ВВЕДЕНИЕ
Курс лекций по дисциплине «Социология» составлен на основании экспериментальной учебной программы по интегрированному модулю «Экономика» для учреждений высшего образования (регистрационный номер ТД-СГ.008/эксп.).
Основной целью социально-гуманитарной подготовки студентов в учреждениях высшего образования, как определено образовательным стандартом «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин», выступает формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.
Социологическое образование является важнейшим элементом социально-гуманитарного образования. Изучение дисциплины «Социология» позволит будущим специалистам понять социально-экономические явления и процессы, происходящие в мире и белорусском обществе, и применить полученные знания в практической деятельности, сформировать навыки выбора эффективных управленческих решений, познать причины неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов.
Главной целью изучения «Социологии» является формирование у студентов научных представлений о месте и роли социологии в жизни общества, а также получение фундаментальных знаний социологической науки, которые послужат основанием для осмысления общественных процессов и для осознания меры их социальной активности и ответственности.
Важнейшими задачами изучения курса социологии выступают следующие:
усиление общегуманитарной и социологической подготовки студентов;
расширение их культурного уровня;
повышение профессиональных качеств будущих специалистов, которым придется принимать ответственные управленческие решения.
Весь курс разделен на восемь лекций, которые полностью отражают структуру экспериментальной учебной программы по дисциплине «Социология». Каждая лекция содержит вопросы и задания для самоконтроля, которые позволят качественнее закрепить учебный материал.
Ознакомление с основной и дополнительной литературой по каждой лекции позволит развить социологическое мышление студентов; раскрыть специфику социальных отношений и процессов в Республике Беларусь; поможет им разобраться в многочисленных и сложных проблемах социальной жизни, предвидеть социальные последствия их деятельности, уяснить значимость социологии для их будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения социологической теории студент приобретет необходимые знания для лучшего понимания:
основных социологических понятий и категорий;
особенностей протекания социальных процессов в Республике Беларусь;
тенденций развития современных социальных процессов, специфики функционирования социальных институтов в Республике Беларусь;
социально-стратификационной модели белорусского социума;
характеристики социальных общностей в Беларуси;
особенностей социальных и социокультурных процессов в мире и Республике Беларусь;
содержания и особенностей социальной политики в Республике Беларусь в контексте реализации модели ее устойчивого развития.
Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
О СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА
Социально-исторические и теоретические предпосылки
Возникновения социологии
Термин «социология» происходит от латинского sozietas – общество и греческого logos – учение, что означает учение об обществе. Он был введен в научный оборот основателем социологии как науки французским мыслителем Огюстом Контом (1798–1857) в его работе «Курс позитивной философии» в 1839 г.
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII – начале XIX вв.
В это время общество переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации политической и экономической жизни. Одновременно с этим начал интенсивно развиваться капитализм, приведший к появлению двух новых социальных классов – пролетариата и промышленной буржуазии. Произошедшие изменения в социальной структуре усилили поляризацию общества: богатые становились богаче, а бедные – беднее.
На этот же период приходится промышленная революция, оказавшая влияние на многие стороны жизни большинства европейцев. Индустриальная революция основывалась на передовых достижениях в естественных науках, внедряла новые машины и технологии. Вместе с техникой приходил и новый социальный порядок, радикально преобразовывавший все сферы общественной жизни. Его характерными особенностями стали: фабричная система хозяйствования, урбанизация, невиданные ранее взаимодействия больших групп людей, которые становятся повседневными. Строительство предприятий и разрастание городов вызвало огромные миграционные потоки. Множество крестьян покидали свои земельные наделы и отправлялись на фабрики, меняя при этом не только сферу сельскохозяйственной деятельности, но и уклад жизни, привычные образцы социального поведения.
Традиционная философия не могла дать ответа на вопрос о том, что происходит и в чем сущностные причины социальных потрясений. Нужна была новая наука, которая дала бы ответ на вопросы, волнующие человечество.
Изменение мировоззренческих установок фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали устанавливаться позитивные тенденции. Самозарождение социологии было ответом на эти изменения.
Возникновение социологии явилось и результатом развития обществознания. Уже в ХVII в. впервые в теориях «социальной физики» возникает идея о том, что общество – это система. Известные тогда законы естественных наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на многочисленные и противоречивые социальные факты. Именно этим были обусловлены попытки распространения законов этих наук на объяснение общественных явлений. В XVII в., веке Просвещения, общество сравнивается с машиной, в которой каждый винтик выполняет свою функцию. Так объясняются разделение труда, межличностные связи и обмен. В XIX в. предпринимаются первые попытки рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Английские социальные мыслители закладывают основы современной демографии, вырабатывают методы количественного исследования социальных закономерностей. Великие географические открытия приводят к развитию антропологии уже не в медицинском, а в социологическом смысле. Так создается почва для появления новой науки об обществе как целостной системе.
Важным фактором институционализации социологии как науки было накопление обширного объема знаний о многочисленных аспектах жизни общества в рамках социальной философии. Весь этот материал невозможно рассмотреть в рамках общего курса. Но при всех ограничениях нельзя не упомянуть и не дать хотя бы самую общую характеристику взглядов следующих авторов.
Платон. Социальные воззрения Платона (427–347 до н. э.) наиболее полно отражены в работе «Государство». Общество, согласно Платону, пребывает в состоянии хаоса до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок. Основой такого порядка должно быть деление общества на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими духовными качествами, – мудрецы и философы.
Аристотель. У Аристотеля (384–322 до н. э.) опорой общества выступает средний класс. Кроме того, существуют еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше управляется в том случае, если масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богачей ограничены, а средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.
Никколо Макиавелли. Дальнейшее развитие представления об обществе получили в трудах мыслителей Нового времени. В частности, Никколо Макиавелли (1469–1527) в работе «Государь» продолжает основную линию платоновского «Государства», но акцент делается на политической проблематике создания сильного государства. Макиавелли первым стал рассматривать политику в качестве особой сферы деятельности, которая должна осуществляться с учетом «естественных причин» и «полезных правил». При этом поступки правителя не могут оцениваться с точки зрения морали, так как в политике действуют свои особые правила, определяемые соображениями целесообразности и достигнутого результата.
Томас Гоббс. Значительный вклад в развитие социальной мысли внес английский философ-материалист Томас Гоббс (1588–1679), который разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, – это «война всех против всех», абсолютное соперничество людей в борьбе за существование. Именно страх друг перед другом заставляет людей создавать гражданское общество, т. е. такое, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную безопасность.
Монтескье. Философ-просветитель и правовед Шарль Луи де Монтескье (1689–1755) исследовал различные типы политического устройства общества. Он выделял монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, в чьих руках – «всего народа или части его» – находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье в этой области исследования состояла в том, что он установил зависимость форм правления от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций и т. д.
Сен-Симон. Великий социалист-утопист Клод Анри де Сен-Симон (1760–1825) был первым мыслителем, заявившим о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. Он считал, что общество представляет собой живой и целостный организм, функционирующий по объективным законам, которые необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Эти идеи Сен-Симона в дальнейшем получили развитие в работах его ученика О. Конта, которого и принято считать основоположником социологии в ее современном понимании.
Таким образом, возникновение социологии было подготовлено всем предшествующим идейным, социально-политическим, экономическим, духовным развитием человечества. Оно также было связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в европейских странах в конце XVIII – начале XIX вв., с потребностями становления совершенно нового общества.
Объект и предмет социологии. Понятие социального
Изучение любой науки начинается с выяснения ее объекта и предмета исследования. Эти понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны.
Объект науки – это сфера реальности, на которую направлен исследовательский поиск в целом.
Предмет науки – это такие элементы, аспекты, свойства объекта, которые непосредственно изучаются данной наукой и определяются ее спецификой. Различные науки, исследующие один и тот же объект, могут иметь разные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма человека, физиология – функции его органов, медицина – его болезни и т. д.). Но у этих совершенно различных объектов, изучаемых разными науками, имеется одно очень важное, общее для них свойство – они существуют вне нас, независимо от нашего сознания и воли.
Определение объекта социологии не вызывает особых затруднений. Объектом социологии,как это вытекает из самого ее названия, является общество, т. е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы.
Общество, так же как физические или биологические явления и процессы, существует независимо от воли и сознания людей. И в этом смысле объект социологии столь же объективен, как объект изучения физики, биологии и других наук. Но он обладает и весьма существенными отличиями. Если весь многообразный физический мир, все его процессы и явления не зависят от сознания человека, т. е. являются вполне и абсолютно объективными, то процессы, происходящие в обществе, так или иначе связаны с сознанием людей. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые частично совершаются неосознанно, но в значительной своей части они происходят осознанно, требуют волевых усилий человека и связаны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями. А это значит, что в отличие от явлений и процессов физического мира, которые бывают абсолютно объективными, процессы и действия, изучаемые социологией, носят объективно-субъективный характер, в них объект и субъект действия связаны неразрывными узами. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своем сознании, в своем развитии, в своих действиях зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объекта социологии,в качестве которого выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей – индивидов и их групп.
Выяснив своеобразие объекта социологии, мы получаем возможность определить, в чем заключается ее предмет. Если объект исследования, в том числе и социологии, находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом исследования дело обстоит иначе. Он возникает в качестве предмета исследования не вне человеческого сознания, а в нем, когда человек, изучающий какой-либо объект, стремится выделить из него для исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности.
Например, футбол как игровой вид спорта может стать предметом исследования различных наук. Физиология может исследовать действия футболистов во время матча или тренировки с точки зрения происходящих в организме процессов возбуждения или торможения нервной системы либо обменных процессов, протекающих в организме и т. д. Психология может исследовать футбол как проявление специфических психических процессов формирования умений и навыков владения мячом, разнообразия темпераментов, характеров, способностей футболистов, степени их сплоченности, волевых усилий, мотивации их деятельности. Социология же может исследовать футбол как специфическое социальное явление, как соперничество двух различных социальных групп, как элемент престижа нации (например, в Бразилии, Англии или Италии), как способ проведения свободного времени, как разновидность рекреативной деятельности (если в футбол играют непрофессионалы) и т. п.
Что же касается социологии, то она изучает не какой-то отдельный, пусть очень важный срез общественных процессов и отношений, но прежде всего человека как существо социальное, становящееся человеком только благодаря сознанию и взаимодействию между людьми в специфическом социальном мире, т. е. феномен «хомо социалис». Поэтому социология носит интегративный характер, включая в себя и перерабатывая на свой лад знания из экономической теории, политологии, психологии, юриспруденции, теории культуры.
Если мы учтем все сказанное, то становится ясно, что предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.
Социальное –исходное и центральное понятие социологии. Вопрос о сущности феномена «социальное» и о его значении для определения предметного поля социологии остается в настоящее время дискуссионным.
В отечественной традиции длительное время отсутствовало четкое разграничение между понятиями «общественное» и «социальное», что было в известной степени обусловлено некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использовались понятия «общественное» и «гражданское». При этом понятие «социальное» рассматривалось как синоним понятия «общественное», а понятие «гражданское» относилось к юридической науке. Постепенно с развитием социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение.
Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) связана с отношением людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект.
Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии. Оно возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.
Социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.
После уяснения специфики предметной области социологии и сущности объекта ее изучения можно сформулировать определение социологии как науки.
Социология –это наука об особенностях, тенденциях и закономерностяхстановления, развития и взаимодействий различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определенных социальных отношений и в определенных исторических условиях. Е. М. Бабосов
Социология − это отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Ю. Г. Волков
Социология – это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных. П. А. Сорокин
Социология – это научное изучение общества и общественных отношений. Н. Смелзер
Другими словами, социология – это наука, исследующая человеческие отношения во всех формах их проявления.