В период татарского ига медицина на Руси "стагнировала". Ни о каких врачах в течение целых двух веков летописи не вспоминали.
Только при Иоанне III (великом князе Иване Васильевиче), свергнувшем монголо-татарское иго, на Руси в "числе большом" вновь появились профессиональные врачи, главным образом иностранцы. В немалой степени это связано с расширением внешнеполитических связей, в частности, с женитьбой Иоанна III на греческой царевне Софии Палеолог, что способствовало прибытию в Москву иноземцев. Уже в свадебной свите Софии Палеолог были врачи. В 1485 году из Рима прибыл Антон Немчина, а в 1490 году еврей Леон Жидовин. Их-то и выписали собственно для князя.
На рубеже XV - XVI столетий образовалось Московское государство, во главе которого становятся Великий князь и Боярская Дума. В 1547 г. Великий князь Иоанн IV был провозглашен "Царем Всея Руси". Столицей нового государства стала Москва, на которую и легла ответственность в деле сохранения здоровья населения. Появились первые элементы государственного регулирования медицинской деятельности. Правовая регламентация врачебной деятельности, в современном понимании этого, в России началась после принятия в 1597 году "Судебника" - первого русского свода законов и «Боярского приговора», предусматривавший наказание за врачебные ошибки.
Основное значение в деле совершенствования регулирования медицинской деятельности сыграла организация Аптекарского приказа – центрального органа управления охраной здоровья, который действовал в общей системе приказов, как органов центрального отраслевого управления в стране.
Аптекарский приказ был создан в 1581 году с целью централизации государственного управления здравоохранением. Помещался приказ в Кремле, напротив Чудова монастыря.
Анализ деятельности Аптекарского приказа позволяет выделить следующие его основные функции:
- организация медицинского обеспечения (за счет находящихся в ведении докторов, лекарей, аптекарей);
- выдача разрешений на право медицинской деятельности;
- организация военно-медицинской службы (с 60-х годов XVI века в каждом полку появились полковые лекари);
- врачебные освидетельствования (экспертиза больных и увечных).
В 1654 г. была открыта " Школа русских лекарей ", в которую в год открытия приняли 30 первых учеников. В этой школе врачебному искусству в течение 5-7 лет за счет государства обучались дети стрельцов, духовенства и служивых людей. В отличие от современных конкурсов в медицинские вузы проблема поступления в "Школу русских лекарей" разрешалась только личной резолюцией царя на челобитной (или на заявлении).
Медицинская служба и законодательство в Петровский период (XVIII в.).
Более детально медицинская деятельность начинает регламентироваться при Петре I. Однако все это еще весьма далеко от норм современного медицинского права.
Законодательные акты Петра I затрагивают личные качества медика, отношение его к больным и другим вопросам лечебной деятельности. В них врачу предъявляется требование, чтобы он «в докторстве доброе основание и практику имел, трезвым, умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно, так и денно отправлять мог».
Целесообразно выделить следующие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере медицины в России:
Воинский Устав 1716 г.
Морской Устав 1720 г.
3) Указ Петра 1 от 14 августа 1721 года «Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям».
Об отношении врача к больным в Морском уставе Петра I говорилось: «Ежели лекарь своим небрежением и явным прозорством к больным поступит, от чего им бедство случится, то оной яко злотворец наказан будет, яко бы своими руками его убил, или какой уд отсек».
Особого внимания заслуживает отражение в Воинском Уставе 1716 г. вопроса платы за лечение. Глава 33 Устава предусматривала, что «Доктора и лекари должны лечить всех в войска пребывающих, от верхних даже и до нижних, без платежа, ибо они за то получают себе жалованье». Тем самым законодательно определена безвозмездная система получения медицинской помощи. В Уставе определены исключительные случаи, когда получение платы за лечение будет правомерным: речь идет о венерических заболеваниях и бытовых травмах, полученных вне рамок служебного времени. «Однако с таких офицеров, которые наживают себе болезни французские, также и раны, которые они достают в драках от своего произвола, кроме службы государя своего, и за то с них брать плату, смотря по случаю и рангу офицера». Налицо сочетание императивности (обязательная плата за лечение в определенных случаях) и диспозитивности («смотря по случаю и рангу офицера») при конструировании правовых норм.
Глава вторая книги первой Морского Устава (артикул 6) носит название «О содержании больных». Обращает на себя внимание подход законодателя к вопросам организации противоэпидемических мероприятий. Учитывая уровень развития медицины начала XVIII века, борьбе с предотвращением инфекций, ввиду трудностей лечения, придавалось первостепенное значение. «И если в росписи о состоянии больных объявятся больные, прежде всего с «прилипчивыми болезнями», таковых интенданту приказать немедленно перевозить на госпитальные корабли». Данная норма предназначена для предотвращения распространения инфекционных («прилипчивых») заболеваний на кораблях флота.
Глава 10 Морского Устава – «О лекарях» регламентирует вопросы профессиональной деятельности лекарей. Обращает на себя внимание правовое положение лекаря во время сражения в сравнении с военными моряками. Устав определял, что во время боя медицинский работник должен находиться внутри корабля, «… а наверх не выходить ни для какой причины». Тем самым законодатель подчеркивает особую значимость и ценность медицинских работников при ведении боевых действий, а соответственно определяет степень отношения к медицине вообще.
Указ Петра 1 от 14 августа 1721 года «Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям» носит комплексный характер и посвящен регулированию целого ряда направлений медицинской деятельности, ключевыми из которых представляются общие правила организации аптек, контроль за деятельностью аптек и надзор со стороны органов управления медицинским делом за функционированием госпиталей.
Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице – Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года – в Медицинскую канцелярию. В старой же столице начала действовать Московская медицинская контора, ведавшая медициной Москвы и Московской губернии вплоть до середины XIX века. Во главе медицинской канцелярии находился архиатр – руководитель всего медицинского дела в стране. Основными функциями Медицинской канцелярии были:
- осуществление надзора за деятельностью госпиталей и аптек
- регламентация деятельности докторов, лекарей, аптекарей
- организация и контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий
- выдача разрешений на право медицинской деятельности.
В1737 г. была создана медицинская полиция, являющаяся прообразом современной санитарно-эпидемиологической службы, появилось медико-полицейское законодательство: «О сохранении улиц в чистоте для предупреждения заразительных болезней» (1737 г.) и «При ввозе в Россию шелка и шерсти из Константинополя выдерживать карантин» (1762 г.).