Во-первых, в аудитории обязательно должен быть свежий воздух. Если душно - не начинайте, пока не проветрите, даже если придется для этого оторвать время от вашего выступления.
Во-вторых, надо, если возможно, побеспокоиться о приятном фоне. Самый благоприятный фон для публичного выступления - темно-синий занавес, по возможности из тяжелого материала, тяжелой ткани. Вообще на темном фоне выступать лучше - он способствует концентрации внимания слушателей на ораторе. Не рекомендуется выступать на фоне цветов, особенно красных, - они отвлекают и возбуждают слушателей.
В-третьих, позади вас должен быть минимум мебели, каких-либо других предметов. Если все-таки они позади вас есть, постарайтесь отойти от них как можно дальше. Не должно быть мебели и по бокам; лучше выдвигайтесь вперед по направлению к слушателям. Вы должны стоять перед ними в полном одиночестве - тогда все их внимание будет направлено на вас.
Ни в коем случае нельзя иметь за своей спиной что-либо движущееся - президиум, каких-либо посторонних людей или слушателей и даже форточку, движущуюся в такт речи.
Следите за освещенностью: свет должен быть направлен на вас спереди; оратор должен находиться в самом освещенном месте зала, так как аудитория хочет видеть мельчайшие подробности.
Ни в коем случае не стойте среди слушателей - стойте перед всеми слушателями.
Лучше всего стоять перед аудиторией, не скрываясь за трибуной, например, рядом с трибуной
Слушатели, как правило, любят, когда оратор показывается во весь рост. Ф. Снелл указывал: «За то короткое время, пока вы стоите перед ними, люди захотят узнать о вас как можно больше». Д. Карнеги подчеркивал: «При выступлении не садитесь за стол. Люди хотят видеть вас во весь рост. Они будут даже вытягивать шеи, чтобы увидеть вас полностью». И надо дать им эту возможность.
Желательно, чтобы слушатели, сидя перед вами, не могли видеть входную дверь - опаздывающих, заглядывающих и т.д.
Не берите в свои руки организацию и управление, пока все не будет готово и вас не объявят - пусть обо всем заботится организатор. Оратор до объявления его выступления должен вести себя как посторонний; для него все должно быть подготовлено: «и лишь когда все готово - вы вступаете, и дело завертелось. К заминкам, томительному ожиданию вы отношения не имеете» (Е. Ф. Тарасов).
Взяв микрофон, не выпускайте его из рук. Если кто-либо из администрации попытается взять микрофон - деликатно не давайте, пусть он изложит вам суть дела, а вы решите, давать ему микрофон или нет. При этом никогда не объявляйте ничего за администрацию или организатора, даже если они вас об этом просят - в таком случае закончите свою мысль, а затем передайте им микрофон. Если вы объявите обед и будут неувязки или вопросы, то все претензии будут к вам. Придется объяснять, что вы тут ни при чем, и ваша репутация пострадает, вы вызовете раздражение слушателей.
Начиная выступление, ни в коем случае не демонстрируйте какого-либо недовольства - численностью собравшихся, подготовкой помещения, опаздывающими слушателями и т. д. Никогда не делайте замечаний аудитории в целом!
Никогда не начинайте «с ходу» - дайте аудитории хотя бы секунд тридцать, чтобы она вас рассмотрела, привыкла, дайте аудитории это время постойте немного. Поправьте стул, трибуну, разложите записи, закройте или откройте форточку, поправьте или проверьте микрофон, подождите, пока стихнет шум, кивните кому-нибудь из аудитории (даже если вы никого и не знаете).
Пойдите навстречу интересам слушателей - если просят, выразите готовность работать без перерыва, закончить пораньше, отпустить пораньше кого-либо, кто спешит и т. д. Это всегда настраивает аудиторию в пользу оратора.
И еще один важный вопрос - как быть, если в помещении народу немного, но все сели в задние ряды, а передняя часть аудитории пуста? С такой проблемой ораторы сталкиваются очень часто, особенно в незнакомых и малознакомых аудиториях, при разнородном составе слушателей.
Если передние ряды в аудитории пусты,
оратору необходимо подойти к основной массе слушателей
Если при этом окажется, что несколько человек остаются совсем в стороне, именно им можно предложить сменить свое место; при этом они вынуждены будут перейти назад, а не вперед. Такой подход демонстрирует уважение оратора к слушателям и, кроме того, усиливает его коммуникативную позицию в данной аудитории, располагает аудиторию в его пользу.