Гиппократ понимал болезнь, как заболевание целостного организма и считал, что лечить нужно не отдельный орган, а организм в целом. Им же был разработан и предложен ряд способов и методов диагностики и лечения некоторых заболеваний.
Работы Гиппократа имеют большое значение в лекарствоведении. Он требовал соблюдения условий хранения трав с целью сохранения лечебных свойств, использовал в лечении пион, мяту, василек, шалфей, дуб, ирис, укроп. Сам приготавливал лекарства, обращал внимание на дозировку. Из сборника мы знаем,что древнегреческие врачи изготовляли как простые, так и сложные лекарства. Врачи Греции применяли твердые, жидкие, мягкие и газообразные лекарственныеформы.
Имя Гиппократа в сознании многих людей связывается со знаменитой клятвой, символизирующей врачебную этику. В клятве Гиппократа утверждаются высокие моральные нормы профессии. Основополагающий труд Гиппократа «Гиппократов сборник» посвящен не только частным вопросам медицинской практики, но и проблемам общемедицинского характера, относящимся к гуманистическим и моральным аспектам врачебной деятельности, нормам по- ведения врачей, взаимоотношениям с больными. Прямое отношение к проблемам медицинской этики имеют пять разделов сборника «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприятном поведении», «Наставления». Вместе с другими работами они дают полное представление об обучении, о моральном воспитании врачей и тех требованиях, которые предъявлялись к ним в обществе. В процессе обучения, говорил ученый, будущий врач должен воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, скромность, решительность, опрятность, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку….». Врачеватель должен научиться держать в памяти лекарства, способы их составления и правильность применения, не теряться у постели больного, часто посещать его и тщательно наблюдать за ним. Врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить».
Обязанности врача по отношению к больному Гиппократ сформулировал
знаменитой «Клятве». Она занимает особое место в «Гиппократовом сборнике». Формулирование основных положений клятвы как следует из исторических источников значительно древнее времени жизни Гиппократа. Согласно преданию клятва восходит к прямым потомкам Асклепия. Она переходила в устном виде, как семейная традиция из рода в род. Клятва Гиппократа содержит обязательства молодого врача в отношении учителя-мастера и его потомства, запрещает сообщение медицинских знаний людям, не принадлежащим к врачебному сословию, требует сохранение врачебной тайны, запрещает действия, которые могут причинить моральный или физический ущерб больному и его окружению. Нормы и правила врачебной этики в Древней Греции исполнялись неукоснительно и были неписанными законами общества.
4. Храмовая медицина Древней Греции: цели и задачи. Лекарственные препараты при энкомиссии.
В медицине Древней Греции полисного периода имелось два направления: народная и храмовая медицина.
Обучение врачебному искусству проводилось при храмах. В них имелись помещения для лечения больных, в том числе и стационарно. Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию строго воспрещалось. Лечение начиналось с заходом солнца и сопровождалось использованием приемов специально разработанной системы внушения (священный сон – энкомиссия). Главными средствами врачевания в храмах являлись различные формы водолечения, массаж, гимнастика, реже оказывалась хирургическая помощь, и проводились легкие операции типа вскрытия фурункулов. При более сложном случае жрецы приглашали светского хирурга. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные щипцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и прочие инструменты. В уплату за услуги больные приносили изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. Кроме асклепейонов, имелись ятрейи – лечебницы на дому у практиковавших врачей.