Предпосылками возникновения медицинского дела на государственном уровне в России можно считать первые попытки приобщиться к официальной западной медицине в эпоху отсутствия медицинских учреждений, когда знахари и знахарки, «лечцы», волхвы и кудесники представляли народную медицину того времени.
В России в Средние века врачевание считалось чародейством, поэтому за вред, причиненный лечением, врач нес ответственность как за умышленное преступление.
Первые письменные упоминания о медицине на Руси восходят к XI в.
Уже такие памятники феодального русского законодательства, как Устав князя Владимира Святославовича (X-XI вв.) и «Русская Правда» (IX-XI вв.), содержали нормы, относящиеся к врачебной деятельности.
«Краткая Русская Правда» – свод русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром в первой четверти XI в.содержит упоминание о «лечцах» (так в летописях назывались врачи). В договор с Византией, отнесенный по летописи к 907 г., было внесено обязательство побежденной Византии предоставлять возможность русским купцам в Константинополе пользоваться баней («да творят им мовь елико хотят») (Мультановский М.П. История медицины. М.: Медицина, 1967. С. 67).
В летописи Нестора XI в содержится упоминание о бане, где лечили простуду и суставы, кожные заболевания, вправляли вывихи, «накладывали горшки» (прообразы современных банок).
Монастырская медицина явилась проявлением повышения роли церкви в жизни общества. Данный вариант оказания медицинской помощи в Древней Руси был первым, который подвергался регламентации. Если народная медицина по объективным причинам регулировалась, по сути, неправовыми средствами (морально – этические нормы, обычаи), то врачевание в монастырях было урегулировано в более значительной мере. Это достигалось за счет положений «Церковного Устава» Владимира Святославича.
«Церковный Устав» Владимира Святославича (996 г.) – источник права Древней Руси, содержащий нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи и др.
Церковный устав князя Владимира объявил больницы церковными учреждениями, а "лечцов" (врачей) - людьми церковными, подведомственными епископу. Этот документ регламентировал устройство и работу благотворительных и медицинских учреждений в России вплоть до XVIII века. В Уставе определялся и источник финансирования - "десятина", которая шла на содержание монастырей и церквей, богаделен, больниц, "странноприимных домов". Десятину составляли налоги: от ссудных дел, от торговли, от урожая и т.д.По своему содержанию Устав состоял из 4-х отделов.
Владимир относил лиц, занимающихся этой деятельностью, к числу служителей церкви.
Следует особенно заметить, что лечение в монастырских больницах оказывалось бесплатно («безмездно врачевание»), что отличает данный вид медицины от народной и светской (городской). В первом случае оплата осуществлялась самыми разнообразными способами, в то время как при светской медицине чаще всего в качестве оплаты служили деньги.
Вместе с тем, церковной монополии на медицинскую помощь на Руси никогда не было. Мудрость предков позволяла развиваться и "частной" - "светской", "мирской" медицине. Светские лекари, в основном, тоже были выходцами из Византии, хотя были и доморощенные эскулапы.
Одновременное функционирование "монастырской" и "мирской" систем оказания медицинской помощи свидетельствует о том, что подданные древней Руси уже в то время имели право выбора врача, причем "Русская правда", что весьма знаменательно, отмечает права "мирских лечцов" требовать плату за свою работу. В Киеве и Новгороде были врачеватели, т. е. люди, для которых лечение было профессией. Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла. Врачеванием в городах занимались светские люди — мужчины и женщины. Врачевание считалось почетным занятием: «Врачебное художество и в мирских и в иноках несть отметно».
Вообще рассматривая состояние медицинского дела в Древней Руси, можно прийти к выводу о наличии в этот период трех принципиальных разновидностей оказания медицинской помощи:
Народная медицина
Монастырская медицина