Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Становление врачевания и правового регулирования медицинской помощи в древней Руси (X—XVII в.).




 

Предпосылками возникновения медицинского дела на государственном уровне в России можно считать первые попытки приобщиться к официальной западной медицине в эпоху отсутствия медицинских учреждений, когда знахари и знахарки, «лечцы», волхвы и кудесники представляли народную медицину того времени.

В России в Средние века врачевание считалось чародей­ством, поэтому за вред, причиненный лечением, врач нес ответственность как за умышленное преступление.

 

Первые письменные упоминания о медицине на Руси восходят к XI в.

Уже та­кие памятники феодального русского законодательства, как Устав князя Владимира Святославовича (X-XI вв.) и «Рус­ская Правда» (IX-XI вв.), содержали нормы, относящиеся к врачебной деятельности.

«Краткая Русская Правда» – свод русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром в первой четверти XI в.содержит упоминание о «лечцах» (так в летописях назывались врачи). В договор с Византией, отнесенный по летописи к 907 г., было внесено обязательство побежденной Византии предоставлять возможность русским купцам в Константинополе пользоваться баней («да творят им мовь елико хотят») (Мультановский М.П. История медицины. М.: Медицина, 1967. С. 67).

В летописи Нестора XI в содержится упоминание о бане, где лечили простуду и суставы, кожные заболевания, вправляли вывихи, «накладывали горшки» (прообразы современных банок).

Монастырская медицина явилась проявлением повышения роли церкви в жизни общества. Данный вариант оказания медицинской помощи в Древней Руси был первым, который подвергался регламентации. Если народная медицина по объективным причинам регулировалась, по сути, неправовыми средствами (морально – этические нормы, обычаи), то врачевание в монастырях было урегулировано в более значительной мере. Это достигалось за счет положений «Церковного Устава» Владимира Святославича.

«Церковный Устав» Владимира Святославича (996 г.) – источник права Древней Руси, содержащий нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи и др.

Церковный устав князя Владимира объявил больницы церковными учреждениями, а "лечцов" (врачей) - людьми церковными, подведомственными епископу. Этот документ регламентировал устройство и работу благотворительных и медицинских учреждений в России вплоть до XVIII века. В Уставе определялся и источник финансирования - "десятина", которая шла на содержание монастырей и церквей, богаделен, больниц, "странноприимных домов". Десятину составляли налоги: от ссудных дел, от торговли, от урожая и т.д.По своему содержанию Устав состоял из 4-х отделов.

Владимир относил лиц, занимающихся этой дея­тельностью, к числу служителей церкви.

 

Следует особенно заметить, что лечение в монастырских больницах оказывалось бесплатно («безмездно врачевание»), что отличает данный вид медицины от народной и светской (городской). В первом случае оплата осуществлялась самыми разнообразными способами, в то время как при светской медицине чаще всего в качестве оплаты служили деньги.

 

Вместе с тем, церковной монополии на медицинскую помощь на Руси никогда не было. Мудрость предков позволяла развиваться и "частной" - "светской", "мирской" медицине. Светские лекари, в основном, тоже были выходцами из Византии, хотя были и доморощенные эскулапы.

Одновременное функционирование "монастырской" и "мирской" систем оказания медицинской помощи свидетельствует о том, что подданные древней Руси уже в то время имели право выбора врача, причем "Русская правда", что весьма знаменательно, отмечает права "мирских лечцов" требовать плату за свою работу. В Киеве и Новгороде были врачеватели, т. е. люди, для которых лечение было профессией. Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла. Врачеванием в городах занимались светские люди — мужчины и женщины. Врачевание считалось почетным занятием: «Врачебное художество и в мирских и в иноках несть отметно».

 

 

Вообще рассматривая состояние медицинского дела в Древней Руси, можно прийти к выводу о наличии в этот период трех принципиальных разновидностей оказания медицинской помощи:

Народная медицина

Монастырская медицина





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6020 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.