Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќпросник дл€ определени€ вида одиночества —.√.  орчагина




“ест направлен на определение и глубины переживани€ одиночества и его вида (диффузное, отчуждающее, диссоциированное).

»нструкци€. Ђ¬ам предлагаетс€ 30 вопросов или утверждений и два варианта ответов на них (да или нет). ¬ыберите тот, который наиболее соответствует вашему представлению о себеї.

1. ƒумаете ли ¬ы о том, что никто не знает ¬ас по-насто€щему?

2. »спытываете ли ¬ы в последнее врем€ недостаток в дружеском общении?

3. ƒумаете ли ¬ы о том, что близкие и друзь€ не очень-то беспоко€тс€ о ¬ас?

4. ” ¬ас возникает мысль о том, что по-насто€щему ¬ы никому не нужны (легко справ€тс€ и без ¬ас)?

5. ќпасаетесь ли ¬ы показатьс€ нав€зчивым со своими откровени€ми?

6.  ажетс€ ли ¬ам, что ¬аша смерть не принесет особых страданий близким и друзь€м?

7. ≈сть ли в ¬ашей жизни люди, с которыми ¬ы чувствуете себ€ Ђсвоимї?

8. Ѕывает ли так, что ¬ы испытываете противоположные чувства по отношению к одному и тому же человеку?

9. ¬аши чувства нос€т порой экстремальный характер?

10. Ѕывает ли у ¬ас ощущение, что ¬ы Ђне от мира сегої, все у ¬ас не так, как у других?

11. ¬ы больше стремитесь к своим друзь€м, чем они к ¬ам?

12. —читаете ли ¬ы, что больше отдаете люд€м, чем получаете от них?

13. ” ¬ас хватает душевных сил истинно глубоко сопереживать другому человеку?

14. Ќаходите ли ¬ы средства в полной мере выразить свое сопереживание страдающему?

15. «ахватывает ли ¬ас переживание (тоска, сожаление, боль, раска€ние) о чем-то безвозвратно ушедшем?

16. «амечаете ли ¬ы, что люди почему-то сторон€тс€ ¬ас?

17. “рудно ли ¬ам простить себ€ за слабость, ошибку, оплошность?

18. ’отелось бы ¬ам как-то изменить себ€?

19. —читаете ли ¬ы нужным что-то мен€ть в соей жизни?

20. „увствуете ли ¬ы достаточный резерв сил, чтобы самосто€тельно изменить свою жизнь к лучшему?

21. »спытываете ли ¬ы перегруженность поверхностными социальными контактами?

22. „увствуете ли ¬ы, что другие люди понимают, что ¬ы отличаетесь от них и в общем-то Ђчужойї?

23. ¬аше настроение, состо€ние завис€т от настроени€, состо€ни€, поведени€ других людей?

24. ¬ам нравитс€ быть наедине с собой?

25.  огда ¬ы чувствуете, что не нравитесь кому-то, стремитесь ли изменить о себе мнение?

26. —тремитесь ли ¬ы к тому, чтобы все и всегда ¬ас правильно понимали?

27. —читаете ли ¬ы, что хорошо знаете свои привычки, особенности, склонности?

28. Ѕывает ли так, что ¬ы сами себ€ удивл€ете неожиданным поступком (реакцией, словом)?

29. —лучаетс€ ли так, что ¬ы не можете установить устраивающие ¬ас отношени€?

30. Ѕыло ли когда-нибудь так, что ¬ы чувствовали себ€ полностью прин€тым, пон€тым?

ќбработка результатов и интерпретаци€

ќбработка производитс€ в соответствие с ключом, простым суммированием баллов.

 

 люч

ƒифузное Ђ+ї 4, 6, 11, 12, 13, 14, 21, 23, 25, 26
ЂЦї 2, 11, 24, 27
ќтчуждающее Ђ+ї 1, 2, 5, 16, 22, 24, 27, 29
ЂЦї 11, 13, 14, 23, 25, 26, 30
ƒиссоциированное Ђ+ї 1, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 15, 19, 28
ЂЦї 17, 20, 27, 30
—осто€ние одиночества (без определени€ вида) Ђ+ї 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 16, 29, 22
ЂЦї 13, 14, 30, 24

 

Ћюдей, переживающих диффузное одиночество, отличает подозрительность в межличностных отношени€х и сочетание противоречащих личностных и поведенческих характеристик: сопротивление и приспособление в конфликтах; наличие всех уровней эмпатии; возбудимость, тревожность и эмотивность характера, коммуникативна€ направленность. ¬о многом такое противоречие объ€сн€етс€ идентификацией человека с разными объектами (людьми), обладающими, естественно, разными психологическими особенност€ми. ¬ состо€нии острого переживани€ диффузного одиночества человек стремитс€ к другим люд€м, наде€сь найти в общении с ними подтверждение собственного быти€, своей значимости. Ёто не удаетс€, потому что человек не общаетс€ в собственном смысле, не делитс€ своим, не обмениваетс€, а лишь примеривает на себ€ личину другого, то есть отождествл€етс€ с ним, станов€сь как бы живым зеркалом. “акие люди очень остро реагируют на стрессы, выбира€ стратегию поиска сочувстви€ и поддержки. »нтуитивно предчувству€ свое истинное, экзистенциальное одиночество, человек испытывает колоссальный страх. ќн пытаетс€ Ђубежатьї от этого ужаса к люд€м и выбирает ту стратегию взаимодействи€ с ними, котора€, по его мнению, обеспечит ему хот€ бы временное прин€тие Ц идентификацию. ќн демонстрирует абсолютное согласие с мнени€ми, принципами, моралью, интересами того, с кем коммуницирует. ѕо сути, человек начинает жить психическими ресурсами объекта идентификации, то есть существовать за счет другого. —трем€сь к истинному человеческому общению, он действует так, что не оставл€ет себе не малейшего шанса осуществить данное стремление. —ледствием этого, конечно, €вл€етс€ жесточайшее переживание одиночества, наполненное страхом, разочарованием и ощущением бессмысленности своего существовани€. ѕри успешной терапии данного состо€ни€ личностные характеристики клиентов мен€ютс€ в сторону гармонизации и согласованности. ќдиночество про€вл€етс€ в возбудимости, тревожности, циклотимности характера, низкой эмпатии, противоборстве в конфликтах, выраженной неспособности к сотрудничеству, подозрительности и зависимости в межличностных отношени€х.

—ледствием преобладани€ в личности тенденции к обособлению €вл€етс€ отчуждение человека от других людей, норм и ценностей, прин€тых в обществе, мира в целом. ѕри этом наблюдаетс€ потер€ значимых св€зей и контактов, интимности, приватности в общении, способности к единению. „еловек чувствует себ€ покинутым, потер€нным, заброшенным в чуждый и непон€тный ему мир. ќн не может уже найти необходимый отклик и понимание. ќсознание невозможности быть выслушанным, пон€тым, прин€тым зачастую приводит к убеждению в собственной ненужности, неинтересности.  огда мысль об этом овладевает сознанием, тер€етс€ интерес к жизни вообще. „еловек оценивает свое бытие как оторванное от себ€. ≈го жизнь протекает будто во сне, и он неосознанно отвечает ей тем, что сумел выделить в ней и акцентировать: отверженностью, непри€тием, небрежением. ѕодобное отношение к жизни делает ее столь невыносимой, что нередко возникают мысли о самоубийстве. ќбычно мы наблюдаем у таких людей недоверие, подозрительность, приписывание другим плохих намерений, тоску, депрессию, реже Ц тревогу. Ёто неудивительно, если пон€ть, что человек находитс€ в состо€нии одиночества осознанного, не име€ возможности с кем-то поделитьс€, потому что р€дом, по его представлени€м, нет никого, способного выслушать и пон€ть). “ермин Ђотчуждающееї предполагает прот€женность процесса и состо€ни€ во времени, с одной стороны, с другой Ц двусторонний характер отчуждени€, то есть со временем объекты отчуждени€ станов€тс€ его субъектами и сами про€вл€ют это по отношению к человеку, переживающему такой вид одиночества.

—ледующий вид одиночества Ц диссоциированное Ц представл€ет собой наиболее сложное состо€ние как по переживани€м, так и по происхождению и про€влени€м. √енезис его определ€етс€ €рко выраженными процессами идентификации и отчуждени€ и резкой их сменой по отношению даже к одним и тем же люд€м. —начала человек отождествл€ет себ€ с другим, принима€ его образ жизни и следу€ ему, безгранично довер€ет Ђкак самому себеї. »менно это Ђкак самому себеї составл€ет основу дл€ понимани€ психологического генезиса данного состо€ни€. ѕосле полной идентификации следует резкое отчуждение от того же объекта, что отражает истинное отношение человека к самому себе. ќдни стороны своей личности принимаютс€ человеком, другие Ц категорически отвергаютс€.  ак только проекци€ этих отверженных качеств находит свое отражение в объекте идентификации, последний сразу же отвергаетс€ весь целиком, то есть происходит резкое и безоговорочное отчуждение. „увство одиночества при этом острое, четкое, осознаваемое, болезненное.

ƒиссоциированное одиночество выражаетс€ в тревожности, возбудимости и демонстративности характера, противоборстве в конфликтах, личной направленности, сочетании высокой и низкой эмпатии (при отсутствии среднего уровн€), эгоистичности и подчин€емости в межличностных отношени€х, которые, безусловно, €вл€ютс€ противоположными тенденци€ми.

—убъективно позитивный вид одиночества Ц управл€емое одиночество, или уединенность, представл€ет собой вариант переживани€ психологической отдельности, собственной индивидуальности, который личностно обусловлен оптимальным соотношением результатов процессов идентификации и обособлени€. Ёто динамическое равновесие можно рассматривать как одно из про€влений психологической устойчивости личности относительно воздействий социума.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 839 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

1315 - | 1236 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.