Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социал-демократическое направление




Теоретические истоки данного направления восходят отчасти к марксизму, отчасти к социал-реформизму, неокантианству и другим учениям. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. в России произошел окончательный разрыв социал-демократов с последовательными марксистами. Сегодня это самостоятельное и широко распространенное в Европе направление в теории, идеологии и политике.

Социал-демократы предлагают свою теорию демократического социализма,социальная база которого не ограничивается рабочим классом и другими наемными работниками, а трактуется предельно широко – как большинство населения страны, включая, помимо представителей наемного труда, мелких и даже средних по уровню доходов предпринимателей. Эта теория стала основой программного документа Социалистического интернационала, принятого в 1951 г. под названием "Цели и задачи демократического социализма" – документа, ставшего исходным для программ социал-демократических партий европейских и других стран.

Социал-демократы, давно отказавшись от идеи ликвидации частной собственности на средства производства, ныне выступают за сохранение в обществе государственной, кооперативной и частной собственности, т.е. за многоукладную экономику. Они все более склоняются к признанию преимуществ свободного рынка, хотя и не отрицают необходимости частичного воздействия государства па развитие экономики. Здесь они единодушны, с одной стороны, с современными консерваторами, а с другой – с современными либералами. Для них основной способ социальных преобразований – не революция, а реформы.

Основная цель теоретических исследований современных социал-демократов – выявить и обосновать возможности построения общества демократического социализма. Эта цель обусловливает и их задачи:

• исследовать пути преобразования экономических отношений в интересах широких масс населения страны

и разработать на базе этих исследований концепцию экономической основы общества демократического социализма;

• обосновать способы консолидации общества на основе принципов социального равенства, солидарности и социальной справедливости. Речь идет прежде всего об анализе интересов различных групп и слоев населения и нахождении оптимальных форм сочетания их интересов. Такого рода исследования могут стать основой разработки социальной политики государства, которой социал-демократы придают первостепенное значение;

• исследовать возможности прихода к власти социал- демократов в условиях современного буржуазного общества, чтобы, используя государственную власть, строить общество демократического социализма;

• выявить оптимальные формы государственного устройства общества демократического социализма и, в конечном счете пути создания "социального государства", основанного на принципах социальной солидарности и социальной справедливости;

• обосновать основные направления совершенствования духовной жизни общества в соответствии с принципами демократического социализма. Одним из таких направлений стала разработка принципов так называемого этического социализма, т.е. разработка нравственных основ общества демократического социализма.

Среди основных достижений теоретиков и практиков социал-демократии чаще всего отмечают: 1) их вклад в теорию социального государства и в практическое осуществление его основных принципов; 2) освоение навыков управления современным капиталистическим государством; 3) совершенствование ими политической демократии в странах Запада[1].

В последние десятилетия социал-демократы разработали некоторые новые подходы к анализу экономических и политических явлений, в соответствии с которыми корректировалась их деятельность. Эти новации нашли наиболее полное отражение, в частности, в так называемой "Берлинской программе принципов" германских социал-демократов, принятой в 1989 г. Эта программа пришла на смену широко известной "Годесбергской программе" 1959 г., которая освещала пути прихода социал-демократов к власти, начиная с 1966 г.

"Берлинская программа принципов" подавалась ее авторами как "новое видение модернизации и прогресса"[2]. В ней были учтены тс изменения, которые произошли в Европе и мире в последней четверти XX в. Речь идет о существенных изменениях в социальной структуре развитых капиталистических обществ, появлении новых политических течений со свойственными им политическими интересами и т.д. Программа опирается на исследования наиболее значительных социальных факторов, способствующих объединению общества в ходе новых реформ.

Основная идея программы заключалась "в формировании широкого союза сторонников реформ, состоящего из представителей новых социальных движений, части просвещенных технократических элит и традиционной социал- демократии ради создания экологического и социально ответственного общества"[3].

В программе провозглашается решительный поворот к личности, проблемам ее социальных свобод.

"Социал-демократия стремится к обществу, в котором каждый человек может развивать свою личность в условиях свободы", – говорится в новой программе германских социал-демократов. Последний по времени программный документ французских социалистов (1988) также начинается со слов: "Идея, которая живет, питает и пронизывает наш проект, зовется свободой". Проблема свободы личности нашла отражение в программных документах социал-демократических партий других европейских стран и в проблематике исследований теоретиков современной социал- демократии.

Марксистское направление

В последние годы многие положения марксистского направления были подвергнуты острой критике исследователей, в том числе и российских. В то же время ряд положений марксизма стал достоянием современного обществознания и является исходным пунктом анализа общественных явлений, проводимого исследователями разных стран.

Основоположниками данного направления являются, как известно, немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. Их видными единомышленниками, сыгравшими значительную роль в распространении и дальнейшем развитии марксизма, были А. Бебель (Германия), А. Лабриола (Италия), Г. В. Плеханов и В. И. Ленин (Россия), Мао Цзэдун (Китай) и др.

Исходным теоретическим и методологическим положением марксизма в исследовании происходящих в обществе экономических, политических и других процессов является рассмотрение самого общества как саморазвивающейся социальной системы. Каждая такая исторически сформировавшаяся система рассматривается как общественно-экономическая формация, которая, с одной стороны, предстает как определенный социальный организм, развивающийся на основе присущего ему способа производства, а с другой – как качественно своеобразный этап мирового исторического процесса.

С точки зрения марксизма, социальная природа любой общественно-экономической формации определяется содержанием присущих ей общественных отношений между людьми, которые составляют структуру того или иного общества. Характер и содержание общественных отношений в том или ином обществе в решающей степени определяют характер и содержание происходящих в нем социально-экономических и политических процессов, их социальную природу.

Так, экономические и политические процессы в социалистическом обществе имеют принципиально иные природу и характер, чем экономические и политические процессы в обществе буржуазном, ибо возникают и развиваются они на почве принципиально разных общественных отношений.

В этом заключается еще одно важнейшее методологическое положение марксизма, исходя из которого его представители исследуют происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы.

Ведущая роль в системе общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и др.) отводится экономическим отношениям, совокупность которых характеризуется как экономический базис общества, над которым возвышается политическая, юридическая и идеологическая надстройка, производная от экономического базиса. Как подчеркивали основоположники марксизма, это не умаляет значения политических или духовных явлений в жизни общества (напротив, их значение постоянно возрастает), однако показывает, что в конечном счете их характер и содержание определяются экономическим базисом общества.

Решение проблемы взаимодействия различных общественных явлений и процессов с обоснованием противоречивого характера и ведущей стороны этого взаимодействия составляет основное содержание социальной диалектики марксизма, т.е. диалектики исследования этих явлений и процессов, в том числе социально-экономических и политических.

Взаимодействие этих процессов – один из примеров социальной диалектики. Известное высказывание В. И. Ленина о том, что "политика есть концентрированное выражение экономики", подчеркивает, что с точки зрения марксизма происходящие в обществе экономические процессы определяют характер и содержание политических процессов. В то же время Ленин утверждал, что политика имеет первенство над экономикой[1] в том смысле, что практическая реализация разработанных людьми политических концепций и программ влияет на ход экономических процессов. Речь идет прежде всего о сознательном воздействии на них экономической политики государства и правящих в нем политических партий, об их политическом подходе к решению экономических задач.

Учение о диалектическом характере взаимодействия экономики и политики определяет тематику и направление марксистских исследований, касающихся как непосредственного содержания экономических и политических процессов, так и объективных и субъективных факторов их развития и взаимодействия.

5. Каковы объект и предмет дисциплины "Исследование социально-экономических и политических процессов"?

6. Охарактеризуйте теоретический и прикладной уровни этой дисциплины.

7. В чем заключается теоретическая и социальная направленность исследований социально-экономических и политических процессов?

8. Укажите основные современные направления исследований социально-экономических и политических процессов.


Лекция 2.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1476 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.