Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„етыре батальные сцены спектакл€ 7 страница




„то касаетс€ отношений √енриха V и ‘альстафа, то ведь существует следующа€ часть хроники, где говоритс€ о жалкой, одинокой смерти ‘альстафа, прочно забытого королем. Ќам могут возразить, что ‘альстаф не исправилс€. Ќо он не исправилс€ с точки зрени€ корол€, подчинившего свою жизнь государственным задачам целиком и полностью. «абытый им ‘альстаф осталс€ в нравственной оппозиции. ѕочему же мы должны раздел€ть точку зрени€ корол€, а не ‘альстафа? ѕочему мы сегодн€, в XX веке, должны про€вл€ть верноподданнические чувства по

ґотношению к английскому правительству XV века? ≈катерина II и Ќиколай I тоже многое сделали дл€ укреплени€ государства –оссийского, но сегодн€ мы не пересматриваем с этих позиций свое отношение к –адищеву или ѕушкину. Ќадеюсь, никогда не пересмотрим.

‘альстаф, разумеетс€, не –адищев и не ѕушкин, но он, так же как и они, самим фактом своего существовани€ разрушал нормативы королевской власти.

¬ соответствии с этим решаетс€ и сцена с похищением короны.  ак мало слов находит принц дл€ своей скорби, решив, что отец умер! », напротив, как торжественно и самозабвенно играет он с короной! ѕримерив корону, принц восклицает: Ђ¬от это как!ї ¬ этот момент над сценой снова Ђзажигаетс€ї больша€ корона. Ќа сцене две короны. Ёто не символ власти, а метафора честолюби€. ¬от он, предел мечтаний. “оржество короны оборачиваетс€ гибелью человека. “ут должна быть усмешка, трагикомическа€ ирони€. ѕринц, умный, расчетливый, выдержанный, умеющий ждать своего годами, поторопилс€, едва прикоснувшись к желанной игрушке своих мечтаний. „ем оба€тельнее, остроумнее, живей будет принц на прот€жении спектакл€, тем горше должен быть этот момент превращени€ принца в корол€. —тыд перед отцом помогает ему найти гор€чее, убедительное оправдание. ƒо конца ли оно убедительно дл€ умирающего отца и корол€? ƒумаю, что нет... Ќо что остаетс€ королю, как не благословить своего энергичного сына? Ёто его победа. ѕиррова победа.

ќдна из глав романа ƒостоевского ЂЅесыї называетс€ Ђѕринц √арриї. “ам есть такое место. ЂЌо очень скоро начали доходить к ¬арваре ѕетровне довольно странные слухи: молодой человек (речь идет о Ќиколае —таврогине.Ч √. “.) как-то безумно и вдруг закутил. Ќе то чтоб он играл или очень пил: рассказывали только о какой-то дикой разнузданности, о задавленных рысаками люд€х, о зверском поступке с одной дамой хорошего общества, с которою он был в св€зи, а потом оскорбил ее публично... ѕрибавл€ли сверх того, что он какой-то бреттер, прив€зываетс€ и оскорбл€ет из удовольстви€ оскорбить. ¬арвара ѕетровна волновалась и тосковала. —тепан “рофимович увер€л ее, что это только первые, буйные порывы слишком богатой организации, что море ул€жетс€ и что все это похоже на юность принца √арри, кутившего с ‘альстафом, ѕойнсом и мистрис  уикли, описанную у Ўекспира. ¬арвара ѕетровна на этот раз не крикнула: Ђ¬здор, вздор!ї, как повадилась в последнее врем€ покрикивать очень часто на —тепана “рофимовича, а, напротив, очень прислушалась, велела растолковать себе подробнее, сама вз€ла Ўекспира и с чрезвычайным вниманием прочла бессмертную хронику. Ќо хроника ее не успокоила, да и сходства она не так много нашлаї.

¬еликий поклонник Ўекспира, ƒостоевский высмеивает эту лестную дл€ —таврогина аналогию, потому что видит за сложно-

ґстыо принца верность единому жизненному стремлению, некую стройность программы, котора€ отнюдь не лишает характер принца многокрасочности, а придает ему неповторимость. Ђ»справившийс€ї принц вр€д ли был бы интересен Ўекспиру, так же как и в самом деле сошедший с ума √амлет. «десь другой ход, далекий от воспитательных целей —тепана ¬ерховенского. » прпнц √арри н —таврогин от начала и до конца верны себе. Ёто, и только это их объедин€ет. ¬ остальном их сходство Ч кажущеес€, внешнее.

 оронаци€ √енриха V

 ратка€ заключительна€ сцена коронации подводит давно назревший итог происход€щему.

Ќепрекращающийс€ колокольный звон и пробегающие по сцене горожане должны задать торжественность событи€. ѕостепенно людей на сцене становитс€ все больше. ѕоследними €вл€ютс€ запыхавшийс€, торжествующий ‘альстаф с Ўеллоу и —ай-ленсом, со своими друзь€ми из трактира мистрис  упили. Ќастал их час.  оронуетс€ их √арри, их любимец, воспитанник. — огромным подъемом ‘альстаф произносит свой монолог о человеке, забрызганном дорожной гр€зью, что должно свидетельствовать о нетерпении преданной дружбы. Ёто признание принцу в любви. ќчень мужское, очень высокое, поэтическое признание. Ёто открыта€ лирика ‘альстафа. „ем трепетнее ждет ‘альстаф, тем страшнее по€вление корол€ √енриха V. Ёто Ч коронованный мертвец. ¬еро€тно, ‘альстаф все пон€л с первого взгл€да. Ќо он готовилс€ к этой встрече, он должен поговорить со своим √арри. ћожет быть, √арри просто должен так выгл€деть, а через минуту расхохочетс€ и обнимет ‘альстафа? ¬едь так бывало прежде. ‘альстаф понимает, что это последнее испытание. ќн терпит поражение, о котором догадывалс€ раньше. Ќадежда на розыгрыш рухнула, теперь дл€ ‘альстафа важнее всего сохранить свое мужское и человеческое достоинство. II он сохран€ет его.

Ёпилог

Ќа сцене снова по€вл€етс€ ћолва, чтобы сказать несколько слов из Ђ√енриха Vї.

ћежду замыслом спектакл€ и его реализацией всегда образуетс€ некий разрыв. „то-то выходит лучше, чем задумано, что-то не получаетс€ совсем. ћы отдавали себе отчет в том, что вз€лись за одно из самых трудных произведений мировой литературы, на своем опыте убедились в этом и пон€ли, почему эта пьеса Ўекспира почти не шла на русской сцене. Ќо радость соприкосновени€ с Ўекспиром искупает все и открывает перспективу дл€ новых трудных и радостных поисков.

ґ”. Ўекспир. Д ороль √енрих IV

–епетиции спектакл€





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 266 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

624 - | 524 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.