Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современного белорусского общества




Своеобразие стратификационной динамики в Беларуси предопределяется рядом обстоятельств, важнейшим из которых является то, что Республика Беларусь является неотъемлемой частью восточноевропейского региона. Анализ устойчивых культурно-исторических особенностей развития данного региона позволит определить специфику социального развития самой Беларуси.

В научной литературе бытует несколько точек зрения относительно характера восточноевропейского социума:

– это отсталая Европа, стоящая перед проблемой модернизации и достижения европейского уровня развития («догоняющее развитие»);

– особый культурно-исторический тип в русле общеевропейской цивилизации, главная проблема – «возвращение» в Европу;

– славянские общества несут на себе черты и последствия «уродливого синтеза» цивилизационных основ Запада и Востока и сегодня осуществляют окончательный «цивилизационный выбор»;

– здесь сложилась особая промежуточная цивилизация, которая представляет собой сочетание либеральных и традиционных ценностей;

– это особая, самобытная цивилизация, решающая проблему не «цивилизационного выбора», а социальной трансформации – «переоценки ценностей», обновления структур и ценностей;

– в отличие от стран «догоняющей модернизации», здесь наложилось два переходных процесса – общемировой процесс перехода от индустриального к постиндустриальному обществу и отражающий задачи «догоняющего развития» процесс перехода к рынку.

Последние две гипотезы популярны больше остальных. Учитывая специфику цивилизационных условий жизнедеятельности восточной Европы, можно выделить ряд важнейших характеристик организации социальной жизни в данном регионе.

Во-первых, цивилизационной особенностью восточноевропейских обществ является неорганичный характер культуры – наличие взаимооппонирующих систем ценностей. Это проявлялось в сосуществовании в ней субкультур, отражающих не только разные этнонациональные культуры, но и разные историко-культурные типы. Имеются в виду европейская либеральная культура, проводником которой выступали высшие слои славянских обществ, и традиционная, базировавшаяся на архаических механизмах коллективистского и уравнительного массового сознания, устоях патриархально-авторитарного уклада жизни.

Во-вторых, особая роль государства в организации общественной жизни, доминирование государственной собственности, неразвитость института частной собственности.

В-третьих, здесь сформировалась своеобразная модель регулирования социальных отношений, в которой не сложились развитые гражданские структуры, а государство выступало в роли арбитра во взаимоотношениях между социальными группами. Социальная структура была основана на жесткой социальной иерархии с четким распределением прав, привилегий и обязанностей социальных групп, на определяющей роли не классовых, а статусно-престижных различий.

В-четвертых, исторические особенности социальной организации восточных славян оказали воздействие на общественное сознание, порождая две характерные установки мышления и поведения. С одной стороны,иррациональный авторитет власти, с другой – правовой нигилизм, ориентация на конфликтное поведение и несанкционированные формы протеста.

В-пятых, это особое положение и место личности по отношению к государству и обществу в целом, которое проявилось в следующем:

1) преобладание государственного начала над личным;

2) первенство социальности (общинности, соборности, коллективизма) над индивидуализмом;

3) примат духовности над меркантильностью, утилитаризмом;

4) скорее созерцательная, чем активная, жизненная позиция, ориентация не на личную активность, а на государственный патернализм.

Указанные ретроспективные особенности социального развития особенно четко себя проявили в формировании социальной структуры современного белорусского общества.

Главное, на что следует обратить особое внимание, это то, что в современном белорусском обществе существенно расширяется сеть критериев стратификационной динамики. Наряду с экономическими, политическими, социокультурными факторами приобретают критериальный статус факторы «теневые» и маргинализационные. Если первые из них подталкивают преуспевающих в соответствующих сферах деятельности индивидов к верхним ступеням имущественной и социально-статусной лестницы, то вторые, наоборот, сталкивают не адаптировавшихся к новым социально-экономическим условиям людей на социальное «дно».

Маргина́л (от латинского margo – край) – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т. д.

Маргинальные слои – стабильная масса людей, не участвующих в общественном разделении труда, не выполняющих общественных функций и не обладающих социальным статусом.

Маргинальность (позднелатинское marginalis – находящийся на краю) – понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е гг. для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Исторический опыт свидетельствует о том, что социальная стратификация может иметь различную внутреннюю структуру, вызванную различиями в интенсивности и всеобщности горизонтальной и вертикальной мобильности, а последние зависят от типа общества. В обществах так называемого «закрытого» типа социальная стратификация и ее динамическое воплощение в социальной мобильности имеют пирамидальную форму. В таком типе общества на верхушке стратификационной иерархии находится узкий социальный слой (скажем, партгосноменклатура в СССР), а подавляющее большинство социальных групп – рабочие, крестьяне, интеллигенция, служащие – составляют нижние, гораздо более обширные этажи социальной пирамиды.

Общества «открытого» типа, или демократические, обладают иной формой социальной стратификации – ромбовидной. Это связано с резким возрастанием в них численности так называемого «среднего класса». В США «средний класс» составляет около 60 % населения.

Средний класс –социальная группа, занимающая промежуточное положение между элитой и классом наемных работников в структуре современного общества.

На данном этапе форму социальной стратификации Республики Беларусь нельзя отнести определенно ни к пирамидальной, ни к ромбовидной. Можно лишь обозначить усиливающуюся тенденцию обретения социальной структуры ромбовидного контура. Это обусловлено во многом тем, что процесс классообразования в республике еще не завершен, о чем убедительно говорит тот факт, что «средний класс» у нас составляет, по оценкам Е. М. Бабасова, 18–20 %.

Многие исследователи считают, что белорусский средний класс находится в зачаточном состоянии. Относительно среднеобеспеченные слои составляют 30 % населения. Но только порядка 10 % белорусов по объективным параметрам (доходы, образование, престиж профессии) можно отнести к среднему классу, хотя субъективно к среднему классу себя относит более двух третей населения. По мнению В. Чернова и С. Николюка, свыше 50 % населения составляют так называемый средний протокласс, или «периферию» формирующегося среднего класса.

Обобщение статистических материалов и данных социологических исследований позволяет сделать вывод, что сложившаяся в Республике Беларусь социоструктурная иерархия, воплощающая в себе имущественное расслоение населения, взаимодействует с иерархической структурой, построенной по социально-статусным критериям. Их субординационный ряд приобретает такой вид:

1) на вершине стратификационной пирамиды находится высший слой – новая элита, в состав которой входят богатые предприниматели (владельцы банков, частных крупных фирм и др.), высшие должностные лица в ранге министра и выше. Это фактически новая буржуазия и высшая государственная бюрократия;

2) высший средний слой –средние и мелкие предприниматели, директорский корпус, популярные художники, артисты, телекомментаторы, крупные ученые, владельцы частных больниц, стоматологи-ческих кабинетов и др.;

3) средний средний слой профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов (служб) крупных, эффективно работающих предприятий, старшие офицеры и др.;

4) низший средний слой учителя, линейные (рядовые) инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие и т. п.;

5) низший слой малоквалифицированные рабочие, крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и правоохранитель-ных органов и др.;

6) паразитические слои – мафиозные группы, рэкетиры, грабители, вымогатели, участники бандитских формирований, колдуны, гадалки, проститутки и т. п.;

7) маргинальные слои – опустившиеся на социальное дно из различных социальных групп, нищие, бомжи, беженцы, вынужденные переселенцы, беспризорные подростки и т. п.

В большинстве случаев верхние ступени социально-имуществен-ной иерархии совпадают с верхними ступенями социально-статусной стратификации (богатые люди, как правило, относятся к высшему социальному слою), а низшие – бедные и нищие – с низшими социально-статусными слоями – маргинальными. Однако такое совпадение происходит не всегда, вследствие чего выделенные семь ступеней в каждой из рассматриваемых матриц не в полном своем объеме коррелируют с соответствующими уровнями другой матрицы, а это еще более усложняет динамику социальной структуры современного постсоветского общества, вносит в нее элементы нелинейности, хаотичности, непредсказуемости.

Кроме названных критериев стратификационной динамики в современном обществе важное значение имеют и социокультурные ин-дикаторы социальной стратификации. К наиболее важным социокультурным критериям структурной дифференциации в современном обществе относятся:

1) этнонациональные (дифференциация на белорусов, русских, украинцев, поляков, литовцев, евреев, татар и т. п.);

2) мировоззренческие (верующие, неверующие, колеблющиеся между верой и неверием, атеисты);

3) религиозно-конфессиональные (православные, католики, протестанты, мусульмане и др.);

4) образовательные (лица с высшим, средним, неполным средним образованием и др.);

5) духовно-культурные (поборники народной, элитарной, массовой культуры, субкультуры, псевдокультуры, контркультуры);

6) идейно-политические (приверженцы либерально-демократи-ческой, коммунистической, праворадикалистской идеологии и т. п.);

7) ценностно-ориентированные (приверженцы религиозной, внерелигиозной морали, нравственного релятивизма, аморализма и т. п.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается сущность социальной стратификации?

2. В чем особенность классового и функционального подхода анализа социальной стратификации?

3. Как объясняет природу социального неравенства Т. Парсонс и в чем основной недостаток такого объяснения?

4. Раскройте сущность следующих понятий: «социальный класс» и «социальный слой». В чем их сходство и принципиальное различие?

5. Какие основные системы социальной стратификации вам известны? К какой системе относится Республика Беларусь? Ответ аргументируйте.

6. Объясните сущность таких понятий, как «дифференциация», «социальная дифференциация», «иерархия». Что такое номинальные и ранговые параметры?

7. Охарактеризуйте феномен социальной фрагментации. Какие виды фрагментации вам известны?

8. Почему многие ситуации, происходящие в современном обществе, могут рассматриваться как проявления социальной гибридности?

9. Что такое социальная мобильность? Назовите причины и функции социальной мобильности.

10. Дайте харатеристику основных ретроспективных организаций социальной жизни восточноевропейского региона.

11. Почему процесс классообразования в Республике Беларусь еще не завершен? Назовите особенности белорусского «среднего класса».

12. Какими особенностями характеризуется стратификационная динамика в современной Беларуси?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бабосов, Е. М. Теоретико-методологические принципы исследования социально-стратификационных процессов в постсоветском обществе / Е. М. Бабосов // Социология. – 2001. – № 4. – С. 19−30.

2. Карабчук, Т. С. Непостоянная занятость и социальная стратификация / Т. С. Ка-рабчук // Социологический журнал. – 2009. – № 3. – С. 55–78.

3. Николаев, В. Г. Миграция и маргинализация в интеракционистской перспективе / В. Г. Николаев // Социологический журнал. – 2010. – № 1. – С. 5–20.

4. Новикова, Л. П. Социальное расслоение в современной Беларуси: основные характеристики уровня жизни / Л. П. Новикова, С. Ф. Сидоренко // Социология. – 2003. – № 4. – С. 41–52.

5. Романюк, К. А. Изменение роли и места досуга в структуре базовых ценностей молодежи на начальном этапе трансформации белорусского общества / К. А. Романюк // Гуманитарно-экономический вестник. – 2008. – № 1. – С. 86–92.

6. Сапелкин, Е. П. Социально-профессиональная стратификация и мобильность молодежи в трансформирующемся обществе / Е. П. Сапелкин // Социология. – 1999. – № 4. – С. 75−80.

7. Скикевич, А. А. Социология села в Беларуси: состояние, перспективы, проблемы / А. А. Скикевич, В. С. Щур // Социология. – 1999. – № 4. – С. 48–55.

8. Смирнова, Р. А. Агрогородки: состояние и перспективы развития / Р. А. Смир-нова // Социология. – 2008. – № 1. – С. 132–145.

9. Терещенко, О. В. Социальная стратификация и социальная мобильность / О. В. Терещенко // Социология. – 1998. – № 4. – С. 75–82.

10. Хельмут, Ш. Формирование социальных структур в современном обществе / Ш. Хельмут // Социология. – 2002. – № 4. – С. 21−43.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 490 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2239 - | 2072 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.