В послевоенный период в силу сокращения рабочего дня, роста доходов и улучшения жизненного уровня населения, развития средств массовых информаций и появления телевидения, изменились культурные потребности людей. Больше времени людьми стало уделяться чтению газет, журналов, слушанию радио и просмотру телевизионных программ, посещению кино, театра, концертных выставочных залов, а также самообразованию. Близ мест проживания или на дому стали собираться компании разных возрастов, стали вновь популярны загородные прогулки. После войны страна активно восстанавливала сеть культурно-досуговых учреждений, строились новые объекты, часто благодаря безвозмездной помощи молодёжи. В пустующих помещениях открывались клубы. С 50-х годов, когда строительство приобрело массовый характер, в него включились и колхозы, взяв многие объекты на своё содержание. С 1965 года сельские клубы были преобразованы в Дома Культуры. В пределах районного центра открывались комплексы культурно-досуговых учреждений (ДК, кинотеатры, ДМШ, музей, библиотека, ПКиО). В городах строительство велось за счёт государственных средств и фондов предприятий. На общественных началах самодеятельные хоры, театры, оркестры, оперные, балетные студии, филармонии. Для подготовки кадров в созданных ещё во время войны библиотечных институтах началась подготовка специалистов по художественным специализациям и культурно-просветительной работе. В 1964 году библиотечные институты были переименованы в институты культуры (к 1971 году их было уже 8). Развивалось система образования в сфере досуга (культ.- просвет училища), в педагогических вузах открывались факультеты общественных профессий (подготовка руководителей художественной самодеятельности). В досуговые учреждения направлялись на работу выпускники консерваторий, театральных институтов, музыкальных училищ и школ. Среди форм деятельности культурно-досуговых учреждений развивалась лекционная работа (лекции по вопросам экономики, политики, искусства, науки). С конца 50-х появилась новая форма работы - "тематический вечер" - вечер-встречи, вечера-митинги, вечера боевой и трудовой славы, вечера-чествования. Получили распространение "устные журналы", "воскресные чтения". В целях пропаганды научно-технического прогресса в клубах проводились "дни техники", "недели технического прогресса". Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей поэзии, музыки, литературы, кино, радио, фотографии, природы, туризма). Под влиянием клубных программ КВН появилась одноименная передача на ТВ. По прошествии Всемирного фестиваля молодёжи и студентов открывались "клубы любознательных", "клубы интересных встреч" для молодёжи, а позднее - клубы с широкой познавательной программой. К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными режиссёрскими решениями. С середины 50-х получили распространение агитбригады. На рубеже 50-60-х годов появились первые эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки (акробатические, художественной гимнастики). В 60-е годы появились ансамбли бального танца, ВИА, эстрадно-цирковые ансамбли. Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства (больше самобытности и связи с фольклором). Активизировалась работа культурно-досуговых учреждений по проведению массовых праздников и дней, посвящённых профессиям. Продолжалась традиция праздников связанных с этапами трудовой деятельности. Появились праздники, отражающие поворотные события в жизни человека. Увеличился контингент, посещающий, театры, библиотеки, кинотеатры. С 50-х годов с ростом туристического движения музеи расширили свои формы культурно-массовой работы - появились "Дни открытых дверей", передвижные выставки и лектории. Возродились народные университеты, появились университеты повышения квалификации, профессиональные творческие коллективы участвовали по договору в выездных концертах. Большую роль в организации культурно-досуговой деятельности играли профсоюзные, комсомольские организации, органы общественного самоуправления (советы, комиссии, комитеты). На многих предприятиях после работы проводились лекции, экскурсии, коллективные выходы в театр или кино, устраивались концерты и вечера отдыха. При предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, кружки художественной самодеятельности. Развивалась работу по месту жительства, особенно в городах. С середины 50-х с развитием массового жилищного строительства домоуправления выделяли отдельные помещения под культурные мероприятия, занятия спортом, общественные библиотеки. Для зрелищных мероприятий использовались площадки у дома. Для детей во дворах создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, "детские комнаты".
В 70-80-е годы, несмотря на возрастающую тенденцию к "одомашниванию" досуга (во многом через телевизор, да и художественное творчество стало обретать характер "хобби", появляясь в кругу родных и друзей), широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодёжной среде. Появились уличные подростково-молодёжные компании, молодёжные вечеринки, подпольные рок-группы (российский андеграунд). Набирали силу молодёжные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры, брейкеры, фанаты. Интенсивно развивается туризм. Это связано с увеличением количества транспортных средств, находящихся во владении граждан. Параллельно огромную популярность приобретают барды. Туристические походы и экскурсии приобретают всё большую значимость как формы семейного досуга. Появились новые общественно-организационные формы культурной деятельности-формы и центры молодёжной инициативы, молодёжные культурные центры в крупных городах (учредители - местные молодёжные организации), впоследствии они были реорганизованы в Молодёжные центры досуга. С середины 70-х начало развиваться самодеятельное фольклорное движение в городах и сельской местности (фольклорные ансамбли, любительские фольклорные объединения). Продолжает формироваться в районах сеть культурно-досуговых учреждений, в том числе передвижных. На селе начали создаваться централизованные клубные системы (ЦКС). С 1975 года в сёлах возникают культурные комплексы (КК), объединявшие на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные учреждения. Они именовались сельскими или городскими социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Их смысл состоял в совместной организации культурно-досуговой деятельности. Одновременно происходила централизация библиотек - в масштабе района, области или края создавались централизованные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим материалом и штатом работников. С 1974 года начался процесс централизации музеев (музейные объединения).
К 80-м годам в культурно-досуговой сфере наступил кризис. Клубные, библиотечные и музейные объединения отличала текучесть кадров.
Снизился уровень зарплаты работников культуры. К 90-м годам уменьшилось количество бесплатных мероприятий.