократической литературы –оссии, европейских и азиатских стран.

ѕосле опубликовани€ в 1898 г. двухтомного собрани€ Ђќчерков и рассказовї им€ √орького приобретает мировую известность. –анн€€ русска€ критика твердит о по€влении в литературе Ђталантливого самородкаї, малообразованного выходца из народа. ћежду тем к началу века √орький обладал знани€ми во многих област€х культуры, обна≠руживал огромную начитанность в русской и мировой художественной литературе, в ру ¬ печати им€ писател€ по€вл€етс€ в 1892 г.: в тифлисской газете Ђ авказї был опубликован его рассказ Ђћакар „удраї, подписанный: ћаксим √орький. — выходом в 1898 г. двух томов Ђќчерков и рассказовї он Ц общепризнанный писатель. ≈го начинают перево≠дить на европейские €зыки, о его произведени€х спор€т в критике. ¬округ творчества √орького разгораетс€ борьба различных идейно-ху≠дожественных течений.

Ќачинающий писатель призывал к активному, Ђнесогласиюї с существующей действительностью. ¬ ранний период творчества √орь≠кий написал несколько произведений, в которых даже ощутимы тра≠диции революционно-демократической сатиры, прежде всего сатиры —алтыкова-ўедрина (Ђ–азговор по душеї, 1893; Ђћудра€ редькаї; рассказы о Ђхоз€евах жизниї). ќблича€ Ђсвинцовые мерзостиї жизни, художник противопоставл€л им свой идеал нравственных и обществен≠ных отношений людей. ¬ представлении молодого писател€ литература должна быть Ђбичомї и Ђблагородным колоколомї, призывающим к действию, как писал он в одной из публицистических статей. Ёта двуедина€ задача обусловила стилевое своеобразие произведений, характер и роль романтического, субъективно-экспрессивного начала в творчестве √орького 90-х годов.

–азностильность творчества молодого √орького (романтик и реалист), была обусловлена характером социаль≠ной и идейной жизни эпохи, а также творческими поисками писател€, острым ощущением неспособности старого реалистического метода отразить в литературе всю напр€женность жизни нового времени. Ёто, и заставл€ло молодого писател€ обра≠щатьс€ и к реалистическому, и к романтическому типам искусства..ѕод пером √орького возникают произведени€ и целые циклы произведений, в которых реализм и романтика, стиль реалистический и идущий от традиций романтиче≠ского искусства наход€тс€ в самых разных соотношени€х. ”же в 90-е годы в творчестве писател€ начинают проступать черты новаторского реализма.

ѕафос протеста и стремление пробудить в читателе активное отношение к жизни, воздействовать на его социальную психологию выразились прежде всего в героико-романтических произведени€х √орького, построенных на легендарно-фантастической сюжетной ос≠нове. ѕроблема отношений личности и общества находит у √орького новое, сравнительно с предшествующей литературой, разрешение. ќтчетливо это выразилось в легендах о ƒанко и Ћарре, вход€щих в рассказ Ђ—таруха »зергильї (1895). ќбе легенды в конечном счете разрешают одну и ту же проблему. Ћегенда о Ћарре направлена против лжегероики индивидуализма, котора€ поэтизировалась символистами, легенда о ƒанко противопоставл€ла индивидуалистической этике героику кол≠лективизма.

¬ера √орького в возможность человеческого духа творить красоту мира, утверждение силы человека, опирающегос€ на волю людей, определили социальный и нравственный оптимизм его произведений.

¬ формировании стил€ горьковских романтических произведений большую роль сыграли традиции устного народного творчества, в котором писатель искал и находил образцы активного отношени€ к жизни, социального и морального героизма.

ƒействие горьковских рассказов построено обычно на антитезе, столкновении противоположных характеров.

ƒл€ творчества молодого √орького характерна живописность пись≠ма, причем писатель пользуетс€ €ркими контрастирующими красками. ћир в его произведени€х либо ослепительно прекрасен, либо уродливо безобразен. ѕовышенную роль играл у него эмоциональный, оцени≠вающий эпитет. √орьковска€ фраза в произведени€х этого времени ближе всего гоголевской. „ехов советовал √орькому исключать эмо≠циональные эпитеты, упрощать фразу. √орький не последовал этому совету. „еховскому типу образов, предельно простому, чеховской сдержанности √орький противопоставил свой стилевой тип.

ќсобую смысловую роль в произведени€х √орького 90-х годов играли описани€ природы, котора€ не только была фоном дл€ развер≠тывающегос€ действи€, но и сама как бы включалась в это действие. ѕейзаж у √орького обычно имел обобщающий смысл, философское содержание. ѕейзажна€ символика выражала авторские предчувстви€ социальной бури, общественного взрыва. “аковы сцена надвигающей≠с€ грозы в ЂЅывших люд€хї (1897), картины бури в Ђѕесне о

Ѕуреве≠стникеї (1901), грозы в Ђ„елкашеї (1895): Ђ¬се кругом казалось напр€женным, тер€ющим терпение, готовым разразитьс€ какой-то катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышатьс€ свободно и легкої.

— конца 90-х годов начинаетс€ новый период творческого развити€ писател€.   этому времени у √орького установились прочные св€зи с социал-демократией. ¬ его творчестве социальна€ критика исторически конкретизиру≠етс€. ѕыта€сь показать русскую жизнь в ее историческом движении, он обращаетс€ к большим повествовательным формам (Ђ‘ома √орде≠евї, 1899; Ђ“роеї, 1900) и драматургии (Ђћещанеї, 1901; ЂЌа днеї, 1902; Ђƒачникиї, 1904).

¬ начале 900-х годов √орький обращаетс€ к драматургии, вид€ в театре трибуну, с которой он мог бы непосредственно обратитьс€ к массовому демократическому читателю. »нтересу √орького к драма≠тургии во многом способствовало и его сближение в это врем€ с труппой ћосковского ’удожественного театра. ¬ли€ние было взаим≠ным. ѕо словам  .—. —таниславского, горьковские пьесы положили начало Ђобщественно-политической линииї ћосковского ’удожест≠венного театра.

¬тора€ пьеса √орького ЂЌа днеї, написанна€ в течение зимы и лета 1902 г., принесла ему мировую известность. ќна была откликом писател€ на самые актуальные социальные, философские и нравствен≠ные проблемы времени. »деологическа€ злободневность сразу при≠влекла к пьесе внимание русской общественности. ¬округ нее развернулась остра€ борьба различных идейных течений.

¬ пьесе нет главного геро€, каждое из действующих лиц важно дл€ понимани€ общего смысла и пьесы, каждое лицо несет свою, отличную от других, Ђправдуї, √орького Ц человека и писател€ Ц всю жизнь мучила неразрешимость антитезы Ц Ђправда-ложьї, он считал, что люд€м нужна правда, возбуждающа€ доверие человека к разуму. —опоставление двух Ђправдї Ц той, котора€ обухом бьет человека по голове, и той, котора€ стимулирует его творческую энергию. “акие персонажи, как Ѕарон,  лещ, ѕепел, Ѕубнов €вл€ютс€ носител€ми удручающей Ђправдыї, то представлени€ писател€ об истине вложены в известный монолог —атина. ¬ пьесе ЂЌа днеї особенно звучит тема подвала, €мы, как символа угнетенного, униженного человеческого существовани€. √ерои √орького должны были осуществить сложный и мучительный акт воскресени€ своей души. Ќеслучайно описание ночлежки в пьесе Ц это подвал, похожий на пещеру с гробницей ’риста. «десь, в подвале, человек оказалс€ выброшенным из обычной жизни, лишен имущества, общественного положени€, зачастую даже имени Ц у многих клички Ц Ѕарон, јктер,  вашн€, “атарин и т.д., но √орький хочет показать, что эти Ђбывшиеї люди еще сохранили в себе живую душу, они еще не потер€ны дл€ будущего Ђвоскресени€ї. Ёту мысль выражает Ћука: Ђ≈сть Ц люди, а есть Ц иные Ц человекиї Ц человеки, это те, которые имеют душу, способные взрастить новые всходы, а категори€ Ђлюдиї Ц уже никогда не станут Ђчеловекамиї. Ќаибольшие противоречи€ критики и читатели нашли в образе Ћуки, старец получилс€ Ђзагадочнымї и противоречивым, некоторые считали Ћуку положительным героем, √орький неоднократно пыталс€ развенчать старца. ƒаже им€ Ћука Ц многозначно, это евангелист Ћука, праведник, но это и от лукавого (—атаны).

√орький поставил вопрос о двух видах гуманизма: гуманизма, призывающего к состраданию и жалости по отношению к человеку с целью утешить и как-то примирить его с несправедливостью жизни, и гуманизма, восстающего против этой несправедливости, во им€ неоспоримых прав человека быть „еловеком. √орький не мог создать в пьесе социального антагониста Ћуке, в пьесе им стал —атин, который противник утешительства и верит, что человека надо уважать, а не жалеть.

¬ пьесе ЂЌа днеї (первоначальное название ЂЅез солнцаї, ЂЌа дне жизниї) заключено много острых проблем, во многом сохранившим свою важность сегодн€ (как сохранить человеческое достоинство в безчеловеческих услови€х). –азрешить спор о том, что важнее, что нужнее, помогает образ јктера. ќн единственный, кто проходит путь возрождени€. јктер, опустившийс€, спившийс€, кажетс€, забывший свое актерское им€, и стихи, вспоминает и им€ Ц —верчков-«аволжский, и стихи, в которых Ђвс€ душаї. ƒругие герои если и претерпевают какие-то изменени€, то в силу обсто€тельств, а не по своей воле. ¬ ходе обычной перебранки —атин Ђпрорычитї, что Ђдважды убить нельз€ї, а јктер искренне удивитс€ Ц Ђѕочему нельз€?ї. ¬ конце концов он будет убит дважды: сначала духовно —атиным, а потом отважитс€ на самоубийство. јктер произносит слова, важные дл€ осмыслени€ сюжетных линий всех персонажей: Ђ“алант Ц вот что нужно героюї, а талант Ц это вера в себ€, в свою силу. ¬ конце пьесы в каждом из героев пробуждаетс€ вера в себ€, каждому даетс€ надежда на выход из подвала, со дна жизни.

—атин и јктер Ц два геро€, они мер€тс€ умом, талантом, даже гордыней. ќба образованные люди, но —атин Ц игрок, фигл€р, ироник, не желающий открывать своего истинного лица. јктер, наоборот, живо переживает все, о чем говорит: у одного разрушительна€ мисси€, у другого Ц созидательна€.

ƒругое интересное и видимое противопоставление Ц Ћука и —атин, со своей гордыней и безверием (даже их фамилии сходны с сатаной). Ћука и —атин, кажетс€, говор€т об одном, но Ћука учит жить среди людей, а —атин стремитс€ к идеалу, к абсолюту. ѕрекрасные идеи и слова —атина несовместимы с реальной жизнью. Ќа гибель јктера —атин реагирует не по-христиански, не сострадает, а скорее как сверхчеловек, по-ницшеански Ц Ђ»спортил песню, дурак!ї ¬ пьесе прозвучали три песни. ќдну поет Ћука, вход€ в ночлежку (Ђпути-дороги не видатьї), другую јлешка (Ђпохороный маршї), треть€ Ц известна€ тюремна€ песн€ Ђ—олнце всходит и заходитї. јктер обрывает именно последнюю. “ем самым слова —атина несут двойной смысл Ц жизнь могла бы быть как песн€, а јктер обрывает ее, но, согласно песне, жизнь Ц это тюрьма, и јктер уходит из нее.

— проблемой Ђднаї и Ђхоз€евї, котора€ получает в пьесе уже политическое звучание, органически св€зана основна€ проблема пьесы и одна из Ђсквозныхї во всем творчестве √орького Ц проблема гума≠низма. √орький всегда выступал против Ђобидной люд€мї проповеди утешени€.  аковы бы ни были про€влени€ утешительства, он видел в них лишь форму примирени€ с действительностью. ѕроблема утеша≠ющих иллюзий Ц содержание многих произведений писател€ 90-х годов (ЂЅолесьї, Ђѕроходимецї, Ђ„итательї и др.). Ќо ни в одном из них она не была разработана с такой полнотой, как в пьесе ЂЌа днеї. √орький разоблачал утешительство в самых различных его идеологи≠ческих про€влени€х и осуждал тех, кто поддавалс€ иллюзи€м утеши≠телей. ¬ пьесе впервые в своем творчестве √орький поставил в св€зь философское и политическое содержание утешительства.

√ерои пьесы Ц јктер, ѕепел, Ќаст€, Ќаташа,  лещ Ц стрем€тс€ вырватьс€ на волю с Ђднаї жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой Ђтюрьмыї. ” них возникает ощущение безысход≠ности своей судьбы и т€га к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее.  огда же иллюзорность надежд становитс€ оче≠видной, эти люди гибнут. ”трата надежды вызвала смерть его души, сказал √орький о судьбе јктера[107]. ”порно работает, страстно хочет вернутьс€ к трудовой жизни  лещ. ƒействительность разбивает его иллюзию добитьс€ правды только дл€ себ€. Ђќсновной вопрос, который € хотел поставить,Ц говорил √орький о содержании пьесы в интервью 1903 г.,Ц это Цчто лучше, истина или сострадание? „то нужнее? Ќужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоватьс€ ложью, как Ћука? Ёто вопрос не субъективный, а общефилософскийї.

Ётот философский вопрос выходил далеко за пределы Ђднаї. ѕозднее, в статье Ђќ пьесахї, √орький говорил, что имел в виду не только Ђнижниеї, но и Ђверхниеї этажи русской жизни, Ђжителейї ее, звавших к покорности обсто€тельствам, проповедовавших идею со≠страдани€ человеку. ¬округ вопроса, что лучше Ц истина или состра≠дание, и развертываютс€ в пьесе гор€чие споры о человеке, о смысле и правде жизни, о пут€х к будущему. [»стори€ русской литературы конца XIX Ц начала XX века - —околов ј.√. 2000]

 

 


 

 

Ћекци€ є 11

—еребр€ный векї русской поэзии

÷ели: рассмотреть феномен поэзии Ђсеребр€ного векаї в русской литературе начала XX века в широком культурно-философском контексте эпохи, выделить основные течени€ в поэзии и раскрыть их сущность, воспитывать эстетический вкус.

ќсновные пон€ти€: символизм, акмеизм, футуризм, художественный образ, образ-символ, эстетика.

ѕлан

1.  ультурные истоки эпохи Ђсеребр€ного векаї в –оссии.

2. ’удожественные течени€ Ђсеребр€ного векаї русской поэзии.

3. ƒуховные основы лирики и образ поэта в литературной парадигме Ђсеребр€ного векаї.

4. “ема любви в литературе Ђсеребр€ного векаї.

5. ѕоэзи€ акмеизма и творчество јнны јхматовой.

1.  ультурные истоки эпохи Ђсеребр€ного векаї в –оссии

ѕрокативша€с€ по –оссии перва€ революци€ 1905 Ц 1907 годов потерпела поражение, но ее осмысление имело огромное значение дл€ судеб русской культуры. ”частие –оссии в первой мировой войне уже поставило страну на грань катастрофы. –усска€ истори€ Ђзавершиласьї ќкт€брьский переворот стал концом старой и началом новой эпохи. »нтеллигенци€ раскололась Ђна две расыї (Ќ. Ѕерд€ев): на одном полюсе сконцентрировалась Ђкультурна€ элитаї, жаждавша€ мистических тайн и религиозных откровений, на другом Ц Ђсилы революцииї, вдохновл€вшиес€ иде€ми русского радикализма и марксизма. Ёто были будущие богоискатели и большевики.

¬ духовной жизни –оссии по€вились новые тенденции, требовавшие осмыслени€ социальных и нравственных проблем: вновь рассматриваютс€ вопросы Ц личность и общество, и жизнь, место художника в обществе. ¬се это приводит к поиску новых изобразительных методов и средств. ¬ –оссии складываетс€ историко-художественный период, названный современниками Ђсеребр€ным векомї русской культуры.

Ёпоха индустриализации диктовала свои услови€ и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представлени€ людей. јгрессивный натиск материального производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к нивелировке человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации и унификации всех сторон человеческого быти€, что порождало растер€нность, тревожное чувство. ¬се выстраданные предшествующими поколени€ми представлени€ о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несосто€тельными и требовали срочного и кардинального пересмотра. ƒуховные контуры времени рельефно фиксируютс€ в поэтике заглавий литературных произведений: ЂЅез дорогиї, ЂЌа поворотеї, Ђ” последней чертыї и др.

ќднако, именно в это врем€ усилилс€ процесс интеграции русской культуры в общемировую. Ёта характерна€ особенность выразилась в том, что, с одной стороны, в –оссии находили широкое применение новинки научно-технического прогресса, достижени€ в области точных наук, получили распространение в литературе и искусстве различные стилистические направлени€, а с другой Ц общемирова€ культура существенно обогатилась достижени€ми русской науки, литературы, искусства. –езко возросли научные, литературные и художественные св€зи –оссии с другими странами. Ѕыло обычным €влением, когда многие русские ученые вели исследовательскую и педагогическую работу в зарубежных академи€х и университетах, русские композиторы, оперные певцы, мастера балета выступали в прославленных театрах »талии, ‘ранции, √ермании и других стран, были за рубежом и выставки русских художников.
ѕроцессы переосмыслени€ принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, все виды творческой де€тельности. ¬ –оссии духовные искани€ проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. –асцвет культуры в этот период был беспрецедентным.

ƒостижени€ в различных сферах науки и искусства. »менно в это врем€ русска€ интеллигенци€ про€вл€ла себ€ удивительно €рко, разностороннее, плодотворно. ¬ывод этот подтверждаетс€ выдающимис€ достижени€ми отечественной науки.

¬ернадский ¬ладимир »ванович, основатель биохимии, биогеохимии, радиогеологии; создатель учени€ о биосфере и переходе еЄ в неосферу. јкадемик јкадемии наук ———–, член многочисленных зарубежных академий. ≈го справедливо называли УЋомоносовым XX векаФ.

ћенделеев ƒмитрий »ванович, химик, разносторонний учЄный-педагог, открыл периодический закон химических элементов, оставил свыше 500 печатных трудов, один из создателей –усского химического общества.

ћечников »ль€ »льич, биолог и паталог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии; лауреат Ќобелевской премии в 1908 году.

ќб удивительной активности и созидательной энергии русской интеллигенции свидетельствуют не только достижени€ ученых, но и людей искусства: композиторы: –ахманинов, —кр€бин, –имский- орсаков, де€тели драматического и оперного театра: Ўал€пин, —обинов, Ќежданова, ѕавлова, Ќижинский, ‘окин, ≈рмолаева, —таниславский, Ќемирович-ƒанченко, ћосквин,  омиссаржевска€,  ачалов, художники: ¬рубель, —еров, ѕоленов, –епин, ¬аснецов, ¬ерещагин, Ћевитан.

’ронологические рамки Ђсеребр€ного векаї более определенны, чем его содержание: 20-25 лет на рубеже ’I’ Ц ’’ веков. Ќачало Ц р€довые, на первый взгл€д событи€: в 1894 году вышел первый сборник поэтов-символистов; начал свой творческий путь композитор-новатор ј.Ќ. —кр€бин; увидела сцену опера ћ.ѕ. ћусоргского Ђ’ованщинаї; в 1898 году в ѕетербурге основано принципиально новое творческое объединение Ђћир искусстваї. –асцвет культуры Ђсеребр€ного векаї приходитс€ на 10-е годы XX века, а его конец на 1917 Ц 1922 годы, когда ушел в ≈вропу Ђфилософский пароходї с выдворенной из –оссии русской интеллигенцией на борту. —ледует отметить, что этот Ђсвоеобразный векї был продолжен первой Ђволной русской эмиграцииї. Ќе все, кто жили, творили в это врем€ в –оссии, питались почвой Ђсеребр€ного векаї, но все, так или иначе, испытывали на себе вли€ние его поисков и свершений.

„то нового дал он русской культуре? Ђ—еребр€ный векї создает свою особую социокультурную Ђсредуї, где вопросы философии, истории, религии, культуры, поэзии обсуждались, развивались, становились чертами сознани€ и мышлени€. ¬есь период, начина€ с последних дес€тилетий XIX века вплоть до 1920-х годов, был отмечен резкими изменени€ми в русской общественной жизни. –азвитие капиталистических форм экономики, углубление кризиса патриархально-двор€нской государственной системы, рост самосознани€ труд€щихс€ масс, все возрастающа€ активность рабочего класса Ц все это неизбежно вело к обострению внутренних противоречий в обществе, началу классовой борьбы, крупным социально-историческим сдвигам.

Ёпоха Ђсеребр€ного векаї закончилась после 1917 года, с началом гражданской войны. Ќикакого Ђсеребр€ного векаї после этого не было. ¬ 20-е годы еще продолжалась инерци€ (расцвет имажинизма), ибо така€ широка€ и могуча€ волна, каким был русский Ђсеребр€ный векї, не могла не двигатьс€ некоторое врем€, прежде чем обрушитьс€ и разбитьс€, если живы были большинство поэтов, писателей, критиков, философов, художников, режиссеров, композиторов, индивидуальным творчеством и общим трудом которых создан был Ђсеребр€ный векї. Ќо сама эпоха закончилась.  аждый ее активный участник осознавал, что, хот€ люди и остались, характерна€ атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после дожд€, сошла на нет. ќсталс€ холодный лунный пейзаж без атмосферы и творческие индивидуальности Ц кажда€ в отдельно замкнутой келье своего творчества. ѕо инерции продолжались еще и
некоторые объединени€ (ƒом искусств, ƒом литераторов, Ђ¬семирна€ литератураї), но этот постскриптум Ђсеребр€ного векаї оборвалс€ на полуслове, когда позвучал выстрел, сразивший √умилева.

Ђ—еребр€ный векї эмигрировал в Ѕерлин,  онстантинополь, ѕрагу, —офию, Ѕелград, –им, ѕариж. Ёмигранты увезли с собой и бережно сохранили в пам€ти дл€ потомков воспоминани€ о Ђсеребр€ном векеї, который захлебнулс€ в крови невинных жертв революции, который стал лишь бледной тенью навсегда ушедшего Ђстарогої века. ѕоистине, это была творческа€ эпоха в российской истории, полотно величи€ и надвигающихс€ бед –оссии [ отенева Ќ. ¬.
’арактеристика Ђсеребр€ного векаї как социокультурной эпохи // http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-serebryanogo-veka-kak-sotsiokulturnoy-epohi#ixzz4IFr0RwTt].

 

2. ’удожественные течени€ Ђсеребр€ного векаї русской поэзии

–усский поэтический Дсеребр€ный векФ традиционно вписываетс€ в начало XX столети€, на самом деле его истоком €вл€етс€ столетие XIX, и всеми корн€ми он уходит в Двек золотойФ, в творчество ј. —. ѕушкина, в наследие пушкинской пле€ды, в тютчевскую философичность, в импрессионистическую лирику ‘ета, в некрасовские прозаизмы. “ермин Д—еребр€ный век русской поэзииФ впервые был предложен философом Ќ. Ѕерд€евым ќтносительно особенностей развити€ литературы на общем культурном фоне и обусловленности развити€ поэзии он говорил так: ЂЁто была эпоха... расцвета поэзии и обострени€ эстетической чувствительности... –усска€ литература XX века не создала большого романа, подобно роману XIX, но создала очень замечательную поэзиюї. ¬ литературный оборот термин окончательно вошЄл в 60-е годы ’’ века. ¬от стихотворение ј. јхматовой:

Ѕыли св€тки кострами согреты,

» валились с мостов кареты,

» весь траурный город плыл

ѕо неведомому назначенью

ѕо Ќеве и против течень€ Ц

“олько прочь от своих могил.

Ќа √алерной чернела арка,

¬ Ћетнем тонко пела флюгарка,

» серебр€ный мес€ц €рко

Ќад серебр€ным веком стылЕ (јнна јхматова)

ѕоэзи€ этого века характеризовалась в первую очередь мистицизмом и кризисом веры, духовности, совести. —троки становились сублимацией душевного недуга, психической дисгармонии, внутреннего хаоса и см€тени€.

¬с€ поэзи€ Дсеребр€ного векаФ, вобрав в себ€ наследие Ѕиблии, античную мифологию, опыт европейской и мировой литературы, теснейшим образом св€зана с русским фольклором, хот€ ориентирами она избирала эстетизм ќскара ”айльда, индивидуалистический спиритуализм јльфреда де ¬иньи, пессимизм Ўопенгауэра, сверхчеловека Ќицше. Д—еребр€ный векФ находил своих предков и союзников в самых разных странах ≈вропы и в разных столети€х: ¬ийона, ћалларме, Ќовалиса, Ўелли,  альдерона, »бсена, ћетерлинка, Ѕодлера, ¬ерхарна.

—еребр€ный век характеризует пЄстрый калейдоскоп различных художественных течений, направлений, школ и т. п. Ќекоторые из них в открытую конфликтовали, противосто€ли друг другу, вели ожесточЄнную полемику, что делало общую идейно-художественную, эстетическую палитру эпохи еще более контрастной, мозаичной, переливчато многоцветной. ¬ то же врем€ за этой мозаикой просматривалось и нечто общее, сближавшее различные течени€ и направлени€, делавшие —еребр€ный век Ц в исторической ретроспективе Ц внутренне единым, целостным €влением.

¬ русской поэзии того времени существовало огромное количество течений, школ, объединений: московский ѕарнас, неоклассики, новокресть€нские поэты, пролетарские, имажинисты и т. д. (http://ruslit.info/silver-century/2010-03-10-22-35-55.html)

— началом Ђсеребр€ного векаї св€зан 1892 г., когда по€вилась стать€ ƒ. —. ћережковского Ђќ причинах упадка и о новых течени€х современной русской литературыї, его сборник стихотворений Ђ—имволыї, в них он даЄт первое теоретическое обоснование символизма: он утверждал, что именно Ђмистическое содержаниеї, €зык символа и импрессионизм расшир€т Ђхудожественную впечатлительностьї современной русской словесности. “аким образом, символизм становитс€ первым модернистским течением Ђсеребр€ного векаї, в недрах которого со временем разовьютс€ и отдел€тс€ два других Ц акмеизм и футуризм.

—имволизм. Ќаиболее вли€тельным философско-эстетическим и художественно-творческим направлением был в эту эпоху символизм, представленный такими именами как «. Ќ. √иппиус, ¬. я. Ѕрюсов,  . ƒ. Ѕальмонт, ‘.  . —ологуб. ¬ дальнейшем, по мере укреплени€ позиций символизма, утверждени€ его принципов, в его р€ды влились ј. ј. Ѕлок (ставший наиболее крупной фигурой в российской поэзии начала XX в.), ». ‘. јнненский, ј. Ѕелый, ¬. ». »ванов, —. ћ. —оловьЄв и др. Ѕлизки к поэтам и литераторам, перечисленным выше, были и представители некоторых других видов искусства Ц ћ. ј. ¬рубель (живопись), ј. Ќ. —кр€бин (музыка), чь€ творческа€ идеологи€, а также методологические подходы к реализации художественных замыслов в определЄнной мере сближались с позици€ми символистов.

¬ центре внимани€ символистов чаще всего были извечные философские категории ∆изни и —мерти, ƒобра и «ла, ƒуха и ѕлоти, »ндивидуума и ќбщества, “рансцендентного (ирреального) и ћатериально-вещественного и др. ќсновным, атрибутивным средством выражени€ дл€ представителей этого направлени€ Ц независимо от принадлежности к тому или иному творческому цеху Ц был символ, иначе говор€, некий мистический знак, деконкретизированна€ субстанци€, имплицитно выражавша€ ту или иную »дею,  онцепцию, ќбраз, которые, по мысли символистов, открывали путь в сферу ƒуховного, в ирреальные миры, неподвластные –азуму человека. —имвол, по ¬. »ванову, есть некий Ђиероглиф Ц таинственный и многозначныйї; ¬. Ѕрюсову символ был дорог тем, что с его помощью человек интуитивно проникает сквозь внешние покровы в суть €влений, в их духовную Ђсердцевинуї.
≈сли отрешитьс€ от мистической атрибутики символистов, их экскурсов в сферу трансцендентого, то на переднем плане в их концепци€х останетс€ приоритет индивидуально-личностного начала в человеке, призыв к самопознанию, к углублЄнной рефлексии, к экзистенциальным ценност€м, к духовности как особой, высшей формы существовани€ индивида.
“акие позиции символистов представл€ют несомненный интерес дл€ направлений в науке, объединЄнных пон€тием Ђчеловековедениеї, несомненно актуальны дл€ теории воспитани€ в еЄ современном модусе.

јкмеизм. Ќар€ду с символизмом, вли€тельным течением в начале XX был акмеизм (от греч. акте - высша€ ступень, расцвет), позиционировавший себ€ как философско-эстетическа€ и художественна€ альтернатива символизму. ¬ р€дах акмеистов можно было видеть такие крупные фигуры как Ќ. —. √умилЄв, ј. ј. јхматова, ќ. Ё. ћандельштам, —. ћ. √ородецкий и др. јкмеистов мало интересовали мистические мотивы, потусторонние €влени€, трансцендентные процессы в человеке и проч.; их искусство знаменовало собой поворот от ирреального - к реальному, от абстрактно-метафорического Ц к живому, материальному миру, блещущему €ркими, сочными красками, благоухающему ароматами и пр€ност€ми. ѕодчас самые простые, обыденные предметы и €влени€ вызывали у них неожиданные ассоциации, сильные эмоции, возвышенно-поэтические состо€ни€. ¬дохновл€ла их и природа, и быт, и окружающа€ среда; интересовал и сегодн€шний день и вчерашний; привлекали поэтические реликвии прошлого, экскурсы в историю государства российского.

ќбъедин€л многих акмеистов-литераторов культ слова Ц €сного, точного, ювелирно отгранЄнного, олицетвор€вшего эстетику Ђкларизмаї (Ђпрекрасной €сностиї); такого слова, которое было бы способно выразить самые утончЄнные эмоционально-психологические состо€ни€. —казанное по€сн€ет, в силу каких причин и обсто€тельств лучшие творени€ акмеистов, прежде всего ј. ј. јхматовой, Ќ. —. √умилЄва, ќ. ћандельштама, сохранили своЄ значение вплоть до насто€щего времени.

‘утуризм. »на€ судьба постигла еще одно направление, за€вившее о себе в первые дес€тилети€ XX в. Ц футуризм, представители которого группировались одно врем€ вокруг журнала ЂЋ≈‘ї, редактировавшегос€ ¬. ¬. ћа€ковским. Ѕунтарские настроени€,
призывы к ниспровержению традиционных основ художественной культуры, отказ от общеприн€тых средств поэтического выражени€, эксперименты со словом, не признававшие никаких Ђтабуї, подчЄркнутое влечение к урбанистическим мотивам, ж Ц так выгл€дела в общих чертах стилистика футуристов, такова была их Ђособа€ї позици€ в культуре начала XX века.
ќжесточЄнные дискуссии, которые вели между собой отдельные группировки футуристов, возглавл€вшиес€ ». —евер€ниным, ¬.¬. ’лебниковым, ƒ.ƒ. и Ќ.ƒ. Ѕурлюками, ј.≈.  ручЄных и др., продолжались сравнительно недолго и, после выхода из их р€дов ¬.¬. ћа€ковского, фактически сошли Ђна нетї, подошли к своему естественному концу. „то касаетс€ конкретной продукции футуристов, то она, за некоторыми исключени€ми, канула в прошлое, хот€ эпатирующие идеи левацкого радикализма, сломав традиционные первоосновы искусства нашли в дальнейшем своих продолжателей как в –оссии, так и за рубежом.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 830 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

561 - | 449 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.047 с.