Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Штрихи к будущему повествованию




Командировка в шинели».

Глава……: Один месяц из полевого блокнота или Кое-что о служебном собаководстве.

«Мало-мальски грамотному писателю в армии вряд ли сыщется достойная работа. Считается, что он пишет сценарии для учебных фильмов, хотя это все равно, что попросить Роберта Бернса написать рекламу для военного займа» (Уильям Сароян, «Приключения Весли Джексона»).

 

Кто был студентом, тот видел юность,

Кто был солдатом, тот видел жизнь.

 

Армейская служба – волчья тропа, по которой нужно идти, оскалив зубы и следя за тем, чтобы они не поредели.

(из солдатского фольклора Туркестанского военного округа и действующей 40-й Армии)

 

Служить в Краснознаменном Туркестанском – почетно и ответственно!

(из лозунгов на территории в/ч 54181)

 

…И солдат гордится званием –

Срочной службы рядовой!

(из официальной строевой песни)

 

Только в армии юношам дано прочувствовать свой прекрасный возраст во всей полноценности…

(из «Памятки солдату» командира 2-го дивизиона подполковника Михалева)

 

…Извращенцы и наркоманы, всех бы вас….., привыкайте к порядку в армии!!! На гражданке не до того будет.

(из приветствия комбрига подполковника Кочкина личному составу части по случаю 9 мая)

 

5 июля 1985 года,

Кто бы мог подумать, что оттиски чьих-то слов, движений, интонаций,

6 пойманные памятью и подчас не сразу осознанные, накапливаются


находилось далеко и в окружении врагов, то там требовались прежде всего воины. Потому и появилось понятие «пойти в казаки», т.е. пойти в Козарию (козары), «в черкасы», а значит на войну. Это на Украине и в России.

Позднее возникла Запорожская сечь, но понятие о казаках осталось. Тогда же Святослав победил еще кроме хазар и ясов (осетинов) и касогов (черкесов), «коих страна в 10 веке именовалась Касахиею: осетинцы и теперь называют их касахами» (Карамзин).

На Украине есть город Черкассы. Казаков раньше называли еще и черкасами. Столица Войска Донского называлась «Старочеркасск». Скорее всего потомки жителей Тьмутараканского княжества и стали называть себя казаками. Потому у других славянских народов казаков не было, а только на Руси. Если у людей спрашивают: «Кто такие донские казаки?». То они отвечают, что это украинцы или русские. На что одна бабушка – коренная жительница Донбасса, ответила: «Нет. Есть москали, есть хохлы и есть донские казаки. Это и есть потомки воинов Святослава и Мстислава и не только их»…

Здесь уместно вспомнить слово Атаман. Это значит в переводе с санскрита: ата – отец, ман – человек. У турков был вождь Ататюрк – отец тюрков. Атаман значит отец воинов или в просторечии «батька». Слово ман и в немецком, и в английском (мэн) имеет то же значение. В древней индийской философии есть Атман – дух; по отношению к индивидуальному Высшее есть наше истинное и высочайшее Я или Атман. Шри Свами Шивананда «Кундалини Йога».

А как правильно, козак или казак? Скорее всего именно казак. Поскольку перевернув слово наоборот, получим опять-таки казак. «В воде не тонет, в огне не горит», - гласит народная поговорка. Но эпоха казачества наступила гораздо позднее. А начало ее лежит именно там. Очень похоже, что казаки «начинались» с темных воинов Святослава и Мстислава. После Святослва при князе Владимире хазары остерегались нападать на Русь. Он же отдал «Воспорскую, или Тьмутороканскую, область в удел своему Мстиславу» (Карамзин).

Вот при нем кочевники и осмелели. До него посадник Борислав с дружиной был грозой для них. Поэтому новый молодой князь стал принимать на службу беглых, горцев и всех, кто был ему полезен. С той поры и повелось. Убегали от бояр на службу в войско в Тьмутаракань. Убегали в «казаки». Это означало волю и свободу с оружием в руках. «С Дона выдачи нет», - несся клич по всей России и Украине, а тогда по Руси. Территория Тьмутараканского княжества охватывала Дон, Кубань, северный Крым и частично землю современного Донбасса. Как сказано в примечаниях к «Слову о полку Игореве»: (перевод с укр.яз. редактора) «Тьмутараканское княжество Киевской Руси находилось на Таманском полуострове. Столицей его был город Тмуторокань (Таматарха)» 39


сдержал натиск хазар. Остатки этого отряда ушли в горы. И сейчас балкарцы на Кавказе, по одной из версий, считаются их потомками. Два других отряда ушли в разных направлениях. Один осел на Волге и основал Волжскую Булгарию. Другой под началом хана Аспаруха пришел на территорию современной Болгарии. В то время там жили славяне под властью Византии. Создав союз болгар и славян, но основал новую болгарию, победив византийские войска.

По иронии судьбы враги-хазары, грозившие истребить болгарский народ, перестали быть народом сами. Но на тот период это был крайне неспокойный, сильный кочевой неприятель. Он также громил Персию, Мидию, Аравию. Постоянно нападали они и на Русь. Их грабительские набеги достигали берегов Оки и Днепра. Столица Хазарского каганата – Ателя или Баланшара (Итиль), находилась возле волжского устья. Крепость Саркел – «Белая Вежа» была построена из белого камня по новейшему для того времени образцу византийцами для хазар под руководством зодчего спафарокандидата Петрона и находилась на Дону. Дружины князя Святослава взяли ее.

Произошло столкновение Запада и Востока. Битва между хазарами и русичами завершилась победой последних. Святослав встретился в поединке с ее каганом. «Чуть косоглазый, темный, с оскаленными зубами, каган был высок, ловок, здоров», – описывается хазарин в книге «Святослав» С.Скляренко. И там же: «Святослав сражался с врагом, держа в руках меч своего отца. Этот меч ковали князю Игорю кузнецы-умельцы из Родни; был он обоюдоострый, закаленный, с золотой крестовиной и серебряной рукоятью, посыпанной самоцветами. Меч этот рассекал в воздухе лист, а дерево словно срезал…».

В результате Святослав был ранен в голову, но противник был повержен.

Тогда же была взята и Тьмутаракань или Таматарха (Тетрамарха). Сегодня это Тамань. Именно здесь и основал новое княжество русский князь. Но на этом борьба с каганатом не закончилась. И уже другому князю Мстиславу пришлось отстаивать и Саркел, и это княжество.

Откуда появились хазары вообще? На этот вопрос ответил юному княжичу дядька Асмус в книге «Святослав»: «Там, над Итилем жили раньше наши люди, наши племена, а уж потом из земель полуденных пришли хозары. Не нашей они веры, чужого рода…»

Присмотримся более внимательно к названию «Хазары, Козары, Казары». Слово «Козар» очень напоминает слово «Козак».

Именно на землях Запорожского и Донского казачества в старину и существовал Хазарский каганат. Рассмотрим одну из версий происхождения казачества. Фанагория или Тьмутаракань стала столицей нового русского княжества. Среди воинов Святослава было много викингов, северян, поморов, новгородцев. Поэтому население новых русских владений составляли прежде

38 всего они и местные хазары, греки, армяне, горцы. Поскольку княжество


быстрее, чем успеваешь увязать их в мало-мальски логические и взаимовытекающие цепочки повествования. И тебе приходится поспешно доставать бумажную копилку ежесекундных отпечатков и прятать в нее до поры свой улов. Листки посыпает каракумский песок, превративший воздух пустыни в забивающую легкие суспензию. Зато чернила тут же высыхают и при всей торопливости нет риска их смазать. А спешить приходится: будто среди барханов наткнулся на источник, вода в котором иссякает на твоих глазах, и ты исступленно черпаешь свое спасение.

Когда ловишь жизнь блокнотом, темп тот же и то же ощущение, лишь бы не вырвали из рук бумагу, дали бы дописать… Правда, страдает почерк, но разве безлико-неказистый вид коллекционных коробок натуралиста в экспедиции способен умалить ценность всего, в них собранного? А экспедиция в армию – завиднейшая по редкости возможность для сбора экспонатов, не нуждающихся в прокалывании булавками. Поэтому все пойманное всегда живо.

 

11 июля 1985 года,

Армия парадоксальна многим, но прежде всего – отданием воинской чести. Всплывают в памяти наставления комбата в период школы молодого бойца: «Запомните, салабоны, что воинская честь отдается не личности, а мундиру, который эта личность носит». Достойна ли таковая данного мундира – это вопрос второй, а в армии вторых вопросов после того, как командир растолкует первые (иногда снизойдя до такого!), задавать НЕ ПОЛОЖЕНО. И посему опускаются мысли, что отдавать честь в армии приходится в основном тем, у кого ее отродясь не было: ведь козыряют мундиру и погонам! А самому их хозяину адресуется бодрое рявканье «здравьжелаю!», не подозревающему, как подчас издевательски оно звучит. Ведь для большинства звездопогонников, привыкших «обманывать» наступление почти каждого вечера, «здравие» давно стало абстрактным понятием…

 

15 июля 1985 года,

Знаменитая в ТуркВО ракетная часть собрала офицеров следующих сортов:

1) служащие рьяно, но уставу, иногда до полного вырождения своей разговорной речи в уставные параграфы и пункты;

2) офицеры, не менее рьяно доказывающие всем, а также и себе, что служат по уставу, который каждый вечер кладут под подушку, а по утрам не забывают вынуть обратно. Их «похвальному фанатизму» перестают верить обычно после первого ЧП во вверенном им подразделении (побег солдата из части или его самоубийство).

3) «пофигисты», никому ничего не стремящиеся доказать. Этот подвид 7


экономит энергию на малейших движениях, отчего неимоверно ослабел физически и еще больше – морально, испытывая боль в мышцах шеи при каждом кивке на приветствие солдат, относительно которых придерживаются афоризма: «Солдат есть механизм, артикулом предусмотренный» (император Павел 1, 1798 г.). В отношениях с подчиненными держатся с неотразимой высокомерно-снисходительностью, очевидно, считая себя белой костью, омываемой голубой кровью. Пристрастны к отчитыванию солдат по любому поводу и без него, малейшую уступку которым самооскорбленно именуют «подлизыванием солдатского зада». В разговоре со старшим по званию ловят каждый его взгляд, а с младшим – каждую муху, лишь бы отделаться от последнего.

От записного выпивохи больше шансов услышать вместо подзаборных гимнов классическую арию, нежели от подобных офицеров – пару добрых слов: они умеют сказать только пару ласковых. Если столь уникально сложившиеся обстоятельства и родили похвалу в устах этого сорта, она вынуждена продираться сквозь неразжатые челюсти и, переходя в утробное воркование, глохнет где-то на полпути от небной занавески к кончику языка, берегущего свои силы для тирад другого рода.

Два принципа, без коих этим офицерам не мыслится служба: «Я – начальник, ты – дурак» (хотя тире так и просится встать между первым местоимением и последним словом) и «Пункт А – старший по званию всегда прав; пункт В – когда он неправ, смотри пункт А».

3) «друзья солдат». Офицеры этой породы способны простить самому наглому «дедушке» самую крупную пьянку или самый синий фингал под глазом молодого солдата: накажешь «старичка» – не на кого будет опереться при наведении дисциплины в дивизионе.

Если первая категория «ваших благородий» смахивает на гончих борзых, которые, даже задохнувшись от преследования добычи и умирая, все равно будут говорить уставами, то порода №2 родственна доберманам-пинчерам, готовым всех облаять истинами из уставных «священных писаний». Хунвэйбины чаще расстаются с цитатниками Мао, чем эти служаки – с уставами.

Третьи подобны многократным медалистам собачьих выставок, на деле являясь классическими моськами: готовы до голосоистощения тявкать на слонов, коих сами же и понаделали из неотвязных туркменских мух.

Четвертый тип – это незлобивые уравновешенные дворняжки и коккер-спаниэли, никогда первыми не бросающиеся, даже на тех, кто этого заслуживает: уж больно ухоженная шерстка и мять ее жаль, особенно в драке, их прямо не касающейся. Предлог вполне уважительный и его уважают, тем более, что все объясняющий поджатый хвостик почти не виден (у коккеров

8 его обрезают в первые дни жизни). А что наплечные звездочки становятся


валась дракар (дракон). Русь варяги называли «Гардарика», т.е. «городская страна». Слова созвучны и похожи.

Строились поселения и обносились стенами для обороны. На юге города ставились в степи. Врагов было немало. Потому-то и княгиня Ольга, уроженка северных мест, отдала в учение Святослава к воеводе Свенельду и другим викингам, проведшим всю жизнь в битвах и сражениях.

При дядьке-наставнике Асмусе он и вырос хорошо обученным воином. Для Руси в тот период были очень опасны соседи с востока – Хазарский каганат. Много лет он угрожал и воевал с юго-восточной Русью. Это был сильный кочевой народ, имевший тюркские корни, однако имел города. Наиболее сильный укрепленный город-крепость «Саркел» на Дону или «Белая Вежа». Восточным людям не нравилось, что Европа продвигалась на Восток. Разный образ жизни способствовал нетерпимости. Кочевники, как известно, не разводили огородов. Князю Святославу именно с хазарами и необходимо было воевать в первую очередь, чтобы обезопасить восточные границы и успокоить крайне опасного и воинственного соседа.

В дружину князя шли новгородцы, поморы, много викингов. Выросшие на морозе, обветренные студеными ветрами, закаленные в ледяной воде северяне, варяги (викинги) и появились в знойных хазарских степях. Были они и на территории современного Донбасса. И так же, как и позднее при князе Игоре в этих местах «Русичи великая поля чрьвлеными щиты прегородиша, ищучи себе чти, а князю – славы» (Слово о полку Игореве). Главные полководцы Свенельд, Сфенкал, Икмор (по свидетельству византийцев). Князь Святослав не хотел принимать христианство, вопреки воле матери. Он считал, что «христиане плохие воины». Насколько это верно, нам трудно судить. Но его противники – хазары, на тот момент и были христиане. «Быв сперва идолопоклонники, они в осьмом столетии приняли веру иудейскую, а в 858 (году) христианскую…» (Н.М.Карамзин).

«Козары или хазары, единоплеменные с турками, издревле обитали на западной стороне Каспийского моря, наз. Хазарским в географиях восточных. Еще с третьего столетия они известны по арменским летописям. Европа же узнала их в 4 веке вместе с изынами, между Каспийским и Черным морем.ю на степях астраханских. Аттила властвовал над ними.». «Козары, все еще сильные, опустошали между тем южную Азию». «В 7 веке они являются в истории византийской с великим блеском и могуществом, дают многочисленное войско в помощь императору (который из благодарности надел диадему царскую на их кагана или хакана)» (Н.М.Карамзин).

Хазары распространялись по Азии. Они разбили древнее царство булгар. Под их натиском булгары вынуждены были отступать на север и запад. Чтобы выжить и уйти от погони они разделили между собой народ на три части. Из наиболее сильных воинов был образован заградительный отряд. Он и 37


Анатолий Полунин. Инженер. Окончил Харьковский авиационный институт. Живет в Макеевке. С 5 класса увлекается всемирной историей. Коллекционирует историческую информацию. Считает, что, соприкасаясь с историей, человек как бы переносится в давние времена. Текст его мемуаров воспроизводится почти без редактирования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 284 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2338 - | 2015 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.