Томилин К. В.
Аспирант
ФБОУ ВО Кузбасский государственный технический университет
имени Т.Ф. Горбачева
Научный руководитель – д.э.н., профессор Косинский Петр Дмитриевич.
Современное общество, его развитие неотъемлемо связано с использованием земельных ресурсов, которые являются не только одним из факторов производства, но и природным объектом, выполняющим ряд экономических, социальных и экологических функций. Наличие и качество земельных ресурсов оказывает значительное воздействие на развитие экономики не только регионов, но и страны в целом. Земельные ресурсы, с экономической точки зрения выступая в качестве фактора производства создают экономический базис для сельского и лесного хозяйства. Для размещения объектов производственно-хозяйственной и социально-бытовой инфраструктуры. Земельные ресурсы в современных условиях используется в качестве пространственного базиса для размещения объектов производственно-хозяйственной и социально-бытовой инфраструктуры.Следует отметить, что земля как средство производства не воспроизводится и является ограниченным ресурсом.
Как отмечает Бубнов Д.В. «Роль земли многогранна: она является основным источником производства продуктов питания, пространственной базой для размещения зданий, сооружений, дорог, объектом прав собственности, купли-продажи, инвестирования и т.д. Земля, как большинство ресурсов, ограничена, поэтому для удовлетворения существующих потребностей и сохранения возможности обеспечения нужд будущих поколений необходимо достижение рационального землепользования» [1].
В связи с этим, выявление проблем и определение путей повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения является весьма актуальным и значимым вопросом.
По состоянию на 1 января 2015 года, площадь земельного фонда Российской Федерации составила 1712,5 млн. га без учета внутренних морских вод и территориального моря. Для 84 субъектов РФ (не включая земли Республики Крым), структура площади земель в 1709,9 млн.га распределилась следующим образом (рисунок 1) [2].
Категория земель – это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению, имеющая определенный правовой режим. Категорийность, закрепленная статьей 7 Земельного кодекса РФ [3], определяет общее назначение земель, тогда как конкретное использование участков в пределах каждой из категорий может быть разнообразным в зависимости от практической целесообразности и территориального зонирования.
Рис. 1. Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель.
Однако разработанный и ныне действующий классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее – классификатор)[4] имеет 12 обобщенных видов разрешенного использования земельных участков, соответствие которых категориям земель четко не установлено.
Нередко из-за разницы в формулировках возникают ошибки и сумятицы в правовой и нормотворческой деятельности – путаются понятия «земли сельскохозяйственного назначения» (категория) и «земли сельскохозяйственного использования» (разрешенное использование). Кроме того, иногда используется словосочетание «сельскохозяйственные земли», понятийно не закрепленное ни в одном нормативно-правовом акте.
В соответствии с п.2. той же статьи 7 Земельного кодекса РФ, нецелевое использование земли запрещено. В этом смысле объективным является определение, указанное в Земельном кодексе РФ: земли сельскохозяйственного назначения – это «земли, которые находятся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей» [3].
В то же время, согласно классификатору, пункт 1.0 – «сельскохозяйственное использование» подразумевает «ведение сельского хозяйства», содержащее 18 видов разрешенного использования (растениеводство с подвидами, животноводство с подвидами, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства).
Земельный кодексРФ закрепил, что при определении вида разрешенного использования (ВРИ) нужно руководствоваться целевым назначением участка в соответствии с категорией, а также установленным зонированием для данной территориальной зоны. И если хоть косвенно между статьей 7 ЗК РФ и классификатором можно найти соответствие, то с принятием во внимание того, что учет и регулирование земель в РФ происходит еще и по основанию «земельные угодья», это соответствие становится малозначимым.
Земельные угодья – это земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием[2].
Существует всего две крупных группы: сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья.
К сельскохозяйственным угодьям (т.е. систематически используемым для получения сельскохозяйственной продукции) относятся:
– пашня;
– залежь;
– кормовые угодья (сенокосы и пастбища);
– многолетние насаждения.
К несельскохозяйственным угодьям относятся:
– земли под водой, включая болота;
– лесные площади и земли под лесными насаждениями;
– земли застройки;
– земли под дорогами;
– нарушенные земли;
– прочие земли (овраги, пески, полигоны отходов, свалки, территории консервации и т.д.)[там же].
Подобное разнообразие учета форм и возможностей использования земельных ресурсов приводит к непростым экономическим ситуациям. Как отмечает Н.Шагайда, в числе земель категории сельскохозяйственного назначения около половины невозможно использовать в сельском хозяйстве. Например, на землях занятых лесами, болотами, дорогами, зданиями, вырубками и гарями, невозможно производить сельскохозяйственную продукцию, но в тоже время, они отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, и данные участки имеют те же самые ограничения, что и сельскохозяйственные угодья. «Например, участок с болотом нельзя продатьиностранцу, нельзя разделить на два, если площадь новых будет меньшеминимального размера, который установлен субъектом РФ в целях предотвращения фрагментации ценных земель – сельскохозяйственных угодий» [5, с.6].
При этом создается парадоксальная ситуация, когда сельскохозяйственные угодья, числящиеся в иной целевой категории земель, не имеют подобного рода ограничений и, «например, пашню из состава земель лесного фонда или залежь из земель запаса можно дробить, продавать иностранцам, концентрировать водних руках и т.д.» [там же, с.7].
Распределение земель категории сельскохозяйственного назначения по угодьям представлено в таблице 1.
Таблица 1. Распределение земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации по угодьям в 2014 году.
№ п/п | Наименование угодий | Площадь (млн. га) | В процентах от категории |
Сельскохозяйственные угодья | 196,2 | 50,9 | |
Лесные площади | 28,1 | 7,3 | |
Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд | 19,2 | 5,0 | |
Земли под дорогами | 2,3 | 0,6 | |
Земли застройки | 1,1 | 0,3 | |
Земли под водой | 13,1 | 3,4 | |
Земли под болотами | 24,8 | 6,4 | |
Другие земли | 100,7 | 26,1 | |
Итого | 385,5 | 100,0 |
Принимая во внимание вышеуказанные различные основания учета и регулирования земельными ресурсами, а также показатели таблицы 1, трудно оценивать эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения в организационном сечении.
Если же пытаться сделать это в сечении экономическом, то неизбежно придется обратить внимание на рациональность землепользования.
По мнению некоторых авторов эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения показывает степень умения хозяйствовать на них, целесообразность приемов организации земледельческого производства [6, с.44]. По состоянию на 1 января 2012 г. 260,4 млн. га или 67% земель категории сельскохозяйственного назначения находилось в государственной или муниципальной собственности [там же, с.46]. Обеспечение эффективного управления сельскохозяйственными земельными ресурсами, таким образом, это не столько косвенная забота органов государственной и муниципальной власти, сколько прямая. Особенно это верно в настоящее время, в связи с возрастанием экономической самостоятельности регионов и их необходимостью обеспечения продовольственной безопасности.
Экономическая эффективность использования сельскохозяйственных земель должна рассматриваться в рамках эффективности более высокого порядка и зависит от повышения производительности труда, усиления режима экономии, роста интенсификации производства, использования внутренних резервов и возможностей сельхозпроизводства и, особенно, рационального использования земли [7]. Рациональность использования участка земли сельскохозяйственного назначения не может быть таковой, если через применение интенсивных и экстенсивных факторов достигается та степень плодородия, за которой следует истощение почвы.
В этом смысле следует различать социально-экономическую (общенародную) и экономическую (хозяйственную) эффективность использования земли[там же]. В первом случае преследуются цели наиболее рационального использования земли, в интересах общества. Во втором случае на первом плане находятся интересы прибыли, наиболее экономически эффективного использования земельных ресурсов.
На данную разницу в отношении эффективности использования земли обращает внимание, в частности, Канинберг Ю.Н., приводя следующий пример. Использование российских земельных угодий китайцами для выращивания овощей оборачивается погоней за прибылью. Через повышение урожайности и ускорение процессов созревания овощей, применение удобрений и пестицидов, в несколько раз превышающих предельно допустимые нормы, пашня становится отравленной и непригодной для хозяйственного использования [8, с.37]. Таким образом, эффективное с точки зрения хозяйствования использование земель для сельскохозяйственного производства часто оказывается неэффективным и нерациональным с точки зрения социально-экономической.
Кроме того важным считаем обратить внимание на необходимость управления эффективным использованием земель на государственном и муниципальном уровнях [9, 10и др.].
В настоящее время, когда мир находится в процессе глобализации, численность населения планеты растет, продовольственные рынки укрупняются, а субъекты Российской Федерации находятся в ситуации, когда они самостоятельно должны заботиться о продовольственном самообеспечении и безопасности, именно вопросы эффективного социально-экономического использования земель обретают наиважнейшее значение.
Список использованных источников:
1. Бубнов Д.В. Рациональное использование земельных ресурсов как фактор устойчивого развития региона: автореф. дис. канд. экон. наук.- Волгоград, 2014 -25 с.
2. Государственный (национальный) доклад «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2014 году»/ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). – Москва. – 2015 г.;
3. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 01.05.2016);
4. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 30.09.2015) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 № 33995);
5. Шагайда, Н.И., Оборот сельскохозяйственных земель в России: трансформация институтов и практика / Шагайда Н.И. – М.: Ин-т Гайдара, 2010. – 332 с.(Научные труды / Ин-т экон. политики им. Е.Т. Гайдара; № 142Р);
6. Зверева Г.Н., Эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения: монография / Г.Н.Зверева, Ю.С.Глушко. – Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2013. – 108 с.;
7. Ханбабаев Т.Г., Догеев Г.Д., Велибекова Л.А., Оценка эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения // Международный научно-исследовательский журнал, октябрь 2015; URL-ссылка: http://research-journal.org/economical/ocenka-effektivnosti-ispolzovaniya-zemel-selskoxozyajstvennogo-naznacheniya/
8. Канинберг Ю.Н., Совершенствование земельных отношений в сельском хозяйстве: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2014.
9. Заруба Н.А., Адаптивное управление в системе государственного и муниципального управления. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 1 (6). С. 51-56.
10. Заруба Н.А., Егорова Н.Н. Инновационный подход к подготовке специалиста в вузе в условиях реформирования местного самоуправления// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 115-120.
11. Егорова Н.Н. Роль диверсификации региональной политики в управлении экономическим развитием Кемеровской области// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1 (4). С. 234-237
12. Егорова Н.Н. Маркетинговое управление концепцией продвижения территории// в сборнике: Учим управлять и учимся/ Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева. Кемерово. 2015. С. 4.
13. Нюренбергер Л.Б., Егорова Н.Н. Стратегические аспекты трансформации имиджа промышленного региона// Современные исследования социальных проблем. 2014. № 4.1 (20). С. 352-364.
УДК: 331.52